Глава III. Конструирование в деятельности учителя музыки




 

Опираясь на анализ деятельности учителя музыки, попытаемся в обобщенной его модели установить соотношение необходимых ему специальных знаний, умений и навыков. При этом будем опираться на «Программу по музыке для общеобразовательной школы»[3], подготовленную лабораторией музыкального обучения НИИ школ под руководством Д.Б. Кабалевского. Эта программа выдвигает комплекс требований к учителю музыки: научить детей слушать музыку, увлечь их, заинтересовать музыкой, вызвать ясное понимание того, что музыка - важная часть самой жизни. В то же время Д.Б. Кабалевский подчеркивает, что проблема интереса и увлеченности, будучи одной из фундаментальных проблем общей педагогики, приобретает особое значение в области занятий искусством, «где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сносных результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени»

Осуществляя конструктивную деятельность учителю музыки необходимо формировать как обязательные следующие специальные умения:

· определять те трудности, с которыми учащиеся столкнутся при изучении музыкального материала, а также пути и методы их преодоления;

· преподносить учебный материал популярно и интересно, с учетом музыкального опыта школьников, их возраста, уровня развитости музыкальных способностей, конкретной обстановки в классе;

· использовать элементы различных видов музыкальной деятельности в зависимости от поставленной педагогической задачи и конкретной учебной ситуации.

Специальная подготовка учителя музыки, закончившего музыкально-педагогический факультет, то есть квалифицированного профессионала, предполагает овладение им комплексом специальных знаний по предметам историко-теоретического, инструментального, дирижерско-хорового циклов. Кроме того, подготовка предусматривает знание специальных методик, музыкальной педагогики и психологии, а также эстетики. Особо следует выделить владение учителем методикой музыкального воспитания, ибо сюда включаются как сугубо специальные, так психолого-педагогические знания и умения в аспекте преподавания предмета «Музыка» в школе.

Как показывает опыт работы, повышение квалификации учителя именно по специальным дисциплинам должно стать своеобразной лабораторией, где он сможет постигать секреты педагогического искусства и оттачивать профессиональное мастерство. Здесь не только сознательно применяются им знания из общей педагогики и психологии, но и проверяется их актуальность и мобильность применительно к конкретной музыкальной деятельности. Как известно, музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки в школе складывается из общепедагогической, дирижерской, инструментальной, вокальной, исполнительской, музыковедческой, лекторской, исследовательской деятельности.

В деятельности учителя музыки можно выделить несколько направлений. Среди них: организационное, познавательное, эмоциональное, исследовательское. Каждое требует определенных знаний и умений.

Организационное направление в работе связано с целенаправленными действиями учителя музыки по планированию и организации учебно-воспитательного процесса. Это отбор учебного материала, организация различных форм учебной и воспитательной работы, планирование собственных действий и действии учащихся в ходе урока музыки и во внеклассной работе. Для этого необходимо знать:

· основные формы организации музыкальной деятельности учащихся в школе;

· содержание программы «Музыка», ее идейно-теоретические основы, дидактические принципы и методы;

· художественные достоинства и воспитательное значение произведений, используемых как на уроках музыки, так и во внеклассной работе;

· возрастные особенности школьников;

уметь:

· выбирать наиболее эффективные (для данного класса и школы) формы и методы организации учебно-воспитательного процесса;

· конструировать музыкальные уроки: составлять план-конспект, отбирать необходимые музыкальные произведения, применять наиболее продуктивные методы обучения музыке;

· формулировать и решать педагогические задачи;

· создавать и использовать проблемные педагогические ситуации для решения как ретроспективных, так и перспективных задач, связанных с усвоением программы «Музыка»;

· выбирать, учитывая уровень общемузыкального и исполнительского развития данного класса, наиболее целесообразные виды музыкальной деятельности, способствующие активному проявлению музыкальных способностей детей;

· проектировать собственно педагогические действия и действия учащихся, связанные с усвоением школьниками ключевых знаний и формированием их исполнительских умений и навыков;

· побуждать учащихся к самостоятельным обобщениям и выводам;

· активизировать стремление учащихся к исполнительской деятельности в разных ее проявлениях;

· планировать конкретные обратные связи, исходя из достигнутого уровня музыкального развития конкретного класса;

· пользоваться техническими средствами обучения.

Познавательное направление связано с действиями учителя по управлению мыслительной деятельностью школьников, а также с повышением собственного интеллектуального уровня. Эти действия требуют от учителя знания:

· методологических и психолого-педагогических основ научной теории;

· дидактических принципов формирования знаний, умений и навыков;

· возможностей управления познавательными процессами и последовательного, постепенного формирования умственных действий;

· особенностей развития логических действий и операций при осуществлении музыкальной деятельности;

умений:

· осуществлять развивающий характер обучения путем использования различных форм деятельности учащихся и постепенного наращивания их знаний и умений;

· строить обучение на основе логически четко выстроенного объяснения;

· давать систематизированные знания, используя межпредметные связи;

· делать обобщающие выводы и логически увязывать предыдущий материал с последующим;

· воспитывать самостоятельное и деятельное отношение учащихся к музыкальным знаниям.

Эмоциональное направление проявляется в действиях учителя, продиктованных его отношением к музыкальному искусству, его способностью чутко реагировать на все прекрасное в жизни, его стремлением формировать чувство прекрасного у учащихся, воспитывать у них увлеченность музыкальным искусством. Для этого необходимо знать:

· социальную роль музыкального воспитания в системе воспитательной работы в школе;

· значение эмоциональной культуры (отзывчивости на музыку и чувственного восприятия) для формирования гармонически развитой личности;

· особенности воздействия музыкального искусства на человека;

· основные положения педагогики и психологии по формированию интереса школьников к музыкальным занятиям;

уметь:

· воспитывать эмоциональное отношение к музыке;

· управлять развитием музыкально-эстетических потребностей, эстетического вкуса и интереса;

· формировать понимание прекрасного в единстве его идейно-образного содержания и совершенства музыкальной формы;

· воспитывать средствами музыкального искусства понимание прекрасного в окружающей жизни, понимание красоты подвига, борьбы за счастье человека, патриотизм, интернационализм;

· воспитывать чувства (уверенность, радость, сомнение, удивление и т. д.), без которых невозможна полноценная деятельность человека;

· стремиться к выявлению ярких эмоциональных впечатлений, создающих условия для рождения жизненных и художественных ассоциаций;

· постоянно поддерживать на уроке необходимый эмоциональный настрой, способствующий полноценному усвоению музыкального материала;

· расширять и обогащать мир эстетических переживаний учащихся, помогающих углубленному пониманию музыкального искусства.

Исходя из программы, перед учителями поставлены задачи: планировать и конструировать внеклассное занятие с учетом новой программы по музыке; владеть элементарными навыками лекторско - исполнительского мастерства; анализировать собственный опыт и давать самооценку своим достижениям и неудачам; анализировать опыт своих коллег с целью обобщения и использования эффективных форм и методов работы с учащимися.

Предполагается формирование следующих умений:

· методически правильно разрабатывать учебный материал;

· наблюдать за учащимися с целью выявления их способностей и психологических особенностей;

· привлекать к работе путем системы специальных вопросов весь коллектив учащихся;

· использовать на занятиях широкий запас теоретических знаний и собственный практический опыт, а также разнообразные формы показа на инструменте, постоянно подкрепляя свои слова звучащей музыкой.

Нужно уметь

· составить план внеклассного мероприятия и работать согласно плану;

· прочитать необходимую методическую литературу;

· подобрать музыкальный материал в соответствии с содержанием и планом занятия;

· продумать манеру словесного общения со школьной аудиторией;

· отобрать необходимые для объяснения или закрепления теоретические сведения и понятия.

В результате такой работы улучшится качество проведения внеклассной работы.

