Тема работы: Станция Батайск в годы Великой Отечественной войны»
Подготовила: Снегирева Злата Тимофеевна
Обучающийся 8Д класса МБОУ «Гимназия №7»
Руководитель: Матроницкая Антонина Сергеевна
Место работы: МБОУ «Гимназия№ 7»
г.Ростов-на-Дону
Оглавление
Введение. 3
I. История станции Батайск. 5
II. Станция Батайск во время Великой Отечественной войны. 7
Вывод. 9
Список использованной литературы.. 10
Приложение. 11
Введение
Великая Отечественная война является одной из самых важных тем в истории нашей страны. Каждый год поисковые отряды находят пропавших без вести защитников Родины, очень много остается нераскрытых тем. Ученые, историки открывают новые факты, связанные с теми или иными событиями, именно поэтому тема Великой Отечественной войны актуальна и в наши дни.
Город Батайск является одним из стратегических путей сообщения, является одним из крупных железнодорожных узлов соединяющий Кавказ и Ростовскую область. Безусловно, нельзя не упомянуть о роли Батайской станции и роли железной дороги во время Великой Отечественной войны.
Цель данной работы изучить роль Батайской станции во время Великой Отечественной войны.
Задачи данной работы:
1. Изучить историю станции Батайск;
2. Проанализировать роль железной дороги во время Великой Отечественной войны
3. Сделать определенные выводы
Данная работа основана на библиографических источниках, статьях и интернет источниках. По данной теме практически нет историографических источников.
С.В. Волков «Зарождение добровольческой армии» упоминает о станции Батайск в период революционных событий на Дону.[1]
О революционных событиях упоминает и Венков А.В. «Сражение под Батайском в 1920 году»[2]
О событиях Великой Отечественной войны мы узнаем из статей в газетах.
Работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованной литературы и приложения.
I. История станции Батайск
Станция Батайск была основана в 1875 году. Как только пустили первую железнодорожную линию Ростов-Владикавказ, было открыто и паровозное депо. Строительство железной дороги в Батайске было очень непростым делом. Необходимо было преодолеть 12 километров затапливаемых в летнее время донских пойм. Строителям приходилось строить дамбы и плотины прямо на болотах. Так что многие жители уходили работать в путевые артели. Они тачками подвозили землю, строили земляное полотно, укладывали рельсы. За три года работы проложили 652 километра железнодорожного полотна.
Через речку Койсуг построили каменный железнодорожный мост с двумя арками. Первый архитектор города отметил прозорливость и мастерство инженеров-проектировщиков. Территорию станции они спроектировали с таким умением, что, несмотря на бурное развитие железнодорожного транспорта и неоднократную модернизацию станции, только через 110 лет возникла необходимость увеличить ее территорию.
В 1894 году было открыто двухклассное училище Министерства народного просвещения.
В 1900 году Станции Батайск был присвоен уровень 2 класса, а в 1911 году была открыта новая линия Батайск-Азов, а в 1915 Батайск-Торговая, ныне станция Сальск.[3]
В связи с этим было произведено полное переустройство станции Батайск. В четыре раза увеличили путевое хозяйство и заново построили производственные и служебные здания. А юге станции – паровозное и вагонное депо, на севере – паровозное, вдоль станции от Рабочей до Урицкого – здания для служб, там, где теперь стадион «Локомотив» – здание службы связи. В переулке Книжном и на улице Кирова выросли одно- и двухэтажные многоквартирные жилые дома. Кстати, большинство жилых и служебных зданий тех лет сохранилось до нашего времени. Кроме того, на Кирова появилось новое каменное здание вокзала.рис.2
В годы революции рабочие батайского узла активно участвовали в стачках и требовали повышения зарплаты и уменьшения рабочего времени, а также снижения травматизма на производстве. Для защиты советского строя в селе Батайск создали Реввоенкомитет.[4]
В годы гражданской войны станция Батайск подверглась разрушению, через нее шли эшелоны на юг, удалось восстановить ее только в 1930 году.
В 30-е гг. на узле станции Батайск выросли благоустроенный рабочий городок и поселок. Железнодорожники вырастили прекрасный парк, построили кинотеатр и летний клуб, танцплощадку и оранжерею. Открылись железнодорожная больница и поликлиника, собственный стадион. Начали свою работу железнодорожные школы №6, 10 и №12. Город рос и процветал, планы горожан разрушил 1941 год, когда началась Великая Отечественная война.