- Почему это вечная тема?
1. С каждым человеком это может случиться;
2. Бог готов простить каждого, если он раскаялся;
3. Если человек осознал свою вину, его надо простить;
4. Человек должен сам покаяться, признать свою вину.
- Какую мысль на все времена Иисус Христос хотел внушить людям? ( Если человек осознал свою вину, его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.)
- А зачем висят в доме картинки? (Для украшения).
- Но это и важная деталь. Они указывают на судьбу героев. Эти картинки содержат в себе оценку главным событиям повести. (Здесь Дуня – блудная дочь).
- Что мы о ней узнаем? Какая она по словам отца? Найдите ее описание в тексте. (Красавица, умница).
- А по словам рассказчика? Найдите описание в тексте. (Красивая, кокетка).
- Кто же главный герой повести? (Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин)
- Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям? Найдите описание в тексте.
(Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто на почитал их извергами человеческого рода)
- Как видим, защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.
- Запишите пять-шесть ключевых слов или словосочетаний, которые помогут дать их характеристику. (“Сущий мученик”, “дрожащий смотритель”, “люди мирные, услужливые, склонные к общежитию”, “скромные в притязаниях на почести”, “не слишком сребролюбивые”).
- Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина? Каким мы увидели его впервые? Найдите описание в тексте. (“Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах”).
|
- Почему Самсон Вырин, будучи бедняком, считал себя счастливым человеком?
(Потому что у него была дочь–красавица, которой он гордился.)
- Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести? Найдите описание в тексте.
(“Я смотрел на его седину, на губокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину..”.
- А комната смотрителя изменилась? А что осталось таким же в ее убранстве? На что обращает внимание рассказчик? Найдите описание комнаты смотрителя в начале и в конце повести.
- Почему Вырин превратился в хилого старика?
(У него горе. Его боль – дочь Дуня. Проезжий гусар Минский увез любимую дочь Вырина, красавицу Дуню в Петербург. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер: “Старик не снес своего несчастья”.)
- Какая деталь характеризует гусара с отрицательной стороны уже тогда, когда он остановился на постоялом дворе? (он претворился больным)
- Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви? (Он не мог предположить, что гусар за добро отплатит злом.)
- Пробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню? Почему его попытки не увенчались успехом?
(Да, Вырин пешком ходил в Петербург и нашел свою дочь. Но бороться с Минским он не может, они не ровня друг другу. Минский богач и аристократ, а Вырин - маленький чин, бедный смотритель почтовой станции”. У него нет прав и связей. Он беззащитен.)
- Сколько раз он ходил искать дочь? (три).
|
- Как проходили эти встречи? (1 раз – Минский дал деньги; 2 раз – захлопнул дверь; 3 раз – вытолкнул на лестницу).
- Что вызвало слезы негодования у Самсона Вырина в первое посещение дома ротмистра Минского? Найдите описание в тексте.
(Деньги, которые ему дал Минский за дочь.)
- Какой эпизод подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над “хорошо одетыми” людьми привилегированного сословия?
(ассигнации, брошенные Выриным, подобрал “хорошо одетый молодой человек”, который, увидев возвращение смотрителя, убежал.)
- Прочитайте отрывок, в котором Вырин видит, как живет его дочь в Петербурге. Какие выводы о Дуне мы можем сделать? (слайды)
(“Двери были заперты; он позвонил..” до слов “..вытолкнул его на лестницу” Дуня живет хорошо, у нее есть слуги, большая, прекрасно убранная квартира”, она роскошно одета. Дуня любит Минского, “ с нежностью смотрит на него”)
- Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери?
(Он уверен, что её ждет неминуемое несчастье, что Минский “подержит и бросит” Дуню)
- Что поддерживает Вырина в его убеждении?
Притча о блудном сыне, известная по евангельским сказаниям. (Она обязательно плохо кончит)
- Какую жизнь ведет блудный сын и Дуня, покинув отчий дом?
(Младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. А Дуня не ведет беспутную жизнь. Наоборот, мы видим, что она несомненно любит Минского. Дуня не раскаивается, и, видимо, не желает возвращаться, она вполне счастлива и довольна)
- Разве смотритель не понимал этого? Почему он не счастлив счастьем дочери?
|
(Понимает, поэтому и возвращается из Петербурга домой. Но он понимает и то, что Дуня теперь потеряна для него навсегда, и не хочет в это верить. Поэтому он думает только о неминуемом несчастье.)
- Какими трагическими событиями закончилась жизнь Вырина и почему? Как эти события отражены в пейзаже? Найдите описание в тексте.
(Пейзаж-осень, серенькие тучи) (Одиночество и страдания Самсона Вырина привели его к смерти.)
- Блудный сын вернулся домой, он покаялся. Возвращается ли домой Дуня? (Нет. Она лишь однажды, проезжая мимо, остановилась на станции узнать об отце, но он уже умер)
- Когда мы встречаемся с Дуней в последний раз? Какой мы видим Дуню на могиле отца?
Р епродукцию картины А.В. Венециана “Дуня на могиле отца”. Какие чувства вызывает картина ее немого горя? Сравните эту иллюстрацию с репродукциями других художников (Х.Р. Рембрандт “Возвращение блудного сына”, Б.Э.Мурильо “Возвращение блудного сына”, Л.Спада “Возвращение блудного сына” и др.)
- Что общего и в чем разница в изображении героев. (На картинах известных художников “блудный” сын раскаялся и прощен. Дуня тоже раскаялась, но поздно. Отец умер, она не получила его прощения, и тем горше ее слезы.)
- Какую заповедь нарушила Дуня? Над чем заставляет задуматься ее судьба? (Дуня нарушила одну из главных заповедей: “Почитай отца своего и мать”,- и очень страдает от этого. Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими нам людьми..)
- И опять вернемся к «Притче о блудном сыне». Какова позиция отца в притче и позиция Самсона Вырина? (Одинакова. Оба готовы простить. Они любят свое дитя).
- Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая?
(Сын, потому что он успел вернуться к отцу и,главное, был им прощен, а Дуня – нет)
- Кто из родителей оказался счастливее?
(Отец сына – к нему вернулся сын и покаялся, за это он простил его и устроил пир в его честь.)
-Но все могло быть и по-другому. Напиши Дуня отцу хотя бы одно письмо.
Тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста. Вы тоже сбились с пути и теперь несете за это наказание. “Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними”, - сказал когда-то Иисус. Как вы понимаете эти слова?
Обратите внимание на картину, иллюстрирующую библейский сюжет. Это произведение В.Д. Поленова “Христос и грешница.“ (слайд) «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень”, - ответил Христос возбужденной гневом толпе на вопрос о том, как поступить с женщиной, изобличенной в прелюбодеянии, подлежащей по закону Моисея, избиению камнями.
- Как вы думаете, что может связывать два столь разных произведения (Повесть “Станционный смотритель” и картину Поленова)? (Призыв к прощению и проповедь добра).
О чем же эта повесть? (О родительской любви; о неблагодарных детях; о “маленьком человеке”, сохранившем свое достоинство; о запоздалом раскаянии; об ответственности за судьбы других).
- Чему учит нас эта замечательная повесть? (Сочувствовать ближнему).
- Что вы унесете с собой сегодня с урока? Чему научились? Над чем задумались?
Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.
- Самое главное, что есть у человека – это его семья.
С емья – это ….. (единство, любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, тайна, спокойствие, дети и родители, близость интересов)
Какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей?
Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-затого, что дети хотят быть поскорее самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят все делать по-своему. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители.
Выводы. Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья. Подумайте об этом. Даже если человек совершил дурной поступок, но понял и раскаялся, это не значит, что он плохой человек. Его можно и нужно простить. Главное, чтобы его раскаяние было осознанным и искренним. Возможно, повесть “Станционный смотритель” – это предостережение писателя современникам, людям XIX века, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, превращаясь лишь в часть быта. Но эта повесть актуальна и в наши дни.