Роман Достоевского «Братья Карамазовы»




До 24 июня – Роман Достоевского «Братья Карамазовы»

 

 

Зачет будет выставлен автоматически по итогам ваших письменных ответов.

 

С уважением

Алексей Васильевич Подчиненов

Роман Гончарова «Обрыв»

1. Творческая история «Обрыва». Гончаров о романе как о завершающей части трилогии. Что, по мнению автора, объединяет все три романа? Смысл заголовка. «Обрыв» как метафора эпохи.

2. Система персонажей в «Обрыве». Конфликт «старого» и «нового» и особенности его разрешения.

3. Проблема главного героя романа, его связь с Обломовым и Адуевым. Райский как воплощение современного и «вечного» в человеке. Общественный и культурный смысл поиска героем красоты. Райский – художник: значение рода занятий героя в романе и в концепции автора.

4. Философия любви и типология любовного чувства в романе. Женские образы в произведении как отражение исторической эволюции женских типов (привлечь концепцию В. А. Недзвецкого). Драма Веры и спор о любви. Проблема свободы.

5. Отношение Гончарова к нигилизму и нигилистам: объективное и субъективное в образе Марка Волохова. Художественные способы проявления авторской оценки. Полемика с позитивизмом: философский и этический аспекты.

6. Поиск пути прогресса российского общества как проблемный узел романа. Специфика образов бабушки Бережковой, помещика Тушина. Образ России.

7. Композиция и сюжет романа. Значение формы «роман в романе». Гончаровский полифонизм, пластичность и изобразительность в структуре романа. Символика.

Список литературы

Гончаров И. А. Обрыв (любое издание).

Он же [Предисл. к ром. «Обрыв»] Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв» // Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. М., 1980.

Он же. Лучше поздно, чем никогда (любое издание).

Салтыков-Щедрин М. Е. Уличная философия // И. А. Гончаров в русской критике. М., 1958.

Скабичевский А. М. Старая правда // И. А. Гончаров в русской критике. М., 1958.

Шелгунов Н. В. Талантливая бесталанность // И. А. Гончаров в русской критике. М., 1958.

Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. СПб.,1997.

Кулешов В. И. Нестареющее обаяние «Обрыва» // Кулешов В. И. Этюды о русских писателях: Исследования и характеристики. М., 1982.

Лебедев Ю. В. Над страницами романа И. А. Гончарова «Обрыв» // Литература в школе. 1995. № 4, 5.

Недзвеикий В. А. И. А. Гончаров — романист и художник, М.: МГУ, 1992.

Старосельская Н. Д. Роман И. А. Гончарова «Обрыв». М., 1990.

 

Повесть Ф. М. Достоевского «Записки из подполья»

 

1. Как построено произведение? В чем смысл такого построения? Расшифруйте понятие «подполье». Восстановите, опираясь на текст, ход рассуждений «подпольного». С кем полемизирует герой, утверждая мыслительную активность, преимущества развитого сознания? Критика рационалистических, просветительских теорий о человеке и прогрессе в повести. Оцените аргументы «подпольного», диалектику его размышлений. Что значат слова «дважды два четыре есть уже не жизнь... а начало смерти»? Что, с точки зрения героя, «выгоднее всех выгод» для человека? Почему «подпольный» отрицает «хрустальные дворцы»?

2. Почему вторая часть повести называется «По поводу мокрого снега»? Смысл и функции эпиграфа. Полемическое переосмысление традиционных сюжетов. Как раскрывается здесь герой? «Подпольный» и Лиза. Проанализируйте сцену объяснения. Что значат самоопределения героя: «трус» и «раб»? Верны ли они? Проблема свободы и своеволия. Смысл финала.

3. «Записки...» как философский пролог «великого пятикнижия».

Список литературы

Достоевский Ф. М. Записки из подполья (любое издание)

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 77–89.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл. 5, раздел 2.

Зеньковский В. В.. История русской философии. Л. Т. 1, ч. 2. С. 229–236.

Кийко Е. И. Записки из подполья [Примечания] // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 5. Л., 1973. С. 374–386.

Латынина А. Н. Достоевский и экзистенциализм // Достоевский - художник и мыслитель: Сб. статей. М., 1972. С. 220–226, 249–252.

Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974. С. 187-195.

Назиров Р. Г. Об эстетической проблематике повести «Записки...» // Достоевский и его время. Л., 1971.

Он же. Проблема художественности Ф. М. Достоевского // Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза. Екатеринбург, 1991.

О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1931 гг. М., 1990 (статьи Н. А. Бердяева, Г. В. Флоровского, С. Л. Франка, Ф. А. Степуна).

Шестов Лев. Избр. соч. М., 1993. С. 194–199, 223–231,242.

Щенников Г. К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987. С. 101–109.

 

Роман Достоевского «Братья Карамазовы»

  1. Систематизация героев с точки зрения их нравственно-этической позиции.
  2. Отражение в рамках семьи Карамазовых судьбы России и всего человечества. Понятие «карамазовщина», ее социальный, национальный и общечеловеческий аспекты.
  3. Образ Дмитрия Карамазова. Проблема нравственно-религиозного возрождения человека – кардинальная в романе. Страсти русского человека. Женские образы в романе.
  4. Духовные противоречия Ивана: отрицание им христианского понимания мира и мечты о безрелигиозном Вавилоне, использующем массовую потребность веры. Трагедия мысли и совести. «Двойники» Ивана - Смердяков и черт, их функции в романе.
  5. Русский праведник и путь к нравственной и социальной гармонии. Образы старца Зосимы и Алеши Карамазова.
  6. Образы детей в романе и значение финала («Речь у камня»).

 

Литература

Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы (любое издание).

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 34-45.

Фридлендер Г. М. и др. [Примечания к роману «Братья Карамазовы»] // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 15. Л., 1976. С. 399-604.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл. 5, разд. 3..

Белкин А. «Братья Карамазовы»: Социально-философская проблематика // Творчество Достоевского. М., 1959.

Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского (гл. 8, 9) // Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1.

Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977.

Горький М. О «карамазовщине»; Еще о «карамазовщине» // Ф. М. Достоевский в русской критике. М., 1956.

Кантор В. К. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. М., 1983.

Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1992.

О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М., 1990.

Розанов В. В. Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария // Он же. Мысли о литературе. М., 1989. С. 41-157.

Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М., 2007.

Свительский В.А. Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы»// Он же. Личность в мире ценностей (Аксиология русской психологической прозы 1860–1870-х годов). Воронеж, 2005. С. 164-183.

Степанян К.А. «Сознать и сказать». «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского. М., 2005.

Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М., 1964 (гл. 7).

Чирков Н. М. О стиле Достоевского. М., 1967 (гл. И).

Щенников Г. К. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001. С. 145-342.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: