О порядке передачи иностранных граждан РФ иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии см. комментарий к главе V.1.




Тем не менее, например, неоднократное совершение административных правонарушений в области безопасности дорожного движения З. явилось основанием для вынесения решения Ванинским районным судом Хабаровского края от 12 сентября 2014 г. о запрете З. въезда в РФ. Однако в Апелляционном определении Хабаровского краевого суда от 19 ноября 2014 г. N 33-7270/2014 по делу по заявлению З. об обжаловании решения УФМС России по Хабаровскому краю о неразрешении въезда в РФ был сочтен уважительным тот факт, что З. на территории РФ имеет жену и ребенка, которых необходимо содержать, характеризуется положительно, а также совершение З. административных правонарушений в области безопасности дорожного движения не является основанием считать его личностью, представляющей общественную опасность, угрожающую интересам РФ. В связи с этим судом заявление З. об обжаловании решения УФМС России о неразрешении въезда в РФ было удовлетворено.

Существуют изъятия для иностранных граждан, имеющие имущественный характер. В частности, ЖК РФ содержит следующие ограничения для иностранных граждан:

1) на предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (п. 3 ст. 91.3);

2) на предоставление жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 2 ст. 109.1);

3) на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п. 12 ст. 159).

4. Анализ федеральных законов позволяет сделать вывод о том, что в российском законодательстве уделяется больше внимания правам иностранных граждан, чем обязанностям.

Обязанности иностранных граждан в федеральном законодательстве чаще всего предусматриваются в следующем порядке: во вводных статьях закона обозначается, что его нормы распространяются на граждан РФ и иностранных граждан, а в заключительных статьях законов перечисляются обязанности всех участников данных правоотношений, из чего можно сделать вывод о том, что эти обязанности распространяются и на иностранных граждан.

Реже встречается конкретное указание в Законе на обязанности иностранных граждан в той или иной сфере. Например, подобным образом предусматриваются обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета (см. ст. 6 Федерального закона о миграционном учете).

Согласно Конституции РФ обязанность несения военной службы в рядах ВС РФ предусмотрена только для граждан России. Иностранные граждане указанной обязанности на территории РФ не имеют.

Иностранные граждане тем не менее обязаны:

1) платить законно установленные налоги и сборы согласно ст. 215 НК РФ;

2) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры согласно Федеральным законам от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ, от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ, от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ;

3) уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России, - согласно нормам самой Конституции РФ (п. 2 ст. 15).

 

Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации

 

Комментарий к статье 5

 

1. В соответствии с комментируемым Законом иностранные граждане, а также лица без гражданства (объединяемые в общее понятие "иностранные граждане") на территории РФ в зависимости от их правового статуса могут быть классифицированы на:

- иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ;

- иностранных граждан, временно проживающих на территории РФ;

- иностранных граждан, постоянно проживающих на территории РФ.

Комментируемая статья посвящена закреплению правовых основ статусного положения временно пребывающих на территории РФ иностранных граждан.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает сроки временного пребывания иностранных граждан в России. Данные сроки связаны с правовыми основаниями въезда указанных лиц на территорию РФ и дифференцируются в зависимости от въезда указанных лиц на основании визы или в безвизовом порядке.

Комментируемый Закон устанавливает, что срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы, если въезд иностранного гражданина в Россию осуществляется на основании визы.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона о порядке выезда из РФ и въезда в РФ иностранные граждане могут въезжать в Россию и выезжать из нее при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым РФ в этом качестве, если иное не предусмотрено указанным Законом, международными договорами РФ или указами Президента РФ. В соответствии со ст. 25.1 данного Федерального закона под визой понимается выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в РФ или транзитный проезд через территорию РФ по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина и признаваемому РФ в этом качестве. В зависимости от цели въезда и пребывания иностранного гражданина в России ему выдается дипломатическая, служебная, обыкновенная, транзитная виза либо виза временно проживающего лица.

При получении визы иностранный гражданин должен обратиться в Консульский департамент МИД РФ, представительство МИД РФ в пункте пропуска через государственную границу, консульское учреждение РФ за границей и предоставить действительный заграничный (дипломатический, служебный, обыкновенный) паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность, признаваемый в этом качестве РФ.

Исключения из приведенного общего правила определения срока временного пребывания иностранного гражданина в России, предусмотренные положениями комментируемого Закона, касаются иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы. Срок их временного пребывания в РФ не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина также не может превышать девяносто суток. Непрерывным в данном случае считается срок, когда иностранный гражданин не выезжал с территории Российской Федерации.

При этом срок временного пребывания в РФ иностранных граждан, прибывших в порядке, не требующем получения визы, и являющихся высококвалифицированными специалистами, и членов их семей определяется сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 13.2).

Срок временного пребывания иностранных граждан в РФ, определенный согласно вышеуказанным правилам, может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми им был разрешен въезд в РФ (см. комментарий к ч. 3 настоящей статьи).

2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет обязанность временно пребывающих в РФ иностранных граждан по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного комментируемым Законом или международным договором РФ, покинуть территорию РФ.

Из приведенного общего требования комментируемая норма устанавливает исключения, когда на день истечения указанных сроков:

- иностранному гражданину продлены срок действия визы или срок временного пребывания в случае безвизового въезда;

- иностранному гражданину выдана новая виза или разрешение на временное проживание;

- иностранному гражданину выдан вид на жительство;

- у иностранного гражданина принято заявление или иной документ, необходимый для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном ст. 6.1 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 6.1);

- у иностранного гражданина принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема его в гражданство РФ в соответствии со ст. 33.1 Федерального закона о гражданстве РФ;

- у иностранного гражданина принято заявление о выдаче вида на жительство;

- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - миграционный орган), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста;

- у иностранного гражданина (лица без гражданства) принято заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 13.2);

- территориальный миграционный орган принял ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в РФ такого иностранного гражданина. В соответствии со ст. 17 Федерального закона об образовании очная и очно-заочная формы обучения определяются федеральным образовательным стандартом и осуществляются посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника.

3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает правовые основания продления или сокращения срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ. Такими основаниями комментируемый Закон признает изменение условий или прекращение существования обстоятельств, в связи с которыми иностранному гражданину был разрешен въезд в РФ: например, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников на территории РФ, отчисление иностранного гражданина из учебного заведения, в котором он обучается по основной профессиональной образовательной программе, и т.д.

Комментируемая норма также устанавливает, что срок временного пребывания иностранного гражданина в России сокращается в случае принятия в его отношении в установленном порядке решения о неразрешении въезда в РФ.

Решение о неразрешении иностранному гражданину пребывать на территории РФ принимается в порядке, установленном ст. ст. 26 и 27 Федерального закона о порядке выезда из РФ и въезда в РФ, которые содержат перечень оснований, по которым въезд в РФ указанным гражданам не разрешается либо может быть не разрешен. Порядок принятия решения о неразрешении въезда в Россию и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время таким нормативно-правовым актом является Постановление Правительства РФ от 14 января 2015 г. N 12.

Основания продления или сокращения срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ могут быть также установлены нормами других федеральных законов.

Так, в соответствии со ст. 25.10 Федерального закона о порядке выезда из РФ и въезда в РФ в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в РФ в случае, если он:

1) незаконно находится на территории РФ;

2) является лицом, которому не разрешен въезд в РФ;

3) законно находится на территории РФ, но его пребывание (проживание) на ней создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.

В указанном случае срок действия визы иностранного гражданина сокращается либо виза аннулируется.

Комментируемый Закон допускает изменение срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ и по другим основаниям (см. комментарий к ст. 5.1).

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает виды органов исполнительной власти, которым предоставляется право на принятие решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ. К числу таких органов закон относит:

- федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (МИД РФ);

- федеральный или территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции (МВД России и его территориальные органы).

Указанные органы исполнительной власти принимают решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ в порядке, установленном Приказом МИД России от 7 сентября 2015 г. N 17065 "Об утверждении Порядка принятия Министерством иностранных дел Российской Федерации решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации" и Приказом ФМС России от 29 июня 2015 г. N 321 "Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации". Также действует Административный регламент предоставления ФМС России государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утв. Приказом ФМС России от 30 октября 2013 г. N 430. Действие указанных нормативных правовых актов ФМС России распространяется на МВД России до издания последним соответствующих нормативных правовых актов.

Следует отметить, что в соответствии с Административным регламентом ФСБ РФ по предоставлению государственной услуги по продлению срока действия виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, утв. Приказом ФСБ РФ от 8 ноября 2012 г. N 563, Государственная услуга по продлению срока действия виз в пунктах пропуска через государственную границу РФ предоставляется должностными лицами пограничных управлений (отделов) ФСБ РФ по субъектам РФ, отрядов пограничного контроля ФСБ РФ в международных аэропортах Внуково, Домодедово и Шереметьево, в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в которых отсутствуют представительства МИД РФ, уполномоченными приказом начальника пограничного органа на принятие решения о продлении срока действия виз при предоставлении ими соответствующей государственной услуги.

5. Пункт 5 комментируемой статьи определяет основания для продления срока временного пребывания иностранных граждан на территории РФ, а также ограничения возможности продления указанного срока.

К числу оснований для продления срока временного пребывания иностранного гражданина следует отнести:

- выдачу разрешения на работу в РФ в соответствии с положениями ст. 13.2 и ст. 13.5 комментируемого Закона;

- продление срока действия разрешения на работу в соответствии с положениями ст. 13.2 и ст. 13.5 комментируемого Закона;

- выдачу иностранному гражданину патента, продление срока действия патента или переоформление патента в соответствии с положениями ст. 13.3 комментируемого Закона.

Комментируемый пункт предусматривает, что срок временного пребывания не продлевается, если иностранный гражданин прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы, осуществляет трудовую деятельность в соответствии с требованиями ст. 13.3 комментируемого Закона и в соответствии с межправительственными соглашениями о взаимных безвизовых поездках граждан обязан получать визу для въезда в РФ в целях осуществления трудовой деятельности свыше сроков, установленных такими межправительственными соглашениями.

Кроме этого, срок действия визы не продлевается, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента на осуществление трудовой деятельности в РФ не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован. В указанном случае данный гражданин по истечении срока его временного пребывания в России обязан покинуть территорию РФ.

6. Пункт 6 комментируемой статьи содержит отсылочную норму, определяющую срок временного пребывания в России иностранного гражданина, прибывшего в нее и поступающего на военную службу по контракту.

В соответствии с указанной нормой срок временного пребывания указанной категории иностранных граждан определяется в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 793 "О сроке временного пребывания в РФ иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту" срок временного пребывания в РФ иностранных граждан, прибывших в РФ и поступающих на военную службу по контракту, определяется исходя из времени, необходимого для оформления поступления на военную службу, и устанавливается Министерством обороны РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Согласно Приказу Министерства обороны РФ от 2 апреля 2004 г. N 101 указанный срок определяется аналогично исходя из времени, необходимого для оформления поступления на военную службу, и не может превышать 90 суток со дня обращения гражданина в военный комиссариат субъекта РФ с заявлением о желании проходить военную службу по контракту.

7. Пункт 7 комментируемой статьи определяет срок временного пребывания на территории РФ иностранных граждан, обучающихся или поступивших в образовательную организацию для получения образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, а также порядок его продления и сокращения.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона об образовании основными профессиональными образовательными программами признаются:

- образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

- образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

- программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

В соответствии со ст. 92 Федерального закона об образовании государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Целью государственной аккредитации является подтверждение соответствия образовательной деятельности по основным образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

В соответствии с комментируемым пунктом срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в Россию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации.

Применение данного общего правила имеет свои особенности:

- в случае перевода иностранного гражданина в другое образовательное учреждение профессионального образования для продолжения обучения по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, срок его временного пребывания продлевается до окончания освоения основной профессиональной образовательной программы;

- при желании иностранного гражданина, завершившего обучение, продолжить получение образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе другого уровня, имеющей государственную аккредитацию, срок его временного пребывания в РФ может быть продлен на срок до тридцати календарных дней с даты отчисления из образовательной организации в связи с завершением им обучения. В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона об образовании в РФ в России устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

- среднее профессиональное образование;

- высшее образование - бакалавриат;

- высшее образование - специалитет, магистратура;

- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

В указанных случаях на образовательную организацию, в которой обучается иностранный гражданин, возлагается обязанность уведомить территориальный орган МВД России о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации по очной или очно-заочной форме в течение трех рабочих дней с даты его отчисления. Под завершением обучения иностранного гражданина в образовательном учреждении следует понимать окончание получения образования по очной или очно-заочной форме по причине освоения основной образовательной программы профессионального образования указанным лицом, под прекращением обучения - окончание получения образования по очной или очно-заочной форме по иным причинам, не связанным с окончательным освоением основной образовательной программы профессионального образования. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются в Постановлении Правительства РФ от 8 октября 2013 г. N 891 "Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" и Административном регламенте предоставления ФМС России государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Комментируемая норма предусматривает, что завершение или прекращение обучения иностранного гражданина в российской образовательной организации является основанием для сокращения срока временного пребывания данного иностранного гражданина в РФ. Однако комментируемым Законом может быть предусмотрено исключение из указанного общего правила. Такое исключение, в частности, содержится в настоящей статье в отношении иностранного гражданина, который завершил получение образования по причине освоения основной образовательной программы профессионального образования и желает поступить на другой уровень профессионального образования. В этом случае основания для сокращения срока временного пребывания указанного лица отсутствуют.

 

Статья 5.1. Изменение срока временного пребывания

 

Комментарий к статье 5.1

 

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет цели и основания увеличения или сокращения срока временного пребывания иностранных граждан в РФ.

Увеличение или сокращение срока временного пребывания осуществляется в целях:

- обеспечения национальной безопасности - в соответствии с п. п. 3 и 6 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683, Стратегия национальной безопасности РФ является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности РФ и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Под национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан РФ, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации;

- поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов - под балансом трудовых ресурсов понимается комплекс методов изучения состава и использования трудовых ресурсов страны, анализа рынка труда в целом. Баланс трудовых ресурсов представляет собой систему показателей, отражающих численность и состав трудовых ресурсов, а также их распределение на занятых, безработных и экономически неактивное население. Эти положения свидетельствуют, что поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов возможно посредством привлечения или ограничения трудовой миграции;

- содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ - предполагает учет безработных граждан РФ и их приоритетное трудоустройство. В этом случае возникает потребность в сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина для целей осуществления им трудовой деятельности в РФ;

- решения иных задач внутренней и внешней политики государства - увеличение или сокращение срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть осуществлено для реализации иных целей и задач внутренней и внешней политики РФ, определенных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ для достижения приведенных целей может быть увеличен исключительно Правительством РФ до ста восьмидесяти суток. Сокращение 90-суточного срока временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, может быть осуществлено исключительно Правительством РФ как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ. При этом следует подчеркнуть, что указанное увеличение или сокращение срока временного пребывания может быть осуществлено в отношении отдельных категорий временно пребывающих в РФ иностранных граждан.

2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает важное положение, в соответствии с которым при принятии Правительством РФ решения о сокращении срока временного пребывания иностранных граждан, установленного абз. 2 п. 1 ст. 5 комментируемого Закона, должен быть определен срок, в течение которого иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, обязаны покинуть территорию РФ. Данное положение направлено на внесение правовой определенности в принимаемые Правительством РФ решения о сокращении срока временного пребывания иностранных граждан в РФ.

 

Статья 6. Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации

 

Комментарий к статье 6

 

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет правовые основы предоставления иностранным гражданам разрешения на временное проживание в РФ и правила определения срока такого проживания.

Получение разрешения на временное проживание иностранных граждан в РФ осуществляется в пределах квоты, установленной Правительством РФ, если из данного правила комментируемый Закон не устанавливает исключения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. N 193 "Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в РФ" выдача иностранным гражданам разрешений на временное проживание осуществляется в пределах ежегодно устанавливаемой Правительством РФ квоты. Указанная квота устанавливается на календарный год для каждого субъекта РФ. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (в настоящее время - МВД России), разрабатывая проект постановления Правительства РФ по установлению указанных квот, ежегодно, не позднее 1 марта соответствующего года, предоставляет органам исполнительной власти субъектов РФ информацию о количестве иностранных граждан, законно находящихся на территории РФ и проживающих на территории соответствующего субъекта РФ на начало соответствующего года. Одновременно органы исполнительной власти субъектов РФ ежегодно, не позднее 1 октября, направляют в МВД России свои предложения по установлению квоты для соответствующего субъекта РФ на следующий год с учетом:

- целесообразности проживания в субъекте РФ иностранных граждан исходя из реального состояния экономики, природно-климатических особенностей и экологического состояния территории субъекта РФ;

- состояния рынка труда, демографической ситуации в субъекте РФ, возможности жилищного и культурно-бытового обустройства иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание;

- иммиграционных проблем и наличия средств для их решения;

- санитарно-эпидемиологического благополучия территории субъекта РФ, возможности оказания медицинской помощи иностранным гражданам, получившим разрешение на временное проживание;

- необходимости поддержания межнационального и межконфессионального мира и согласия, а также обеспечения общественного порядка и интересов безопасности государства;

- криминогенной обстановки в субъекте РФ и ее влияния на положение иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание;

- Генеральной схемы расселения на территории РФ, другой градостроительной документации.

Предложения МВД России об установлении квоты для РФ в целом и отдельно для каждого субъекта РФ на следующий год представляются в Правительство РФ не позднее 1 ноября, что является основанием для принятия соответствующего постановления Правительства РФ.

Комментируемая норма определяет, что срок действия разрешения на временное проживание иностранного гражданина составляет три года с даты его выдачи.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает параметры, в соответствии с которыми принимается решение об установлении квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в РФ. Такими параметрами в соответствии с положениями комментируемой нормы являются:

- демографическая ситуация в соответствующем субъекте РФ;

- возможность данного субъекта по обустройству иностранных граждан на территории субъекта РФ.

Приведенные положения в полной мере отражены в упомянутом Постановлении Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. N 193.

3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает исключение из общего правила, устанавливая возможность предоставления разрешения на временное проживание иностранным гражданам без учета утвержденной Правительством РФ квоты. Указанное возможно при следующих обстоятельствах:

- иностранный гражданин родился на территории РСФСР и был гражданином СССР либо родился на территории РФ;

- иностранный гражданин является нетрудоспособным лицом, имеющим дееспособных детей, являющихся гражданами РФ. Нетрудоспособными иностранными гражданами признаются лица, достигшие пенсионного возраста (мужчины - 60 лет; женщины - 55 лет) или являющиеся инвалидами I, II и III группы, признаваемые в соответствии с законодательством РФ в качестве таковых. Дееспособными признаются лица, осознающие значение своих действий и руководящие ими. Сыном или дочерью в соответствии со смыслом комментируемой нормы следует признавать как родных, так и усыновленных детей;

- иностранный гражданин имеет хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;

- иностранный гражданин находится в зарегистрированном и признаваемом в РФ браке с гражданином РФ, который имеет жительство в РФ. Статья 2 Закона РФ о праве на свободу передвижения местом жительства признает жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиницу-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ;

- иностранный гражданин осуществил инвестиции в РФ в размере, установленном Правительством РФ. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ инвестицией признается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. К сожалению, Правительство РФ до настоящего времени не установило размер иностранной инвестиции, который предоставляет иностранному гражданину право на получение разрешения на временное проживание вне установленной квоты;

- иностранный гражданин поступил на военную службу - в этом случае ему предоставляется разрешение на временное проживание на срок его военной службы. В соответствии со ст. 32 Федерального закона о военной службе поступление на военную службу иностранного гражданина обусловливает заключение с ним контракта о прохождении военной службы;

- иностранный гражданин является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо членом семьи такого гражданина, переселяющимся совместно с ним в РФ. Статья 1 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом" признает соотечественниками лиц, родившихся в одном государстве, проживающих либо проживавших в нем и обладающих признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомков указанных лиц по прямой нисходящей линии. Соотечественниками за рубежом являются граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ. К соотечественникам также относятся лица и их потомки, проживающие за пределами территории РФ и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с РФ лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ, в том числе:

- лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

- выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и РФ, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства;

- иностранный гражданин имеет ребенка, являющегося гражданином РФ;

- иностранный гражданин имеет сына или дочь, достигших возраста 18 лет, состоящих в гражданстве РФ и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными либо ограниченными в дееспособности. Недееспособным признается лицо, которое не способно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданин признается недееспособным в силу недостижен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: