Свобода и ответственность





Лекция

Общезначимость этики

Этика, нравственность, мораль – в обыденной жизни людей эти слова – синонимы. Однако в философии сложилась традиция различения этих понятий. Этика – это философская наука. Объектом изучения которой является мораль (нравственность).

Основными функциями нравственности являются:

-регулятивная (гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми на основе общих идеалов, принципов поведения)

-познавательная (человек знакомится со всем многообразием культурного опыта, накопленного человечеством, получает особое нравственное знание)

-воспитательная (нравственное знание является важным условием формирования личности, приобщения ее к высшим ценностям)

-ценностно-ориентирующая (исходя из нравственных представлений, человек постоянно сравнивает реальное с идеальным, сущее с должным. Это позволяет ему корректировать свое поведение, определять вектор своего духовного развития).

Нравственность тесно связана с другими формами общественного сознания: с искусством, политикой, религией, наукой, экономикой и т.д.

Категории нравственности – добро, справедливость, идеал, долг, честь, достоинство, совесть и т.д. Все они играют очень важную роль в жизни отдельного человека. Например, совесть – это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Но ключевой категорией в этике является категория свободы.

Этика закрепляет общественный порядок, устои общества. Без единой системы нравственных ценностей, имеющих для людей одинаково положенное содержание, носящее устойчивый и общеобязательный характер, общество окажется в опасности. Так считал Сократ. Для античного человека в его сознании существовала прочная связь понятий блага и добродетели с понятиями пользы и счастья. А поскольку добродетели основаны на знании, то им можно научиться. По Сократу, главные добродетели – мужество и справедливость. Платон помещает нравственные ценности - благо, добро, справедливость, честность, добродетель – в мир идей, правильно утверждая их идеальный характер. Однако Платон гипертрофировал идеальную природу нравственных ценностей. Полностью оторвал от всего земного. Развивая идеи Сократа, что человек должен руководствоваться убеждениями, Платон добавляет, что эти убеждения должны соответствовать единому идеальному божественному миропорядку. Он доказывает, что человек становится нравственным существом, лишь наполняя свою индивидуальную жизнедеятельность общественно значимым содержанием, преодолевая границы частного бытия и находя свое место в целостном общественном бытии.

Аристотель превратил этику в самостоятельную философскую дисциплину, систематизировав все предшествующие разработки в этой сфере. Он этику превратил в самостоятельную дисциплину, дал название этой дисциплине. Ему принадлежит первый посвященный ей труд «Никомахова этика». Она стала каноном этического образования вплоть до ХУIII века. Выстроил иерархическую лестницу благ. Обладание высшим благом есть блаженство, счастье. Добродетель, по Аристотелю, есть проявление разумной деятельности природы человека. Этические добродетели ведут к счастью и являются его важнейшей составляющей.

Эпикур определяет счастье как отсутствие телесных страданий и душевных тревог. Соответственно основная цель этики – помочь человеку избавиться от страданий или хотя бы облегчить их. Он отмечает, что счастью тождественно не просто удовольствие, а удовольствие благоразумное. Он рекомендует не предаваться любым удовольствиям без разбора, а предпочитать духовные, соблюдать меру, иначе страданий не миновать. Достижение наслаждения, по Эпикуру, и есть счастье. Благоразумие и мудрость – таковы основные добродетели в этике Эпикура. По мнению стоиков, истинная этика – это этика долга. Традиционное представление античности о счастье трансформируется в подчинение нравственному требованию. В центре этического учения стоиков стоял мудрец, способный жить сообразно с природой, свободный от аффектов, хладнокровно и стойко встречающий свою судьбу.

Этические идеи стоицизма оказали большое влияние на последующее развитие этической мысли. Стоический идеал мудреца как духовно свободного человека, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои страсти и привыкшего к страданиям, был полностью воспринят христианством. Нравственность по мере развития человечества менялась и этика вместе с ней тоже.

Переход от античности к средневековью ознаменовался в этике переворотом, суть которого в том, что этика стала религиозной. Нравственность связана уже не столько с разумом, сколько с верой, т.е. она на долгое время приобретает иррациональный характер. Задача разума уже не в поиске истины, а в объяснении ее, т.к. истина уже дана в виде религиозной догмы. Разум становится нравственным только в качестве верующего разума. Философия (в том числе и этика) обязательно должна получить религиозную санкцию. Средневековый человек был вынужден отказаться от своей нравственной автономии – одного из важнейших достижений античной философии. В деле совершенствования он стал полагаться не столько на свои силы, сколько на божественную помощь (благодать). Соответственно изменились и представления средневекового человека о добродетелях. Как известно, главные христианские добродетели –вера, надежда, любовь – ориентируют человека на Бога. Типичный для античности эвдемонизм сменился в Средневековье аскетизмом, ригористическим отношением к жизни. Античная этика считала естественным и законным человеческое стремление к счастью и поэтому разрабатывала наиболее адекватные этому стремлению нравственные рекомендации. В средневековой этике естественные стремления и желания стали рассматриваться как греховные. Телесное было противопоставлено духовному и требовало «очищения». Изменилось и представление о социальном бытии человека, о роли государства в нравственной жизни людей. Античному, земному полису был противопоставлен Град небесный, идеальный, гражданами которого могли стать только истинно верующие. К светским институтам власти прибавился иногда находящийся к ним в оппозиции институт церкви. Именно к нему перешли посреднические функции между человеком и потусторонним миром. Религиозная этика теоцентрична.

Христианство возникло в среде самых угнетенных и обездоленных слоев населения Римской империи, отчаявшихся в реальном избавлении от бедствий и страданий , страстно нуждающихся в утешении. Христианство дало простой и ясный ответ на вопрос, почему мир так несовершенен и испорчен, жесток и страшен. Таким ответом на вызов времени стала идея всеобщей греховности человечества и искупления вины страданием и покаянием, беззаветной верой, самоотверженной любовью к Богу и готовностью исполнить его волю. Греховность здесь является универсальной характеристикой человека, проистекающей из самомнения и гордыни нарушивших веления Бога перволюдей. Она ослабляет душу человека и делает его склонным ко всяческому злу. Все люди безнадежно грешны, даже те, за кем снаружи не видно греха.

Человек слишком слаб в силу своей греховной природы, поэтому в мире столько зла и страданий. Все бедствия человеческой жизни – бедность, болезни, непосильный труд, вражда и насилие, сама смерть – это лишь видимые проявления всеобщей человеческой греховности. Источником греховности человека является его свободная воля.

Духовная связь между Богом и человеком становится возможной потому, что в христианстве и Бог и человек рассматриваются как личности. Нравственная реальность стала драматичней, это результат отношений двух личностей – Бога и человека, а не одинокий и замкнутый мир античного мудреца. Точкой опоры античного человека была его нравственная самодостаточность. Отсюда атараксия (безмятежность), апатия (равнодушие). Средневековый человек теряет такую опору и выведенный из равновесия напряженно ищет ее вовне, в Боге. Для верующего это вопрос жизни и смерти, т.е. вечного спасения или гибели. Необходимость выхода человека за границы своего внутреннего мира отражена в главных добродетелях того времени – вере, надежде, любви.

Свобода и ответственность

Ключевой категорией в этике является категория свободы, так как нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам. Совершенное под принуждением деяние не может считаться ни добрым, ни злым. Оно вообще вне сферы нравственности. В результате за вынужденный поступок человек фактически не несет никакой моральной ответственности. И наоборот, за свободно совершенное действие он ответствен в полной мере. Иными словами, свобода есть неотъемлемое качество субъекта нравственности. Разными мыслителями и в разные времена свобода понималась по-разному. Б.Спиноза, например, считал, что свобода – это осознанная необходимость, т.е. возможность выбора, основанная на знании законов. Отсюда и его идеал мудреца, человека, который сумел подняться над своими аффектами и в жестоком мире «не плачет, не проклинает, а понимает». Ф.Достоевский считал, что свобода – это величайшая ответственность. Ученый отвечает за свои открытия, медик за пациентов, учитель за учеников, родители за детей и т.д. и каждый отвечает за свою работу, за свое поведение.

Ответственность ученых за создание энергии огромной разрушительной силы (атомная и водородная бомбы), геномодифицированной продукции, использование человеческих органов и т.д.

В течение третьего тысячелетия, скорее всего, будут решены проблемы пересадки органов, таких, как сердце, почки, печень, селезенка, легкие и другие, а также даже замены скелета и мышечной ткани. Все это должно повлиять на оздоровление людей и общества. Возрастает роль инженерии искусственных органов, клонирования органов, генетического перепрограммирования и других новейших биомедицинских технологий. Придет время, когда будут разрешены медицинские задачи пересадки и замены нервной ткани и даже отделов головного мозга. И этот краткий перечень биомедицинских актов воздействия на организм человека породит и новый круг биоэтических проблем. Встанут острые моральные, правовые и мировоззренческие вопросы. Как все это скажется на сознании человека, сохранится ли идентичность человеческой личности?

Только философское осмысление и переосмысление специфических требований медицинской морали и права позволит понять, что вся исследовательская деятельность врача не может не опираться на принципы биоэтики. Это относится и к оценке природы человека, смысла его жизни, путей развития личности и индивидуальности, Биоэтика со временем станет идеологией здравоохранения, привлекая внимание научной и широкой общественности к моральным и правовым аспектам биомедицинских исследований, биотехнологии, другим научным поискам развития живой и косной материи, связанным с угрозой жизни или утратой здоровья человека.

 

 





Читайте также:
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.021 с.