«Танец есть дело личного опыта, здесь опыт многих сотен лет. Не торопитесь разрушать все, что создано до сих пор, в угоду времени и запросов, не отвергайте всего, в чем просто не успели еще разобраться».
(М. Фокин)
Рассматривая танцевальную культуру Орловской области, хочется обратить внимание на происходящие в России общественные преобразования, оказавшие огромное влияние на жизнь населяющих ее народов, среди которых большую часть составляют — русские, проживающие во всех экономических регионах, на которые делится Россия. Таких регионов - одиннадцать.
Каждый регион и входящие в него области отличаются друг от друга географическим расположением, а отсюда, следовательно, климатом, экономикой, бытом, культурой, составной частью которой является народное художественное творчество, где танец занимает одно из ведущих мест.
Самобытность региональной танцевальной культуры находит свое выражение в особенностях проявления основных элементов традиционной народной культуры, область бытования которой определяется исторически сложившимися границами ее распространения и влияния, которые далеко не всегда совпадают с границами существующих административных образований. Поэтому при изучении танцевальной культуры определенной области необходимо учитывать исторически сложившуюся зону ее действительно активного бытования.
Танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых колец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным композиционным рисунком.
Наряду с композиционным рисунком и танцевальной лексикой являющихся основными выразительными средствами, русский народный танец отличается сочетанием талантливой импровизации с народной традицией, богатством хороводов (орнаментальных, игровых), кадрилей (линейно - двухрядных, круговых, квадратных), импровизированных плясок (мужских, женских, парных, парно-массовых). Изучение всего этого открывает широкое поле деятельности для создания сценического танца.
«Сценический танец - по выражению М. Фокина - это средство физического и духовного самосовершенствования человека. Это одна из самых больших радостей, ощущение гармонии, красоты в своем собственном теле и, наконец, это прекраснейшее средство общения между людьми»[1]. Он тесно связан со своими истоками, с реалистическими традициями народного искусства, фольклора. В его основе лежит стремление людей отразить окружающий мир. Возникнув еще на ранних этапах человеческого развития, танец эволюционировал вместе с развитием человеческого общества.
С течением времени танец, его движения утрачивали первоначальную смысловую нагрузку, и, превращалась в средство выражения эмоций, в них возрастала степень эстетического качества. Значение одного и того же движения становилось бесконечно разнообразным. Оно могло принимать множество эмоциональных оттенков.
Создавая новые художественные произведения, созвучные современной эпохе, опираясь на танцевальный фольклор, задача балетмейстера не растерять тех жемчужин, которые создал народ. При этом надо учитывать и тот факт, что танец для зрителя не может быть копией житейской пляски. Появляется зритель, а с ним появляется театр, законы которого нужно соблюдать. Прежде чем приступить к созданию народного сценического танца, необходимо изучать обычаи, обряды, образ жизни этого народа, характер занятий, экономическое и географическое положение. При создании сценического танца на основе фольклорно - этнографического материала важно не исказить существа танца, сохранить его идею, мысль, заложенную в танце, стиль и манеру исполнения. Ни в коем случае нельзя вносить в танец чужеродные элементы, движения, которые не свойственны ему.
Русский народный танец - явление синкретичное, он органически связан с песней и игрой, музыкой и костюмом, лексикой и рисунком. Танец - это движение, а движение - это жизнь. В нем воплощаются все действия человека от рождения до смерти. Он благотворно влияет на все функции организма, нервную систему, делает человека собранным, внутренне ритмичным, свободным, воспитывает волю и внимание, обостряет восприятие, эмоциональность, организует тело человека, выразительные возможности которого безграничны.
Особое место здесь занимают руки, в их положениях, форме и движении ярко проявляется сущность человеческого характера, его деятельность и профессия. Своеобразные движения корпуса, головы, рук придают танцу и его исполнителям определенную манеру. По положению и движению рук можно определить географическую принадлежность танца. Своя особенность имеется и в движениях рук, в танцах Орловской области.
Исполнитель (ница) стоит лицом по ходу танца. Руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти повернуты ладонью «к себе», «вперед». Во время танца эти два положения сочетаются. Рис. 1
Рис. 1
Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Кисти собраны в кулачки и лежат на поясе. Рис. 2
Рис. 2
Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Кисть одной руки собрана в кулачок, лежит на поясе, другая рука, согнутая в локте, перед собой, с платочком. Во время танца исполнительница машет платочком вправо, влево, вверх, вниз, по кругу. Рис. З
Рис. 3
Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки, согнутые в локтях, находятся на уровне пояса. Кисть левой руки открыта ладонью вниз. Правая рука лежит ладонью на локтевом сгибе левой руки. Во время танца правая рука описывает круг вправо, через «свечу», занимает место левой руки. Рис.4- 5
Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки согнуты в локтях, кисти собраны в кулачки, тыльной стороной соединены на уровне груди. Во время танца локти поочередно поднимаются и опускаются в исходное положение, при этом могут участвовать корпус и голова. Рис. 6
Рис. 6
Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки открыты в стороны. Локти вытянуты. Кисти открыты ладонями вниз. Пальцы вытянуты. Рис.7
Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки подняты вверх, кисти открыты ладонями вперед, пальцы слегка собраны. Во время танца руки переводятся вправо, влево. Может участвовать корпус, который наклоняется в ту сторону, куда переводятся руки. Рис.8
Рис. 8
Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Локти согнуты, кисти подведены под мышки большими пальцами. Пальцы вытянуты вниз. Во время танца, не меняя положении я рук, корпус может разворачиваться по ходу танца то правым, то левым плечом, наклоняться вправо или влево. Рис. 9
Рис. 9
Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Одна рука-под мышкой большим пальцем, пальцы направлены вниз.
Другая рука поднята вверх в сторону. Во время танца поднятая рука слегка покачивается. Рис. 10
Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки опущены вниз перед корпусом. Пальцы слегка собраны. Во время танца руки поднимаются вверх, кисти раскрываются и через стороны, ладонями вниз, закрываются в исходное положение. Рис.11-12
Рис. 11
Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки опущены вдоль корпуса. Пальцы собраны. Во время танца корпус наклоняется вперед и медленно выпрямляется. Руки при этом поднимаются вперед и вверх, раскрываются в стороны и опускаются в исходное положение ладонями вниз, прищелкивая пальцами. Рис. 13-14
Рис. 13 Рис. 14
Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки опущены вдоль корпуса, кисти собраны в «кулачки». Рис. 15
Рис. 15
Исполнитель стоит лицом по ходу танца. Руки вытянуты в локтях и отведены назад. Кисти собраны в кулачки ладонью вперед. Рис. 16
Рис. 16
Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки согнуты в локтях, кисти перед грудью открыты ладонями вперед. Во время танца кисти обеих рук переводятся то вправо, то влево. Рис. 17
Рис. 17
Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Одна рука опущена вдоль корпуса, пальцы собраны в кулачок. Другая рука согнута в локте, пальцы собраны в кулачок на уровне плеча. Во время танца руки по очереди меняются местами. Рис. 18
Рис. 18
Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки согнуты в локтях, ладони соединены перед грудью. Во время танца, не меняя положения, кисти сгибаются в левую, в правую сторону. Рис. 19
Рис. 19
Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Кисти собраны в кулачки и соединены перед грудью. Во время танца руки открываются вперед в сторны, ладонями вниз, и закрываются в исходное положение. Рис.20
Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки раскрыты в стороны ладонями вниз, пальцы и локти вытянуты. Во время танца по очереди поднимаются и опускаются. Корпус может наклоняться в сторону опущенной руки. Рис.21
Рис. 21
Исполнители стоят лицом друг к другу. Руки вытянуты в стороны и соединены. Во время танца руки опускаются то в правую, то в левую сторону. Рис.22
Рис. 22
Исполнители стоят рядом лицом по ходу танца. Одна рука согнута в локте, кулачком лежит на поясе, другая рука вытянута в сторону, ладонью вниз. Рис.23
Исполнители стоят лицом по ходу танца, друг за другом, девушка впереди, справа от юноши. Левые руки подняты вверх влево. Юноша держит руку девушки. Правые руки открыты в сторону, кисти открыты ладонями вниз. Рис.24
Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки, согнутые в локтях, на уровне груди соединяются кончиками пальцев. Кисти открыты ладонями «вперед», «вверх», «вниз». Во время танца эти положения чередуются друг с
Исполнители стоят лицом друг к другу. У юноши руки открыты в стороны. Кисти открыты ладонями вниз. Руки девушки раскрыты в стороны и лежат ладонями вниз на запястьях у юноши. Во время танца руки могут покачиваться вверх-вниз, вместе с корпусом наклоняются в правую, левую сторону. Рис.26
Рис. 26
Исполнители стоят лицом по ходу танца. Девушка впереди, справа от юноши. Правая рука девушки собрана в кулачок, лежит на поясе, левая вытянута вперед в сторону и лежит ладонью на ладони юноши, которая открыта вперед в сторону. Другая рука юноши лежит сзади на поясе у девушки Рис. 27
Рис.27
Исполнители стоят лицом друг к другу. Руки девушки раскрыты в стороны. Кисти ладонями вниз. У юноши одна рука на плече у девушки, другая, согнутая в локте, кулачком лежит на поясе. Это положение партнеров может быть и наоборот.
Рис.28
Исполнитель стоят лицом по ходу танца, в затылок друг другу. У девушки обе руки раскрыты в стороны, кисти ладонями вниз. Одна рука юноши на плече у девушки, другая, согнутая в локте, кулачком лежит на поясе. Это положение партнеров может быть и наоборот. Рис. 29
Рис. 29
Исполнители стоят вполоборота лицом друг к другу. Правая рука юноши лежит на поясе у девушки, левая, открытая в сторону, держит правую руку девушки. Левая рука девушки лежит на плече у юноши. Рис.30
Исполнители стоят лицом по ходу танца, друг за другом, девушка впереди, справа от юноши. Правые руки подняты вверх и соединены. Левые руки открыты в сторону. Юноша держит руку девушки за кисть. Рис.31
Рис. 31
Исполнители стоят лицом, левым плечом друг к другу. Левая рука лежит на поясе партнера. Правые руки подняты вверх и соединены. Рис.32
Рис. 32
Исполнители стоят в затылок друг другу. Левые руки согнуты в локтях, лежат тыльной стороной на поясе сзади. Правая рука - на ладони левой руки впереди стоящего партнера. Рис.33
Исполнители стоят в затылок друг другу. Левая рука, согнутая в локте, лежит тыльной стороной сзади на поясе. Правая - под «крендель» левой руки впереди стоящего партнера. Рис.34
Рис. 34
Исполнители стоят рядом или в затылок друг другу. Руки держатся за концы носовых платков. Рис.35
Рис. 35
Исполнители стоят рядом лицом по ходу танца. Руки опущены вниз вдоль корпуса и соединены с руками рядом стоящего партнера. Вовремя танца руки, не разъединяясь, сгибаются в локтях и опускаются в исходное положение. Рис.36
Рис. 36
Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки открыты в стороны. Локти вытянуты. Кисти открыты ладонями вверх. Рис.37
Исполнитель стоит лицом по ходу танца. Одна рука ладонью лежит на поясе, другая - на затылке. Во время танца положение рук меняется, проходя через раскрытие в стороны. Рис.38
Рис. 38
Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки согнуты в локтях, кисти слегка собраны, находятся на уровне уха. Во время танца исполняются щелчки пальцами, можно с легким поворотом плеч то вправо, то влево. Рис. 39
Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Левая рука лежит на талии сзади, правая - согнутая в локте, находится на уровне плеча, ладонью вперед. Во время танца «играет». То есть постоянно поворачивается то ладонью, то тыльной стороной к себе. Рис.40
Рис. 40
Исполнители стоят лицом по ходу танца. Правые руки девушки и юноши лежат кулачками у себя на талии, а левые открыты в сторону и соединены. Рис.41
Рис. 41
Исполнители стоят в вальсовом положении. Рис.42
Рис. 42
Исполнитель стоит лицом по ходу танца. Обе руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачки, находятся на уровне глаз. Рис.43
Рис. 43
Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Правая рука находится у лица, как бы закрываясь от смущения, левая опущена вниз. Рис. 44
Рис. 44