Сорок девять устремлений




Б. С. Гречин

Комментарий на «49 устремлений»

Кхенпо Кьосанга Ринпоче

 

Записал Л. В. Дубаков 4 января 2020 г.

 

Я был в один из дней, когда передавался этот тест. Текст уже был переведен. Этот перевод опубликован в книге «Сборник молитв Русского буддизма». Я хотел вчера уточнить, насколько я точно ее перевел. Но бесплатно я ее уже не нашел. Текст входит в книгу «Тайные слова». Я спросил коллег, могу ли я передать этот текст бесплатно. Мне сказали, что могу, но только участникам семинара.

Пара слов о ламе. Он выдающийся человек. Он интересен не столько своими толкованиями буддизма, сколько своей бескомпромиссной позицией. Я не хочу ни в кого бросить камень, тем более, что очень часто то, что говорят об учителях — неправда. Да и кто мы такие, чтобы судить лам? И всё же есть ламы, которые вписываются в повестку сегодняшнего дня. Говорят о проблемах экологии. Это важно. Но самое ли это важное? Или, когда их спрашивают о жгучих вопросах современности, они говорят обо всём хорошем против всего плохого. Лама Кьосанг Ринпоче же говорил прямо, что думал. Вышла новое издание книги «Европа глазами снежного льва». Один из наших слушателей дистанционной школы вчера обозначил те вопросы, которые вызвала у него эта книга. Эта книга с массой проблем внутри, очень полемическая. По жанру текст «49 устремлений» — это лоджонг. Этот жанр зародился в средневековье. Лоджонг — это воспитание ума. Такие тексты предполагают описание всех тех сложностей, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Установка лоджонга — это установка бодхисаттв. В них есть что-то евангельское. С точки зрения сути Учения. Но этот лоджонг отличается от других своей большей современностью, по сравнению с «37 практиками бодхисаттв» или «8 строфами для воспитания ума». Вы увидите это сами.

У текста есть свой структура. «Половое поведение» и так далее. Вот, кстати, почему так? Потому что, видимо, в Европе с этим большие проблемы. Насчет современности. Читаем мы литературу 19 века, и она не вызывает у нас горячей вовлеченности. С современными текстами может быть иначе. Поэтому нужно иметь благое устремление, когда мы их изучаем.

 

1.

С первых строф вы видите отличие этого текста от других лоджонгов. Они формируют идеальную буддийскую установку: все существа, что матери мне. Есть такая история о двух западных учениках. Порождаете ли вы сострадание к живым существам? Да, ко всем, кроме Мери, — сказал Джон. И наоборот. Но мы не обязаны помогать всем, если это свыше наших сил. Мы не все являемся бодхисаттвами. Не надо обманываться. Ринпоче говорит, что нужно нести ответственность только за тех, за кого мы взяли ответственность. Геше Тинлей говорил о своей плохой ученице. Она медитирует, а дети и муж голодные.

2.

Что важно в этой строфе? Мы, буддисты, думаем, что у нас много времени, ведь мы перерождаемся. Но Ламрим говорит иначе. Нужно практиковать прямо сейчас, в этой жизни. У нас нет завтрашнего дня. Мы постоянно находим причины не заниматься духовной практикой. Или мы снисходительны к себе насчет тех обетов, которые мы взяли.

3.

Первая важная мысль: счастье — это наше нормальное состояние. Но счастье не означает погоню за наслаждениями. Это значит быть счастливыми, несмотря ни на какие обстоятельства. Это сложно. Поэтому не надо воспринимать грусть как наказание от бога. Нет, нужно принять это как часть жизни. Есть писатель Олдос Хаксли. В ряде его текстов есть буддийские установки. Он сказал, что счастье — часть нашей жизни, но горе и боль — тоже. Не надо притворяться, что этого нет. Это пришло с Запада. Есть разная мотивация. Кто-то не хочет огорчать других, кто-то просто обманывает себя. Есть традиция на Дальнем Востоке: склеивание старой посуды. Император отдал мастерам разбитую чашку, и те склеили разбитую чашку с трещинами и покрыли их золотой краской. Потому что это опыт человека. Мирские гуру учат иначе, и человек заканчивает неврозами.

4.

Это похоже на тексты Чандрагомина по разъяснению обетов бодхисаттвы. Буддизм — не лайт-версия буддизма. Кьосанг Ринпоче говорил, что не нужно притворяться, что все люди — братья и сестры. Но сейчас это не так. В идеальном будущем это может быть так. Но это может совершиться только добровольно. Вы проповедуете терпимость. Но спросили ли вы вашу мать, хочет ли она быть поставлена на одну доску с женщиной пониженной социальной ответственностью. Можем ли мы вмешаться? Если человек вредит лишь себе, это его право. Но если он сознательно вредит и другим, то мы должны вмешаться. Но при этом у нас должна быть различающая мудрость, чтобы не принести вред. Вчера американцу убили одного иранского генерала. Может, мотивация у них была благая, но эти люди вряд ли имели различающую мудрость. Один брамин упрекнул Будду Шакьямуни в том, что Тот противоречив. Он говорит о благой речи, но ругает учеников. Но их нужно было ругать.

5.

Нужно пресекать корни дурных поступков. И не позволять им появляться. Нужно поддерживать те, что есть. И выращивать тех, что нет. Но человек слаб, он совершает дурные поступки. Можно каяться. А можно сознавать то, что мы делаем, в качестве дурного. Мы делаем дурное, а потом оправдываем себя. Например, тем, что так делают все. Но если так делают все, это не значит, что дурное перестало быть дурным.

6.

Есть два подхода. Ринпоче видит, что мы на актуальном уровне не способны породить бодхичитту. Мы не способны любить всех. Нам наступают на ногу, и мы раздражаемся. Или мы в интернете ругаем страну. Ринпоче говорит, что мы пока не любим всех, но давайте хотя бы не ненавидеть. Это обессиливает нас. Мы ведь и себя ненавидим, едим. Отсюда — депрессия. Откуда это, кстати? Из гордости. Мы вначале думаем о себе высоко, видим, что это не так. И не любим себя.

7.

Первый важный момент — это призыв к поступку, к подвигу. Мы, люди потребления, от этого отвыкли. Раньше люди сталкивались с реальными трудностями жизни. Запрягали лошадь. Как у Некрасова крестьянские дети. Один лама датского происхождения сказал, что у нас есть комфортная жизненная среда, надо лишь бодхичитты добавить. Может быть, это всё-таки не совсем так. Кьосанг Ринпоче говорит, напротив, что нужно сверхусилие. Также здесь говорится, что не нужно жалеть себя. Будем трудно, но делайте истинно великие вещи. Но если вы не можете, не стойте на пути у великих начинаний. У высоких чувств, как сказал поэт. Был такой редактор, который решил эксплуатировать Достоевского. И вот в историю он вошёл с позорным поступком.

8.

Нужно всегда воспитывать в себе чувство благодарности. Сказать «спасибо» не трудно, язык не отваливается. У англосаксов нужно этому поучиться. Но не нужно делать зло другим, тем, кто сделал нам добро.

9.

Две установки. Если мы бодхисаттвы, то даже за зло, которые нам причинили, мы должны отвечать добром. Сохранять улыбку на лице, когда нам отпиливают ногу. Но если мы не бодхисаттвы, то нужно воздать за зло справедливостью. Но желательно не втягиваться в судебные процессы, в дрязги. Буддизм, в отличие от толстовства и гандизма, не предполагает абсолютного ненасилия. Они оба были выдающимися людьми. Но буддизм не говорит, что нельзя сопротивляться злу. Так для мирянина. Для монаха иначе.

10.

Есть дурная компания, есть школьные друзья или коллеги по работе. Но если они пусты, то зачем эти отношения? Но это могут быть пустые учителя, просто самые разные пустые люди. Особенно мы попадаемся на это, когда мы молоды. У нас немного ума, но много энергии. То же бывает с учеными, которые растрачиваются на пустые интересы. Мы вращаем большим пальцем социальную сеть. Мы читаем, мы смеемся, мы раздражаемся. Нам не платят деньги, чтобы мы держали руку на пульсе. Так мы ничего не изменим. Мы негодуем по поводу Украины. Но мы ничего там не можем решить, а испытываем эмоции.

11.

Если мы живем неправильным способом существования, то мы отнимаем у людей деньги. Торгуем сигаретами и алкоголем, работаем в организациях микрокредитования, в порноиндустрии и проч. Или вот аптеки — этичен ли этот бизнес, если у него сверхприбыли?

12.

Эта строфа во многом сосредоточена на псевдоправедности. Других от нас может тошнить, если мы ходим с лицом, как будто проглотили жабу. Или когда мы хвастаемся, что посетили ретриты. Это как бабушки в христианстве, которые коллекционируют благословения. Но это глупо, ведь благодать не в батюшках, они ее лишь передают. То же — в буддизме. Человек может быть сострадательным, но он неудобен в бытовом общении. И каждый раз, когда мы можем позаботиться о других, нам нужно это сделать. Будьте проще, говорит лама. Если вы святые, другие это и так увидят. Плохо, когда людей тошнит от религии, особенно если это происходит из-за нас. Так, однажды на литургии одна женщина сделала замечание в первый раз пришедшей другой женщине, и та ушла. Может быть, навсегда.

13.

Эта строфа очень современная. Вряд ли она была актуальна в средневековье. Да, не нужно накидываться на тех, кто в меньшинстве. На тех, на кого нападает большинство. Многим нужна наша поддержка. Это понятно. Но не надо называть двух волков меньшинством, если они находятся среди десяти телят. Сегодня меньшинства защищаются на Западе, но это не меньшинства, они имеют агрессивную энергию. Они волки в овечьей шкуре. Мир часто проливает в отношении них крокодиловые слезы. Нам навязывают порок. Если человек проповедует порок, он не меньшинство, которое следует защищать.

14.

Не нужно никогда сердиться. Это возможно. Но мы находимся в информационном потоке, и там много провокации и раздражения. Людям, которые нас провоцируют, важны не социальные изменения, а наши эмоции. К тому же, есть эмоциональные паразиты, которые питаются нашими омрачениями. Они развиваются. И в далекой перспективе они достигнут буддства. Но сейчас они паразиты. И им нужно сказать «стоп». Не нужно сердиться. Если мы можем изменить ситуацию, то нужно принять это, это наша карма. А если можем, то нужно менять, а не болтать и не сердиться. Мы испытываем гнев, но, если мы испытываем гнев, давайте включать трезвый анализ, что происходит, почему кто-то поступил так, а не иначе. И тогда наш гнев уйдёт. Победите гнев 9 мыслями: стыд, достоинства врага, вред от ненависти нам самим, наш враг — наша карма, созерцайте добрые дела Будды, враг — это наша бывшая мать, думайте об 11 качествах доброты, вы гневаетесь на себя, думайте о благом поле заслуг.

15.

Всегда нужно отвечать за то, что мы делаем. Не нужно перекладывать ответственность на других — на родителей, на политиков. Не нужно обвинять Путина, что у вас нет большой зарплаты. Нужно просто найти другую работу. И вообще, не в деньгах счастье. По крайней м ере, не нужно винить других в том, что совершается с нами, ведь это именно наша карма. Мы сами создаем причины того, что с нами происходит.

16.

Это обе установки первого тома. Ринпоче говорит: создавайте причины, чтобы родиться в чистых землях. Не в нирване, а в чистых землях хотя бы. Начините с 10 благих поступков. Не можете — не делайте хотя бы 10 дурных. Не превращайте свою жизнь в ад. Не живите на основе идеологии, которую сам себе придумали. Вы работаете в коллективе, и люди там такие, какие есть. Вы можете их исправлять, и они от вас устанут. А можно увидеть, что они уже взрослые, и не трогать их.

17.

Не нужно смотреть на внешнее в человеке, говорит он «ты» или «вы», на его одежду, на его взгляды. Трудно смотреть на внутреннее. Но нужно. Мы легко прощаем даже недостатки тому, кто в одном лагере с нами. А не нужно не замечать недостатки.

18.

Никогда не заставляйте других быть лучше, пока они не ваши ученики. Не надо стесняться ограничивать свободу детей. Если ребенок сует пальцы в розетку или капризничает, вы имеете право его остановить. Не надо спускать ему это. Это опасно. Но духовное воспитание важно. Вы говорите ребенку: будь добрым. Но заставить вы его быть добрым не можете. Это нужно помнить. Так часто бывает в школе: учитель говорит, что он научит Родину любить или Достоевского. Не нужно, потому что это невозможно — заставить любить, заставить ценить красоту. Но сложно удерживаться от насилия в духовном воспитании. Хотя бы замечайте это в себе.

19.

Сейчас много псевдосентиментальности в отношении животных. Некоторые говорят, что любят животных больше людей. Я бы не гордился этим. Нужно помогать всем живым. Но между помощью животным и людям нужно выбирать людей. Нужно защищаться от хищников. Нужно бороться с паразитами.

20.

Ринпоче говорит о том, что мясо — пища вредная. Но не будьте фанатиками. Иногда это показано человеку по медицинским показаниями. Порой людям тяжело отказаться от мясоедения. Бывают страны, где трудно с растительной пищей. Не принуждайте других быть вегетарианцами. Благородно не есть мясо, Будда не ел мясо. Но Будда говорил, что нельзя обижать людей, если они угощают нас. Монах может отказаться лишь тогда, когда животное убили специально для нас.

21.

Если есть возможность, не пользуйтесь социальными сетями. Но если не можете отказаться, обращайте внимание на их функциональность. Социальные сети могут быть средством общения, средством распространения Учения. Но обратите внимание: не на средство обучения Дхарме. Кьосанг Ринпоче имел традиционные взгляды, считал, что лунг нельзя передавать дистанционно.

22.

Мы должны пытаться избежать нарушения законов. Чтобы себе и другим не вредить. Но бывают разные ситуации, разные государства. Бывает ситуация выбора между нашей религиозной совестью и законом. Но если мы в этом случае нарушаем закон, то не нужно считать, что наша «духовность» спасёт нас от тюрьмы.

23-26.

В этих строфах говорится о грехе и добродетели. Ринпоче владел разными языками. Но он в данном случае выбрал английский и использовал слово «sin». Не омрачение, а порок.

Отдельно хочу обратить внимание на мысль Кьосанга Ринпоче о том, что не нужно манипулировать другими и поддаваться манипуляции.

27-28.

Вы современные люди, вам никто не запрещает вам читать газеты и пользоваться соцсетями. Но не надо обманывать себя, что вы заняты делом. Проблема современного человека в том, что он часто обманывает себя. Постоянная смена картинки ум не развивает. Причём современные люди оправдывают себя и не осознают, что врут сами себе и окружающим.

29.

Это очень актуальная строфа. Нужно называть черное черным, а белое белым. Даже ламы сегодня порой называют черное серым. Сегодня нам активно проповедуют вещи, которые безусловно являются ложью. Я смотрел сериал с Джудом Лоу, «Молодой Папа». Сначала он произносит христианскую проповедь, а потом начинает говорить ересь и просыпается в холодном поту. Но мир изменяется каждую секунду, не исключаю, что завтра реальный Папа будет говорить ужасные вещи. Но Ринпоче говорит, что есть зло перед которым страшно говорить правду. Или наступает такое зло. В таком случае нужно хотя бы шептать.

30.

Есть разные формы извинений самих себя. Но Ринпоче говорил, что для себя мы должны быть честными. У нас нет оснований нарушать супружескую верность. Например, потому, что любовь всё покроет. Это не так.

31.

Хороший практикующий как плод манго: мякоть и ядро внутри. Практикующий должен быть твёрд к себе и мягок к другим. Я думаю, что колоссальный вред буддизму и вообще религии наносят люди, которые считают себя верующими, но при этом сплетничают. О батюшках, которые ездят на автомобилях. И каждый, кто из-за сплетен не придёт в церковь, на совести таких сплетников. Желающих поддержать общественную мораль найдется много всегда без нас. Не будем присоединяться к их числу. Будьте последними в очереди тех, кто обвиняет.

32.

