Этапы и ход исследования




Выпускная квалификационная работа бакалавра лингвистики: подготовка и оформление

 

Методические рекомендации для студентов направления 45.03.02 «Лингвистика»

 

Составители:

Вершинина Т. С., к.ф.н., доц.

Гузикова М. О., к.и.н., доц.

Спиридонов Д. В., к.ф.н., доц.

 

Методические рекомендации подготовлены кафедрой лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках.

 

 


Общие положения

В соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта, выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) является законченной самостоятельной исследовательской работой, содержание которой демонстрирует уровень профессиональной компетентности студента. Федеральным образовательным стандартом предусмотрено, что помимо чисто практических профессиональных навыков (переводческих, преподавательских, коммуникативных и проч.), выпускник также может проводить самостоятельные научные изыскания в области лингвистики, т.е. умеет ставить исследовательские задачи и решать их с использованием специальных методов поиска и анализа языкового материала.

ВКР бакалавра должна носить оригинальный, самостоятельный характер. Она должна отвечать следующим критериям:

1) быть самостоятельным, оригинальным исследованием, в котором решаются актуальные научные задачи и результатом которого являются собственные оригинальные выводы;

2) демонстрировать уровень теоретической подготовленности автора, его компетенции в области сбора и анализа научной литературы, сбора материала, способности анализировать этот материал с помощью специальных лингвистических методов;

3) соответствовать формальным критериям, предъявляемым к выпускным работам: иметь четкую логическую структуру, отражающую ход исследования и включающую в себя следующие обязательные элементы: введение, главы основной части, заключение, список использованной литературы.

В ходе работы над ВКР студент должен:

§ выбрать тему, соответствующую его интересам, склонностям и уровню подготовленности;

§ прочитать и обобщить научную литературу по теме исследования – как на русском, так и на иностранных языках;

§ собрать материал, достаточный по количеству и качеству для тех выводов, которые он стремится сделать;

§ проанализировать материал с использованием специальных методов исследования, принятых в соответствующе области языкознания и смежных дисциплин;

§ по результатам анализа сформулировать аргументированные выводы, действительно вытекающие из проделанного исследования;

§ продемонстрировать владение лингвистической терминологией;

§ продемонстрировать владении стилистикой научной письменной речи на русском языке.

ВКР выполняется студентом единолично под научным руководством одного из сотрудников выпускающей кафедры. Научный руководитель должен оказывать консультационную помощь студенту на всех этапах работы, следить за корректностью и своевременностью выполнения им работ. В то же время, в соответствии с положением СМК-ДП-8.2А.4-02-2010 УрФУ «Документированная процедура. Итоговая государственная аттестация выпускников» (далее – Положение), научный руководитель имеет право отказаться от руководства, представив аргументированное заключение о ходе работы над ВКР, не позднее, чем за месяц до окончания срока подготовки ВКР; определять порядок проведения индивидуальных консультаций; требовать от студента проведения анализа нескольких вариантов решения тех или иных вопросов. В случае необходимости, помимо научного руководителя, студенту может быть назначен консультант из числа специалистов в смежной научной области, специалистов-практиков, сотрудников другой кафедры или сторонней организации, чья помощь необходима для успешного выполнения квалификационной работы. В соответствии с Положением, в круг компетенций консультанта входят: рекомендация перечня необходимой литературы, определение содержания и структуры специального раздела (вопроса) ВКР, проведение квалифицированных консультаций по разделу (вопросу) ВКР, контроль за соблюдением графика выполнения своего раздела в ВКР. Как и научный руководитель, консультант ставит свою подпись на титульном листе ВКР.

NB! Обратите внимание, что руководитель и консультант оказывают посильную помощь при подготовке ВКР, следят за соблюдением сроков работ и их качеством, однако они не несут ответственности за итоговый текст работы!

 

Этапы и ход исследования

ВКР бакалавра выполняется в течение всего 4 курса. Конкретное распределение видов работ по этапам зависит от темы ВКР и ее вида. Следует иметь в виду, что ВКР может носить как теоретический, так и практический характер. В последнем случае основной целью ВКР может быть, например, проектирование словаря, корпуса, конкорданса, создание программного продукта, методической разработки и проч., что требует иного, нежели при теоретическом варианте исследования, распределения времени по видам работ.

Следует понимать, что ВКР бакалавра является достаточно объемной и серьезной квалификационной работы, требующей глубокого знания научной литературы по теме, владения соответствующими методами и приемами исследования, сбора достаточно обширного материала. Не каждый студент может сделать это все за один год. В соответствии с Положением, ВКР бакалавра «может основываться на обобщении (расширении) ранее выполненных студентом курсовых работ и проектов». В абсолютном большинстве случаев целесообразно придерживаться именно этой логики: обобщать в ВКР результаты, полученные в курсовых работах в предыдущие годы.

Подготовка любой научной квалификационной работы включает в себя следующие наиболее общие этапы:

1. Выбор темы и постановка исследовательских задач. На этом этапе студент выбирает научного руководителя, обговаривает с ним тему, формулирует (если это возможно) научную гипотезу, определяет границы изучаемого материала и набор методов и приемов, которые будут использоваться при его изучении. Итогом этого этапа являются формулирование темы и составление индивидуального плана работы над темой.

2. Ознакомление с научной литературой по теме. Сюда относятся крупные монографии, научная периодика, диссертации, обзоры и рецензии, обобщающие опыт предшественников.

3. Сбор материала. Материалом именуется непосредственный объект исследования: лексические единицы, тексты, грамматические контексты, аудиозаписи живой речи и проч. Полнота собранного материала является важным фактором успешности всего исследования.

4. Экспериментально-аналитический этап. На этом этапе собранный материал подвергается анализу с использованием избранной методологии, полученные результаты обобщаются и формулируются. В работах практического характера экспериментально-аналитический этап может включать в себя постановку эксперимента, разработку структуры словарной статьи, написание программного кода и проч. Результатом данного этапа является подтверждение или неподтверждение исходной гипотезы, корректировка имеющихся научных данных, построение теоретической модели, формулирование практических рекомендаций, создание конечного продукта, имеющего практическую ценность и т.п..

5. Оформление работы. На данном этапе студент работает непосредственно над созданием текста ВКР: формулирует исходные положения, определяет предмет и объект, цели и задачи, формулирует методологию, обобщает полученные предшественниками результаты, описывает ход своей работы, формулирует выводы.

6. Защита ВКР.

При подготовке ВКР студент должен ответственно выполнять поставленные перед ним задачи, своевременно консультироваться с научным руководителем и консультантом.

 

Выбор темы

Тема ВКР – это «свернутое» в одно предложение содержание исследования, исследованию и раскрытию которого она посвящена. При выборе темы должны учитываться ее актуальность (т.е. необходимость ее изучения в настоящее время, недостаточная степень научной изученности), а также соответствие темы возможностям студента и его собственным научным интересам.

Тема ВКР может быть предложена как руководителем, так и студентом. Обычно первоначально студент и его руководитель формулируют перечень проблем, уточнение которого постепенно приводит к формулирование окончательного варианта темы.

Выбор темы научного исследования – дело сложное и важное для всей последующей научно-исследовательской работы студента. В ходе написания тема может быть подвергнута переработке, формулировка темы может претерпеть некоторые изменения, однако чем раньше будет сделан выбор темы, тем больше времени для ее разработки будет в распоряжении студента. Дополнительное время дает возможность осветить изучаемую проблему более глубоко и обстоятельно, поэтому затягивать с выбором темы не следует.

После того, как будет определено направление научного поиска, студент и его руководитель составляют индивидуальный график подготовки ВКР.

NB! Умение планировать свою работу является важным условием успешного проведения исследования, поэтому руководитель вправе требовать от студента соблюдения установленных сроков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: