Возникновение музыкальных инструментов




Первые инструменты были так же грубы и примитивны, как и орудия труда первобытного человека. Мы ведь знаем, что первые орудия труда были как бы «заменой», «продолжением» естественного орудия — руки. Такой же заменой собственного тела были и первые музыкальные инструменты. Чтобы не хлопать в ладоши, человек начал постукивать двумя камешками. Звук получался более громкий, звонкий.

Так возникли ударные инструменты, которые были главными в «оркестре» первобытного человека потом, отправившись однажды в лес, человек случайно ударил палкой по дереву с большим дуплом. И дерево запело, загрохотало на весь лес. Человек догадался, что на полое отверстие в дереве можно затянуть кожу животного. Так постепенно усложнялись ударные инструменты.

Может быть, случайно во время рыбалки первобытный человек заставил запеть пустой стебель тростинка, из которого потом научился делать духовке инструменты. Потом научились делать духовые инструменты из костей животных. Такие флейты можно увидеть в музеях.

Когда человек изготовлял лук для охоты, он пробовал, туго ли натянута тетива. Вскоре он заметил, что она издает красивый звук. Тысячи раз слышали этот звук люди, не обращая внимания. Но вот кто—то прислушался, стал снова и снова трогать тетиву. Так она превратилась в струну, а охотничий лук — в музыкальный инструмент. Много веков прошло, прежде чем человек догадался, что к этой струне можно добавить еще несколько. Так получилась арфа. Конечно, она была очень мало похожа на наш у современную арфу. Мы с вами вспомнили предков музыкальных инструментов. Давайте же познакомимся с современными инструментами.

Струнные интсрументы Легенда

Однажды по улице итальянского города Kpeмона шел волшебник. Из окна одного дома он услышал прекрасные звуки. Войдя в дом, волшебник увидел юношу, который играл на только что изготовленной им скрипке. «Подари мне эту скрипку, и я исполню любое твое желание». Юноша был молод, и ему хотелось жить вечно. Но волшебник поставил одно условие: «Ты должен сделать еще 999 таких же прекрасных инструментов, но на тысячном ты умрешь.»

Шли годы. Мастер работал, делал скрипки, альты, виолончели, гитары. Когда их количество стало подходить к тысяче, он заболел. Тогда мастер собрал своих сыновей и учеников, рассказал им о пророчестве и добавил:

«Я считаю, что волшебник выполнил свое слово. Я сделал тысячу музыкальных инструментов, я отдал им свою душу, всю свою жизнь. Мои инструменты будут жить, а вместе е ними буду жить и я.»

Вы, конечно, догадались, что эта легенда о замечательном итальянском скрипичном мастера Антонио Страдивари. Он действительно изготовил около тысячи музыкальных инструментов, многие из которых живы и сейчас. В них поет душа мастера.

Скрипка утвердилась в музыкальной практике как сольный и ансамблевый инструмент с середины XVI в.

По внешнему виду и некоторым приемам игры их можно считать предшественниками наших струнных - виола. Правда, были черты, которые роднили их с еще более древней лютней. Количество струн у виолы доходило до семи. Расположены они были близко друг к другу. Это давало возможность играть на виоле различные аккорды.

Большой популярностью в XV—XVI вв. пользовались две разновидности виолы.

Виола да гамба по технике игры была похожа на виолончель. Ее аналогично держали при игре. Не случайно ее так назвали — слово gamba в переводе с итальянского означает «нога».

Название еще одной предшественницы этого семейства переводится как виола любви виола д’амур. Она обладала очень мягким, нежным

тембром и напоминала звучание скрипки.

Виола да гамба

 

Эти инструменты были очень популярны в свое время. Да и позже, в XIX—XX вв., некоторые композиторы включали их в свои оперные партитуры. Но с появлением скрипки виолы отошли на второй план. виола д’амур

СКРИПКА - самый распространенный музыкальный смычковый инструмент. Ее часто называют королевой инструментов. «Стенки» скрипки называют деками. На верхней из них расположены отверстия в форме f - эфы. Струны натягивают на гриф при помощи колков. В середине корпуса на двух ножках стоит подставка, которая поддерживает четыре струны. Они носят названия тех звуков, на которые настроены: MИ, ЛЯ, РЕ и СОЛЬ. Высоту звука можно изменить, принимая струну к грифу.

Конечно, вы знаете, что для удобства скрипку кладут на плечо и принимают ее подбородком. Играют на скрипке смычком, от которого во многом зависит характер звучание. Смычок состоит из трости и натянутого на нее конского волоса.

Похожа скрипка на человека? Правда, похожа. Кстати, даже детали ее имеют похожие названия: головка, шей ка, какие плавные у нее закругления, какая тонкая «талия».

Иногда скрипачи играют не смычком, а щипком пальцев. Такой прием называется пиццикато. Больше чем два звука на скрипке не сыграешь, потому что струны расположены на закругленной подставке. История донесла до нас имена прославленных скрипачей: Джузеппе Тартини, Никколо Паганини.

АЛЬТ тоже часто называют скрипкой, только побольше. Имеет свой характерный тембр. Словом «альт» называют низкий детский голос. Тембр скрипки альта похож на контральто — мягкий, грудной, выразительный.

Альт гораздо глуше скрипки, звучание его направлено как бы внутрь себя, слабее резонирует, даже гнусавит.

История альта драматична. Корпус альта, если делать его по акустическим расчетам должен быть довольно большим — около 46 сантиметров. Чтобы играть на таком инструменте, музыкант должен иметь очень длинные и сильные пальцы. Альт не столь популярен, как скрипка, но очень важен как средний голос в хоре струнных.

ВИОЛОНЧЕЛЬ уже никто не назовет большой скрипкой, хотя они достаточно похожи. У нее совершенно другой тембр звучание и совсем другой характер. Когда нужно выразить в музыке скорбь, отчаяние, печаль, виолончели нет равных, настолько глубоко она передает эти чувства.

Эти инструменты строили уже первые скрипичные мастера — Бертолотти, Маджини, Амати. Но довел виолончель до совершенства А. Страдивари.

Ее ставят вертикально. В давние времена на ней играли стоя, поместив ее на специальный стул. Потом приспособили металлический шпиль, который упирают в пол, и исполнитель играет на ней сидя.

Для нее написано много замечательных произведений, в симфонических сочинениях ей часто поручают выразительные соло.

 

КОНТРАБАС — самый низкий из них по звучанию. Его роль в музыке очень велика. Он является своеобразным фундаментом, на который опирается звучание всех остальных инструментов.

Это самый громоздкий и большой по размерам инструмент. Играют на нем стоя или сидя на специальном высоком стульчике.

Играть на контрабасе достаточно сложно. Причем это касается не только чистоты интонации. Сколько силы надо приложить, чтобы заставить вибрировать его струны!

Поэтому как солирующий инструмент он применяется нечасто. Хотя многие музыканты- контрабасисты достигли такой виртуозности, что на своем огромном контрабасе играют сложнейшие произведения.

Контрабасы популярны в эстрадных и джазовых оркестрах. Там на них, как правило, играют щипком — пиццикато.

Домашнее задание: Переписать тему в тетрадь. Учить строение скрипки, знать представителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: