эпоха великих реформ и контрреформ.




 

Александр II (1855 – 1881 гг.), вступив на престол, провёл целую серию реформ, которые по праву можно назвать великими. И первой, главной среди них, была, безусловно, реформа, отменившая в России крепостное право.

Осозание того, что крепостное право нуждается в реформе, выражалось уже в некоторых мерах предыдущих императоров. Например, указы Павла I о трёхдневной работе на помещика, Александра I о вольных хлебопашцах, ряд законов Николая I, смягшавших крепостное право. Но ни один из них так и не смог решиться на полную отмену крепостной зависимости крестьян. Сделать это хватило мужества и воли только у Александра II.

При этом, безусловно, к середине XIX века крепостное право изжило себя экономически, мешало индустриальной модернизации, то есть усовершенствованию страны в соответствии с современными требованиями, проведению в жизнь многих государственных и политических преобразований, не соответствовало реалиям времени с моральной и нравственной точек зрения. Поражение в Крымской войне ускорило его падение.

Следует подчеркнуть, что весьма проблематичной является точка зрения, сложившаяся в советской историографии о том, что падение крепостного права было вызвано массовыми крестьянскими выступлениями. Это не соответствует действительности, поскольку крестьянские волнения в эпоху Николая I носили эпизодический характер, были незначительными и их количество, вопреки сложившемуся стереотипу, было невелико. Оно резко сократилось при Александре II, когда среди крестьян пошёл слух о готовящемся освобождении.

Уже в первые полтора года царствования Александра II были проведены меры, которые позволили говорить о либеральном курсе, начатом новым императором.

3 декабря 1855 года был закрыт Особый цензурный комитет, то есть отчасти вводилась хотя и не объявленная, но свобода слова. Разрешался свободный выезд за границу, отменялись меры, направленные на ужесточение политики в отношении университетов, объявлялась амнистия политическим заключённым, в том числе и декабристам. Произошли большие кадровые перестановки в органах государственного управления.

На повестку дня самой жизнью выдвигался вопрос об отмене крепостного права. Выступая в 1856 году перед московскими дворянами, Александр II частности заявил, что «существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ожидать времени, когда оно начнёт само уничтожаться снизу».

В начале 1857 года был создан Секретный комитет по крестьянскому делу.

В самом конце этого же года последовал рескрипт (именной указ) на имя виленского генерал-губернатора Владимира Ивановича Назимова, в котором говорилось, что крестьянам прибалтийских губерний, якобы по доброй воле местного дворянства, предоставлялись личная свобода, усадьба, то есть дом с огородом, за выкуп и земельный надел за исполнение определённых повинностей в пользу бывшего помещика. При этом отмечалось, что эти условия должны были быть ещё обсуждены в дворянских комитетах Прибалтики.

Рескрипт был также разослан во все другие российские губернии «для ознакомления и подражания». Это привело к тому, что на местах, в губерниях, стали создаваться дворянские комитеты для обсуждения крестьянского вопроса. Секретный комитет был переименован в Главный комитет. При этом следует отметить, что значительная часть помещиков вообще выступала против отмены крепостного права. Тем не менее, в дворянских комитетах начали готовиться проекты своего видения этой проблемы. Были подготовлены варианты реформ и Главным комитетом, министерством внутренних дел.

В начале 1859 года в Санкт-Петербурге были созданы Редакционные комиссии для выработки общего положения о реформе и конкретных проектов отмены крепостного права по местностям. К лету 1859 года проекты отмены крепостного права в России были подготовлены и в столицу для их обсуждения были собраны депутаты от дворянских комитетов.

Обсуждение продолжалось более года, и, в конце концов, после ожесточённых споров, депутатов губернских комитетов удалось заставить одобрить проект реформы. После этого он поступил на обсуждение в Главный комитет, а затем в Государственный совет. Александр II заявил, что требует скорейшего решения крестьянского вопроса, поскольку работа над ним длится уже несколько лет «и возбуждает опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства».

 

Отмена крепостного права. 19 февраля 1861 года, в день пятой годовщины вступления на престол, Александр II подписал Манифест и Положение об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Во многом, если смотреть объективно, крепостное право было отменено благодаря воле, решимости и настойчивости Александра II, понимавшего назревшую необходимость такого шага. Мирное освобождение 23 миллионов крепостных крестьян было беспрецендентным в мировой практике событием. Не случайно Александр II вошёл в историю как царь-Освободитель.

Манифест был обнародован 5 марта 1861 года. Он не вызвал массовых волнений, которых опасалось правительство. Хотя в двух уездах в Казанской и Пензенской губерниях, где крестьяне пытались оспорить подлинность Манифеста и дать ему своё толкование, произошли серьёзные беспорядки, были убитые и раненые.

В соответствии с реформой 1861 года крепостное право «на крестьян, водворённых в помещичьих имениях, и на дворовых людей» отменялось «навсегда». Они получали права «свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу». То есть крестьянам предоставлялась личная свобода и гражданские права: они освобождались от личной опеки помещика, могли без его разрешения вступать в брак и решать самостоятельно свои семейные дела, менять место жительства, поступать на службу и в учебные заведения, переходить в сословия мещан и купцов, свободно торговать, открывать фабрики, другие промышленные, торговые и ремесленные заведения и так далее.

Помещики сохраняли право собственности на все принадлежавшие им земли и «по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению» предоставляли за определённые повинности (работой или деньгами) в постоянное пользование крестьян «усадебную осёдлость», наделы пахотной земли и другие угодья.

Для каждой местности устанавливался свой размер земельного надела, как высший, так и низший, меньше которого помещик не мог предлагать крестьянину. Взаимоотношения между каждым помещиком и его бывшими крепостными крестьянами окончательно закрепляли уставные грамоты.

Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но продолжавшие находиться в обязательных поземельных отношениях с помещиками, назывались временно-обязанными. Им предоставлялось право выкупить в собственность «усадебную осёдлость», а также, с разрешения помещика, пахотные земли и отведённые им в постоянное пользование угодья.

80 % стоимости земельных наделов государство, учитывая, что денег у крестьян, как правило, не было, платило за них помещикам единовременно, предоставляя эту сумму в виде ссуды для крестьян. Эту ссуду они должны были вернуть государству в течение 49 лет в форме так называемых выкупных платежей с начислением шести процентов годовых. Остальные двадцать процентов стоимости наделов крестьяне платили помещику сами. После полной оплаты за землю они становились крестьянами-собственниками.

Реформа сохранила крестьянскую общину – сельские общества, которые для управления и судебных разбирательств объединялись в волости.

Каждое сельское общество, или мир, решало свои дела на сельском сходе, принимая приговоры (решения). Эти решения должен был реализовывать выборный сельский староста. В волостях избирали волостное правление, волостного старосту и волостной суд.

Именно сельские общества, выступая от имени крестьян и защищая их интересы, вели переговоры с помещиками, решали все вопросы реализации реформы непосредственно на местах. При возникновении споров или каких-либо проблем между сельскими обществами и помещиками для их урегулирования привлекались специально учреждённые мировые посредники.

Следует отметить, что реформа не оправдала надежду большинства крестьян на бесплатное получение земли. Крестьянские наделы, превышавшие определённую земельную норму, урезались и, в целом, крестьяне получили земли на 20 % меньше, чем они обрабатывали её до реформы. Эти земли, отрезанные у крестьян в пользу помещиков, получили название отрезков.

В то же время отмена крепостного права вызвала недовольство значительной части помещиков, многие из них, не сумев приспособиться к новым хозяйственным условиям, разорились.

В целом, реформа, безусловно, носила прогрессивный характер, была важным шагом на пути построения в России гражданского общества, способствовала росту производительных сил и экономической модернизации страны.

Отмена крепостного права повлекла за собой и все последующие реформы Александра II.

Поскольку в новых условиях решение различных местных хозяйственных, финансовых вопросов, вопросов народного просвещения, медицинского обслуживания уже не могло быть возложено на помещиков, потребовалось проведение в первую очередь реформы местного самоуправления.

 

Земская реформа. В соответствии с указом от 1 января 1864 года в уездах и губерниях создавались земские учреждения – земства. В их работе принимали участие представители всех сословий. Земства состояли из распорядительных органов – земских собраний и исполнительных органов – земских управ. Гласные (депутаты) земских собраний выбирались на три года по трём куриям, то есть разрядам, землевладельцами, городскими избирателями и сельскими обществами. Губернские земские собрания избирались на съездах уездных собраний из числа гласных. Гласные должны были иметь возраст не менее 25 лет и обладать определённой недвижимой собственностью. Один раз в год губернские и уездные земские собрания на определённый срок съезжались на свои заседания – съезды. Всю текущую работу вели земские управы, которые выбирались на земских собраний руководили: в губерниях - губернские предводители дворянства, в уездах – уездные предводители дворянства. Управы возглавлялись губернским или уездным председателем управы.

Земства, имея чётко очерченный круг вопросов своей деятельности, не имели права выходить за пределы своих полномочий. Они были подконтрольны центральным и местным властям, которые имели право приостановить или отменить постановление земских учреждений, «противное законам или государственным пользам». При этом в ходе реформы не было создано ни высшего, ни низшего звена земских учреждений, что ограничило их возможности.

Но, тем не менее, земства сыграли большую роль в развитии местного самоуправления, способствовали активизации хозяйственной инициативы, развитию просвещения и медицинского обслуживания населения.

 

Судебная реформа. В том же 1864 году была начата судебная реформа, которая должна была «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех».

В соответствии с новыми судебными уставами существовавшие для различных сословий суды ликвидировались и создавался единый для всех всесословный суд. Он становился гласным и публичным, то есть на его заседания допускались все желающие. Провозглашались независимость и несменяемость судей. Они получали очень большое жалование. Лишить судью его должности можно было только в соответствии с судебным решением за какие-либо преступления или злоупотребления.

Вводилась состязательность судебного процесса. Участие в нём теперь принимали не только прокурор-обвинитель, но и адвокат-защитник. Создавался суд присяжных заседателей, которые избирались по жребию из местного населения. Присяжные заседатели принимали участие в судебном процессе, если рассматриваемое преступление предполагало вынесение приговора, в котором наказание было связано с лишением всех прав состояния или каких-либо особенных прав и преимуществ. Заседатели определяли, виновен или невиновен подсудимый, и в случае признания его виновным судья определял наказание.

В общеуголовном законодательстве того времени ещё не было такой меры наказания, как смертная казнь. Вынести смертный приговор могли только специальные судебные органы (военные суды, Особое присутствие Сената).

В стране начали действовать суды двух уровней: мировые и окружные. Мировые судьи избирались населением и разбирали мелкие гражданские и уголовные дела. Окружные суды назначались правительством для ведения важных и сложных гражданских и уголовных дел. Кроме того, особо важные государственные и политические дела рассматривались судебными палатами. Сенат был преобразован в высшую кассационную инстанцию, которой давалось право кассировать (отменять) решения низших судебных инстанций.

 

Реформа городского самоуправления. В 1870 году была проведена реформа городского самоуправления. Вместо «Жалованной грамоты городам» Екатерины II было введено новое «Городское положение». В соответствии с ним в городах вводились всесословные органы самоуправления – городские думы. Выборы гласных в думы проходили один раз в четыре года. Они избирались населением, достигшим 25-летнего возраста, платившим подати, городские налоги, обладавшим недвижимостью. Дума являлась распорядительным органом. Исполнительные функции осуществляла городская управа, которая избиралась из состава гласных городской думы, и руководил ею городской голова. Он же председательствовал на заседаниях городской думы.

 

Военная реформа. Поражение России в Крымской войне показало важность и необходимость осуществления военной реформы. По сути, реформы в армии начались сразу после восшествия на престол Александра II.

Уже в 1856 году срок солдатской службы был сокращён до пятнадцати лет, на пятьсот тысяч человек уменьшился численный состав вооружённых сил. Позже в армии были отменены телесные наказания, вводилось обязательное обучение солдат счёту и грамоте, срок службы сократился до десяти лет. Началось перевооружение армии нарезным оружием, заряжающимся с казённой части, вместо гладкоствольного, заряжавшегося со ствола. Вводились новые системы орудий, за счёт породистых лошадей улучшался конный парк. Шло ускоренное развитие военного парового флота вместо парусного.

Но главным во всей военной реформе 60 – 70-х годов стало введение 1 января 1874 года устава о всесословной воинской повинности.

В соответствии с ним прежний принцип рекрутской повинности заменялся всесословной всеобщей воинской повинностью, а термин «рекрут» был заменён словом «новобранец». В уставе подчёркивалось, что защита престола и отечества «есть священная обязанность каждого русского поданного». Призыв на службу проходил по жребию один раз в год, осенью, для тех, кто достиг 21 года. Не попадавшие на действительную службу зачислялись в государственное ополчение, которое набиралось только в случае необходимости. Имели освобождение от службы учёные, единственные сыновья в семье, священнослужители, представители малочисленных народов. Служба в сухопутных войсках составляла шесть лет, на флоте – семь лет. Отслужившие зачислялись в запас. В зависимости от имеющегося образования срок службы сокращался. Так, имевшие начальное образование служили три года, среднее – полтора, высшее – полгода.

Были приняты меры по улучшению офицерского состава. Офицеров готовили в юнкерских училищах, куда принимали всех, имевших среднее образование, независимо от сословной принадлежности. Высшее образование офицеры получали в военных академиях, высший командный состав готовила академия Генерального штаба.

Наряду с этими реформами в начале 1860-х годов начались реформы в сфере образования и печати.

 

Университетская реформа. В 1863 году в соответствии с принятым новым университетским уставом была проведена университетская реформа. Она восстановила автономию университетов, отменённую Николаем I. В соответствии с реформой всеми делами в университете руководил учёный совет, состоявший из преподавателей и сотрудников университета. Он избирал ректора, утверждал учебные планы, присуждал учёные степени, назначал стипендии студентам, решал кадровые вопросы и так далее. Были основаны новые университеты в Одессе и Варшаве.

 

Школьная реформа. В 1864 году были созданы положение о начальных народных училищах и устав гимназий, положившие начало школьной реформе, которая касалась вопросов деятельности начальных и средних учебных заведений. В этих документах провозглашался принцип равенства всех сословий при получении образования. Начальное трёхгодичное образование, наряду с государственным, можно было получить в земских, церковноприходских, воскресных и частных школах. Для подготовки народных учителей были открыты учительские семинарии. Гимназии, где давалось среднее семилетнее образование, делились на классические и реальные. В классических гимназиях больше изучали естественные науки, прежде всего, математику, и основы технических дисциплин. Кроме того, создавались прогимназии с четырёхлетним сроком обучения. Начальное обучение было в основном бесплатным, за учёбу в гимназиях надо было платить.

Значительное развитие получило женское образование. До этого времени оно носило в основном закрытый сословный характер. Почти во всех городах были созданы женские открытые школы, а в губерниях учреждены женские гимназии и прогимназии. Для женщин был облегчён доступ к высшему образованию, особенно к учёбе на медицинских факультетах университетов.

 

Цензурная реформа. В 1865 году была проведена цензурная реформа. В соответствии с введёнными временными правилами о печати было ограничено действие предварительной цензуры для целого ряда печатных изданий. Научные и правительственные издания цензуре вообще не подлежали. Однако при этом авторы и издатели отвечали в судебном порядке за напечатанные ими произведения.

 

Кроме того, Александр II принял ряд других законов в продолжение своей либеральной политики. Были отменены столь распространённые в России телесные наказания, приняты меры по улучшению быта священнослужителей, облегчено положение раскольников, в 1879 году началась подготовка отмены подушной подати, которую к тому времени, кроме крестьян и мещан, не платили другие сословия, и так далее.

В целом, реформы Александра II носили прогрессивный характер. Они способствовали развитию экономики страны, условий для формирования гражданского общества, создавали предпосылки для дальнейших демократических преобразований.

Логическим продолжением этих реформ могло бы быть некоторое смягчение самодержавного правления и осуществление определённых политических изменений в стране. Александр II к началу 1880-х годов хорошо понимал необходимость таких решений. Тем более что в России активизировались революционные силы и, в первую очередь, террористическая организация «Народная воля», поставившая своей целью убийство императора, считая, что это будет сигналом к всеобщему народному восстанию и захвату власти революционерами.

Первое покушение на Александра II было осуществлено террористом Дмитрием Владимировичем Каракозовым ещё в 1866 году. Всего покушений было семь. К концу 1870-х годов угроза гибели императора от террористов стала реальной. Учитывая это, а также убийства целого ряда представителей власти, правительство было вынуждено пойти на ужесточение борьбы с революционерами: дела о заговорах и преступлениях против государственного строя передавались на рассмотрение военных судов, во всех губерниях участились аресты подозреваемых и высылки без суда, ужесточилась цензура, вводились должности военных генерал-губернаторов, облечённых неограниченной властью, и так далее. Однако эти меры только возбуждали революционное движение и внушали народовольцам уверенность в том, что они на правильном пути свержения самодержавия, а политическое убийство является «одним из главных средств борьбы с деспотизмом».

В этот период Александр II испытывал огромное давление, как справа, так и слева. Одни считали, что возбуждение в обществе происходит из-за либерального курса царя, его реформ. Поэтому необходимо вернуться к старым порядкам. Другие, наоборот, утверждали, что всё происходит из-за незавершённости реформ, их недостаточной радикальности.

С целью умиротворения общества в начале 1880 года Александр II создал Верховную распорядительную комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, поставив во главе её одного из героев русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов генерала Михаила Тариеловича Лорис-Меликова и дав ему неограниченные полномочия.

В этой должности Лорис-Меликов показал себя как достаточно умный и гибкий политик. Действуя энергично против террористов, он в то же время принял ряд мер, направленных на смягчение ситуации в обществе: было ликвидировано Третье отделение и его функции переданы одному из департаментов министерства внутренних дел; из тюрем выпущены осуждённые за незначительные политические дела; разрешалось вернуться на постоянное местожительство многим лицам, высланным полицией; могли продолжить учёбу в университетах студенты, исключённые за несерьёзные политические проступки; смягчалась цензура и так далее.

Всё это принесло определённые плоды. Александр II был доволен деятельностью Лорис-Меликова, и в августе 1880 года Верховная распорядительная комиссия была упразднена. При этом Александр II отмечал её успешную работу и писал Лорис-Меликову, что необходимости больше в такой комиссии нет и поскольку достигнуты успешные результаты, то возможно, «если не совсем отменить, то значительно смягчить действие принятых временно чрезвычайных мер, и ныне Россия может спокойно вступить на путь мирного развития».

Лорис-Меликов был назначен министром внутренних дел, продолжив реализацию своего курса на борьбу с революционным движением и умиротворение общества. В январе 1881 года он докладывал императору, что с февраля 1880 года по январь 1881 года в России не произошло ни одного террористического акта.

В конце февраля 1881 года Александр II рассмотрел представленный Лорис-Меликовым проект создания выборного представительства от земских и городских самоуправлений для участия в разработке и обсуждении законопроектов вплоть до окончательного рассмотрения их в Государственном совете. Таким образом, избранные депутаты наделялись бы законосовещательными полномочиями, что несколько смягчало самодержавный строй и приводило, в конечном счёте, пусть к ограниченному, но парламентаризму и принятию того или иного проекта конституции.

Утром 1 марта 1881 года Александр II одобрил проект Лорис-Меликова о созыве выборных от земских и городских самоуправлений, заявив, по словам очевидцев, что «мы идём по пути к конституции». Складывалась уникальная возможность дальнейшего умиротворения общественно-политической ситуации в стране и начала важных политических преобразований.

Однако 1 марта 1881 года Александр II был убит террористами-народовольцами, и этот исторический шанс был упущен.

Взошедший на престол сын убитого императора Александр III (1881 – 1894 гг.) не разделял либеральных взглядов отца, являлся сторонником неограниченного самодержавия, считая, что сильная государственная власть поможет наведению порядка в стране и является благом для населения. Личные убеждения нового императора, убийство отца и ситуация в стране определили консервативный курс деятельности Александр III, его преобразований, получивших в истории название «контрреформ», которые были направлены на пересмотр и корректировку реформ предыдущих десятилетий.

В начале апреля 1881 года пять организаторов и участников покушения на Александра II – Андрей Иванович Желябов, Софья Львовна Перовская, Николай Иванович Кибальчич, Тимофей Михайлович Михайлов и Николай Иванович Рысаков – были повешены. Это была последняя публичная казнь в России.

29 апреля 1881 года был опубликован манифест «О незыблемости самодержавия». В нём говорилось, что император будет править «с верою в силу и истину самодержавной власти», утверждалось и охранять её «для блага народного от всяких на неё поползновений».

В августе 1881 года было принято «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». В соответствии с ним любая местность могла быть объявлена на «исключительном положении». Там вводились чрезвычайные меры: генерал-губернаторы и градоначальники получали особые полномочия, они могли без суда высылать неугодных лиц, закрывать органы печати, учебные заведения и так далее. Положение было принято сроком на три года, но постоянно продлевалось.

С 1882 года, в соответствии с временными правилами о печати, ужесточалась цензура, закрывались многие периодические издания.

В 1883 году были созданы новые жандармские учреждения – «Отделения по охранению порядка и общественной безопасности», вошедшие в историю под названием «охранка». Это была секретная тайная полиция, которая вела негласную, агентурную деятельность. В результате принятых мер революционное движение пошло на спад. Попытка группы петербургских студентов, в которую входил Александр Ильич Ульянов – брат будущего руководителя советского государства Владимира Ильича Ленина (Ульянова), совершить 1 марта 1887 года покушение на Александра III закончилась неудачей. Участники покушения в количестве пяти человек были казнены. После этого террористическая деятельность на долгие годы практически прекратилась.

Университетская контрреформа была проведена в 1884 году. В соответствии с новым университетским уставом автономия университетов была значительно урезана. Ректор и деканы без выборов назначались министерством просвещения, а преподаватели, избранные учёными советами на университетские должности, проходили в министерстве процедуру утверждения. Запрещались любые студенческие организации. Повышалась плата за обучение, что ограничивало возможность поступления в университет. Вводились государственные экзамены, которые ставили под контроль государства учебный процесс, учёбу студентов и деятельность профессуры, и так далее.

В том же 1884 году впервые была проведена чистка библиотек. Целый ряд изданий периодической печати, собраний сочинений и отдельных книг, ранее дозволенных цензурой, был исключён из списка разрешённых для пользования в общественных библиотеках и публичных читальнях.

Школьная контрреформа, которая ограничила возможности для поступления в средние учебные заведения представителей низших слоёв, состоялась в 1887 году. В соответствии с циркуляром министра народного просвещения об изменении состава учащихся гимназий и прогимназий считалось необходимым «допускать в эти заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предосталении им необходимого для учебных занятий удобства».

При этом отмечалось, что «при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Это делалось для того, чтобы не «выводить» таких детей «из среды, к коей они принадлежат» и, таким образом, не «приводить их к пренебрежению своих родителей, к недовольству своим бытом, к озлоблению против существующего и неизбежного, по самой природе вещей, неравенства имущественных положений». Данный циркуляр вошёл в историю как циркуляр «о кухаркиных детях».

В результате судебной контрреформы повышался имущественный и образовательный ценз присяжных заседателей, из юрисдикции их суда изымались дела политического характера, ограничивалась гласность судопроизводства.

Земская контрреформа началась в 1890 году. В соответствии с ней в земствах значительно увеличивалось дворянское представительство, сокращалось число гласных от крестьян, причём выбранных крестьянских гласных утверждал губернатор. Усиливался контроль администрации за деятельностью земств.

Годом ранее были введены должности земских участковых начальников, которые имели большие полномочия. Они осуществляли рассмотрение судебных дел вместо мировых судей, решали земельные вопросы вместо мировых посредников, контролировали деятельность общинного крестьянского самоуправления. Земские начальники назначались только из дворян.

В 1892 году была проведена городская контрреформа. По новому городовому положению повышался имущественный ценз, и это лишало избирательных прав значительные слои населения. Соответственно возрастала среди избирателей роль дворян. Органы городского самоуправления попадали под контроль администрации, их самостоятельность урезалась.

Таким образом, целью контрреформ было усиление правительственной власти, позиций дворянства во всех сферах жизни общества, восстановление принципа сословности. Однако всё это вступало в противоречие с объективным ходом развития России.

При этом ни одна реформа Александра II не была отменена полностью, и, несмотря на то, что эти реформы были серьёзно урезаны, изменены при Александре III, они продолжали действовать, хотя и не в полную силу, объективно способствуя дальнейшему общественному развитию России.

Во внутренней политике Александра III были как консервативные, так и некоторые прогрессивные явления и тенденции.

Так, для облегчения крестьянам приобретения земельной собственности был создан специальный крестьянский банк. Были снижены выкупные платежи. В 1887 году правительство отменило подушную подать. Для руководства сельским хозяйством было впервые учреждено новое министерство сельского хозяйства.

Был издан ряд законов, направленных на дальнейшее регулирование взаимоотношений между нанимателями и наёмными работниками: о детском труде, по которому рабочий день детей от 12 до 15 лет ограничивался восьмью часами, а труд детей до 12 лет запрещался вообще; о ночной работе женщин и подростков, которым запрещалось работать в ночные часы; об определении условий найма и порядка расторжения договоров рабочих и предпринимателей; о штрафах (за прогулы, пьянство, нецензурную брань и так далее), по которому они не должны были превышать одной трети зарплаты, а штрафные деньги можно было использовать только на нужды рабочих, а также некоторые другие.

В результате протекционистских мер правительства в отношении русской национальной торговли, введения высоких пошлин на иностранные товары, продуманной финансовой и налоговой политики за очень короткий срок начался быстрый рост торговли, как внутренней, так и внешней, промышленности, особенно тяжёлой, железнодорожного строительства, был осуществлён переход к золотому денежному обращению и укреплению рубля.

Этому способствовало также и то, что царствование Александра III было одним из самых мирных – Россия в тот период не вела войн. За свою внешнюю политику император получил прозвище царь-Миротворец.

В целом, за годы царствования Александра III была достигнута определённая политическая стабильность, произошло укрепление государственного строя и экономического положения страны.

Вместе с тем, политическая стагнация (застой), установившаяся в общественной жизни России того периода, способствовала, пока ещё скрытому, росту оппозиционных сил, противостоящих консервативному курсу правительства.

Умер Александр III 20 октября 1894 года, оставив престол своему старшему сыну Николаю.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: