Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Утверждаю
зав. кафедрой
госпитальной терапии
А.В. Ягода
«28» августа 2015 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к практическому занятию для студентов
6 курса специальности «лечебное дело»
по учебной дисциплине «внутренние болезни»
ТЕМА № 1. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЖЕЛТУХ
ЗАНЯТИЕ № 1. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЖЕЛТУХ
Обсуждена на заседании
кафедры госпитальной терапии
28 августа 2015 г.
Протокол № 1
Методическая разработка составлена
к.м.н. Козаковой С.А.
г. Ставрополь, 2015 г.
Тема 1. Дифференциальная диагностика и лечение желтух
Занятие 1. Дифференциальная диагностика и лечение желтух
1. Патогенез и классификация желтух.
2. Алгоритм дифференциальной диагностики желтух.
3. Дифференциально-диагностические признаки заболеваний, проявляющихся надпеченочной формой желтухи.
4. Дифференциально-диагностические признаки заболеваний, проявляющихся печеночной формой желтухи.
5. Дифференциально-диагностические признаки заболеваний, проявляющихся подпеченочной формой желтухи.
6. Принципы дифференцированной терапии заболеваний, осложнившихся желтухой.
Вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) студентов:
1. Патогенез и классификация желтух.
2. Алгоритм дифференциальной диагностики желтух.
3. Дифференциально-диагностические признаки заболеваний, проявляющихся надпеченочной формой желтухи.
4. Дифференциально-диагностические признаки заболеваний, проявляющихся печеночной формой желтухи.
5. Дифференциально-диагностические признаки заболеваний, проявляющихся подпеченочной формой желтухи.
6. Принципы дифференцированной терапии заболеваний, осложнившихся желтухой.
Вопросы для самостоятельного изучения студентами:
- синдром Криглера-Найяра.
Перечень изучаемых заболеваний и состояний:
- заболевания, сопровождающиеся надпеченочной формой желтухи;
- заболевания, сопровождающиеся печеночной формой желтухи;
- заболевания, сопровождающиеся подпеченочной формой желтухи.
Место проведения занятия: клиническая база кафедры внутренних болезней №1 с курсом физиотерапии – гастроэнтерологическое отделение ГУЗ СККЦ СВПМ.
Материально-лабораторное обеспечение:
- учебные таблицы;
- наборы рентгенограмм, КТ-грамм, РХПГ-грамм гепатобилиарной зоны;
- УЗИ-граммы печени и желчного пузыря;
- наборы тестовых заданий;
- наборы ситуационных задач.
Учебные и воспитательные цели.
А) общая цель: студенту необходимо овладеть алгоритмом дифференциальной диагностики заболеваний, сопровождающихся желтухой, изучить дифференциально-диагностические признаки нозологических единиц, проявляющихся данным синдромом и научиться применять полученные знания в своей будущей профессии.
Б) частные цели: в результате изучения учебных вопросов занятия студент должен
ЗНАТЬ:
- причины, механизм возникновения, классификацию и биохимические особенности желтухи;
- алгоритм дифференциальной диагностики заболеваний, сопровождающихся появлением желтухи;
- этиологию, патогенез, клинику и диагностику заболеваний и состояний, сопровождающихся появлением желтухой;
- диагностические возможности методов непосредственного исследования и современных методов лабораторного и инструментального исследования (УЗИ, КТ, РХПГ гепатобилиарной зоны) при наличии желтухи;
- основные принципы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях, возникающих на фоне заболеваний, сопровождающихся желтухой.
УМЕТЬ:
- выявить форму желтухи;
- провести физикальное обследование больного (осмотр, пальпация и перкуссия печени, селезенки, границы печени по Курлову) и выявить основные признаки заболевания, сопровождающегося появлением синдрома желтухи;
- установить и обосновать клинический диагноз заболеваний, сопровождающихся появлением синдрома желтухи;
- оценить УЗ-заключение, КТ, РПХГ;
- оценить результаты биохимического анализа крови (выявить синдромы цитолиза, холестаза, мезенхимального воспаления) при синдроме желтухи;
- составить план обследования больного с желтухой;
- оказать неотложную помощь при состояниях, осложняющих заболевания, сопровождающихся желтухой.
ВЛАДЕТЬ:
- методом глубокой и поверхностной пальпацией живота, печени и селезенки;
- интерпретацией результатов лабораторных и инструментальных методов обследования больного с желтухой;
- алгоритмом постановки предварительного и развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего, осложнений);
- выполнением основных врачебных лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при желчной колике.
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:
- способностью и готовностью к осуществлению первичной и вторичной профилактики заболеваний, проявляющихся желтухой;
- способностью и готовностью устанавливать отклонения в здоровье больного с заболеваниями, проявляющихся желтухой, с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом; используя знания фундаментальных и клинических дисциплин;
- способностью соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при общении с пациентами, а также их родственниками и близкими;
- способностью и готовностью проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления желтухи на ранних стадиях, типичных, а также малосимптомных и атипичных проявлений болезни, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в адекватном объеме;
- способностью и готовностью правильно формулировать установленный диагноз с учетом МКБ-10, с проведением дополнительного обследования и назначения адекватного лечения;
- способностью и готовностью оценить необходимость выбора амбулаторного или стационарного режима лечения, решать вопросы экспертизы трудоспособности; оформлять первичную и текущую документацию, оценить эффективность диспансерного наблюдения;
- способностью и готовностью оценивать возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики заболеваний, проявляющихся желтухой; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; возможных токсических эффектах лекарственных средств;
- способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов;
- способностью и готовностью выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия, а также осуществлять оптимальный выбор лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;
- способностью и готовностью к анализу показателей деятельности ЛПУ различных типов с целью оптимизации их функционирования, к использованию современных организационных технологий диагностики, лечения, реабилитации, профилактики при оказании медицинских услуг в основных типах лечебно-профилактических учреждений;
- способностью и готовностью к ведению учетно-отчетной медицинской документации;
- способностью к самостоятельной аналитической работе с различными источниками информации, готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
- о принципах хирургического лечения механической желтухи.
Интегративные связи (элементы единой программы непрерывного обучения):
- нормальная анатомия: анатомия печени, желчного пузыря, гепатобилиарной зоны;
- нормальная физиология: обмен билирубина;
- патологическая физиология: нарушение обмена билирубина при желтухах различной этиологии;
- пропедевтика внутренних болезней: методы исследования гепатобилиарной зоны;
- факультетская терапия: гепатиты, гемолитические анемии, желчекаменная болезнь.
Рекомендуемая литература:
основная:
1. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. Н.А. Мухина. Т 1. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2009 [47 экз.] + CD.
2. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. Н.А. Мухина. Т 2. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2009 [47 экз.] + CD.
3. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. Н.А. Мухина. – Т 1. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2010 [103 экз.].
4. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. Н.А. Мухина. – Т 1. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2010 [103 экз.].
5. Типовые тестовые задания для ИГА выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности «лечебное дело» в 2-х ч. Часть 1 / Под ред. М.А. Пальцева. – М., 2006 [226 экз].
дополнительная:
1. Внутренние болезни: рук-во к практическим занятиям по госпитальной терапии / Под ред. Л.И. Дворецкого. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010 [183 экз.].
2. Клинические разборы трудных и редких случаев внутренней патологии: практ. пособие / под ред. А. В. Клеменова, И. В. Долбина. – Нижний Новгород: изд-во НижГМА, 2011. – 188 с.
3. Циммерман, Я.С. Клиническая гастроэнтерология / Я. С. Циммерман. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.
4. Тестовые задания по дисциплине «внутренние болезни» для студентов 5-го курса лечебного факультета СтГМА / Сост.: А.В. Ягода, П.В. Корой, Н.Н. Гладких, А.В. Рыбас, Е.А. Кощеева. – Ставрополь, 2009 [354 экз.].
5. Хронические гепатиты (диагностика, лечение, профилактика): учеб. по-собие / сост. Н. И. Гейвандова, А. В. Ягода. – Ставрополь: Ставрополь-сервисшкола, 2004. – 64 с.
Методические рекомендации по выполнению программы занятия:
1. Ознакомьтесь с учебными (общей и частными) целями и учебными вопросами занятия.
2. Восстановите приобретенные знания базовых дисциплин в рамках интегративных связей по изучаемой теме занятия.
3. Проработайте рекомендуемую литературу по теме занятия и при необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1).
4. Проанализируйте проделанную работу, ответив на вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) и самостоятельного изучения.
5. Выполните тестовые задания (приложение 2) и решите ситуационные задачи (приложение 3).