Декабрь – январь – февраль




Программная литература, рекомендуемая для чтения детям в зимние месяцы, богата произведениями, которые способны вызвать у малышей умиротворенное настроение. Эти произведения можно читать детям и перед дневным сном, хотя у данной рекомендации есть как защитники, так и противники. Но практика показывает (это подтверждают и медицинские работники), что негромкое чтение без резких изменений тональности не нарушает сон детей.

Перед сном можно читать детям следующие произведения: С. Маршак. «Тихая сказка», Б. Поттер. «Ухти-Тухти» (пер. с англ. О. Образцовой), Й. Чапек, сказки из книги «Приключения песика и кошечки» (пер. с чеш. Г. Лукина), Е. Бехлерова. «Капустный лист» (пер. с польск. Г. Лукина), сказка «Храбрец-молодец» (пер. с болг. Л. Грибовой).

Можно предложить детям убаюкивающую русскую народную песенку «Заря-зареница…»:

Заря-зареница,

Солнцева сестрица,

День замыкает,

Месяц зажигает.

И лес-то спит,

И река-то спит,

Ходит сон

У окон,

Оле (Саше, Маше, Диме и т. п.) спать велит.

 

В свободное время желательно прочитать детям рассказ Л. Воронковой «Маша-растеряша», так как Машины неприятности свойственны многим детям. В аналогичной ситуации стоит лишь продекламировать строчки из произведения («Надо вещи убирать – не придется их искать»), и дети (ребенок) сразу же проверяют, все ли убрано в шкаф.

В преддверии новогоднего праздника нужно помочь детям подготовиться к утреннику, походу на елку вне детского учреждения. Для этого можно предложить детям запомнить новогодние стихотворения. (В приложении представлены стихи, которые отличаются по сложности и рассчитаны на детей с разным уровнем речевого развития.)

Воспитывая чувство юмора, целесообразно помогать детям запоминать шуточные стихи. Например, стихотворение «Ежики смеются» К. Чуковского:

У канавки

Две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

Все не могут перестать:

«Эх вы, глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы».

 

Примеры подобных веселых стихов приведены в приложении. Если чаще читать их в подходящих ситуациях, дети начинают реже обижаться. Иногда малыши и сами пробуют шутить.

В солнечный день уместно прочитать детям стихотворение А. Пушкина «Свет наш, солнышко!..», а в ранних сумерках – «Месяц! Месяц!..» (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»).

«Храбрый еж» Д. Хармса – подходящая сказка для вечернего досуга.

В зимние месяцы можно провести с детьми игры, сопровождая их словами народных песенок: «Купите лук…» (пер. с шотл. С. Маршака), «А мы просо сеяли, сеяли…», «Жили у бабуси…»

Рассказ «Ступеньки» Н. Носова вдохновит детей на пересчет ступенек на лестницах детского сада, что избавит от сутолоки и баловства на лестнице.

Возможно, что не все произведения удастся прочитать в эти три зимних месяца. С оставшимися произведениями надо обязательно познакомить детей летом.

Для кукольного театра очень подходит финская сказка «Лиса-нянька» (пер. Е. Сойни).

Решая программные задачи по активизации словаря и совершенствованию грамматических навыков, в моменты самостоятельной деятельности малышей (на прогулке, в помещении) с подгруппами (5–6 человек) и с отдельным ребенком, необходимо проводить дидактические игры «Не ошибись», «Чудесный мешочек», дидактические упражнения «Добавь словечко» (цветок – цветочек, замок… (замочек); чтобы заваривать чай, нужен… (чайник), чтобы готовить кофе, нужен… (кофейник), молоко к чаю (кофе) подают в… (в молочнике)) и т. п.

С небольшими группами детей (2–3 человека) в процессе индивидуальной работы с ребенком следует проводить игры «Что изменилось?», «Чего не стало?». Желательно, чтобы дети неоднократно проговаривали слова, образованные по аналогии (чайник, молочник; конфетница, сахарница, хлебница) и при этом учились правильно характеризовать расстановку предметов на столе: «Теперь где стоит сахарница? – Около сухарницы. – Правильно. Но можно сказать иначе – рядом с сухарницей, совсем близко от сухарницы, около сухарницы. А сейчас что-то изменилось? – Сухарница стоит впереди конфетницы. – А можно сказать иначе – перед конфетницей». И так далее.

Перед празднованием Нового года в дошкольных учреждениях или после праздников целесообразно рассмотреть с детьми картины «Наряжаем елку» [11] и «Дед Мороз» [12]. Эти картины помогут малышам вспомнить о том, как они украшали елку дома или в группе; Деда Мороза (где видели его, не испугались ли, получили ли подарки).

Наряжаем елку

Педагог предлагает вниманию детей картину, спрашивает, о чем она.

«И кто же украшает елку? – уточняет педагог. – Что делает воспитатель? (Собирается повесить шарик.) Вам нравится ее платье? Какое оно? (Лиловое, сиреневое.) А прическа нравится?

Девочка в желтом платьице… (любуется красивой голубой снежинкой). А девочка в голубом фартучке повесила на елку… (красную звездочку).

За спиной воспитателя стоит… (рыжеволосый мальчик в зеленом комбинезончике). Он держит… (коробку с шариками – красным и желтым).

Давайте посмотрим, какие игрушки уже висят на елке. (Ответы детей.)

Украшена не только елка, но и стены зала. На стенах висят… (звездочки и красивая гирлянда).

Как вы думаете, веселый праздник будет у ребят? Они будут… (петь, танцевать, водить хоровод вокруг высокой, зеленой, красивой елки).

Дед Мороз

«Сегодня мы с вами будем рассматривать волшебную картинку, – начинает занятие воспитатель. – Думаю, что она вам понравится. Проверим?»

Дети рассматривают картинку, педагог, не вмешиваясь, выслушивает их реплики.

«Итак, мимо окон детского сада шагает… (Дед Мороз). Как он одет? (На нем красная шуба с белой отделкой. Красная с белым шапка.)

Дед Мороз несет… (большой мешок с подарками). На мешке… (сидит белочка). Она на ребятишек глядит. А где ребятишки? (В окно смотрят.)

Мальчик радуется, что-то кричит. Как вы думаете, что он кричит?

А девочка испугалась. Чего она испугалась? (Вдруг Дед Мороз мимо пройдет, не зайдет к детям.) Успокойте ее, скажите: „Не волнуйся. Зайдет к вам Дед Мороз“.

А что у Деда Мороза в руке? (Волшебный посох. Он помогает Деду Морозу ходить быстро-быстро и всюду успевать.)»

Как правило, детям очень нравится эта картина, поэтому, завершив занятие, педагог оставляет ее для рассматривания наиболее любознательным малышам.

Воспитатель предлагает детям попросить Деда Мороза принести подарок, который они очень хотят получить (перед Новым годом), или поблагодарить его за подарок, который они уже получили (после Нового года).

 


Декабрь

Занятие 1. Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

Цель. Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обраб. М. Булатова), с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки.

Ход занятия

Воспитатель, используя разные приемы (зачитывает отрывок из произведения, показывает обложку книги или крупный рисунок и т. п.), помогает детям вспомнить русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух и лиса». Интересуется, добрая ли лиса в этих сказках. Подтверждает ответы детей: «Лиса хитрая, обманщица. Лукавая лисонька», – и напоминает отрывок из сказки «Колобок»: «Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький… Славная песенка! Да то беда, голубчик, что стара я стала, плохо слышу».

Воспитатель сообщает детям, что не во всех русских народных сказках лиса хитрая, лукавая: «В сказке „Снегурушка и лиса“ эта хитрюга совсем другая. Хотите убедиться в этом?»

Педагог читает сказку. Дает детям возможность высказать свои впечатления. Просит охарактеризовать лису.

Затем напоминает, что, усевшись на ветку, Снегурушка плакала. Дети все вместе, а затем индивидуально пробуют припевать (упражнение на проговаривание звукосочетания ау и выразительное, интонационно верное воспроизведение причитания Снегурушки):

Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

 

Примечание. В свободное время, в часы, отведенные для досуга, в вечерние часы самостоятельной деятельности детей можно показать им сказку в исполнении кукольного театра или дать послушать в записи. Позже можно помочь детям разыграть сказку (совершенствование диалогической речи).

Занятие 2. Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек»

Цель. Помочь детям вспомнить сказку «Снегурушка и лиса». Упражнять в произношении слов со звуком э (игра «Эхо»), в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»).

Ход занятия

Часть I. Воспитатель спрашивает у детей, кто такая Снегурушка и что с ней случилось («А Снегурушка ходила, ходила по лесу, совсем заблудилась»).

Просит вспомнить, как плакала, причитала Снегурушка, сидя на ветке дерева.

«Дедушка с бабушкой поблагодарили лису за то, что внученьку привезла, – продолжает разговор воспитатель. – Что они говорили, как лисоньку угощали?» Выслушивает ответы детей и зачитывает отрывок со слов: «Ах ты, наша дорогая! Войди к нам в избу…»

Часть II. Педагог рассказывает детям о том, что в некоторых местах, особенно в горах, есть эхо: «Горы будто передразнивают людей, которые что-то кричат. Например, „Ау!“ – скажем мы все вместе громко и протяжно, а эхо ответит нам: „У-у-у“».

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Эхо». Дети кричат:

– Э-э-э-й! («Эй», – повторяет педагог, исполняющий роль эха.)

– Э-э-э-хо! («Хо-о-о», – произносит воспитатель чуть тише.)

– Э-э-э-ля! (Ля-я.)

– Эмма! (Ма-а.)

– Эдик (И-ик.) И так далее.

Воспитатель достает «чудесный мешочек» и объясняет детям правила игры. Он вызывает ребенка, который исследует предмет, ощупывая его в мешочке, сообщает, что это за предмет и из чего он сделан. (В мешочке могут находиться мелкие предметы из резины, дерева, металла, меха, лоскутки ткани и т. п.) Если ответ правильный, предмет остается на столе воспитателя, если ребенок ошибся, вещь возвращается в мешочек.

Примечание. Для закрепления правильного произношения звука э в словах, можно прочитать детям русскую народную потешку:

На улице

Три курицы

С петухом дерутся.

В окошечко три девицы

Смотрят и смеются:

«Кыш-кыш! Ха-ха-ха!

Пожалейте петуха!»

 

При повторном чтении дети проговаривают две последние строчки, упражняясь в интонационной выразительности их воспроизведения.

Занятие 3. Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет», стихотворения А. Босева «Трое»

Цель. Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идет», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А. Босева «Трое» (пер. с болг. В. Викторова).

Ход занятия

Часть I. Воспитатель выясняет, помнят ли дети, как они радовались первому снегу, ловили снежинки, наблюдали, как они падали. «А почему вы радовались?» – интересуется педагог и выслушивает ответы детей.

Воспитатель читает рассказ Л. Воронковой «Снег идет». Затем спрашивает, рассматривали ли дети снежинки, что они заметили. После ответов детей зачитывает описание снежинок.

Часть II. «Зимой в хорошую погоду приятно гулять, – продолжает разговор педагог. – Можно снежинки ловить, можно… (снежки лепить, снежную бабу сделать, с горки съехать, на лыжах покататься…). Но лучшим другом малышей в зимнее время являются санки.

На заснеженной полянке

Я,

Зима И санки.

Только землю

Снег покроет —

Собираемся мы трое.

Веселимся на полянке —

Я,

Зима

И санки».

 

Воспитатель выясняет, понравилось ли детям стихотворение. Читает его еще раз.

Примечание. В последующие дни, особенно когда дети катаются на санках, педагог читает стихотворение, приветствуя попытки малышей помочь ему.

Обязательно нужно предложить кому-нибудь из детей прочитать стихотворение на новогоднем празднике.

На прогулке можно попросить детей добавить словечко: снежинка – снежиночка, крупинка… – (крупиночка), вертушка… – (вертушечка) и т. д.

Занятие 4. Игра-инсценировка «У матрешки – новоселье»

Цель. Способствовать формированию диалогической речи; учить правильно называть строительные детали и их цвета.

Предварительная работа. Воспитатель просит старших дошкольников сделать из цветной бумаги фонарики (колокольчики) с петельками, чтобы их можно было повесить на елку.

Педагог готовит набор деревянных строительных деталей (кубики, кирпичики, арки).

Ход занятия

Дети сидят за стоящими в ряд столами, на которых вперемешку лежат детали конструктора.

Воспитатель рассказывает: «Подарили детям младшей группы красивую матрешку. Вот она! (Показывает игрушку.) Однажды матрешка смотрела книжку с картинками и увидела в ней еще одну матрешку. Матрешка стояла около красивого дома. Вокруг дома был зеленый забор, к дому вела дорожка. Вот какой дом был у матрешки! (Показывает рисунок.) Захотелось и нашей матрешке иметь такой дом. Скажите ей: „Не огорчайся, матрешка. Мы построим тебе дом. Видишь, мы уже приготовили кубики и кирпичики“».

«Пусть у меня будет красивый дом, – просит матрешка, – вот из таких кубиков (показывает на красный кубик)».

«Хорошо, – соглашается педагог, – пусть дети найдут и приготовят красные кубики. А я пройду и соберу их. Итак, кто успел раньше других найти нужные кубики? У Вовы красный кубик. У кого еще?» Просит детей отвечать так: «Еще у меня красный кубик!» («У меня тоже…»)

От красных кирпичиков, если таковые выбраны детьми, матрешка отказывается. «А пол в красном домике лучше сделать синий!» – «говорит» она.

«Хорошо, – соглашается педагог. – Попросим детей приготовить синие кирпичики».

Дети находят синие кирпичики; затем зеленые кирпичики и арочки (разного цвета), из которых будет построен забор; желтые кирпичики для строительства дорожки.

«Сейчас, – говорит воспитатель, – я построю тебе, матрешка, маленький домик».

«Мне очень нравится домик, – сообщает матрешка. – Большое вам спасибо! И я приглашаю вас на новоселье».

«А мы с вами устроим праздничный фейерверк», – говорит воспитатель и предлагает детям взять у него со стола по фонарику (колокольчику) любого цвета. У 5–6 человек педагог выясняет, какого цвета игрушки они взяли.

Затем воспитатель продолжает: «Сейчас, матрешка, вокруг твоего домика загорятся синие фонарики (расцветут синие колокольчики). Видишь, сколько синих огней!

Дети поднимают вверх игрушки синего цвета и кричат „Ура!“

Погасли синие огни (дети опускают игрушки) и зажигаются красные. (Дети поднимают вверх игрушки и кричат, Ура!“) Смотри, матрешка, как красиво вокруг. Будто расцвели красные цветы».

Далее загораются желтые огоньки, затем зеленые.

Матрешка приглашает детей потанцевать.

Позже бумажными игрушками дети украшают елку (в группе, в холле).

Январь

Занятие 1. Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель. Познакомить детей со сказкой «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова), вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку

Предварительная работа. Накануне воспитатель привлекает внимание детей к иллюстрированному изданию сказки (эту сказку иллюстрировали художники: В. Лосин, Е. Рачев, А. Савченко, В. Конашевич, А. Елисеев) и просит догадаться, о чем это произведение, что случилось с мальчиком, которого родители оставили со старшей сестрой.

Ход занятия

Воспитатель, демонстрируя детям книгу, спрашивает, интересно ли было рассматривать рисунки.

«Догадались, о ком эта сказка? – уточняет воспитатель. – Куда гуси-лебеди унесли маленького Ванюшку? Трудно его было у Бабы-яги выкрасть?»

Педагог хвалит детей за наблюдательность, умение рассматривать иллюстрации. Затем читает сказку.

Воспитатель дает детям возможность обменяться впечатлениями. Спрашивает, почему яблонька, печка и сказочная речка помогли Маше и Ванюше спрятаться от гусей-лебедей. Зачитывает эпизод, например, первую встречу девочки и яблоньки.

Если есть возможность, педагог демонстрирует книгу с рисунками другого художника.

Примечание. На прогулке целесообразно поиграть с детьми под текст русской народной песенки «Гуси, гуси…», удовлетворив потребность малышей в движении и предоставив им возможность вести диалог: «Гуси, гуси?» – «Га-га-га». – «Есть хотите?» – «Да, да, да». И так далее.

Позже, когда дети наиграются и набегаются, следует побеседовать с теми из них, кто малоактивен на речевых занятиях.

«Вы умные, сообразительные дети, – говорит воспитатель. – Вы сможете мне помочь, подсказав правильные слова. Как ласково называют яблоню? Речку?.. Сказку?.. Сашу?.. Машу?..» (Педагог называет имена детей, с которыми общается.)

Другой группе детей воспитатель предлагает закончить следующие предложения: «Были гуси, нет… (гусей). Были лебеди, нет… (лебедей). Были куры, нет… (кур). Были индюки, нет… (индюков). Были утки, нет… (уток). Были соловьи, нет… (соловьев) ».

Занятие 2. Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картин

(по выбору педагога)

Цель. Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения.

Предварительная работа. Утром при появлении в группе первых детей педагог просит их еще раз посмотреть рисунки к сказке «Гуси-лебеди» и выбрать понравившиеся. «О них вы расскажете на занятии», – поясняет педагог и дает детям задание: сообщать сверстникам, пришедшим позже, о необходимости внимательно рассматривать рисунки.

Первый вариант

Ход занятия

Часть I. Воспитатель усаживает детей за стоящие в ряд столы (перед столами стоит мольберт).

«Рассматривать картинки в книжках очень-очень интересно, – начинает занятие воспитатель. – Если рассматривать их внимательно, можно узнать много интересного. Скажите, какой рисунок к сказке „Гуси-лебеди“ вам понравился больше всего?» Педагог выслушивает ответы детей. Затем предлагает послушать, что он увидел, рассматривая рисунок, который понравился многим детям. Далее ярко, образно описывает рисунок, на который малыши вообще не обратили внимания.

Часть II. Воспитатель просит детей быстро и тихо, не мешая друг другу, сесть лицом к мольберту. Проверяет, не закрыли ли они обзор друг другу.

Педагог предлагает вниманию малышей картину «Зимой на прогулке» [13]. Дает им возможность рассмотреть картину, высказать свои впечатления. Потом указывает на старшего мальчика, который везет малыша, и спрашивает: «Как вы думаете, малыш доволен? Почему?» Выслушивает ответы, уточняет их и задает новый вопрос: «А что делают девочки?» Выслушав ответы, обращает внимание детей на сидящего в санках медвежонка: «Не для него ли девочки что-то делают?» Уточняет ответы, предположения детей.

«Мишка не хочет сидеть в санках, капризничает, – поясняет педагог. (Э-э-э — подражают дети хнычущему медвежонку.) Девочки говорят ему… Как вы думаете, что они говорят?»

Воспитатель предлагает полюбоваться тем, как красиво вокруг. («Падают, кружатся снежинки», – замечают малыши.) Затем рассказывает: «Зима. Идет пушистый снег. Дети гуляют. Старший мальчик везет на санках малыша. Малыш доволен. Девочки взяли на прогулку медвежонка.

„Сейчас, мишенька, мы сделаем горку и покатаем тебя. А пока посиди в санках“, – говорят девочки».

Педагог повторяет рассказ. Дети помогают ему, договаривая выделенные слова.

Второй вариант

Ход занятия

Часть I. Такая же, как в первом варианте занятия.

Часть II. Воспитатель рассказывает ребятам о том, что зимой, когда на участках детских садов (в лесу, в парке, во дворах домов) много снега, дети и взрослые с удовольствием лепят снеговиков.

«Очень красивый снеговик вот на этой картине. Показать?» – спрашивает педагог.

Дети рассматривают картину «Вот это снеговик!» [14], обмениваются впечатлениями.

«Нравится снеговик? – интересуется воспитатель. – Опишите его… (Очень большой, толстый. На голове – красное ведерко. Нос – длинная оранжевая морковка. Глаза с ресницами. Улыбается во весь рот…)

Как вы думаете, почему снеговик улыбается. (Воспитатель принес ему не просто метлу, а очень нарядную метлу, украшенную большим красным бантом. Должно быть, метла ему понравилась.)

Около снеговика дети. Они только что увидели снеговика и любуются им. Расскажите о детях.

Кругом нарядно, красиво. Согласны со мной? (Много снега. Деревья и кусты в снегу. А елки и сосны – зеленые. Видна крыша домика.)

Занятие можно закончить таким рассказом: «Этого снеговика лепил весь детский сад – взрослые и дети. Замечательный снеговик получился, большой, толстый, веселый и красивый. Глаза у него с ресницами, нос – длинная морковка, на голове красное ведерко.

Воспитатель в нарядной оранжевой дубленке принес снеговику метлу, да не простую метлу, а с большим красным бантом. Снеговик глаз от метлы отвести не может.

Полюбоваться снеговиком прибежали дети, и замерли, восхищенные. А кругом – тишина и красота».

Занятие 3. Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Цель. Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии.

Ход занятия

Часть I. Педагог демонстрирует куклу. «Это говорящая кукла, – объясняет он, – она умеет говорить: „Ма-ма“. Что говорит кукла?»

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Заводные куклы»: «Вы будете говорящими куклами. Любую (любого) из вас я заведу ключиком – вот так. Тот, кого я завела, должен четко сказать: „Ма-ма“». (Дети постарше говорят: „Мама! Я тебя люблю!“)

После того как 5–6 малышей выступят в роли заводных кукол, игра продолжается в несколько измененном варианте. Дети изображают заводных коров, телят, кошек и котят (по выбору). Воспитатель напоминает, что голоса взрослых животных грубее, а голоса детенышей тоньше. («Заведу-ка я вот этого беленького котеночка… Сейчас заведу большого черного кота. А сейчас я заведу игрушку, а вы догадайтесь, кто это…»)

Далее педагог рассказывает, выставляя на фланелеграф картинки: «Медвежонок Мишка катает снежный ком. Что он делает? (Хоровые и 2–3 индивидуальных ответа.) А Мурка ему мешает. Кто мешает? Что Мурка делает? Мурка, не мешай Мишке! (Хоровые и несколько индивидуальных повторений.) Лучше помоги ему! Мурка стала помогать, и они вдвоем слепили вот этого снеговика. И дали ему метлу. Что они дали снеговику?»

Далее вниманию детей воспитатель предлагает рассказ без наглядного сопровождения: «Жила-была Мурка. Как звали кошку? Она очень любила молоко. Что любила Мурка? Быстро-быстро лакала она молоко язычком. Покажите, как она это делала? А еще Мурка любила мыться. Что она любила делать? Но мылась она без мыла. Да-да! Просто чисто-чисто вылизывала свою шкурку язычком».

Педагог читает стихотворение Г. Сапгира «Кошка». Затем повторяет его, а дети участвуют в диалоге (от лица кошки).

– Кошка, как тебя зовут?

– Мяу.

– Стережешь ты мышку тут?

– Мяу.

– Мяу, хочешь молочка?

– Мяу.

– А в приятели – щенка?

– Фр-р!

 

Часть II. Воспитатель просит детей вспомнить, в чем дома и в детском саду лежит мыло. (В мыльнице.) Просит вслушаться в слова мыло, мыльница и повторить их.

«А теперь будьте внимательны: мыло – в мыльнице, сахар… (в сахарнице), конфеты… (в конфетнице), салат… (в салатнике), хлеб… (в хлебнице)».

Примечание. На прогулке целесообразно (индивидуально) побеседовать с желающими детьми («кошками»), оценивая интонации, с которыми они произносят мяу и фр-р.

Занятие 4. Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка»

Цель. Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь.

Ход занятия

Часть I. Воспитатель сообщает детям, что его Язычок научился хорошо петь новую песенку: «П-п-п». Дети хором и поочередно произносят звук.

«Эта песенка отчетливо звучит, когда пищат мыши и цыплята: „Пи-пи-пи“», – говорит педагог и предлагает поиграть в игру «Заводные цыплята».

Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы малыши отчетливо произносили звукоподражания.

Воспитатель, используя фланелеграф, знакомит детей с мышатами (мышата появляются по одному): Пиком, Паком и Поком.

Мы веселые мышата —

Пик, Пак, Пок!

Никого мы не боимся,

Пик, Пак, Пок!

Даже кошки не боимся,

Пик, Пак, Пок!

 

(Появляется кошка.)

Ой, спасите, помогите!

Пик, Пак, Пок!

 

Воспитатель повторяет песенку, а дети помогают ему, называя имена мышат. Песенка исполняется 2–3 раза.

Часть II. Воспитатель дает детям (4–5 малышам) товар на продажу. Учит рекламировать его: «Пироги, кому вкусные пироги! Пироги с любой начинкой! Подходите, не прозевайте!»; «Пуховые подушки! Самые лучшие!» и т. п. Дети могут продавать печенье, плюшки, погремушки, перинки для кошечек и собачек и т. п. Воспитатель и дети-покупатели (им педагог раздает «деньги») проходят между рядами продавцов, которые предлагают, расхваливают свой товар. Его непременно надо купить. Затем роль продавцов исполняют другие дети.

Примечание. В стихотворении В. Орлова «Три пингвина» (приводится в сокращении) героев зовут также, как мышат из песенки, представленной выше, – Пик, Пак, Пок. Педагог может песенку мышат использовать для отработки произношения звуков п, пь, а стихотворение В. Орлова – для закрепления материала.

Жили-были три пингвина —

Пик, Пак, Пок.

Хорошо и дружно жили —

Пик, Пак, Пок.

Как-то утром на рыбалку

Пик, Пак, Пок.

Зашагали вперевалку Пик,

Пак, Пок.

Наловили много рыбы Пик,

Пак, Пок.

И еще поймать могли бы

Пик, Пак, Пок…

 

Для индивидуальной работы целесообразно использовать страницу 7 из рабочей тетради «Уроки грамоты для малыитей. Младшая группа». (М.: Мозаика-Синтез, 2006).

Февраль

Занятие 1. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Цель. Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц» (обраб. В Даля), помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец).

Предварительная работа. Накануне воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки к сказке «Кот, петух и лиса», вспомнить содержание сказки. Объясняет детям, что петуха иначе называют кочетом.

Педагог должен прочитать сказку вслух, чтобы позже интонационно правильно воспроизвести ее.

Ход занятия

«Не забыли сказку „Кот, петух и лиса“? – начинает занятие педагог. – Что можете сказать про петушка? Какой он? А вот в другой русской народной сказке – она называется „Лиса и заяц“ – петушок не робкий и слабый, а сильный и храбрый. Хотите послушать сказку о том, как петух лису победил?»

Воспитатель читает сказку. Дает детям возможность обменяться впечатлениями. Затем спрашивает: «Как думаете, волк, медведь и бык сильнее лисы? А почему эти большие и сильные животные не помогли зайцу? (Они сильные, но трусливые.) А что можно сказать про петуха, который меньше и слабее лисы?» (Мал, но удал. Петух храбрый.)

Педагог зачитывает детям необычную концовку сказки: «Стали они жить да быть, да добро копить ». Затем повторяет ее, а малыши договаривают выделенные слова.

Примечание. Вечером или на следующий день желательно прочитать детям «Сказку про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка. Перед чтением следует напомнить малышам содержание сказки «Лиса и заяц» и попросить их охарактеризовать зайца. («Смелый? Храбрый? Или робкий, несчастный?»)

«А в новой сказке заяц храбрый. Уже в названии дана характеристика зайца (храбрый) и его описание (длинные уши, косые… (глаза), короткий… (хвост)), – рассказывает педагог. – Хотите убедиться в том, что и зайцы бывают храбрыми? Тогда слушайте сказку».

 


Занятие 2. Звуковая культура речи: звуки б, бь

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах).

Ход занятия

Воспитатель показывает детям куб с картинками. Крутит его, напоминая знакомую присказку: «Крутись, вертись, на бочок ложись». Если педагог поворачивает кубик стороной, на которой нарисован медвежонок, дети проговаривают звук э (э-э-э); если стороной, на которой изображен котенок, мяукают, мурлычут (мяу-мяу, мур-р-мур-р); если – колокольчик, воспроизводят звукоподражание бом-бом; если – кастрюля, в которой варится каша, имитируют ее пыхтение (пых-пых-пых) и т. п.

Отложив куб, педагог уточняет, как поет большой колокол (бум-бом, бум-бом), большой барабан (бум-бам, бум-бам); сигналит машина (бип-би-бип), гремит покатившееся по ступенькам ведро (бам-бам-бам).

Дети (хором и по одному) повторяют звукоподражательные слова.

«Вы, должно быть, не заметили, но именно сегодня ваши язычки научились четко и правильно произносить звук б: бум-бам, бип, бум-бом, – продолжает занятие воспитатель. – И теперь ваши язычки с удовольствием споют колыбельную, которую очень любит белочка: „Баю-баю-баю, белочку качаю“ (исполняется хором и индивидуально детьми, которым педагог передает „засыпающую“ белочку)».

Появляется щенок, он тявкает. Дети говорят ему: «Не лай, Бобик. Не буди белочку».

Щенок просит и ему спеть колыбельную. Желающие дети (по одному) качают Бобика и поют: «Баю-баю-баю, Бобика качаю» (или «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю»).

Если у детей есть рабочие тетради «Уроки грамоты для малышей. Младшая группа» (М.: Мозаика-Синтез, 2006), можно предложить им рассмотреть картинку на с. 6 и ответить на вопросы:

– Кого вы видите на картинке?

– Кто что держит? (Белочка держит бублик, баран – барабан, бегемот – банан.)

– Кому кто нравится? Почему?

Педагог помогает малышам ответить на последний вопрос, побуждая их внимательно рассмотреть рисунок: «Бегемот толстый, симпатичный»; «Баран серьезный, важный. Ему нравится барабанить»; «Бабочка очень красивая» и т. п.

Воспитатель подсказывает детям, как правильнее, точнее построить свой ответ, акцентируя внимание на согласовании слов в предложении.

При индивидуальной работе с детьми, которые нечетко произносят звук б, целесообразно обратиться к стихотворению Г. Виеру «Ежик и барабан».

С барабаном ходит ежик.

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик.

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами.

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались.

Бум-бум-бум!

И удары раздавались.

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули.

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули.

Бум-бум-бум!

 

Занятие 3. Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились»

Цель. Помочь детям запомнить стихотворение В. Берестова «Петушки распетушились», учить выразительно читать его.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям о том, что они знают наизусть много стихотворений и умеют выразительно читать их. Просит желающих прочитать стихотворения А. Барто («Мячик», «Мишка»), С. Маршака «Тигренок» (из цикла «Детки в клетке»), А. Босева «Трое».

Педагог вызывает ребенка и, если требуется, напоминает ему первые строчки стихотворения.

Воспитатель заслушивает стихотворения, которые дети выучили дома (1–2).

Затем предлагает вниманию малышей стихотворение В. Берестова:

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

 

Педагог повторяет первую строчку стихотворения, интонационно демонстрируя возбуждение петушков, готовых к драке. Просит 3–4 детей повторить фразу

Воспитатель читает две строчки стихотворения, делая паузу после союза но, и, понизив голос, произносит слова «подраться не решились». Потом дети вместе с педагогом повторяют эти строчки.

Воспитатель повторяет четыре строчки стихотворения и спрашивает у детей: «Если очень петушиться, можно перышек лишиться?» (3–4 индивидуальных ответа).

Педагог читает стихотворение полностью. Интересуется, что будет, «если перышек лишиться» (3–4 индивидуальных ответа). Читает стихотворение еще раз, а потом воспроизводит его с помощью детей.

Примечание. В последующие дни воспитатель напоминает детям стихотворение, обращается к отдельным малышам с просьбой прочитать его самостоятельно.

При любой конфликтной ситуации педагог может начать читать: «Петушки распетушились…». Это помогает предотвратить конфликт.

Если в группе много детей с серьезными дефектами речи или у них страдает ее эмоциональная выразительность, воспитатель может предложить для заучивания стихотворение В. Берестова «Котенок».

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдешь от наших лап!

 

Если предложить детям подвижную игру-импровизацию стихотворения, малыши запомнят текст еще быстрее.

Занятие 4. Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель. Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления).

Предварительная работа. Накануне воспитатель читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям:

…Мальчик радостный пошел,

И решила кроха:

«Буду делать хорошо,

И не буду – плохо».

 

«Вы уже не малыши, а почти взрослые дети, – говорит педагог. – И вы постараетесь никогда не совершать плохие поступки. Объясните, хорошо это или плохо: брать без спроса чужие вещи? (Ответы детей.) А почему это плохо?

Ходить с грязным носом и не пользоваться носовым платком?

Отнимать друг у друга игрушки?

Выпрашивать у друзей сладости?

Есть сладости, не угощая товарищей?

Реветь в магазине, уговаривая родителей купить что-либо?»

Оценивая ответы детей, воспитатель должен помнить основную цель занятия – совершенствование умения понятно и правильно говорить.

 


Март – апрель – май

В эти месяцы, приглашая детей порадоваться приходу весны, следует чаще читать им стихи русских поэтов (А. Майков. «Ласточка примчалась»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песня»), песенки и заклички («Травка-муравка со сна поднялась», «Дождик, дождик, пуще…», «Божья коровка» и т. д.).

Продолжая читать детям каждый день, педагог должен повторять с ними программные русские нар



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: