Танцевальный фольклор Орловской области




«Танец есть дело личного опыта, здесь опыт многих сотен лет. Не торопитесь разрушать все, что создано до сих пор, в угоду времени и запросов, не отвергайте всего, в чем просто не успели еще разобраться».

(М. Фокин)

Рассматривая танцевальную культуру Орловской области, хочется об­ратить внимание на происходящие в России общественные преобразования, оказавшие огромное влияние на жизнь населяющих ее народов, среди кото­рых большую часть составляют — русские, проживающие во всех экономиче­ских регионах, на которые делится Россия. Таких регионов - одиннадцать.

Каждый регион и входящие в него области отличаются друг от друга географическим расположением, а отсюда, следовательно, климатом, эконо­микой, бытом, культурой, составной частью которой является народное ху­дожественное творчество, где танец занимает одно из ведущих мест.

Самобытность региональной танцевальной культуры находит свое вы­ражение в особенностях проявления основных элементов традиционной на­родной культуры, область бытования которой определяется исторически сло­жившимися границами ее распространения и влияния, которые далеко не все­гда совпадают с границами существующих административных образований. Поэтому при изучении танцевальной культуры определенной области необ­ходимо учитывать исторически сложившуюся зону ее действительно актив­ного бытования.

Танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замыслова­тых колец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чет­ким ритмом, оригинальным композиционным рисунком.

Наряду с композиционным рисунком и танцевальной лексикой являю­щихся основными выразительными средствами, русский народный танец от­личается сочетанием талантливой импровизации с народной традицией, бо­гатством хороводов (орнаментальных, игровых), кадрилей (линейно - двух­рядных, круговых, квадратных), импровизированных плясок (мужских, жен­ских, парных, парно-массовых). Изучение всего этого открывает широкое поле деятельности для создания сценического танца.

«Сценический танец - по выражению М. Фокина - это средство физиче­ского и духовного самосовершенствования человека. Это одна из самых больших радостей, ощущение гармонии, красоты в своем собственном теле и, наконец, это прекраснейшее средство общения между людьми»[1]. Он тесно связан со своими истоками, с реалистическими традициями народного искус­ства, фольклора. В его основе лежит стремление людей отразить окружающий мир. Возникнув еще на ранних этапах человеческого развития, танец эволюционировал вместе с развитием человеческого общества.

С течением времени танец, его движения утрачивали первоначальную смысловую нагрузку, и, превращалась в средство выражения эмоций, в них возрастала степень эстетического качества. Значение одного и того же дви­жения становилось бесконечно разнообразным. Оно могло принимать множе­ство эмоциональных оттенков.

Создавая новые художественные произведения, созвучные современной эпохе, опираясь на танцевальный фольклор, задача балетмейстера не расте­рять тех жемчужин, которые создал народ. При этом надо учитывать и тот факт, что танец для зрителя не может быть копией житейской пляски. Появ­ляется зритель, а с ним появляется театр, законы которого нужно соблюдать. Прежде чем приступить к созданию народного сценического танца, необхо­димо изучать обычаи, обряды, образ жизни этого народа, характер занятий, экономическое и географическое положение. При создании сценического танца на основе фольклорно - этнографического материала важно не исказить существа танца, сохранить его идею, мысль, заложенную в танце, стиль и ма­неру исполнения. Ни в коем случае нельзя вносить в танец чужеродные эле­менты, движения, которые не свойственны ему.

Русский народный танец - явление синкретичное, он органически свя­зан с песней и игрой, музыкой и костюмом, лексикой и рисунком. Танец - это движение, а движение - это жизнь. В нем воплощаются все действия человека от рождения до смерти. Он благотворно влияет на все функции организма, нервную систему, делает человека собранным, внутренне ритмичным, сво­бодным, воспитывает волю и внимание, обостряет восприятие, эмоциональ­ность, организует тело человека, выразительные возможности которого без­граничны.

Особое место здесь занимают руки, в их положениях, форме и движе­нии ярко проявляется сущность человеческого характера, его деятельность и профессия. Своеобразные движения корпуса, головы, рук придают танцу и его исполнителям определенную манеру. По положению и движению рук можно определить географическую принадлежность танца. Своя особенность имеется и в движениях рук, в танцах Орловской области.

 

 

Исполнитель (ница) стоит лицом по ходу танца. Руки свободно опуще­ны вдоль корпуса, кисти повернуты ладонью «к себе», «вперед». Во время танца эти два положения сочетаются. Рис. 1

 

 

Рис. 1

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Кисти собраны в ку­лачки и лежат на поясе. Рис. 2

Рис. 2

 

Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Кисть одной руки собра­на в кулачок, лежит на поясе, другая рука, согнутая в локте, перед собой, с платочком. Во время танца исполнительница машет платочком вправо, влево, вверх, вниз, по кругу. Рис. З

 

Рис. 3

Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки, согнутые в локтях, находятся на уровне пояса. Кисть левой руки открыта ладонью вниз. Правая рука лежит ладонью на локтевом сгибе левой руки. Во время танца правая рука описывает круг вправо, через «свечу», занимает место левой руки. Рис.4- 5

 

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки согнуты в локтях, кисти собраны в кулачки, тыльной стороной соединены на уровне груди. Во время танца локти поочередно поднимаются и опускаются в исходное поло­жение, при этом могут участвовать корпус и голова. Рис. 6

 
 

 

Рис. 6

 

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки открыты в сторо­ны. Локти вытянуты. Кисти открыты ладонями вниз. Пальцы вытянуты. Рис.7

 

 

 

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки подняты вверх, кисти открыты ладонями вперед, пальцы слегка собраны. Во время танца ру­ки переводятся вправо, влево. Может участвовать корпус, который наклоня­ется в ту сторону, куда переводятся руки. Рис.8

 

Рис. 8

 

 

Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Локти согнуты, кисти подведены под мышки большими пальцами. Пальцы вытянуты вниз. Во вре­мя танца, не меняя положении я рук, корпус может разворачиваться по ходу танца то правым, то левым плечом, наклоняться вправо или влево. Рис. 9

 

 

 

Рис. 9

 

Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Одна рука-под мышкой большим пальцем, пальцы направлены вниз.

Другая рука поднята вверх в сторону. Во время танца поднятая рука слегка покачивается. Рис. 10

 
 

       
 
   
 

Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки опущены вниз пе­ред корпусом. Пальцы слегка собраны. Во время танца руки поднимаются вверх, кисти раскрываются и через стороны, ладонями вниз, закрываются в исходное положение. Рис.11-12

Рис. 11

 

Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки опущены вдоль корпуса. Пальцы собраны. Во время танца корпус наклоняется вперед и мед­ленно выпрямляется. Руки при этом поднимаются вперед и вверх, раскрыва­ются в стороны и опускаются в исходное положение ладонями вниз, прищел­кивая пальцами. Рис. 13-14

 

 

Рис. 13 Рис. 14

 


 

 

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки опущены вдоль корпуса, кисти собраны в «кулачки». Рис. 15

 

 

 

Рис. 15

 

 

Исполнитель стоит лицом по ходу танца. Руки вытянуты в локтях и отведены назад. Кисти собраны в кулачки ладонью вперед. Рис. 16

 

Рис. 16

 

 

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки согнуты в локтях, кисти перед грудью открыты ладонями вперед. Во время танца кисти обеих рук переводятся то вправо, то влево. Рис. 17

 

 

Рис. 17

 

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Одна рука опущена вдоль корпуса, пальцы собраны в кулачок. Другая рука согнута в локте, паль­цы собраны в кулачок на уровне плеча. Во время танца руки по очереди ме­няются местами. Рис. 18

 

 

Рис. 18

 

Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки согнуты в локтях, ладони соединены перед грудью. Во время танца, не меняя положения, кисти сгибаются в левую, в правую сторону. Рис. 19

 

Рис. 19

 

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Кисти собраны в ку­лачки и соединены перед грудью. Во время танца руки открываются вперед в сторны, ладонями вниз, и закрываются в исходное положение. Рис.20

 

 

 

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки раскрыты в сто­роны ладонями вниз, пальцы и локти вытянуты. Во время танца по очереди поднимаются и опускаются. Корпус может наклоняться в сторону опущенной руки. Рис.21

 

 

Рис. 21

 

Исполнители стоят лицом друг к другу. Руки вытянуты в стороны и со­единены. Во время танца руки опускаются то в правую, то в левую сторону. Рис.22

 

 

Рис. 22

 

Исполнители стоят рядом лицом по ходу танца. Одна рука согнута в локте, кулачком лежит на поясе, другая рука вытянута в сторону, ладонью вниз. Рис.23

 

 

 

Исполнители стоят лицом по ходу танца, друг за другом, девушка впе­реди, справа от юноши. Левые руки подняты вверх влево. Юноша держит руку девушки. Правые руки открыты в сторону, кисти открыты ладонями вниз. Рис.24

 

 

 

Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки, согнутые в локтях, на уровне груди соединяются кончиками пальцев. Кисти открыты ладонями «вперед», «вверх», «вниз». Во время танца эти положения чередуются друг с

 

 

 

 

Исполнители стоят лицом друг к другу. У юноши руки открыты в сто­роны. Кисти открыты ладонями вниз. Руки девушки раскрыты в стороны и лежат ладонями вниз на запястьях у юноши. Во время танца руки могут пока­чиваться вверх-вниз, вместе с корпусом наклоняются в правую, левую сторо­ну. Рис.26

 

 

Рис. 26

 

Исполнители стоят лицом по ходу танца. Девушка впереди, справа от юноши. Правая рука девушки собрана в кулачок, лежит на поясе, левая вытя­нута вперед в сторону и лежит ладонью на ладони юноши, которая открыта вперед в сторону. Другая рука юноши лежит сзади на поясе у девушки Рис. 27

 
 

Рис.27

 
 

Исполнители стоят лицом друг к другу. Руки девушки раскрыты в сто­роны. Кисти ладонями вниз. У юноши одна рука на плече у девушки, другая, согнутая в локте, кулачком лежит на поясе. Это положение партнеров может быть и наоборот.

 

Рис.28


 

Исполнитель стоят лицом по ходу танца, в затылок друг другу. У де­вушки обе руки раскрыты в стороны, кисти ладонями вниз. Одна рука юноши на плече у девушки, другая, согнутая в локте, кулачком лежит на поясе. Это положение партнеров может быть и наоборот. Рис. 29

 

Рис. 29

 

Исполнители стоят вполоборота лицом друг к другу. Правая рука юноши лежит на поясе у девушки, левая, открытая в сторону, держит правую руку девушки. Левая рука девушки лежит на плече у юноши. Рис.30


 

Исполнители стоят лицом по ходу танца, друг за другом, девушка впе­реди, справа от юноши. Правые руки подняты вверх и соединены. Левые руки открыты в сторону. Юноша держит руку девушки за кисть. Рис.31

 

 

Рис. 31

 

 

Исполнители стоят лицом, левым плечом друг к другу. Левая рука ле­жит на поясе партнера. Правые руки подняты вверх и соединены. Рис.32


 

Рис. 32

 

Исполнители стоят в затылок друг другу. Левые руки согнуты в локтях, лежат тыльной стороной на поясе сзади. Правая рука - на ладони левой руки впереди стоящего партнера. Рис.33

 

 


 

 

Исполнители стоят в затылок друг другу. Левая рука, согнутая в локте, лежит тыльной стороной сзади на поясе. Правая - под «крендель» левой руки впереди стоящего партнера. Рис.34

 

Рис. 34

 

Исполнители стоят рядом или в затылок друг другу. Руки держатся за концы носовых платков. Рис.35

Рис. 35

 

Исполнители стоят рядом лицом по ходу танца. Руки опущены вниз вдоль корпуса и соединены с руками рядом стоящего партнера. Вовремя тан­ца руки, не разъединяясь, сгибаются в локтях и опускаются в исходное поло­жение. Рис.36

 

 

 

Рис. 36

 

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки открыты в сторо­ны. Локти вытянуты. Кисти открыты ладонями вверх. Рис.37

 

 

 

Исполнитель стоит лицом по ходу танца. Одна рука ладонью лежит на поясе, другая - на затылке. Во время танца положение рук меняется, проходя через раскрытие в стороны. Рис.38

 

Рис. 38

 

Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки согнуты в локтях, кисти слегка собраны, находятся на уровне уха. Во время танца исполняются щелчки пальцами, можно с легким поворотом плеч то вправо, то влево. Рис. 39

 

 

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Левая рука лежит на талии сзади, правая - согнутая в локте, находится на уровне плеча, ладонью вперед. Во время танца «играет». То есть постоянно поворачивается то ладо­нью, то тыльной стороной к себе. Рис.40

 

 

Рис. 40

 

Исполнители стоят лицом по ходу танца. Правые руки девушки и юноши лежат кулачками у себя на талии, а левые открыты в сторону и соеди­нены. Рис.41

 

 

Рис. 41

 

Исполнители стоят в вальсовом положении. Рис.42

 

Рис. 42

 

Исполнитель стоит лицом по ходу танца. Обе руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачки, находятся на уровне глаз. Рис.43

 

 

Рис. 43

 

Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Правая рука находится у лица, как бы закрываясь от смущения, левая опущена вниз. Рис. 44

 

 

Рис. 44

 

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: