ОНТОГЕНЕЗ: ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ И ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Отногенез — индивидуальное развитие организма от начала его существования до конца жизни (от зиготы до деления или смерти). Периоды онтогенеза — эмбриональный и постэмбриональный.
На примере примитивного хордового животного — ланцетника
Эмбриональный (зародышевый) период: от первого деления зиготы до выхода из яйца или рождения молодой особи. Включает три основных этапа: дробление, гаструляцию и органогенез | ||
Что происходит? | Как происходит? | Результат |
Дробление | Зигота делиться много раз митозом. Клетки – бластомеры, они не расходятся и не увеличиваются в размерах *Морула – бластула без бластоцели | Бластула – однослойный многоклеточный зародыш (шар с полостью – бластоцелью с жидкостью «насекретированной» клетками) |
Гаструляция | Впячивание (инвагинация) части бластодермы внутрь бластоцели | Гаструла – двуслойный многоклеточный зародыш (чаша из эктодермы – листок снаружи и энтодермы – листок внутри и полости – первичная кишка + первичный рот (гастропор=бластопор). |
Нейруляция + органогенез | Образование мезодермы - она формируется в виде парных карманоподобных выпячиваний эпителия первичной кишки в бластоцель. В итоге от первичной кишки отшнуровываются замкнутые пузырьки, или мешочки, с полостью внутри. Они и представляют собой зачатки мезодермы, а полость внутри пузырьков — вторичную полость тела. | Нейрула – трехслойный многоклеточный зародыш, образуются нервная трубка, хорда и пищеварительная (кишечная) трубка. + Органогенез - закладка осевых органов. Из трех зародышевых листков формируются все ткани и органы животных. |
Первично и вторичноротые
|
Первичноротые - гастропор (бластопор) в дальнейшем превращается в рот, анальное отверстие прорывается заново на заднем конце тела, скелет наружный (кутикула, хитиновый или раковина); передняя и задняя кишки развиваются путём впячивания эктодермы: черви, моллюсков и членистоногих
Вторичноротые - первичный рот превращается в анальное отверстие, а ротовое отверстие образуется на противоположной стороне зародыша, вторичная полость тела (целом), развивающаяся из выпячиваний кишечника; скелет внутренний, мезодермального происхождения; нервная система закладывается в виде эктодермальной пластинки, впячивающейся под кожу: иглокожие и хордовые.
ОСТОРОЖНО БООООООЛЬ!!! (поэтому я написала ассоциации, которые мне помогли запомнить эту жесть)
Зародышевый листок | Органогенез | Дашины ассоциации |
Энтодерма – внутренний листок | 1. Эпителий ЖКТ и дыхательной, мочевого пузыря | Изи-бризи, это покрывает нас внутри |
2. Поджелудочная, щитовидная и паращитовидная железа | Железы выделяют гормоны, а они регулируют внутреннюю среду | |
3. Печень | Выделяет желчь вовнутрь | |
4. Плавательный пузырь (у костных рыб) | У рыб пустой ВНУТРЕННИЙ мир, потому что в плавательном пузыре газ | |
Мезодерма – средний листок | 1. Гладкая, скелетная, сердечная мускулатура | Мышцы начинаются на М, как и мезодерма |
2. Соединительная ткань: кровь, лимфа, жировая, волокнистая, кости, дентин зубов, хрящи | Соединяет внешний и внутренний листок – соединительная ткань | |
3. Брыжейка | Соединяет органы брюшной полости со стенкой живота – она МЕЖДУ ними | |
4. Семенники и яичники | Обеспечивают отношения МЕЖ полами | |
5. Почки | Придумайте что-то, ибо | |
6. Хорда | я иссякла | |
Эктодерма – наружный листок | 1. Нервная система (+ рецепторные клетки органов чувств) | Нервная система нужна чтобы связываться с ВНЕШНЕЙ средой |
2. Эпидермис кожи (+ ногти, волосы, потовые и сальные железы) | Изи-бризи, это покрывает нас снаружи | |
3. Хрусталик глаза | Весь глаз из эктодермы – смотрит вовне | |
4. Зубная эмаль | Покрывает зуб снаружи |
|
Постэмбриональный период начинается после рождения или вылупления из яйца организма. | ||
Прямое развитие – детеныш рождается и имеет все органы взрослого организма и похож на него | Непрямое развитие (с метаморфозом) | |
птицы, млекопитающие, пауки, рептилии | Полное превращение | Неполный метаморфоз |
яйцо – личинка – куколка – имаго | яйцо – личинка – имаго | |
Пчелы+осы+муравьи (перепончатокрылые),бабочки (чешуекрылые), жуки (жесткокрылые), мухи и комары (двукрылые) | Земноводные, тараканы, кузнечики и саранча (прямокрылые), клопы (полужесткокрылые) |
Биологическая роль непрямого развития: организм более полно использует ресурсы среды - личинки и взрослые особи чаще всего используют разные пищевые ресурсы, а также довольно часто обитают в разных средах жизни (встречаются исключения – например, насекомые с неполным превращением). При этом снижается конкуренция и повышается выживаемость вида.