Зачетная контрольная работа
студента(ки) _____ гр. _________
ФИ
І. Тестовые задания (10 вопросов по 2 б. – 20 б.)
1. В каком году написана монография Л.С. Выготского «Мышление и язык»?
А) 1924 г.;
Б) 1926 г.;
В) 1931 г.;
Г) 1934 г.
2. Дополнить высказывание: Речь возникает в процессе общественной практики и является фактом объективной действительности, независимым от ….
(самостоятельный ответ)
3. Кому из ученых принадлежит идея «фазного» строения деятельности?
А) И.А. Зимняя;
Б) С.Л. Рубинштейн;
В) А.Р. Лурия;
Г) Н.И. Жинкин.
4. На основе какого параметра виды речевой деятельности разделяются на рецептивные и продуктивные?
А) по направленности осуществляемой человеком речевой деятельности на прием или выдачу речевого сообщения;
Б) по характеру выполняемой в процессе общения роли;
В) по характеру речевого общения;
Г) по характеру обратной связи.
5. Какой вид лингвистического эксперимента выделил А.А. Леонтьев?
А) положительный;
Б) прямой;
В) альтернативный;
Г) отрицательный.
6. У больных шизофренией нарушения затрагивают:
А) лексико-семантический уровень языка;
Б) фонологический уровень языка;
В) грамматический уровень языка;
Г) синтаксический уровень языка.
7. Какая форма речи для маленьких детей первостепенную значимость?
А) монолог;
Б) диалог;
В) полилог.
8. Дополните перечень основных умственных действий и операций:
А) анализ;
Б) синтез;
В) сравнение;
Г) …
Д) обобщение;
Е) …
9. Какие части речи характеризуют раннюю стадию развития ребенка?
А) личные местоимения;
Б) глаголы повелительного наклонения;
В) указательные слова;
Г) краткие формы имен прилагательных.
10. Определите процедуру, которая НЕ раскрывает процесс эмпирического исследования действительности:
|
А) актуализация изучаемых явлений;
Б) выдвижение гипотезы;
В) отображение изучаемых явлений;
Г) фиксация полученных фактов.
ІІ. Теоретический блок (по вариантам) 2 вопроса по 10 б. – 20 б.
1.
Причины возникновения психолингвистики.
Речь при эпилепсии.
2.
Связь психолингвистики и нейролингвистики.
Как, по мнению Л. С. Выготского, формируется вербальное мышление.
3.
Что в основных идеях «Психолингвистики-54» кажется Вам наиболее важным для современной лингвистики?
Что предшествует речевым актам? Речевые акты в раннем возрасте.
4.
Развитие речи ребенка до 3-х лет. Этапы становления речи у детей.
Фазы речевой деятельности.
5.
Что такое троякий аспект языковых явлений в понимании Л. В. Щербы?
Для чего необходимо изучение речи больных?
6.
В чем состоит принципиальное отличие в усвоении языка детьми и овладении вторым языком у взрослых?
Источники и составные части американской психолингвистики в период ее возникновения.
7.
Связь психолингвистики и культурологии. Этнопсихолингвистика.
Приемы избавления от нарушения речи при органических поражениях мозга.
8.
Роль психолингвистики как теоретической основы глоттодидактики и методики обучения языкам, в том числе – иностранным.
Патологическая речь как объект исследования.
9.
В чем суть трех подходов к языковому поведению в «Психолиигвистике-54»?
Речь при маниакально-депрессивном психозе.
10.
В чем достоинства и недостатки ассоцианистского подхода к речевому поведению в «Психолингвистике-54»?
|
Эвристический принцип в усвоении языка ребенком.
11.
Роль исследований речи в онтогенезе для понимания процессов возникновения и развития языка и речи в филогенезе.
В чем суть лингвистических взглядов Л. В. Щербы как предшественника современной психолингвистики?
12.
Источники и составные части американской психолингвистики в период ее возникновения.
Приемы и методы изучения патологической речевой продукции.
13.
Становление советской психолингвистики в 60-е годы XX века.
Развитие детской речи в возрасте от 3 до 8 лет.
14.
Концептуальный базис теории психолингвистики.
Ценность данных, полученных при исследовании патологии речи для понимания механизмов речи в норме.
15.
В чем суть лингвистических взглядов И. А. Бодуэна де Kypтенэ как предшественника современной психолингвистики?
Первичные вокализации, гуление и лепет.
16.
Афазии, причины их возникновения, классификация.
Как Вы понимаете тезис Л. С. Выготского о том, что значение есть единство общения и обобщения?
17.
Предмет и объект психолингвистики.
Психофизиологические механизмы речевой деятельности.
18.
Каковы основные уровни порождения речи, выделяемые в «Психолингвистике-54?
Речь при маниакально-депрессивном психозе.
19.
Речь при неврозах.
История возникновения и развития психолингвистики.
20.
Психолингвистические, языковые и психологические единицы.
Приемы избавления от нарушения речи при органических поражениях мозга.
|
21.
Что такое интериоризация и какова ее роль в процессах речемыслительной деятельности?
Речь при шизофрении.
22.
Проблемы мышления и речи в трудах Л. С. Выготского.
Эволюция способности различать звуковые контрасты.
23.
Междисциплинарный характер психолингвистики.
Звуковой состав первичного словаря.
24.
Трансформацианистское направление в психолингвистике 60-х годов.
Двухсловные высказывания (протопредложения) в ранней детской речи. Как маленькие дети употребляют свои высказывания?
25.
Ассоцианистское направление в психолингвистике 50-х годов.
Тематическая информация в одно- и двухсловных высказывания.
26.
Каковы основные положения культурно-исторического направления в психологии, разработанного Л. С. Выготским?
Ассоциативный эксперимент в психолингвистике.
27.
Теория врожденных знаний. Кажется ли Вам справедливой идея о врожденных механизмах речи?
Психолингвистический эксперимент.