Образ главного героя повести. Мир ребенка и мир взрослых в рассмотрении П. Санаева




Контрольная работа

По современной русской литературе

 

Тема: Образ тирана в одноименной повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»

 

 

Студентки 2 курса заочного отделения

Коптевой Алины Игоревны

 

Руководитель: ________

 

Москва 2015

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

 

Образ главного героя повести. Мир ребенка и мир взрослых в рассмотрении П. Санаева ………………………………………………..4

Образ тирана в одноименной повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» ……………………………………6

Заключение…………………………………………………………………14

Список используемой литературы……………………………………….16

 

Введение

 

Повесть П. Санаева «Похороните меня за плинтусом», вышедшая в 2003 году, вызвала небывалый ажиотаж и резонанс мнений среди российских читателей. И до сих пор это произведение вызывает активный интерес публики. Спустя совсем немного времени по книге были поставлены спектакли во многих городах России, снят фильм по мотивам повести с одноименным названием, который, на мой взгляд, несколько отступает от сюжета книжного: многие ключевые эпизоды, монологи, события, глубинная характеристика образов героев и их жизненных ситуаций сжата режиссером до минимума, тем самым немного искажая психологические портреты персонажей, о которых рассказывает книжный вариант автобиографической повести.

В русской литературе нередко поднимается всегда актуальная тема взаимоотношения отцов и детей, проблемы, связанные с непониманием поколений, столкновения разных точек зрения на жизнь, и наконец, психологизм каждой из сторон.

П. Санаев, изображая современную действительность, подчеркивает искаженность духовного состояния общества, его опошление и ожесточение, при этом особое внимание, уделяя проблеме изображения внутреннего мира человека, и как следствие всего этого --- межличностные отношения в семье между близкими родственниками.

В своей же работе я хотела попытаться поговорить о том, что не всем в жизни выпадает такая счастливая карта, как родительская любовь и понимание, и как быть в том случае, если твой самый, казалось бы, близкий человек – мама оказывается деспотом и тираном?

 

Образ главного героя повести. Мир ребенка и мир взрослых в рассмотрении П. Санаева

Повествование в произведении ведется простым детским языком от первого лица, одного из главных героев – Саши Савельева, вокруг которого развернута сложная, запутавшаяся в целый клубок психологических проблем, семейная драма, которая не оставила меня равнодушной, и я попробую разобраться в их довольно непростых отношениях.

Воспитывает Сашу его бабушка – Нина Антоновна, супруга известного в те годы актера, народного артиста.

Его мама вынуждена была оставить Сашу жить у бабушки с дедушкой. Мальчик видит маму только во время кратких свиданий, причем мама с бабушкой постоянно ссорятся. Скандалы повторяются, они становятся неотъемлемой частью жизни Саши. Конфликты и скандалы давно вошли в повседневную жизнь многих семей, как способ разрешения проблем и выявления лидера в семье.

Ребенок становится разменной монетой в отношениях матери и бабушки. Мать не может его забрать, а бабушка и не собирается его отдавать.

Глазами ребенка автор изобразил мир взрослых. Маленький Саша очень любит свою маму, к бабушке у него смешанные чувства. Он всеми силами души стремится к маме, преграда на его пути – бабушка. Ребенок боится ее, даже ненавидит, он не понимает, что она тоже любит его. Любовь бабушки слепа, эгоистична, деспотична.

Бабушка Саши – домашний деспот, тиран в семье, у неё очень тяжелый характер. Нина Антоновна постоянно чем-то недовольна, бранит всех и вся, во всех неудачах она винит окружающих, но только не себя. Своего любимого внука она называет «сволочь», «идиот», «тварь», «гад» и др., мужа – «гицель», дочь – «сволочь», «идиотка», «Чумочка» и т.д. Ребенок постоянно слышит брань, для него подобная манера общения становится нормой:

Ребенок разрывается между мамой и бабушкой, он вынужден подчиняться бабушке, которую боится, и предавать мать. Сложнейшая ситуация для ребенка, он вынужден быть виноватым перед каким либо членом семьи, что разрушает его неокрепшую психику.

Маленькому Саше бабушка запрещает практически все: играть во дворе с друзьями, быстро бегать, есть мороженое и т.д. Бабушка совершенно искренне считала, что она поступает правильно, что мальчик болен, поэтому его нужно оберегать от всего. Такое воспитание могло породить развитие различных фобий у мальчика, травмировать его психику:

«Я спросил, как железная дорога выглядит, мама описала ее, а потом я сказал, что боюсь Бога.

– Что ж ты трусишка такой, всего боишься? – спросила мама, глядя на меня с веселым удивлением. – Бога теперь выдумал. Бабушка, что ли, настращала опять?».

Другой близкий человек Саши – дедушка. Дедушка – артист, он очень часто уезжает на гастроли, любит рыбалку. Однако он обладает слабым характером, поэтому терпит ругательства бабушки, во всем ей потакает. Саша своим непосредственным детским взглядом замечает все достоинства и недостатки деда, мальчик понимает, что искать поддержки у деда бесполезно, т. к. он почти никогда не возражает бабушке и безропотно сносит ее ругательства.

Самый главный и любимый человек в жизни Саши Савельева – его мама. Мальчик очень сильно любит ее, страдает от разлуки с ней, мечтает видеть ее каждый день. У Саши одна мечта – жить с мамой. Однако жизнь ребенка полна разочарований, поэтому он уже почти не верит в осуществление своей мечты. На этом этапе ребенку необходима поддержка любящего человека, ведь сам справиться с ситуацией он зачастую не может.

Саша Савельев живет в тяжелой атмосфере, он уже в раннем возрасте сталкивается с ненавистью, черствостью, – все это отражается на его психике. Поэтому не приходится удивляться тому, что мальчику приходят в голову такие странные мысли.

Мамин муж, т.е. отчим, в повести представлен как «карлик-кровопийца». Только так называла его бабушка. Мальчик слышал о нем всегда что-то плохое от бабушки, поэтому в воображении ребенка рисуется страшный образ, он начинает его бояться.

Саша боится отчима, ему кажется, что он улыбается «зловеще», потому что он ничего не знает об этом человеке, а бабушка говорит о нем только плохое.

Таким образом, в повести показан тяжелый мир несчастного детства Саши Савельева, представленный глазами ребенка, но уже переосмысленный автором. Заканчивается повесть счастливо: мальчика забирает мама, он попадает уже в другой мир, по-видимому, на этом заканчивается и детство.[1]

Саша – типичная жертва домашней тирании, попавший в почти безвыходное положение, он на протяжении всей повести чувствует себя ущербным, завидует мальчишкам, которые сильнее его; хочет, но из- за неверных установок, вложенных ему бабушкой, не может дать отпор ребятам в санатории, и только лишь в своем воображении он рисует яркими красками, как он разными способами расправляется со своими обидчиками, и придумывает им весьма изощренные наказания.

 

Образ тирана в одноименной повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»

 

 

В этом произведении нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, однако, приходилось слышать различное мнение людей, кто –то больше сочувствует Нине Антоновне, кто-то ее супругу, бесспорно, огромный шквал сентиментальных эмоций вызывает Саша, но я бы хотела в данной контрольной работе рассмотреть первопричину сложившейся ситуации и поглубже узнать «откуда растут корни».

Нина Антоновна – глубоко несчастная женщина, которая когда –то в молодости совершила непростительную для себя ошибку: без особых раздумий выскочила замуж за первого встречного актера, приехавшего на гастроли в ее родной город – Киев и думала, что сможет реализоваться как жена и как актриса, но жизнь внесла свои директивы и она не смогла состояться в профессии, поскольку началась война и надо было выжить, не до карьеры ей было тогда, особенно когда на ее руках умирает горячо любимый ее сын – Алешенька. Для психики Нины Антоновны этот удар не проходит бесследно и муж отправляет ее в психиатрическую клинику на лечение, потому как у нее нерадостный диагноз - мания преследования.

До конца вылечить недуг не получилось, но жизнь вернулась в привычное русло, и Нина Антоновна рожает второго ребенка – дочь Ольгу: вот именно в этот момент она поняла, что на своей карьере можно поставить крест, потому что вся ее энергия и забота была направлена на воспитание Ольги, а от супруга помощь носила больше финансово – бытовой характер, нежели духовный, потому что на духовном уровне отношений они были друг другу совершенно чужими людьми, но что – либо менять было поздно, супруг это понимал, поэтому не решился разрушать свой брак.

Нина Антоновна была глубоко одиноким человеком, поэтому воспитала дочь в ключе: «Только мама будет тебя любить такой какая ты есть – глупенькой, страшненькой, никчемной – только мама! Мужчинам не верь, только мама знает, что лучше для своего ребенка! Будь независимой!».

Однако о независимости не может быть и речи, поскольку дети матерей -тиранов вырастают нерешительными, безвольными, неуверенными в себе людьми, которые априори не могут стать самостоятельными, потому что их внутренний авторитет задавили еще в детстве и не давали ступить шагу без маминого тотального контроля; и что поразительно, мать-тиран потом еще и ухитряется обвинить дочь в ее же никчемности! Почему происходят подобные ситуации?

Что значит чрезмерная, сильная материнская любовь? Это когда любовь к детям становится сильнее любви к себе и мужу, когда дети выходят на первое место в системе ценностей матери. При этом любовь к отцу детей, а зачастую и к самой себе отодвигаются женщиной на задний план.

Есть определённые критерии, показывающие чрезмерность материнской любви в семье. Это, в первую очередь, наличие болезней и сложные судьбы детей. Во-вторых, недостаточная реализация мужа, его болезни и, чаще всего, алкоголизм. В-третьих, наличие больших проблем в семейных отношениях. Это то, что лежит на поверхности.

Далее круги этой проблемы выходят за пределы семьи и распространяются на общество, в котором живёт огромное число нереализованных мужчин и женщин. Их несостоятельность в том или ином плане тоже имеет корни в избыточной материнской любви, и это накладывает отпечаток на само общество. Всё это не есть плод моих фантазий. Посмотрите вокруг повнимательнее, и вы увидите множество тому подтверждений.

А можно ли вообще описанные выше чувства матери назвать любовью? На самом деле истинной любви в них как раз очень мало. Поэтому более верно будет называть это материнским чувством.

В чём основные причины возникновения этого двоякого чувства?

Первая и самая важная причина: женщина не осознаёт смысла своей жизни, и вследствие этого нарушается её система ценностей.

Когда женщина не осознаёт, зачем она пришла на Землю, в её сознании обществом, традициями человечества закладывается мысль: «Я родилась для рождения детей, материнства». И с этого заблуждения всё начинается – дети становятся смыслом жизни. Второй причиной являются подобные проблемы у родителей и более далёких предков.

То есть, как правило, эта проблема идёт из глубины рода и передаётся по наследству следующим поколениям.

Третья причина – моральные установки, религиозные постулаты и традиции современного общества, заставляющие ставить детей на первое место в жизни.

Проблема усугубляется ещё и тем, что «святое материнство» заложено религиями в самую глубину верований, и это является основой мировоззрения.

Четвёртой причиной является животное чувство самки, оформившееся в человеке в чувство собственности.

Чувство собственности формирует в женщине ожидание ответного чувства, и ребёнок отвечает матери взаимностью. Это делает связь «мать – ребёнок» очень сильной, что создаёт сильнейшую привязанность, разорвать которую не удаётся иногда до конца жизни обоих. Редчайший случай, когда в натуре женщины нет чувства собственности, направленного на любимого ребёнка. Это высокое состояние духовности, о котором много говорят, но зачастую не имеют.

Пятая причина возникновения материнского чувства – это жалость.

Вот откуда проистекает много бед! Русские женщины очень жалостливы к мужчинам и особенно к детям. Из жалости рождается жертвенность. Жалостью чаще всего подменяется чувство любви. Жалость проявить значительно легче, чем любовь, поэтому она часто и приходит на смену любви.

Жалость разрушает того, кого жалеют, унижает его, мешает развиваться.

Жалеют слабых, болеющих, калек, закрепляя их в этом состоянии. И чем больше жалеют человека, тем больше у него проблем[2,35].

Вот почему Нина Антоновна придумывает Сашеньке массу различных, порою даже в природе несуществующих болезней, только лишь с одной целью – сделать его своей марионеткой, выплеснуть на него всю свою заботу, воплотить в нем то, что не удалось воплотить в своей дочери; только Саша от такой заботы не чувствовал себя счастливым, она лишила его элементарной детской радости и беззаботности, заставив чувствовать себя никчемный, лелея свою неосознанный, но очень пылкий эгоизм.

Только внук не любил свою бабушку, но боялся себе в этом признаться, потому как понимал, что бабушка – это его жизнь, а мама редкий праздник счастья. Почему так произошло?

Ольга – милая женщина, которая искренне любит своего сына, несмотря ни на что, человек творческий, но толком реализоваться в актерской профессии не могла, потому как мама была ее стеной, камнем преткновения, угрозой, которая нависала на ее плечи все эти годы. Нина Антоновна не могла любить дочь такой, какая она есть, поэтому пыталась сделать из нее такую же марионетку, как впоследствии и из внука, но не получилось, потому что Ольга вышла замуж и просто сбежала от нее, однако брак не просуществовал долго, потому что ее муж был хорошим, но слабым человеком, как и она сама и поэтому, содержать семью было очень тяжело, а родители, прекрасно это понимая, вместо того, чтобы протянуть руку помощи, до конца разрушили брак, что,собственно говоря, было на руку Нине Антоновне, чтобы лишний раз почувствовать свою власть и найти еще один рычаг управления жизнью Ольги.

Естественно, молодая женщина не могла жить постоянно с родителями в таких жестоких, тяжелых морально условиях, поэтому хоть как- то пыталась наладить свою жизнь – и ей повезло, она встретила мужчину, который смог ее полюбить и оказался морально сильнее, чем Нина Антоновна, потому она и восприняла нового мужа дочери в штыки, называя его «карликом -кровопийцей».

Они с отцом считали его алкоголиком, однако в реальности это было не так, Толик, как его называл Саша, был личностью сильной и терпеливой, хорошим мужем и смог бы заменить мальчику отца.

Но Нина Антоновна была настроена решительно и до последнего третировала Ольгу и не отдавала мальчика матери, обосновывая это тем, что она гулящая «бубонная чума», которая не может называться матерью. Нина Антоновна проклинает дочь, обзывает грязными словами и обвиняет в неблагодарности:

«- О тебе вообще речи нет. Хотя тоже артисткой могла быть. Как ты в выпускном спектакле играла! Я слезами умывалась, думала толк будет из дочери! А роль твоя первая! Все говорили: «Пойдет доченька Ваша». Пошла…в потаскухи пляжные. Что из тебя теперь? Если только позировать будешь костями своими. Карлик твой, случаем, пляски смерти не пишет?

--- Что за язык у тебя, мама! Что ни слово, то как жаба изо рта выпадает. Чем же я тебя обидела так?

---Обидела тем, что я всю жизнь тебе отдала, надеялась – ты человеком станешь. Нитку последнюю снимала с себя. «Надень,доченька, пусть на тебя люди посмотрят!». Все надежды мои псу под хвост!»[3].

То есть выходит, что Нина Антоновна хотела бы видеть не успешного, счастливого человека, а прежде всего, благодарную дочь, которая все делала бы по ее указке, полностью реанимировав свои чувства и став ее марионеткой, которой можно тешить свой эгоизм, все это могло бы быть и так, но ведь жизнь, это не договор на бумаге, подписав который, можно было бы расторгнуть или возместить ущерб, но реальная жизнь – она другая, и к такому повороту событий никто из наших не был готов, а виной всему – те самые путы материнской любви.

Один из очагов несвободы в сознании человека находится во взаимоотношениях родителей и детей. Очень часто родители контролируют и пытаются управлять детьми всю жизнь. Вот где кроется огромное количество несвободы! И это создает большие напряжения и множество проблем. Ведь чем больше человек ограничивает свободу детей, тем больше не свободен он сам. Дети – это свободные души, пришедшие в этот мир решать свои задачи, а не задачи родителей. Родители должны обеспечить только условия для их рождения и развития – Пространство любви! И здесь мерилом свободы является радость. Если дети на протяжении всей жизни радуют вас, значит, в отношениях с ними достаточно свободы. А если они доставляют проблемы со своими болезнями и поведением, то ищите причины в нарушении их свободы.[4,280].

Но о какой свободе может идти речь, если по своей психологии тиран –это невротик и просто не способен никого любить, кроме своей идеи властвования над другими, будто то муж, дочь или внук, и уж тем более он никогда сам себе не признается в том, что за всей этой маской грозности скрывается слабый, никчемный человек, изрядно избитый жизнью. Таким именно человеком, как раз и оказалась Нина Антоновна, конечно, в финале повести, она через проклятья все же попросила прощения у дочери, высказав мысль о том, что затоптать каждый может, а ты прости. И я думаю, Ольга простила ее, сквозь боль, слезы и обиду.

Финал повести – многое расставляет по своим местам. Сашенька все –таки остается с горячо и трепетно любимой мамой и дядей Толей, обретает свое огромное счастье, которому не сразу верится, он сперва ощущает пустоту в душе, потому что это и есть, как раз то непривычное, необъяснимое, неосязаемое, ни с чем не сравнимое чувство свободы, к которому он так стремился в той, прошлой жизни с бабушкой, но никак не мог ее получить, потому что мешали путы бабушкиной любви.

Говорят, что когда человек выполняет свои жизненные задачи на этом свете, то он уходит из этой жизни; вот и Нина Антонова резко уходит из жизни, при этом автор не углубляется в подробности ее кончины, но я думаю, и так ясно, что ее близкие кроме чувства утраты, испытали и чувство жалости, прощения и горького облегчения.

Как бы то ни было, но ребенку в большинстве случаев лучше быть с матерью, и ни у кого нет такого права лишать другого человека права на любовь и свободу.

 

Заключение

 

 

Повесть Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом" воплощает тему детства в современной литературе. Книга имеет автобиографический подтекст, писатель взял за основу свою собственную жизнь, свое детство у бабушки. Автор изображает окружающих ребенка людей, влияющих на его жизнь, формирующих его личность. Санаев сумел передать мысли, чувства, переживания мальчика, лишённого материнской ласки и вынужденного пребывать под неусыпным оком бабушки, фанатичная любовь которой очень странно переплетается с постоянной руганью, истериками и домашней тиранией.

Жизнь восьмилетнего Саши без радости, без счастья, без мамы, без весёлых детских проказ просто ужасна. Автор заставляет читателя задуматься о жизни, о взаимоотношениях близких людей, о доброте и любви. П. Санаев и бьет тревогу о том, что повреждено в нашей душе.

Можно путем принуждения заставить ребенка уважать старших. Но это на самом деле будет не уважение к старшим, а страх перед ними.

Можно действовать путем уговоров и увещеваний. Но опыт свидетельствует, что таким образом можно добиться лишь кратковременного результата.

В своих интервью Санаев также благодарностью говорит о своем отчиме, Ролане Быкове, ставший прототипом дяди Толи в повести которому посвятил эту книгу, который вообще не запоминал обид (Павел сказал, что с тем же успехом можно было пытаться обидеть горный хребет), а в семейной жизни проявлял и много ответственности и настоящей человеческой симпатии. Повесть об этом не рассказывает, но ненавязчиво намекает.

Я считаю, что эта повесть прежде всего для взрослых людей, в ней как раз красочно расписаны все ошибки, которыми так часто грешат родители, забывая об истинной сути и своего предназначения в жизни. "Вымышленная исповедь" в финале в помогает понять, осознать это особенно тяжело тем, у кого душа истончилась, поддалась пошлости и бессердечию безжалостного века.

 

 

Список используемой литературы

1. [Электронный ресурс] https://privetstudent.com/kursovyye/kursovyye-po-psikhologii/2646-psihologizm-i-avtobiografizm-v-povesti-pohoronite-menya-za-plintusom.html

2. [Электронный ресурс] Некрасов А. Путы материнской любви./ Анатолий Некрасов. – Москва: АСТ,2014.-272с.

3. [Электронный ресурс] https://www.bookol.ru/proza-main/sovremennaya_proza/190574/fulltext.htm



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: