Корректировка предрассудков.




Условия: одинаковый статус, помощь СМИ.

Цель – формирование обобщений (образ объекта, построенный на представление, что наличие у объекта определенных свойств представляет собой тенденцию, а не абсолютный факт).

Пути формирования обобщений:

- Изменение отношения к чужим в целом

- Осознание конкретных чужих

- Декатегоризация

 

Лекция 11.

1. Что Вы знаете о культурных заимствованиях?

Аккультурация. Культурные заимствования влекут за собой положительные и негативные последствия (покорение Сибири, заселение Америки)

2. Какие изменения претерпела теория аккультурации в течение прошедшего века?

1 этап теории аккультурации (нач 20 века): групповой уровень. Аккультурация как результат взаимодействия разнокультурных групп, который выражается в формирование новой однородной культуры. Америка - плавильный котел.

2 фактора: количественный; «степень развития культуры».

2 этап: индивидуальный уровень. Аккультурация как процесс и результат взаимного влияния культур, при котором представители одной культуры (культуры реципиента) перенимают у другой культуры (культуры донора) нормы и ценности.

3. Каковы основные стратегии аккультурации?

1. Ассимиляция. Человек отказывается от своей исходной социокультурной идентичности в пользу социокультурной идентичности другой страны.

2. Сепарация. Человек сохраняет свою социокультурную идентичность и не перенимает элементов новой социокультурной идентичности.

2* Сегрегация. Человек не принимает чужого, но это происходит насильственно.

3. Маргинализация. Человек уже отказался от своей идентичности, но не может принять новую.

4. Интеграция. Человек принимает новую идентичность, но сохраняет свою исходную.

4. Какое место занимает в теории аккультурации концепция адаптации?

Цель аккультурации – адаптация к культуре.

3 аспекта:

Психологическая адаптация – Психологическое здоровье + чувство собственной социокультурной идентичности.

Социальная адаптация. Человек легко ориентируется в любых ситуациях, возникающих в другой культуре.

Экономическая адаптация. Работа = уверенность в проф достижениях, в материальном достатке.

5. Каковы причины, внешние и внутренние проявления культурного шока?

Культурный шок - результат стрессогенных воздействий, которые имеют следующие внутренние проявления:

  • Большое эмоциональное напряжение – стремление быстрой адаптации
  • Чувство потери
  • Чувство одиночества
  • Нарушение идентичности
  • Тревожность
  • Чувство собственной неполноценности

Внешние проявления: эмоциональные расстройства, преувеличенная забота о чистоте, о качестве пище (алкоголизм, самоубийство)

Продолжительность – от нескольких недель до нескольких месяцев.

2 условия возникновения культурного шока:

  • Проживание в другой культуре более 1 месяца
  • Погружение в качестве полноправного члена

6. Изобразите и прокомментируйте модель культурного шока.

U - образная модель:

5 этапов:

  • Эйфория (медовый месяц) – самый быстрый этап. Кажется наша культура хуже.
  • Отчуждение. Человек понимает, что ничего не понимает. В непонимание он винит себя.
  • Эскалация. Непонимание, в происходящем человек винит саму культуру.
  • Непонимание. Человек осознает все проблемы, связанные с культурными различиями. Осознание причины, оптимизм.
  • Понимание. Человек привыкает к культурным различиям.

7. Изобразите и прокомментируйте кривую реадаптации.

Wобразная модель. Шок возвращения изображается с помощью кривой реадаптации.

8. В чем заключается суть внешних факторов, влияющих на течение культурного шока?

Внешние факторы (влияние окружающих):

  1. Культурная дистанция (климат, религия, одежда, питание). Субъективная культурная дистанция зависит от: знание языка, страны изучаемого языка, состояние современных отношений между странами.
  2. Культура мигранта (сложнее тем, для которых важно «сохранение лица», важно, что о тебе понимают люди. Сложнее жителям Великих держав: американцы, немцы)
  3. Культура страны пребывания (насколько местные жители дружелюбны, поддерживают СМИ, политика культурного плюрализма. Швеция, Канада).

9. Какие внутренние факторы детерминируют протекание культурного шока?

Внутренние факторы (личностные):

  1. Возраст
  2. Пол (в равной степени одинаково)
  3. Образование (сложнее картина мира, легче понимать другие культуры)
  4. Характер (высокая самооценка, гибкость, проф компетентность)
  5. Мотивация (беженцы)
  6. Опыт (даже межкультурных контактов)

10. Чем вторичная языковая личность отличается от первичной?

  • Вторичность формируется в процессе аккультурации при овладении ИЯ.
  • Совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающая создание и восприятие им речевых произведений на ИЯ.

Чтобы стать вторичной ЯЛ, личность должна овладеть языком, КМ и понимать мотивы их носителей.

11. Как решается современными учеными вопрос о возможности формирования вторичной языковой личности?

  • Возможны только маргинальные ЯЛ (даже при общение на родном языке, у него возникают сложности)
  • Формируется при успешном изучении ИЯ.
  • Возможна при врожденном билингвизме (до 2 лет).

 

Лекция 12.

1. Что такое симпатия? Почему симпатии недостаточно для продуктивной межкультурной коммуникации?

Симпатия – положительное чувство, связанное с попыткой понять другого, представляя себя на его месте, в его положение.

Симпатия воспоминания – я тебя понимаю, я тоже испытывал подобное.

Симпатия воображения – со мной этого не происходило, но я могу представить.

При МК симпатии недостаточно, т.к.:

- не учитывает различия между индивидами, т.к. основывается на сходстве.

- приобретает форму покровительства

- приобретает защитную реакцию

2. Что такое эмпатия? Приведите пример.

Эмпатия – способность индивида приписывать инокультурным событиям такие же характеристики и мотивы, соответствующие которые приписывают им сами носители культуры.

Эмпания – способность представить, что чувствует человек данной ситуации, без учета своего опыта; способность приять не собственное, а альтернативное видение событий.

Эмпатия включает эмоциональный и когнитивный компоненты. Для того, чтобы использовать эмпатию, нужно иметь такие же знания о мире, что и куммуникант.

3. Какие шаги необходимо пройти для формирования эмпатического отношения к собеседнику по мнению Г.В. Елизаровой?

  • Допустить наличие отличного от нас
  • Знание самого себя (собственной культуры)
  • Развитие умения видеть события в двойной перспективе
  • Формирование направленного воображения

4. Чем различаются между собой уровни восприятия иноязычной культуры?

  • Толерантность. Человек понимает наличие в другой культуре определенных культурных норм, ценностей и не воспринимает их враждебными, но и не считает их допустимыми для себя самого. Следовательно, человек не способен к эмпатии.
  • Принятие. Человек осознает различие и готов сделать их допустимыми для себя.
  • Адаптация. Способность забирать в зависимости от ситуации общения разные нормы, ценности и модели поведения (критика у ам – положительно, критика у рус – отрицательно)
  • Интеграция. 1 этап – контекстуальная оценка – ощущение гармонии, комфорта. 2 этап – формирование мультикультурного человека не существует одних правил поведения. Нет чувства идентичности. С одной стороны, МКЛ – идеал, с другой – болезнь, расщепление сознания.

5. Что такое межкультурная компетенция? Какова ее структура?

Формируется при «наслаивании» на иноязычную межкультурную компетенцию особых навыков.

Структура:

  • Лингвистическая – знание языковых единиц на различных уровнях. Для МК – человек знает, как с помощью языковых средств можно выразить основные ценности и концепты.
  • Социолингвистическая – знание основных ситуаций бщения, как это влияет на выбор языковых средств. Для МК – знание того, как одни ситуации в разных культурах влияют на отбор языковых средств.
  • Компетенция дискурса – способность выбирать наиболее подходящие коммуникативные стратегии как коммуникативные, так дискурсивные. Для МК – способность выбирать стратегии на ИЯ.
  • Стратегическая (компенсаторная компетенция) – способность компенсировать одни аспекты с опорой на другие аспекты. Для МК - …на ИЯ.
  • Социокультурная. Для МК – необходимо знание универсальных ценностей, и ценностей обеих культур; способность вычленять те ценности, которые выбирает коммуникант в конкретной ситуации общения, не задавая прямых вопросов.
  • Социальная – способность и желание вступать в контакт с другими людьми. Для МК – желание вступать в контакт с представителями другой культуры, отсутствие стереотипов и предрассудков по отношению к представителям другой культуры.

6. Каковы способы развития межкультурной компетенции?

  • Просвещение – передача готовых знаний о представителях другой культуры, с которыми собираетесь взаимодействовать)
  • Ориентирование – изучение основных «рецептов» взаимодействия в конкретных коммуникативных ситуациях.
  • Моделирование – от построения схем коммуникативных ситуаций.
  • Тренинг

7. Что Вы знаете о тренингах? Приведите примеры тренинговых упражнений.

Тренинг (самый эффективный) – планомерно осуществляемая система упражнений с целью формирования умений и навыков в той или иной сфере человеческой деятельности.

8. Какие типы тренингов межкультурной коммуникации Вам известны?

1. Обще-культурный (на осознание норма и ценностей родной культуры до контакта с другими культурами)

2. Культурно-специфический (изучаются особенности конкретной культуры, с которой еобходимо взаимодействовать)

  • Когнитивный (нацелен на приобретение знаний о другой культуре)
  • Поведенческий (нацелен на изучение моделей поведения)
  • Атрибутивный (на изучение особенностей поведения)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: