Аннотация к вокальному произведению
I курс
Краткий анализ произведения
Цель: дать общее представление о художественной ценности вокального произведения.
1. Общие сведения о произведении
- авторы, исполнители
- год выпуска, альбом
- награды
- тематика, идея
2. Жанровые и стилистические особенности произведения
-определение жанра, его типичных характеристик, особенности проявления в данном произведении
- особенности стиля исполнения
- особенности музыкального языка (только яркие детали)
3. Анализ сведений об авторах произведения: композиторе и авторе поэтического текста
- историческая эпоха игоды жизни, периоды творчества, значимые заслуги и события
- показательные творческие достижения
- особенности творческого стиля (в связи со стилем и жанром данного произведения)
- типичность или нетипичность данного произведения для творчества авторов
- степень взаимодействия авторов в творчестве
Цель: ознакомление с авторским замыслом
4. Анализ сведений об исполнителях произведения
- историческая эпоха игоды жизни, периоды творчества, значимые заслуги и события
- показательные творческие достижения
- особенности творческого стиля (основные жанры исполняемых произведений, типичность или нетипичность произведения для творчества исполнителя, особенности стиля и манеры исполнения)
- место произведения в творчестве исполнителя
- другие исполнители (если есть)
5. Краткое резюме (вывод):
- художественная ценность произведения
-определение направлений дальнейшего анализа и интерпретации произведения
- адресация репертуара (категория исполнителя, тип мероприятия)
II курс
Музыкально-теоретический и художественный анализ произведения
|
Цель: дать представление об особенностях музыкального языка и художественном наполнении произведения.
1. Музыкально-теоретическийанализ произведения
Цель: изучение музыкального языка данного произведения, определения технических задач исполнения
- стилевые и жанровые особенности
- анализ формы, композиции
- особенности темпометроритма
- тип и строение мелодии, общий диапазон
- тембральные особенности и тесситурные условия исполнения
- гармонические особенности
- особенности фразировки
- другие средства музыкальной выразительности
(динамика, штрихи,типзвуковедения, приемы исполнения)
- особенности музыкального сопровождения мелодии
(аккомпанемента, инструментовки, аранжировки)
- анализ других элементов музыкальной ткани
(партий солирующих инструментов, бэк-вокала, импровизаций)
- анализ многоголосия
2.Анализ художественного содержания
Цель: проникновение в художественный контекст произведения, определение художественных задач исполнения
- ценностно-смысловое наполнение произведения (основная идея, роль частей в общей художественной форме)
- драматургия произведения (показ образов, наличие конфликта, его развитие, итог)
- анализ художественных образов и их развития
- анализ эмоциональных состояний
- определение общих и частных кульминаций, способов их достижения
- соответствие (либо несоответствие) средств музыкальной выразительности художественному содержанию и идее данного произведения
- анализ композиции (последовательность, логика и целесообразность включения отдельных разделов и частей произведения)
|
3. Краткое резюме
-художественная ценность произведения
- техническая сложность
- адресация репертуара (категория исполнителя, тип мероприятия)
III курс
Исполнительский анализ произведения
Цель: дать представление об особенностях исполнения вокального произведения
1. Анализ вокальных исполнительских трудностей
- диапазон, тесситурные условия исполнения (возможности смены тональности, переноса мелодии или ее части в другую октаву, вариации мелодии)
- тембральные особенности, способы использования регистров
- расстановка цезур, определение особенностей певческого дыхания
- анализ особенностей исполнения ритмического рисунка
- анализ особенностей исполнения мелодии (кантилена, скачки, интонационные сложности, звуки переходной и примарной зоны, типы звуковедения, штрихи)
- дикционные особенности
- определение фразировки, акцентов, общих и частных кульминаций
- особенности нюансировки
- манера и стиль звучания
- специфические приемы звукоизвлечения
2.Художественная интерпретация произведения
- анализ различных вариантов исполнения
- определение собственной концепции исполнения данного произведения
3. Составление исполнительского плана
- создание музыкальной партитуры (в упрощенном варианте партитуры на основе литературного текста) с расстановкой темпов, штрихов, динамики, цезур, акцентов, фразировки, выделением дикционных трудностей
- создание «художественной партитуры» с указанием схемы развития художественных образов: эмоциональные состояний героев, условий кульминаций,
- выбор методов работы, типов вокальных упражнений для устранения исполнительских трудностей
4. Краткое резюме
-художественная ценность произведения
- степень исполнительской сложности, краткие рекомендации поих
устранению
- адресация репертуара (категория исполнителя, тип мероприятия)