Одним из условий формирования готовности учителя музыки к педагогической деятельности является развитие умении решать конкретные педагогические задачи и анализировать учебно-воспитательный процесс. Будучи проявлением профессионального мышления, этот анализ включает: использование теоретических знаний в соответствии со сложившейся ситуацией и таких педагогических приемов и действий, которые связаны с конкретными условиями работы; критическую оценку собственного поведения, трудностей и неудач, осложняющих достижение поставленной задачи, а также учет психологических и возрастных особенностей и музыкальных способностей учащихся.

Говоря о возможных путях совершенствования подготовки учителя музыки, необходимо обратить внимание еще на один момент.

Как показала практика, молодые учителя, закончив музыкально-педагогические факультеты пединститутов, приобретают определенный комплекс знаний, умений и навыков для проведения уроков музыки, однако нельзя говорить об их полной готовности к воспитательной работе. Этот вопрос требует дальнейшего теоретического и практического решения. Отсюда насущная задача сегодняшнего дня - подготовка учителя не только к проведению непосредственно учебных занятий, но и к воспитательной работе на основе комплексного подхода.

Советская педагогическая наука рассматривает обучение и воспитание как единый взаимосвязанный процесс. Вместе с тем, воспитание имеет свои задачи, формы и методы.

Рассматривая деятельность учителя музыки с позиций выполнения им не только образовательных, но и воспитательных функций, выделим те умения, которые приобретают первостепенное значение.

Для учителя музыки большую роль играют организаторские умения, проявляющиеся в организации своих педагогических действий (построении объяснения, рассказа, беседы, музыкальной иллюстрации), а также в организации деятельности детей (групповой или индивидуальной) с ориентацией на определенные педагогические цели. В процессе работы в школе организаторская деятельность учителя музыки может приобрести довольно широкий размах, поскольку нередко он является основным проводником эстетической культуры. Проявляясь в двух направлениях - учебной и внеклассной работе, организаторская деятельность требует от учителя знания теории и умения применять на практике различные формы музыкально-эстетического воспитания школьников, знания современных методов индивидуальной и коллективной работы и средств массовой музыкальной пропаганды.

Организаторские умения неотделимы от коммуникативных, заключающихся в том, что учитель может создать из класса коллектив и способен управлять этим коллективом. Для этого ему необходимо уметь устанавливать контакты не только со школьниками, но и со всеми учителями школы, родителями, общественными организациями.

Для деятельности учителя музыки большое значение имеют и конструктивные умения. Поскольку воспитание - это процесс, связанный с внешним воздействием на зону внутренней активности школьника, учителю необходимо не только планировать свои действия, но и предвидеть (прогнозировать), что может дать та или иная линия его поведения, те или иные методические средства и приемы. Так, например, особенно важно для учителя музыки владение методикой развивающего обучения. Имея дело с большим ученическим коллективом, состоящим из учащихся с разным уровнем музыкальных способностей и разной степенью музыкальной подготовки, учитель не имеет права отмахиваться от «непоющих» детей. Порочным представляется такой стиль ведения урока, когда детей, поющих «нечисто», учитель просит молчать, не проводя при этом с ними никакой индивидуальной работы. Учитель должен знать и использовать развивающие функции уроков музыки: формирование у учащихся умений сравнивать, различать, анализировать и обобщать услышанные образы - прямой путь к проявлению ассоциативного, образного восприятия, ведущего к развитию логического мышления, собственных суждений.

Повседневной воспитательной задачей учителя музыки является донесение до учащихся разнообразной информации, связанной с разными областями искусства. А это требует от учителя сформированной системы эстетических взглядов, прочной мировоззренческой позиции, без чего воспитательная работа неосуществима.

Следует также особое внимание обратить на сформированность обобщенных теоретических знаний о закономерностях музыкально-педагогического и исполнительского искусства. Теоретические обобщения дают возможность усваивать знания в определенной системе и применять их не только в конкретных ситуациях, на основе которых они вырабатываются, но и во всех других, относящихся к данной области, путем переноса знаний в новые условия. Обобщения служат основой для выбора определенного вида деятельности, ибо нет деятельности «вообще», а есть деятельность как способ познания. Большое значение в связи с этим приобретает познавательная активность учителя, которая лежит в основе творческой деятельности, способствует проявлению индивидуальности, дает толчок к дальнейшему самообразованию.


Заключение

 

Итак, повышение профессионального уровня и совершенствование педагогического мастерства учителя музыки немыслимы без выработки у него потребности в творческой работе и готовности к постоянному самообразованию, как в стенах института, так и по его окончании. Проблема самообразования, в свою очередь, связана с высоким уровнем профессиональных интересов и стремлением обновления своих знаний, что может быть достигнуто при условии интенсификации познавательной деятельности сегодняшнего студента и завтрашнего учителя. В первые же годы работы, когда будущие учителя - выпускники дневных отделений- приобщаются к учительской специальности и у них формируются профессиональные знания и умения, оказывается, что в практической деятельности требуется их обновление, то есть учитель должен систематически работать над собой. В условиях заочных отделений, где работающие учителя повышают свою квалификацию, уже сама специфика обучения требует высокого уровня самостоятельной работы и творческого подхода к освоению изучаемого материала.

В связи с этим на первый план выдвигается задача формирования навыков самостоятельности и интеллектуальной активности, которые не только повышают качественный уровень обучения в целом, но способствуют подготовке учителя к дальнейшему приобретению знаний в повседневной практической деятельности.

Готовность к самообразованию, как свойство личности учителя музыки, должна формироваться в стенах института и закрепляться всей дальнейшей практической деятельностью. Тогда первоначально сформированное умение перерастет в жизненную потребность и послужит основой для творческого подхода к явлениям повседневной практики, выработки исследовательской позиции учителя. Только при этом условии он сможет осуществлять музыкально-эстетическое воспитание и обучение школьников на уровне современных требований передовой педагогической науки и практики.

Обогащая опыт творческого планирования музыкальных занятий, учитель приобретает проектировочные, конструктивные умения. К ним относятся: видение перспективы учебно-воспитательных задач и определение целей и задач каждого урока; умение мысленно проигрывать возможные способы их решения и находить оптимальное сочетание средств и методов, сосредотачивая внимание, прежде всего на активности учащихся.


Литература

 

1. Арчажникова Л.Г. «Профессия учитель музыки» - Москва, «Просвещение» 1997

2. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. - М.; 1981.

. Кабалевский Д. «Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы» Москва, «Просвещении», 1980.

. Кабалевский Д. «Как рассказывать детям о музыке» Москва, «Просвещение», 1989

. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997.

. Кузьмина Н. В «Очерки психологии труда учителя» - Л., 1979

. Кузьмина Н.В. «Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения» - М.: Высшая школа, 1990

. Маркова А.К. Психологические особенности педагогической деятельности, общения и личности учителя // Школа и производство, М.: Наука, 1988,№12

. Маркова А.К. Психология труда учителя, М.: Просвещение, 1993

. «Музыка в школе», Москва, «Просвещение». №1 1991

. «Музыка в школе», Москва, «Просвещение». №2 1990

. «Психология. Словарь» под ред. А. Петровского - Москва, «Политиздат», 1990.

. Российская педагогическая энциклопедия Т 3 под ред. А.Г. Калашникова - Москва., «Большая российская энциклопедия» 1999

. Синенко В.Я Педагогическое проектирование как способ повышения качества образования // Сибирский учитель, 2004, №1 (31)

15. Сластенин В., И. Исаев, Е. Шиянов «Педагогика <https://www.krotov.info/spravki/temy/p/pedagogika.html>» - Москва

. Щербаков А.И Психология труда и личности учителя, Ленинград, 1976

. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы - М.: Педагогика, 1991

. Черноиваненко Н.М. Дмитриева Л.Т. Методика музыкального воспитания в школе «Педагогическое образование» Изд. 3-е., 2001



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: