Шаблон для «Чайников»
К‐1 Формулировка проблемы текста в виде вопроса.
Нужно ли ……….
Зачем…
Что будет, если…
Возможно ли…
Что делать…
Кому выгодно…
Кто виноват в…
Когда будет…
Откуда …
Как объяснить…
Почему …
Как связаны…
Как влияет…
Пример.
Нужно ли ………Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает…
Следует отметить, что данная проблема существует давно, однако актуальна она и в наши дни. И меня, жителя современного общества (современной России), этот вопрос не может не волновать. (Формулировку проблемы можно найти ниже)
Все ниже написанные предложения можно вставить к любому из вопросов.
К‐2 Комментарий к тексту (не цитируя, а своими словами пересказать мысли автора, который ищет ответ на вопрос из К‐1, и его аргументы).
Синонимы
к слову автор: Он, ФИО писателя (например Иванов В.И.), писатель, публицист
Тот текст, что перед вами это: Статья, отрывок, текст, рассуждение, размышления
Комментарий проблемы должен быть с элементами краткого пересказа, цитирования
Автор обращает внимание на…
рассуждает о…
подчеркивает важность…
опирается на чье‐то мнение(на факты), свидетельствующие о…
допускает, что…
приводит пример из свой жизни, из истории, чтобы показать…
вспоминает, как…
доказывает…
описывает что…
предлагает…
предполагает…
имеет в виду…
принимает во внимание…
видит что‐то…
возмущается чем‐то…
потрясен тем, что…
спорит с…
удивлен…
подтверждает свою мысль…
создает яркий художественный образ (например дождя)…
мастерски рисует (картину снегопада)…или пейзаж…
|
использует изобразительно‐выразительные средства языка…
отмечает достоинства или недостатки…
критикует…
расходится во взглядах с мнением большинства в вопросе о…
оспаривает точку зрения тех, кто считает…
отмечает недостатки…
критикует…
упоминает…
анализирует…
. К‐3 Позиция автора (ответ на вопрос из К‐1)
Автор убежден, что…
(не) сомневается…
уверен…
не знает, как решить возникшую проблему…
для автора очевидно, что…
он считает, что…
Пример изложения авторской позиции:
Позиция автора данного текста позитивная (радикальная, умеренная, негативная, нейтральная, двойственная). Он считает (полагает, думает, высказывает мысль о том), что…
Автора тревожит (беспокоит, волнует)…
Авторская позиция, по моему мнению, связана с … / заключается в …
К‐4 Собственное мнение о позиции автора (см. К‐3): согласны или не согласны.
Привести 2 своих аргумента для доказательства своей позиции
Я согласен с автором…
разделяю позицию автора…
придерживаюсь той же точки зрения…
автор слишком категоричен и упускает из виду, что…
позволю себе предположить, что…
можно возразить автору тем, что…
мнение автора противоречиво, так как…
могу подтвердить его мысль примером…
в чем‐то автор прав, однако …
нет сомнений в том, что…
совершенно очевидно…
Пример комментария к авторской позиции.
Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как
… Я согласен с(указать с кем) в том, что…
С мнением автора трудно не согласиться, так как…
Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых, …
|
Общеизвестно, что…
Совершенно очевиден, на мой взгляд, тот факт, что…
Мне кажется / представляется/…
Действительно, … Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.
Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…
Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…
В качестве убедительного доказательства / аргумента/ можно также привести судьбу героя известного произведения(название произведения) … классика отечественной (зарубежной) литературы
(ФИО,выбранного вами автора)…
Похожая ситуация рассматривается также писателем(ФИО)… в произведении (название произведения)… В эпизоде(можно указать каком именно)… герой проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора…
Судьба героя / сюжет произведения / размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что/…
Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.
Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…
К‐5 Логика (причинно‐следственные связи мыслей, три абзаца: К‐1, К‐2, К‐3)
Поэтому…
следовательно…
значит…
в таком случае
…потому что…
таким образом…
при этом…
вместе с тем…
кроме того…
кстати сказать…
в этом случае…
как сказано выше…
с другой стороны…
однако…напротив…
если… ‐ то…
не только …‐ но и …
зато…
другими словами…
иначе говоря…
разумеется…
видимо…
конечно же…
очевидно…
прежде всего…
|
сначала…
в то же время…
затем…
впоследствии…
в заключение…
согласно этому…
Краткий вывод. В шаблоне предлагаются варианты готовых речевых формул. В каждом пункте приводится несколько вариантов выражения одной и той же мысли.
Ввести заключение в текст помогут следующие типовые конструкции:
В итоге я хочу сказать…
В заключение важно отметить…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
Выходит, что… и др.
Текст Лебедева Н.
(1)Владимир Солоухин в одном из стихотворений высказывает мысль, что того, кто несёт в руках цветы, можно не опасаться, ибо человек с цветами в руках зла совершить не может.
(2)Думается, то же можно сказать и о человеке, несущем в руках томик Пушкина или Чехова. (3)Ибо человек, читающий такие книги, есть человек разумный, человек нравственный.
(4)Известны слова Горького: «Любите книгу - источник знания». (5)К этому следовало бы добавить, что хорошая книга - это и средство воспитания чувств, духовного возвышения личности, это мир человеческих переживаний. (6)А кроме того, книга приобщает к красоте родной речи.
(7)В России литературно-просветительские традиции всегда были сильны. (8)Иван Сытин, крестьянский сын, который основал во второй половине XIX века издательство в Москве, многие книги продавал по очень низкой цене, может быть, себе в убыток, чтобы они были доступны народу. (9)А благодаря издателю Павленкову в начале XX века появилось две тысячи бесплатных деревенских библиотек.
(10)В целом мы были и, хочется надеяться, остаёмся более начитанным народом, чем многие другие. (11)И всё-таки всё чаще задаёшь себе вопрос: «А будут ли наши дети читать Пушкина?» (12)Хотя книжный прилавок стал неизмеримо богаче и разнообразнее, круг нашего чтения, как показывают социологические исследования, заметно изменился. (13)Пользуются спросом специальная литература и книги, содержащие разного рода практические советы. (14)Что же касается «художественной» литературы, то развлекательное чтиво: детективы, приключения, «семейные» романы — явно потеснило всё прочее. (15)«Спрос определяет предложение», - разводят руками издатели.
(16)Да, современному человеку, озабоченному материальными и прочими проблемами, не до серьёзного чтения. (17)Читает он преимущественно в транспорте, по дороге на работу и с работы. (18)А что можно читать в автобусной сутолоке? (19)Желание отвлечься, снять нервное напряжение заставляет предпочесть лёгкое чтение, не требующее размышлений и глубокого проникновения в текст.
(20)Мощными конкурентами книги стали кино и телевидение. (21)Кинорежиссёр Ролан Быков вспоминал о встрече с кинозрителями, на которой одна женщина хвалила кинематограф за выпуск фильма «Война и мир». (22)Она расценила это как великую заботу о наших детях, которым просто не прочитать четыре толстенных тома. (23)А теперь они пойдут в кино и всё увидят. (24)«В зале смеялись, - говорил Быков, - но это было давно».
(25)Чем опасна замена книги фильмом? (26)Дело не только в том, что литературные шедевры не всегда превращаются в шедевры кинематографические. (27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. (28)Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли. (29)Превращение телевидения в основной канал информации, как утверждают психологи, свидетельствует о том, что мы переходим на образно-подсознательное восприятие в ущерб рациональному. (30)Ещё в XVIII веке французский философ Дидро говорил: «Кто мало читает, тот перестаёт мыслить».
(З1)Вопрос «Будут ли наши дети читать Пушкина?» символичен: в нём звучит беспокойство о нашем будущем. (32)Ведь оно зависит от нравственного облика, духовного мира тех, кто сегодня сидит за школьной партой или в университетской аудитории. (33)Им определять судьбу нашей цивилизации в XXI веке.
(34)Так сделаем же всё, чтобы наши дети читали Пушкина!
(По Н. Лебедеву)
Сведения об авторе:
Лебедев Николай Игоревич (родился в 1966 г.) - режиссёр, сценарист. Лауреат Государственной премии РФ. Член Союза кинематографистов России, академик Российской Академии киноискусств «Ника».
Основные проблемы:
1.Роль чтения в формировании положительных нравственных качеств человека (Связана ли нравственность человека с его стремлением к чтению?)
2. Чтение и сохранение культурных традиций России (Будут ли следующие поколения читать Пушкина?)
3. Проблема вытеснения художественной литературы другими видами искусства (К чему ведёт снижение роли художественной литературы в обществе?)
Позиция автора по выделенным проблемам:
1. Хорошая книга - не только «источник знания», но и средство нравственного воспитания и развития человека.
2. Россияне всегда были читающим народом, но сейчас культура чтения под угрозой.
3. Вытеснение литературы кинофильмами и телепередачами опасно тем, что ведёт к ослаблению способности осмысливать информацию, заложенную в художественном произведении, способности сопереживать.
Какова роль литературы в жизни общества?) Эта проблема является главной в тексте … (Ф.И.автора) Вопрос о (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Писатель (публицист, автор…) рассуждает над …не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры), в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над (повтори проблему),… обращается (укажи, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.). Автор (писатель, Ф.И. автора, публицист) убеждает нас в том, что… (Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…) Мысль, высказанная…, близка и понятна мне. (ИЛИ Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор). Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встреча
Какова роль литературы в жизни человека? Что нужно читать, а на что не надо тратить свое время? Будут ли наши дети читать Пушкина? Над этими вопросами размышляет автор текста …
Я думаю, что основной проблемой фрагмента является актуальная проблема возрождения любви к чтению хорошей классической литературы. …. начинает свое рассуждение с примера стихотворения В.Солоухина о цветах и поводит параллель с читающим человеком, называя его разумным и нравственным….. опасается замены книги экранизацией. …. Считает что литература требует интеллектуального постижения. Когда человек читает, у него работает мысль. …озабочен судьбой книги и ролью чтения в жизни человека 21 века и заканчивает свое рассуждение призывом сделать все, чтобы "наши дети читали Пушкина". В этом заключается позиция автора..Она мне близка и понятна.
Я согласна/ или не согласна/ с позицией автора в том, что мы, современные люди, мало читаем или чаще обращаем своем внимание на "легкое чтиво". Но такого быть не должно.
Среди моих знакомых можно найти немало тех, кто не читал Пушкина, Достоевского, Толстого, Булгакова. И это очень горько, потому что произведения классиков - это целый мир эмоций и переживаний, это опыт умозаключений многих поколений. И мне искренне жаль тех людей, кто не прикоснулся к хорошей литературе.
Мне вспоминается трилогия Горького, где герой, Алеша Пешков, признается, что именно книги помогли ему стать человеком. Да и сам Горький высоко ценил воспитательную роль литературы и много сделал для развития литературы в нашей стране.
Думаю, что текст Лебедева натолкнет каждого на размышления. А мы поймем, что нужно сделать все, чтобы мы и наши дети читали Пушкина и хорошую литературу.