Определение жанра детектива, особенности детектива для детей




Мохова Лада 19ИПД1

Детектив для детей

1. Приключенческая литература для детей и в детском чтении, ее значение

Большой популярностью среди младших и старших школьников пользуется приключенческая литература, которая полностью способна удовлетворить тягу детей подросткового возраста к непознанному, неизведанному, таинственному и новому. Формирующаяся личность требует чего-то интересного, увлекательного, поэтому именно приключенческие произведения привлекают детей в первую очередь. На страницах книг они могут найти описания необычных обстоятельств и событий, окунуться в особый, созданный автором, мир, который сильно отличается от повседневной реальности и потому так сильно притягивает детей.

Как правило, в качестве событийной основы приключенческих произведений выступают захватывающие приключения, путешествия, странные события. Повествование должно быть насыщенным действием, которое развивается максимально динамично и стремительно, возможно наличие совершенно неожиданных поворотов сюжета и пересечений сразу нескольких сюжетных линий. Приключенческое произведение должно быть написано так, чтобы читаться на одном дыхании и удерживать внимание читателя от самой первой страницы и до последней. Таким талантом обладают далеко не все авторы, поэтому данный жанр, наряду с детской поэзией, считается одним из наиболее сложных.

Время действия произведения данного жанра может быть любым, но, как правило, автор выбирает время, которое максимально отдалено от момента реальности. Поэтому события разворачиваются или в будущем (характерно для фантастических сюжетов), или в далеком прошлом (чаще всего сразу несколько столетий назад, а не десятков лет). Одним из самых распространенных мотивов такой литературы являются путешествия и перемещения во времени или пространстве, поэтому в одном произведении время и место действия могут неоднократно меняться.

Основная задача повествования в данном случае – это сообщение про вымышленные или реальные происшествия, главная же задача автора – удивить читателя, потрясти его воображение. Именно поэтому в приключенческой литературе часто можно наблюдать остроту фабульных ситуаций, максимальный накал страстей, мотивы преследования, похищения, невероятных научных открытий, тайны и т.д.

Что касается воспитательной и познавательной функций, то приключенческая литература выполняет и их – за счет расширения кругозора ребенка, выводя его за рамки устоявшихся представлений про реальный мир. Именно поэтому такие произведения часто насыщены географическими, историческими подробностями, сведениями из других сфер.

Жанры приключенческой литературы:

1. Произведения жанра путешествий(робинзонада), обязательные составляющие которых «путешествие», «крушение надежд», «кораблекрушение», открытие ранее неведомой земли, обретение себя самого, личностное самоутверждение после прохождения героя через многочисленные экстремальные и экзистенциальные ситуации.

Сам же «Робинзон Крузо», давший на многие века такой мощный импульс «робинзонадам», а если быть до конца точным, то «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим», — вышел в 1719 г. и впервые увидел свет в России в 1762 г. в сокращенном переводе Якова Трусова (первый полный перевод осуществлен в 1843 г. А. Красовским). Лев Толстой, считавший этот роман едва ли не самой педагогической книгой, в 1862 г. адаптировал его для школьников Яснополянской школы. Один из лучших детских «Робинзонов» — «Робинзон», пересказанный К. И. Чуковским.

2. Морские приключения, о которых писали многие знаменитые авторы, начиная от Вальтера Скотта, Фенимора Купера, капитана Марриета, Жюля Верна, Луи Жаколио, Эмилио Сальгари и других (а у нас от неведомого автора «Гистории о российском матросе Василии Кариотском»), А. Бестужева-Марлинского, Константина Станюковича до Леонида Соболева, автора романа «Наследник из Калькутты» Роберта Штильмарка, Валентина Пикуля и других писателей XX в.

3. Приключения «сухопутные» — путешествия в таинственные страны, дремучие леса, безлюдные пустыни и т. п. Тридцатые—сороковые годы XIX в. в России были ознаменованы появлением приключенческих романов Фенимора Купера, творчество которого ценили М. Ю. Лермонтов и В. Г. Белинский; в 50—60-е гг. выходят в свет приключенческие романы Томаса Майн Рида, а его «Всадник без головы» (1865) в 1868 г. был переведен на русский язык и приобрел особую популярность у детей в России. И сегодня в активе детского чтения и другие романы Майн Рида. Сюда же относятся проза Г. Эмара, часть произведений Жюля Верна и многих других писателей на Западе, а у нас произведения В. Арсеньева, некоторые романы и повести И. Ефремова и др.

4. Существует мощное «приключенческое» ответвление и в исторической романистике. Это произведения В. Скотта, А. Дюма, Понсон дю ТерраЙля, у нас же М. Загоскина, Вс. Соловьева, Д. Мордовцева и ряда других писателей XIX в., а в XX в. — Л. Чарской, Л. Пантелеева, А. Рыбакова, Л. Кассиля, С. Алексеева, В. Катаева, отчасти В. Пикуля и др.

 

Определение жанра детектива, особенности детектива для детей

Детектив — жанр остросюжетной литературы, который повествует о расследовании загадочного случая, чаще всего преступления.

Обязательными составляющими детектива являются загадочное происшествие или преступление, расследование, которое ведут главные герои, и разгадка с объяснением, а также подсказки, которые читатель получает по ходу повествования. Наличие подсказок, позволяющих читателю самостоятельно раскрыть секрет, является обязательным условием классического детектива, но в других поджанрах детектива их может и не быть.

Детектив — признанный лидер среди жанров современной детской литературы. И хотя со всех сторон его теснят новомодные фэнтези и “виртуальные” приключения, детский детектив продолжает жить и бурно развиваться, несмотря на свой солидный возраст.

Детективный жанр пришёл в детскую книгу в начале XX века на волне всеобщей популярности рассказов про знаменитых сыщиков. Первыми авторами этих рассказов были известные писатели Эдгар По и Артур Конан Дойль, но уже довольно скоро детективы стали массовой литературной продукцией, выходившей в виде романов, повестей, очерков и комиксов. Историями о хитроумных сыщиках и бесстрашных детективах зачитывались не только взрослые, но и дети.

Особенности детского детектива:

1. Главный герой — ребенок;

2. Наличие тайны;

3. Движение сюжета вспять;

4. Мало описания и много диалогов;

6. Действие происходит в реальном мире;

7. Победа добра и справедливости.

8. Еще одна интересная особенность современного детского детектива заключается в том, что в нем отобразилось мифопоэтическое сознание современного человека. Мистицизм как тип современного культурного мышления становится основополагающим сюжетным элементом, развивающим действие. В детских детективах отразилась вера современных людей во всевозможные оккультные науки, магию, гадание и т. д. Данное культурное явление, захватившее современное общество, нашло непо- средственное отражение в современном детском детективе. Помимо этого читатель сталкивается в детективах с мистицизмом не только как с мироощущением, но и как с художественным приемом, к которому обращаются авторы с определенными идейно-художественными задачами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: