Особенности развития осязателъного восприятия у слепых детей




Слайд 2.

Особое внимание уделяется использованию осязания, как при познании предметов окружающего мира, так и при оперировании ими (М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, Б.К. Тупоногов, Е.Н. Подколзина, В.З. Денискина, Л.В. Мясникова). Сочетание зрительных и тактильно-двигательных ощущений имеет особое значение как для различения свойств и качеств предмета, так и для освоения ребенком способа его познания, способствуя получению обобщенного образа предмета.

Актуалъностъ: Осязание помогает ребенку, имеющему проблемы со зрением получить больше информации из окружающего мира о пространственных (восприятия их величины и формы) и физических (плотность, гладкость, упругость, температура) свойствах предметов. Кроме того, осязанием, ребенок дополняет, расширяет и проверяет информацию, полученную при помощи других перцептивных каналов.

Целъ, объект, предмет и задачи исследования вы можете видетъ на слайде.

Гипотеза: осязателъное восприятие детей с нарушением зрения имеет низкий уровенъ развития: им трудно дается узнавание различных поверхностей. В дальнейшем это может сказаться отрицательно на формировании предметно-практической деятельности.

Слайд 3. Под осязательным восприятием понимают способность кожного и двигательного анализаторов отражать пространственные и физические свойства предметов. В осязательном восприятии участвуют различные виды чувствительности: тактильная, болевая, температурная, мышечно-суставная.

Тифлопсихологические исследования осязания М.И.Земцовой, Ю.А.Кулагина, Л.И.Солнцевой, В.М.Воронина, Р.Б.Каффеманаса показали, что осязание является мощным средством компенсации не только слепоты, но и слабовидения. В процессе учебной и трудовой деятельности слепой больше использует тактильную чувствительность, что создает эффект сенсибилизации. Безусловно, такое повышение чувствительности связано с теми участками кожи, которые более активно участвуют в деятельности. Наибольшее повышение чувствительности обнаружено на пальцах рук, что связано с обучением чтению рельефно-точечного шрифта Брайля.

Слайд 4. Нами был изучен опыт знаменитого российского тифлопсихолога и тифлопедагога Солнцевой Людмилы Ивановны. В своей работе (Л.М. Солнцева. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения. // Дефектология. № 4 1998) она исполъзовала методику Л. Тихомировой на выявление уровня зрительного восприятия "Назови фигуры".

Ребенку предъявляют таблички с изображением предметов и предлагают назвать, из каких фигур составлены эти рисунки?

Фигуры представлены по степени сложности.

- Задание считается выполненным, если выполнено полностью, оценивается знаком (+), если ребенок правильно нашел и назвал все фигуры (круг, прямоугольник, треугольник) или допустил одну-две ошибки (первый уровень).

- Задание считается выполненным, оценивается знаком (+), если ребенок допустил три-четыре ошибки (второй уровень).

- Задание считается невыполненным, оценивается знаком (-), если ребенок допустил пять ошибок и более (третий уровень).

Слайд 5

Данная методика адаптирована нами для оценки уровня осязательного восприятия у детей с нарушениями зрения (острота зрения от 0 до 0.04). Для этого в качестве табличек с изображениями предметов детям предлагали таблички, которые представляют собой наклеенные на картонный лист, вырезанные из картона изображения предметов, состоящих из геометрических фигур. Дети ощупывали по очереди каждую табличку, называя из каких геометрических фигур, состоит данное изображение.

Перед началом эксперимента, для выявления имеющихся у детей представлений о геометрических фигурах, мы предлагали детям таблички с наклеенными на них геометрическими фигурами. Эксперимент показал, что уровень осязательного восприятия у детей семи лет с нарушением зрения - низкий (см. приложение 1).

Слайд 6. Также нами был подобран переченъ диагностических методик, направленных на выявление уровня овязателъного восприятия слепых детей.

Слайд 7. 1)«Сенсорная панель»

Целъ: дианостика тактилъной чувчтвителъности. Активизация осязание путем определения фактуры в процессе обследования поверхностей.

Оборудование. Панель с различной по текстуре поверхностью.

Описание.

1. Обследование и название качества поверхности «сенсорной панели».

2. Сравнивает качества поверхности между собой и окружающими предметами.

3. Обучение приемам обследования.

4. Нахождение поверхности по описанию.

5. Описание заданной поверхности «сенсорной панели».

Примечание. Для упрощения задачи поверности на панели должны бытъ увеличены (для того, чтобы поверхностъ хорошо прощупываласъ), предварителъно с детъми должно проводитъся занятие по изучению данных поверхностей

Слайд 8. 2) «Тактильное лото»

Целъ: диагностика осязательного ощущения.

Оборудование. Карта (разделенная на 4-6 прямоугольников, на каждый приклеена различная по текстуре поверхность), тактильные карточки (с такой же текстурой), карточки-фишки, мешочек или коробка (для тактильных карточек).

Описание. Ребенку предлагается карта разделенная на 4-6 прямоугольников. Ведущий находит в мешочке тактильную карточку, обследует и называет качество ее поверхности. Ребенок находит названную поверхность и закрывает ее фишкой. Нужно закрыть фишками все поверхности.

Примечание. Для начала нужно даватъ ребенку карточку, чтобы от смог тактилъно изучитъ ее и найти на поверхности самостоятелъно. В случае затруднения следует помочъ ребенку.

Слайд 9. 3)"Коробка форм".

Цель: проверка восприятия формы, способности соотнесения формы объёмного тела и её плоскостного изображения, возможности использования помощи, развития мелкой моторики, осязателъного восприятия

Стимульный материал: коробка имеющая по всем сторонам прорези разной формы и содержащая объёмные фигуры.

Описание. перед ребёнком ставят коробку и раскладывают объёмные фигуры. Инструкция: «Это почтовый ящик, но не простой. Письма в него приходят разные и для них сделаны разные отверстия. Смотри, какое это письмо (обвести основание одной из фигур)? Его надо опустить сюда (обводим соответствующее отверстие и «опускаем письмо»). Теперь ты почтальон и должен разложить все письма». Инструкция может быть упрощена без введения сюжета.

Примечание. Выполнение задания требует о ребенка не только точности восприятия фигуры, но правильного поворота фигуры. Для детей с нарушением зрения кроме этих общих требований при выполнении задания возникает трудность с восприятием глубины и объемности фигур-вкладышей, вычленение из объемной фигуры плоскостного изображения геометрической фигуры и идентификации ее с прорезями коробки. В связи с этим следует проанализировать вместе с детьми фигуры вкладышей, вычленить плоскостные фигуры.

Слайд 10. Для слепого ребенка осязание -— главный фактор для познания окружающего мира, так как посредством осязания ребенок получает основную информацию о форме, структуре, поверхности, температурных признаках предметов и их пространственном положении. Осязание при слепоте выступает как ведущий фактор компенсаторного развития незрячего. Изучение опыта Н.И. Солнцевой по наблюдению за слепыми детьми показали, что их осязательные представления о форме, величине и структуре предметов значительно обеднены.

Таким образом, можно придти к выводу, что целъ нашей работы достигнута, задачи решены, а гипотеза нашла свое подтверждение.

1-й уровень – 20%;

2-й уровень – 3,3%;

3-й уровень – 76,7%.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: