Нормы распределения противогололедных материалов.





Противогололедные материалы распределяют равномерно по поверхности покрытия в соответствии с необходимыми нормами расхода.

Оптимальные величины норм распределения твердых химических противогололедных материалов (г/м2) и жидких (л/ м2) представлены в табл. 11.4.5

Помимо представленных в табл. 11.4.5 химических противогололедных материалов для борьбы с зимней скользкостью рекомендуется применение природных рассолов и соляных растворов, приготавливаемых в условиях дорожного производства.

На территории России имеются значительные запасы природных концентрированных рассолов.

Растворы солей рекомендуется приготавливать из NaC1, СаС12 и М qС12. Для приготовления растворов могут быть использованы и другие химические реагенты, при условии соответствующего технико-экономического и экологического обоснования.

Оптимальные величины норм распределения природных рассолов и растворов, приготовленных собственными силами, в зависимости от состояния снежно-ледяных отложений и температуры воздуха представлены в табл. 11.4.6

Таблица 11.4.5

Виды и нормы распределения противогололедных материалов

Наименование НГМ Соответствующий номер ТУ и ПГМ Рыхлый снег и накат, t ° C Стекловидный лед, t ° C
-2 -4 -8 -12 -16 -20 -2 -4 -8
Твердые , г/м2
Хлориды
Технический хлористый натрии карьерный ТУ 2152-06-00209-527-95 -
ПГМ на основе хлористого натрия ТУ 2152-082-002-09527-99 -
Биомаг ТУ 2152-001-53561075-02
ХКФ ТУ 2152-05761643-2000
Карбамиды
КАС ТУ 3149-001-4018052-97 - - - -
Ни граты
АНС (НКМ) ТУ 6-03-349-73 - - -
НКММ ТУ 2149-051-05-761643-98 - -
Жидкие, мл/м 2
Хлориды
ХКМ ТУ 2149-026-13164401-98 - - -
Биомаг ТУ 2152-001-53561075-02 - - -
Ацетаты
Антиснег ТУ 3149-001-45052508-00 - - -
Нордикс ТУ 2149-002-40874358-00 - - -

Таблица 11.4.6

Нормы распределения природных рассолов и растворов из хлористых солей, л/м2 (на 1 мм атмосферных осадков)

Название хлорида Концентрация хлоридов, % Рыхлый снег и накат
температура воздуха, t ° С
-4 -8 -12 -16 -20
NaC 1 0,04 0,06 0,08 0,10 0,11 0,14 0,13 0,17 0,15 -
СаС12 0,03 0,04 0,06 0,05 0,07 0,10 0,07 0,09 0,14 0,08 0,10 0,16 0,09 0,11
Mg С12 0,03 0,03 0,05 0,04 0,05 0,08 0,05 0,06 0,10 0,06 0,07 0,12 0,07 0,08 0,13

Примечания к табл. 11.4.5 и 11.4.6:

1. Прочерк в таблице означает, что вещество сданной концентрацией при указанной температуре применять нельзя.

2. Приведенные в таблице нормы распределения хлоридов обеспечивают лишь частичное плавление уплотненного или рыхлого снега до состояния приобретения этими отложениями 20% влажности, при которой ранее уплотненный слой снега (накат) разрыхляется, а свежевыпавший снег не уплотняется под действием транспортных средств. Нормы для борьбы со стекловидным льдом рассчитаны с учетом полного расплавления отложений. При толщине снежно-ледяных отложений, превышающей 1 мм льда (в пересчете на воду), норму распределения увеличивают с учетом фактической толщины. При этом распределение производят за два и более приемов.

3. Вышеуказанные оптимальные величины норм распределения химических ПГМ рассчитаны из условий ликвидации скользкости на 1 м2 дороги при наличии на этой площади 1 мм льда в перерасчете на воду ( 1 мм отложений в виде льда на площади 1 м2 равен 1 кг отложений или 1 л воды). Для каждого конкретного случая ликвидации скользкости расход химических ПГМ на 1 м2 определяют с учетом фактического количества выпавших осадков и температуры воздуха. В случае, когда толщина льда на покрытии превышает 3 мм, следует проводить посыпку (поливку) хлоридами в два приема и более (при необходимости) при той же норме распределения в каждый прием. При значениях температуры воздуха и концентрации вещества, не указанных в таблице 11.21, норму определяют путем интерполяции.

4. В начальный период зимнего сезона (ноябрь-декабрь) нормы распределения ПГМ на мостах, путепроводах, эстакадах и т.п. принимают по температурной графе таблицы на 2 ° ниже, чем для дорог.

Температуру воздуха и количество выпавших осадков принимают по показаниям дорожных метеослужб. При отсутствии метеослужб температуру воздуха определяют термометром.

Количество снежно-ледяных отложений, образовавшихся на 1 м2 дорожного покрытия, определяют с помощью штангенциркуля или металлической линейки. В пяти характерных точках на заснеженной или обледенелой дороге замеряют толщину отложений и по этим замерам определяют среднюю толщину. Затем определяют плотность отложений путем взвешивания пробы отложений, взятых с дороги в ненарушенном состоянии. До взвешивания должен быть произведен замер сторон пробы и по этим данным рассчитывают ее объем. Отношение массы пробы к объему дает величину плотности отложений.

Нормы расхода фрикционных материалов назначают в зависимости от интенсивности движения:

<500 авт./сут - 100...150 г/мг

500-1000 авт./сут - 150...250 г/м2

1000-3000 авт./сут - 250...400 г/м2.

Норму распределения комбинированных материалов назначают с учетом состояния снежно-ледяных отложений, температуры воздуха, количества отложении и количества химических ПГМ в смеси.

При комбинированном способе борьбы с зимней скользкостью нормы распределения ПГМ рассчитывают по формуле 11.4.1.

Nk = 100· N / N ф , г/м2, (11.4.1)

где N - норма распределения химического ПГМ, принятая по табл. 11.20, г/м2;

Nф - принятое количество химических ПГМ (10-20 %) или фактическое содержание в готовой смеси, определенное лабораторным путем, %.

Технология работ по борьбе с зимней скользкостью. Для предупреждения образования или ликвидации зимней скользкости проводят следующие мероприятия:

- профилактическую обработку покрытий противогололедными материалами до появления зимней скользкости или в начале снегопада, чтобы предотвратить образование снежного наката;

- ликвидацию снежно-ледяных отложений с помощью химических или комбинированных ПГМ;

- обработку снежно-ледяных отложений фрикционными материалами.

Профилактический способ позволяет снизить затраты дорожной службы на борьбу с зимней скользкостью, обеспечить допустимые сцепные качества покрытий и безопасность движения в зимний период, уменьшить вредное воздействие ПГМ на окружающую среду за счет применения рациональной технологии и минимально допустимых норм распределения ПГМ. Однако эффективность этого способа возможна лишь при обеспечении зимних работ специализированными прогнозами образования зимней скользкости.

Профилактическую обработку покрытий осуществляют при:

- прогнозировании образования на покрытии стекловидного льда;

- ожидании снегопада и метелей с возможным образованием на покрытии снежного наката.

При получении информации о погодных условиях с возможным образованием на покрытии ледяных отложений (стекловидного льда) необходимо провести предварительную обработку покрытия химическими ПГМ в количестве 5...15 г/м2. Предварительная обработка может производиться за 1...2 ч до прогнозируемого явления погоды. Для предварительной обработки на дорогах могут быть использованы твердые, жидкие хлориды, а также смоченная соль.

Сухие соли эффективно применять только в том случае, если на поверхности дорожного покрытия имеется достаточное количество влаги для ускорения действия химических ПГМ. Если покрытие сухое или на нем недостаточное количество влаги, то целесообразно использовать смоченные соли.

При температуре воздуха выше -5 °С более эффективно использовать растворы солей или природные рассолы, которые могут распределяться и на сухое покрытие перед выпадением осадков для предотвращения образования скользкости.

Если выпадение осадков продолжается, то для предотвращения замерзания раствора ПГМ производят дополнительную обработку покрытия. При этом норму распределения дополнительной обработки принимают равной норме, приведенной в табл. 11.4.5 и 11.4.6, за вычетом произведенного предварительного распределения (5...15 г/м2).

Технология работ с целью предупреждения образования снежного наката в период снегопада предусматривает распределение химических или комбинированных ПГМ непосредственно во время снегопада, пока свежевыпавший снег еще не уплотнился в результате движения автомобилей. К распределению ПГМ (твердых или жидких) приступают после того, как на проезжей части образуется слой снега, достаточный для закрепления в нем химических ПГМ. Это позволяет сохранить выпавший на покрытие снег в рыхлом состоянии. После прекращения снегопада необходимо полностью удалить снег с дорожного покрытия с помощью снегоуборочных машин.

Нормы внесения в снег ПГМ зависят от температуры воздуха и интенсивности выпадения осадков. Для предварительной обработки, предотвращающей уплотнение снежных отложений на покрытии, рекомендуется использовать твердые или смоченные соли с нормой расхода 5... 15 г/м2.

Норма дополнительной обработки устанавливается по табл. 11.4.5 и 11.4.6 с учетом количества ПГМ, распределенных при предварительной обработке.

Для предотвращения образования снежного наката при прогнозируемом резком понижении температуры воздуха патрульную снегоочистку начинают сразу после получения сообщения от Росгидромета. Работы не прекращают до полной уборки снега.

Технология работ по предотвращению образования снежного наката во время снегопадов предусматривает следующие этапы: выдержку, обработку свежевыпавшего снега ПГМ, интервал, очистку покрытия от снега.

Выдержка - промежуток времени от начала снегопада, до момента распределения химических ПГМ. Продолжительность выдержки зависит от интенсивности снегопада и температуры воздуха. При этом, распределение ПГМ по покрытию производится в тот момент, тогда на нем уже имеется некоторое количество снега. В период снегопада интенсивностью 1-3 мм/ч и выше к распределению противогололедных материалов приступают через 15-20 мин после начала снегопада. При слабом снегопаде интенсивностью 0,5-1 мм/ч противогололедные материалы распределяют через 30-45 мин после его начала.

Если после окончания указанного цикла снегопад продолжается, последующее распределение ПГМ и соответствующие операции цикла должны повторяться необходимое количество раз до полной уборки снега с дорожного покрытия.

Интервал, устанавливаемый с момента распределения ПГМ до начала снегоочистки, повторяемость снегоочистки и последующих обработок должны устанавливаться с учетом интенсивности снегонакопления и химической активности ПГМ.

Очистка проезжей части от снега и шуги должна производиться с таким расчетом, чтобы снегоочистка осуществлялась на высокой скорости и на ширину покрытия, предусмотренную принятым уровнем содержания дороги. После окончания снегопада необходимо произвести удаление оставшихся снежно-ледяных отложений или завершающее подметание.

В случае образования снежного наката его ликвидируют следующим образом. Сначала распределяют химические противогололедные материалы по поверхности вновь образовавшегося наката согласно установленным нормам для данного вида скользкости (см. табл. 11.4.5, 11.4.6). После распределения ПГМ необходимо сделать выдержку до тех пор, пока отложения, вследствие частичного их плавления химическими ПГМ, не разрыхлятся в результате воздействия колес автомобилей. Образовавшаяся разрыхленная масса должна быть незамедлительно убрана с проезжей части дороги.

При образовании на дорожном покрытии стекловидного льда работы по ликвидации этого, наиболее опасного вида скользкости заключаются лишь в распределении химического ПГМ по поверхности ледяной корки с учетом норм, приведенных в табл. 11.4.5

Ликвидацию зимней скользкости с помощью комбинированных ПГМ осуществляют аналогично химическим материалам.

При фрикционном способе обработку снежно-ледяных отложений осуществляют с целью повышения шероховатости поверхности дорожного покрытия. Для этого по покрытию распределяют подогретые песок, высевки, шлак. Этот метод временно повышает сцепные качества покрытий за счет наличия на нем абразивных материалов. Повторную и последующие обработки покрытий осуществляют при удалении 50 % фрикционных материалов с проезжей части.

При норме распределения фрикционных материалов более 200 г/м2 его производят за два приема. В табл. 11.4.7 приведены технические характеристики разбрасывателя противогололедных материалов ПР-1.

Таблица 11.4.7

Технические характеристики разбрасывателя технологических материалов

Параметры Марка машины
ПР-1
Базовое шасси ЗИЛ-433362
Вместимость кузова, м3 3,0
Масса загружаемых материалов, кг
Ширина рабочей зоны, м:  
при снегоочистке плугом 2,5
при распределении противогололедных материалов 4-10
Плотность посыпки, г/м2 30-200
Максимальная рабочая скорость, км/ч
Масса снаряженная, кг
Масса полная, кг
на переднюю ось
на заднюю ось
Габаритные размеры, м 8,2 ´ 3,0 ´ 2,8

Охрана окружающей среды при борьбе с зимней скользкостью. Мероприятия по охране окружающей природной среды необходимо предусматривать по каждому виду работ, выполняемых при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах: при транспортировке, распределении и хранении противогололедных материалов.

Для уменьшения отрицательного воздействия химических противогололедных материалов на придорожную почву, воду и растительность необходимо применять их в минимальном количестве, соблюдая режим и нормативы, предусмотренные технологией борьбы с зимней скользкостью.

Распределение ПГМ необходимо производить только механическими способами. Обработку покрытий чешуированными или гранулированными реагентами следует осуществлять солераспределителями и универсальными распределителями.

Розлив жидких ПГМ следует производить распределителями жидких ПГМ на базе комбинированных дорожных машин (табл. 11.8). Рабочие органы распределительных средств должны быть отрегулированы таким образом, чтобы распределение материалов осуществлялось исключительно по проезжей части дороги.

Ориентировочно количество распределяемых за зимний период противогололедных материалов (хлоридов) не должно превышать: для I и II дорожно-климатической зоны - 2 кг на 1 м2 покрытия, для III, IV - 1,5 кг/м2.

Для предупреждения образования скользкости следует отдавать предпочтение профилактической обработке покрытия.

Ранней весной для профилактики образования скользкости допускается применять минимальное количество хлоридов - до 10 г/м2 на одну обработку с учетом того, что в этот период почва и растительность наиболее чувствительны к их воздействию.

Для хранения твердых химических ПГМ, применяемых для борьбы с зимней скользкостью, следует использовать закрытые механизированные склады, имеющие твердые полы и дренажную систему. Материал, поступающий в дорожные хозяйства без тары (навалом), следует хранить в складах бункерного или силосного типа.

В исключительных случаях допускается хранение химических ПГМ (хлористый натрий технический) в буртах (конусах) на специальных площадках с бетонным основанием и бортами по периметру, чтобы предотвратить вытекание образующихся растворов солей. Для защиты хлоридов от атмосферных осадков, штабели, конуса и бурты должны быть закрыты водонепроницаемыми пленками или другими средствами.

Для хранения растворов солей и природных рассолов на базах дорожных хозяйств следует использовать цистерны емкостью 20-50 м3 или закрытые сверху котлованы с изолированными стенками, предотвращающими вытекание растворов в почву и загрязнение поверхностных и подземных вод.

Уровень растворов в хранилищах для жидких материалов следует еженедельно контролировать. При обнаружении утечки - срочно ее устранять.

Для улучшения состояния окружающей природной среды при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах обвалованные снежно-ледяные отложения в населенных пунктах, на мостах, путепроводах, эстакадах и других подобных объектах должны быть утилизированы и складированы на специально отведенных для этой цели площадках - снегосвалках.

Месторасположение складов для противогололедных материалов следует выбирать с учетом особенностей природной среды, рельефа местности, наличия водотоков, водоемов и других источников воды. Запрещается устраивать штабели или склады в водоохранных зонах и на расстоянии менее 200 м от источников воды.

При выборе противогололедных материалов, содержащих хлориды, предпочтение следует отдавать ХКМ, ХКФ, Биомаг и природным рассолам.

В целях снижения отрицательного влияния противогололедных веществ на растения и почву следует проводить следующие мероприятия.

В местах с большим количеством вносимых хлоридов необходимо обеспечить водоотвод путем заложения перехватывающих и отводящих дренажей или создавать в сторону кювета поперечный уклон придорожной полосы не менее 5...7 град. Форма поперечного профиля разделительной полосы должна быть выпуклой.

В случае, если хлориды попадают в почву вновь созданных лесных полос, в них необходимо проводить рыхление почв не менее пяти раз в первый год и трех - в последующие годы, полив до 2-3 раз по 30-50 л/м2 в месяц и ежегодную подкормку удобрениями.

При содержании газонов в зонах наибольшего попадания хлоридов (разделительная полоса, откосы кюветов) необходимо 2-3 раза в месяц проводить полив (20-30 л/м2) и ежегодно подсевать семена с предварительным рыхлением, поливом почвы (40-60 л/м2) и внесением удобрений.

При использовании удобрений особое значение следует уделять органическим, а из минеральных - азотным, фосфорным, магниевым, марганцевым и борным удобрениям. Не вносить хлор- и натрийсодержащих удобрений.

Доя контроля за степенью загрязнения полосы отвода противогололедными материалами следует наладить учет количества внесенных веществ на проезжую часть и зону их распространения в полосе отвода. Ежегодно в снеге и один раз в 3-4 года в почве и растениях следует определять содержание хлора. Образцы снега отбирают в декабре и марте, почв - в мае-июне, растений - в июне-августе. Образцы передают в специализированные лаборатории для анализа и контроля загрязнения полосы отвода, кроме того, необходимо проводить в весенне-летний период наблюдения за состоянием растений, обращая внимание на их рост, признаки отравления, появление или исчезновение индикаторных растений.

Базы для хранения, приготовления и погрузки противогололедных материалов. В зависимости от вида противогололедных материалов устраивают базы: для химических реагентов, для фрикционных материалов, комбинированные, на которых хранят и те и другие материалы. Объем хранения на базах зависит, в основном, от климатических условий и значения обслуживаемых дорог. Рекомендуется рассчитывать базы химических противогололедных реагентов на следующие объемы хранения: на 700 т для дорог I- III категорий в сильногололедных районах (до 100 посыпок за сезон), на 500 т для дорог I- III категорий в среднегололедных районах (до 50 посыпок за сезон) и для дорог IV и V категорий в сильногололедных районах, на 350 т для дорог IV и V категорий в среднегололедных районах. Базы химических реагентов размещают у источников их получения (железнодорожных станций, пристаней, скважин для добычи рассолов) или непосредственно у дорог на целесообразных расстояниях между ними: для дорог I категории - 20 км; для остальных дорог в зависимости от их значения - от 40 до 50 км.

Базы фрикционных материалов размещают в карьерах или непосредственно у дорог на указанных выше расстояниях. Объем хранения на придорожных базах: в сильногололедных районах - до 2000 м3; в среднегололедных - до 1000 м3 фрикционных материалов.

По техническому уровню сооружений, организации хранения, транспортных и погрузочных операций базы могут быть капитальными, высокомеханизированными или упрощенного типа с передвижными средствами механизации. Помимо баз, можно создавать у дорог погрузочные установки или небольшие склады, снабжаемые материалами с основных баз.

Важным элементом технологического процесса на базах противогололедных материалов является их хранение. Хранить твердые химические реагенты лучше всего в закрытых помещениях. В качестве таких помещений могут быть использованы деревянные или кирпичные склады. Их размеры зависят от количества солей, на хранение которых они рассчитаны. Желательно завозить в склад материалы на автомобилях-самосвалах. Хлористый натрий хранят навалом, хлористый кальций - в бумажных или полиэтиленовых мешках. Пол склада делают бетонным и покрывают асфальтобетоном или пластмассой. Склад делают отапливаемым, оборудуют электроосвещением и вентиляцией. Металлические конструкции перекрытий окрашивают для противодействия коррозии.

Жидкие хлориды содержат в цистернах или бетонных резервуарах. Цистерны вместимостью 50 т устанавливают на площадках с твердым покрытием, соединяя несколько цистерн (до 8...10 и более) в единую батарею с помощью трубопроводов, позволяющих производить перекачку из одной цистерны в другую, а также подавать рассол в распределители жидких хлоридов.

На базах противогололедных материалов, помимо хранения и погрузки, выполняют операции, связанные с приготовлением материалов и улучшением их свойств.

Фрикционные материалы приходится смешивать с солью, а химические реагенты - между собой и с ингибиторами. На базах упрощенного типа смешивание выполняют на открытых площадках с помощью бульдозеров, экскаваторов, автогрейдеров, самоходных погрузчиков и других машин. Приготовленные смеси закладывают на хранение или подают в погрузочные установки.

Базы капитального типа имеют комплекс стационарного оборудования, выполняющего все операции. На высокомеханизированной базе комбинированного типа для фрикционных и химических противогололедных материалов должны быть два склада - теплый и холодный.

Смешивание песка с солью в нужной пропорции или различных солей между собой осуществляется путем дозировки материалов, подаваемых через дозаторы из бункеров и отсеков складов на нижний конвейер. В результате такой организации технологических процессов база может использоваться для борьбы с зимней скользкостью как при химическом, так и при фрикционном способе.

Базы упрощенного типа для условий пересеченного и равнинного рельефа могут использоваться как при фрикционном, так и при химическом способе борьбы с зимней скользкостью. Химические вещества поступают на эти базы в кристаллическом виде.

На базах для жидких противогололедных материалов в мешалке приготавливают нужную смесь компонентов: ингибированный рассол, ингибированный жидкий хлористый кальций или жидкую смесь ( NаС1+СаС12+ингибитор). При отсутствии жидкого хлористого кальция можно завозить на базу кристаллический хлористый кальций и использовать его для обогащения рассола. Готовую смесь перекачивают в свободный резервуар и хранят до того времени, когда потребуется отгружать ее на дорогу. Преимущество таких баз в том, что они позволяют применять материалы, выгодные при тех температурах, при которых образовалась зимняя скользкость.

11.4.3. Наледи и борьба с ними
Наледь - послойное накопление льда, образовавшееся на ледяном покрове водотоков или водоемов, мерзлом грунте или инженерных сооружениях в результате замерзания периодически изливающихся природных или технических вод. Наибольшее распространение наледи имеют в районах с суровым зимним климатом, где встречается многолетняя мерзлота.

Применяют следующие меры борьбы с наледями: общий дренаж, мерзлотные пояса, заградительные сооружения, подъем насыпей, утепление русла водотоков, их углубление, спрямление и расчистку, обогрев водопропускных труб.

Общий дренаж прилегающей к дороге местности может быть выполнен устройством узких (не более 0,5 м) канав с обкладкой дна и стен слоями мха или прокладкой подземных дрен. Поверхностный дренаж имеет ограниченную дренирующую способность и осложняется возможностью замерзания канав. Подземный дренаж, при котором прокладывают гончарные трубы или перфорированные асбестоцементные, эффективно снижает уровень грунтовых вод, но может применяться лишь в районах глубокого сезонного промерзания грунтов. В районах вечной мерзлоты применение подземного дренажа затруднено.

Устройство мерзлотных поясов имеет целью вызвать образование наледи на пути притекающей воды в стороне от дороги на безопасном для нее расстоянии. С этой целью на достаточном расстоянии от дороги роют канаву глубиной 1,2 м и шириной 3...4 м. Под канавой возникает мерзлая перемычка, соединяющаяся с вечной мерзлотой и преграждающая путь грунтовой воде, которая выходит на поверхность и образует наледь. Мерзлотный пояс должен размещаться поперек течения подземных вод и быть достаточно длинным, чтобы наледь не обтекла вокруг его концов и не приблизилась к дороге. При большом притоке делают несколько параллельных мерзлотных поясов на расстоянии от 20 до 80 м один от другого. Чем больше уклон местности в сторону дороги, тем меньше должно быть расстояние между поясами.

Если по каким-либо причинам нельзя создать постоянный мерзлотный пояс, делают простейший, временный, мерзлотный пояс, расчищая от мха и кустарника полосу земли шириной от 3 до 10 м. Временные пояса недостаточно эффективны, и в дальнейшем их следует заменять постоянными.

Мерзлотные пояса в виде канав применяют и для борьбы с речными наледями. Их прокладывают поперек всей речной долины на 80-100 м выше моста. Береговые участки мерзлотных поясов делают летом, а зимой прорубают во льду канавы, представляющие речную часть пояса. По мере промерзания реки канавы углубляют, создавая в реке ледяную плотину, вызывающую образование наледи на безопасном расстоянии от моста.

Заградительные сооружения - земляные валы и дамбы, заборы, бревенчатые барьеры, переносные щиты, валы из снега (обледеневающие после того, как они пропитываются водой) - возводят на пути натечных наледей, чтобы не допустить их к дороге.

Земляные валы и дамбы можно применять не только для того, чтобы остановить наледь, но и для того, чтобы отвести ее от дороги. В этом случае им придают соответствующее очертание и расположение по отношению к дороге.

Увеличение высоты земляного применяют чаще всего при пересечении водотоков с небольшим продольным уклоном и широкой поймой, по которой вода растекается невысоким слоем.

Утепление русла водотоков имеет целью воспрепятствовать охлаждению воды, протекающей через искусственные сооружения. Эта мера целесообразна, если водоток имеет узкое и глубокое русло. Над небольшими речками, ручьями или канавами на утепляемом участке русла укладывают настил из жердей, на который настилают полиэтиленовую пленку или кладут хворост слоем 0,3...0,5 м, а поверх - слой мха толщиной 0,5 м. Все это засыпается снегом. Чтобы накопить снег, можно ставить снегозадерживающие решетчатые щиты, за которыми образуется снежный вал, покрывающий основной материал утепления. Длина утепляемого участка - 50 м в верховую сторону от сооружения и 30...50 м в низовую.

Углубление, спрямление и расчистка русла водотоков позволяют уменьшить растекание воды, препятствуют замедлению ее течения, придают живому сечению потока форму, менее подверженную промерзанию. С этой целью ликвидируют каменистые перекаты, петли, крутые повороты русла, удаляют большие валуны. В местах, где русло большой ширины, его сужают и углубляют, а в очень узких местах несколько расширяют. Работы выполняют гусеничными тракторами с навесным оборудованием для разработки водоносного грунта, бульдозерами, корчевателями-собирателями. Русло выправляют на протяжении до 1 км вверх по водотоку и до 0,5 км в низовую сторону от искусственного сооружения. Помимо выправления русла, принимают меры для собирания растекающейся по пойме воды в единый сосредоточенный поток. С этой целью с верховой стороны устраивают валы из недренирующих грунтов, которые направляют воду в отверстие искусственного сооружения.

Обогрев водопропускных труб для безналедного пропуска водотока использовался на автомобильной дороге Большой Невер - Якутск. Внутри водопропускной трубы прокладывалась обогревающая трубка, в приемную часть которой подается керосин или дизельное топливо и сгорает. Подача жидкого топлива производится из расходного бака через капельницу. Отходящие газы отдают свое тепло наледной воде, которая, благодаря этому, не замерзает и свободно проходит через водопропускную трубу.





Читайте также:
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.046 с.