Я прокручиваю серьезное издание и читаю бред о том, что ресурс «Порнохаб» подарил автомобиль самому старому своему пользователю. Поэтому не нужно смотреть на это как на часть своей личности, нужно видеть в этом внешнее. Тогда мы не будем постоянно каяться.

33.

Избегайте двух крайностей. Одна из них — считать, что любой человек, который совершил недолжное сексуальное деяние, плохой и ему нельзя подавать руки. Например, движение «me too». Другая крайность — не считать дурное дурным. Мы не можем произвольно менять священное писание, потому что думаем, что мы современные люди. Нельзя приспосабливать священное писание к своим порокам. Ринпоче принадлежит яркая мысль: чем меньше партнеров, тем лучше. Может быть иначе в другим обществах. Вы, люди христианской культуры, осуждаете это. Так, на Востоке мужчина берет двух жен и отвечает за них. А вы заводите любовницу и не заботитесь по-настоящему ни о жене, ни о любовнице. Вы не ангелы на небесах, не притворяйтесь.

34.

Не обращайте внимание на пустые вещи, как и на пустых людей. Мы не можем читать Достоевского всю жизнь. Но если уж мы читаем ерунду, то не врите себе, что заняты делом. Вы создали поп-культуру, а потом создали теорию, которая говорит, что в этом тоже что-то есть. Это ложь. В 9 классе мы изучали в школе оперы. Потом в другой школе мы стали изучать современную музыку, Вику Цыганову. Но не надо притворяться, что малоценные вещи — это то же самое, что и классическая музыка.

35.

У вас не обязательно хватит сил следовать советам учителей. Это нормально. Но не надо врать, что вы их ученики. Так, на ретрите известного ламы, после сессий, одни ученики начали осуждать других, что те ушли раньше. Это неправильная дорога.

36.

Пустотность нужно видеть, но это нелегко. Многие знают лишь умозрительно, что такое пустотность. Но встанем хотя бы на первую ступень понимания пустотности: слова значат только то, что они значат, и не больше. В книге «Европа глазами снежного льва» Ринпоче говорит о концептах и бедах современного западного образования.

37-38.

Если есть возможность, доверяйте интуиции.

39-40.

Христос для Ринпоче — человек, в чьей святости он не сомневался. Он не ставил знак равенства между ним и богом, сотворившим мир. В книге «Тайные слова» Ринпоче приводит обоснования, почему это не так. Следование любой религии — то благо. Но это не источник превосходства над другими. Ринпоче не был христианином. И не стоял на позициях безответственного экуменизма. Но он ценил другие великие религии. Но надо следовать одной традиции, иначе у нас разъедутся ноги. Методы слишком разные.

41.

Ринпоче не проводил четкой границы между буддистами и христианами. Он говорил своим ученикам, что, возможно, они не буддисты, а просто поддались моде. Ринпоче также говорил о Христе, что Тот не мог взять на себя грехи христиан: ведь как на себя можно взять карму других. Это детское христианство.

42.

Мы сами можем стать источником освобождения. Но я не буду считать себя буддой, пока не обрету буддоподобности. Это развенчивает псевдодзэн сегодняшнего дня. Нужно обрести буддоподобную мудрость, сострадание и силу. Тогда мы сможем сказать о себе, что мы будды. Не надо обманывать себя, что вы уже будды.

43-44.

Нужно избегать менторского тона. Мы можем быть источником знания для других, если они захотят нас услышать. Но не нужно попадать в ту ситуацию, когда нас спросят: кто мы такие, что учим жить?

45.

Это касается сложных истин второго поворота. Есть метафорические разделы Учения. Не нужно напрямую говорить о том, что есть метафора на самом деле. ЕСДЛ 14 говорит, что если нужно верить в гору Меру, то он не буддист. Учение можно перефразировать, но не нужно его упрощать до такой степени, что оно станет лайт-Учением.

46.-47.

Бывают ламы, у которых много учеников. Гампопа говорил, что тот, кто прочёл «Драгоценное украшение Освобождения», уже его ученик. Такой подход возможен. Но возможен и другой, более строгий подход. Когда лама имеет не много учеников.

48.

Эта строфа предлагает избегать крайностей. В большей степени нужно опираться на свой опыт. Но если мы что-то обнаружили у других, можно это взять. Если мы нашли этому подтверждение в своей жизни.

49.

Этот текст заканчивается на отрешенности. Согласно мирским воззрениям, у учителя должно быть много учеников. Но это ничего не значит. Бывают учителя с малым количеством учеников, но они оставляют Учение в чистоте.

 

 

Кхенпо Кьосанг Ринпоче

Сорок девять устремлений

 

(Поведение)

 

 

Я всегда буду стараться помогать другим.

Но так как это тяжело, я буду помогать хотя бы тем, за кого отвечаю.

 

 

Я буду работать ради счастья людей во всех моих жизнях.

Но так как это тяжело, я сосредоточу усилия на этой жизни.

 

 

Я буду стараться быть счастливым на протяжении всей жизни.

Но так как это тяжело, я не буду подавлен тем, что в иные моменты буду грустить.

 

Я буду всегда стараться делать других счастливыми.

Но я не буду колебаться огорчить их, если это требуется для их развития.

 

 

Я буду избегать дурных мыслей и деяний.

Но так как это очень тяжело, я буду осознавать совершённые дурные деяния и созданные дурные мысли, чтобы избегать их в будущем.

 

 

Я всегда буду стараться любить всех.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере не буду ненавидеть никого, включая себя.

 

 

Я буду стараться совершать великое.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере буду совершать малую работу каждого дня и не мешать тем, кто совершает истинно великое.

 

 

Я буду стараться воздать добром за чужую доброту.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере не буду воздавать злом за добро.

 

 

Я буду стараться платить добром за зло, причинённое мне.

Но так как это очень тяжело, я не буду колебаться воздать за него справедливостью.

 

 

Я всегда буду стараться посвящать внимание тем, кто нуждается.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере не буду посвящать внимание недостойным людям.

 

 

Я всегда буду стараться совершать даяние бедным.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере не буду отнимать у них их деньги.

 

 

Я всегда буду стараться заботиться о больных.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере буду избегать того, чтобы мои деяния и слова стали причинами болезней.

 

 

 

Я всегда буду стараться выходить на битву с волками, желающими похитить овец.

Но я никогда не назову двух волков в окружении десяти телят меньшинством, которому требуется защита.

 

 

Я буду стараться никогда не гневаться.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере не буду несправедлив к тем, кто меня сердит.

 

 

Я всегда буду стараться отвечать за всё, что совершил.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере не буду винить других в том, что совершается со мной.

 

 

Я всегда буду стараться создавать условия рождения в Чистых Землях.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере не буду превращать в ад эту мою жизнь.

 

 

Я всегда буду стараться не судить других на основе их общественного положения.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере не позволю, чтобы общественное положение человека сделало меня слепым по отношению к его добродетелям или порокам.

 

 

Я буду стараться никогда не принуждать других быть лучше, если эти другие — не мои ученики.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере буду прекращать свои попытки делать это, как только обнаружу, что они бесполезны.

 

 

Я всегда буду стараться помогать животным.

Но я никогда не буду делать мою помощь животным причиной причинения вреда людям.

 

 

Я буду стараться никогда не есть мясо.

Но я не буду запрещать этого другим людям, если они — не мои ученики.

 

 

Я буду стараться никогда не пользоваться социальными сетями.

Но так как это очень тяжело, я буду использовать их лишь как средство общения с другими людьми или распространения идей.

 

 

Я буду стараться никогда не нарушать законов, созданных людьми.

Но так как это не так просто, я буду встречать последствия моего нарушения законов, не ожидая, что моя духовность защитит меня от наказания.

 

 

Я никогда не буду рассматривать порок как преступление, пока следование ему не вредит другим.

Но при этом я не буду смотреть на порок как на добродетель.

 

 

Я буду стараться никогда не позволять другим манипулировать моими мыслями и поступками.

Таким же образом я буду стараться не манипулировать мыслями и поступками других людей.

 

 

Я буду стараться взращивать свои добродетели.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере не буду поощрять свои пороки.

 

 

Я буду всегда стараться быть другом для добродетели.

Но так как это очень тяжело, я буду по крайней мере стараться не стать её врагом.

 

(Речь)

 

 

Я буду всегда стараться избегать бессмысленной болтовни.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере буду верить в то, что чтение газет или просмотр телепрограмм имеют какой-либо смысл.

 

 

Я всегда буду стараться говорить правду.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере не буду лгать себе.

 

 

Я всегда буду стараться говорить о зле вслух, каким бы могущественным оно ни было.

Но так как это очень тяжело, я буду по крайней мере шептать о том, что есть зло, в уши тех, кто способен меня услышать.

 

(Половое поведение)

 

 

Если я — мирянин или мирянка, я буду всегда стараться любить лишь мою жену или моего мужа.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере буду добросовестно исполнять семейные обязанности и избегать блуда.

 

 

Если я монах, я буду стараться никогда не нарушать своих обетов.

Но так как это очень тяжело, я буду последним, кто бросит камень в нарушившего их.

 

 

Я буду стараться никогда искусственно не стимулировать половое влечение.

Но так как это очень тяжело, я буду рассматривать его в качестве независимого феномена, а не в качестве неотъемлемой части моей личности.

 

 

Я буду стараться не воспринимать половые предпочтения человека как причину избегать контактов с ним или объявления его (её) безусловно плохим человеком.

Но я не буду колебаться заявить, что рассматриваю блуд, гомосексуальные контакты, педофилию и иные виды недолжного полового поведения как дурные деяния.

 

(Обучение и духовный путь.)

 

 

Я всегда буду стараться посвящать внимание только ценному.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере не буду считать бессмысленное и малоценное важным.

 

 

Я всегда буду стараться следовать указаниям моего учителя.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере не буду идти в противоположном направлении, утверждая, что иду именно туда, куда учитель ведёт меня.

 

 

Я буду стараться всегда напрямую воспринимать пустотность.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере не буду верить в то, что слова значат нечто большее, чем то, что мы в них вкладываем.

 

 

Я всегда буду стараться быть мудрым.

Но так как это очень тяжело, я буду по крайней мере стараться не быть наивным.

 

 

Я всегда буду стараться быть ведомым моей интуицией.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере не буду позволять другим водить меня за нос.

 

 

Я буду восхищаться Учением Христа

Но я не буду рассматривать следование ему в качестве источника моего превосходства над другими людьми.

 

Я буду восхищаться Учением Просветлённого.

Но я не буду рассматривать следование ему в качестве источника моего превосходства над другими людьми.

 

 

Я буду верить в то, что Христос воистину желал избавить всех Своих учеников от зла.

Но я не буду считать, будто одно лишь то, что я — христианин, способно очистить меня от зла.

 

 

Я буду верить в то, что медитация и иные практики способны создать условия моего Освобождения.

Но я не буду верить в то, что я уже достиг окончательного Освобождения от зла, пока не обрету буддоподобных мудрости, сострадания и сил.

 

(Обучение других.)

 

 

Я буду стараться учить детей молитве.

Но так как это очень тяжело, я по крайней мере не буду обучать их проклятиям.

 

 

Я буду стараться учить людей, окружающих меня.

Но я буду стараться избегать назидательства и менторского тона.

 

 

Я буду разъяснять Учение настолько точно, насколько знаю,

До тех пор, пока не увижу, что мои точные разъяснения повредят моим ученикам или окажутся для них бесполезны.

 

 

Я буду стараться не пояснять запутанные места Учения, если не знаю классических комментариев на них

Но так как едва ли возможно знать все комментарии, я буду разъяснять их, если нужно, опираясь на свою интуицию и здравый смысл.

 

 

Я всегда буду заботиться о нуждах своих учеников.

Но так как это очень тяжело, я буду помнить, что не всякий, кто называет себя моим учеником, действительно является им.

 

 

Я буду обучать учеников тому, что открыл сам.

Но так как очень тяжело открыть действительно новое, я не буду колебаться учить их тому, что открыли другие.

 

 

Я не буду бояться передачи Учения большой толпе.

Точно так же я не буду бояться передавать Учение двум или трём людям, которым оно действительно нужно.

 

Конец

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: