Танцевальный фольклор Орловской области




(часть 2)

 

Жесты, мимика, позы, движения рук, ног, головы, корпуса составляют танцевальную лексику, которая является наиболее важным выразительным средством в танце. Она создавалась на протяжении веков и разделить ее мож­но на: эмоциональную, подражательную, естественно - пластическую, тради­ционную.

Эмоционально - подражательная лексика создает ассоциацию с опре­деленным образом и подражает повадкам животных, птиц (олень, гусь, петух и т. д.)

Естественно - пластическая лексика подсказана самим действием, раз­вивающимся в танце, создается в процессе импровизации.

Традиционная лексика выработана веками и находится в постоянном развитии. Об этом свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличаю­щиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполне­ния, но и богатством танцевальных движений, которые можно разделить на десять групп: «ходовые движения, построенные на шагах»; «веревочки»; «ковырялочки»; «прыжковые движения»; «подбивочные движения»; «моталочки»; «дробные движения»; «хлопушки»; «присядки»; «вращения».

Танцевальное движение — это определенная структура построения на одном приеме исполнения, которое может развиваться за счет восьми элемен­тов: «шаг», «подскок», «соскок», «перескок», «удар», «притоп», «хлопок», «поворот» и не имеет завершающей точки. Такими движениями богат и Ор­ловский танец.

 

Движение № 1 - переменный шаг.

Исходное положение - третья позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - шагнуть правой ногой вперед.

«И» - шагнуть левой ногой вперед.

«Два» - шагнуть правой ногой вперед, исполняться назад как в медлен­ном, так и в быстром темпе, в зависимости от характера танца.

 

Движение № 2 - переменный ход с разворотом корпуса.

Исходное положение - третья позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - шагнуть правой ногой вперед, корпус повернуть вправо.

«И» - приставить левую ногу сзади правой ноги на низкие полу пальцы.

«Два» - шагнуть правой ногой вперед.

«И» - пауза. Затем движение исполняется с левой ноги, корпус повора­чивается влево.

Движение № 3 - переменный шаг с каблука.

Исходное положение - третья позиция ног. Правая нога слегка отделе­на от пола впереди левой ноги. Музыкальный размер - 2/4.

«И» - правая нога с ударом каблука об пол открывается вперед вправо, подъем сокращен.

«Раз» - шагнуть правой ногой на каблук вперед вправо.

«И» - левую ногу подставить на полу пальцы сзади правой ноги.

«Два» - шагнуть вперед вправо на каблук правой ноги.

«И» - левая нога с ударом каблуком об пол открывается вперед влево. Все движение начинается с другой ноги. При этом корпус слегка поворачива­ется в сторону той ноги, с которой движение начинается.

Движение № 4 - шаркающий шаг.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - шагнуть вперед правой ногой, левая нога, согнутая в колене, от­ведена назад.

«И» - ударить каблуком левой ноги рядом с правой ногой и провести вперед.

«Два» - шагнуть вперед левой ногой, правая нога, согнутая в колене, отведена назад.

«И» - ударить каблуком правой ноги рядом с левой ногой и провести вперед. Данное движение исполняется на маленьком полу­приседании, ноги высоко не поднимаются. Корпус неподвижный.

 

Движение № 5 - приставной шаг.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - шагнуть правой ногой вправо.

«И» - приставить левую ногу к правой ноге.

«Два» - шагнуть правой ногой вправо.

«И» - приставить левую ногу к правой ноге. Движение может исполняться с другой ноги, а также в повороте.

 

Движение № 6 - приставной шаг с ударом.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - шагнуть правой ногой вправо.

«И» - приставить левую ногу к правой ноге.

«Два» - шагнуть правой ногой вправо.

«И» - левую ногу с уда­ром всей стопой об пол подставить к правой ноге. Все движение может подняться с левой ноги влево. Можно исполнять вместо приставных шагов - простые шаги с продвижением вперед, назад.

 

Движение - № 7 — припадание по первой параллельной позиции.

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«И» - подняться на полу пальцы левой ноги. Правая нога слегка при­поднимается над полом, стопы параллельны.

«Раз» - шагнуть на правую ногу вправо (вперед, назад), колени обеих ног согнуты и направлены вперед. Левая нога слегка приподнимается над полом.

«И» - подставить левую ногу на полу пальцы рядом с правой ногой, которая слегка приподнимается над полом.

«Два» - шагнуть на правую ногу вправо (вперед, назад).

 

Движение № 8 - бег с ударом каблуком.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - соскочить на правую ногу вперед, левая нога с согнутым коле­ном вперед поднимается до икры правой ноги. «И» - соскочить на левую ногу вперед, правая нога с согнутым коленом вперед поднимается до икры левой ноги.

«Два» - соскочить на правую ногу вперед, левая нога с согнутым коле­ном вперед поднимается до икры правой ноги. «И» - ударить каблуком левой ноги рядом с правой ногой. Движение исполняется на месте, с продвижением вперед, назад, вокруг себя. Может исполняться также бег со сгибанием ног назад.

Движение № 9 — сдвоенная дробь.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«И» - подскочить на левой ноге, одновременно правая нога, согнутая в колене, поднимается до икры левой ноги.

«Раз» - ударить каблуком правой ноги и тут же - всей стопой правой ноги.

«И» - подскочить на правой ноге, одновременно левая нога, согнутая в колене, поднимается до икры левой но­ги. «Два» - ударить каблуком левой ноги и тут же всей стопой левой ноги.

 

 

Движение № 10 - дробь «полключа».

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - ударить об пол стопой правой ноги.

«И» - слегка подскочить на левой ноге и сейчас же ударить каблуком правой ноги рядом с левой ногой.

«Два» - правую ногу с ударом всей стопой поставить рядом с правой. Движе­ние может исполняться подряд как с одной ноги, так и с двух ног поочередно.

 

Движение № 11 — мелкие переступания.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой, одновременно левая нога отрывается от пола.

«И» - ударить всей стопой левой ноги рядом с правой ногой, одновременно правая нога отрывается от пола.

«Два - И» - по­вторить все сначала. Движение может исполняться на месте, с поворотом во­круг себя, с продвижением вперед, назад, в сторону.

 

Движение № 12 - дробь «ключ».

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4. 1-й такт:

«И» - правую ногу, согнутую в колене поднять до уровня щиколотки левой ноги.

«Раз» - ударить об пол всей стопой правой ноги.

«И» - подскочить на левой ноге и сейчас же ударить об пол каблуком правой ноги.

«Два» - уда­рить всей стопой правой ноги рядом с левой. «И» - притопнуть левой ногой рядом с правой.

2-й такт:

«Раз» - пауза.

«И» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.

«Два» - ударить всей стопой левой ноги рядом с правой ногой.

«И» - правую ногу, согнутую в колене поднять над полом.

 

Движение № 13 - подскок с ударом одной ногой.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - подскочить на левой ноге, одновременно правая нога, согнутая в колене, поднимается до икры левой ноги.

«И» - ударить каблуком правой но­ги рядом с левой и тут же поднять к икре левой ноги.

«Два - И» - все повто­рить еще раз. Движение исполняется на маленьком приседании. Корпус не­подвижен. Движение может, заканчивается тройным притопом и начинается с другой ноги.

 

Движение № 14 - соскок с ударом.

Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер -2/4.

«И» - левую ногу, согнутую в колене поднять до икры правой ноги.

«Раз» - соскочить на левую ногу, правая нога, согнутая в колене, поднимается до икры левой ноги.

«И» - ударить каблуком правой ноги рядом с левой и тут же поднять над полом.

«Два» - соскочить на правую ногу, левая нога, согну­тая в колене, поднимается до икры правой ноги.

«И» - ударить каблуком ле­вой ноги рядом с правой и тут же поднять над полом. Движение начинается сначала.

 

 

Движение № 15 - тройной притоп.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.

«И» - ударить всей стопой левой ноги рядом с правой ногой.

«Два» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.

«И» - пауза. Движение может слу­жить как заключение, какого - либо движения, так может исполняться не­сколько раз подряд самостоятельно как с одной ноги, так и двух ног.

 

Движение № 16 - тройной притоп с акцентом.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«И» - ударить всей стопой правой, левой ноги.

«Раз» - переступить с ударом всей стопой на правую ногу, одновременно левую ногу, согнутую в колене, поднять вперед до икры правой ноги.

«И - Два» - все повторить с ле­вой ноги. Движение исполняется на месте, с продвижением вперед, назад, во­круг себя.

 

Движение № 17 - хлопушка в ладоши с боковым ходом.

Исходное положение - третья позиция ног, правая нога впереди. Му­зыкальный размер - 2/4.

1- й такт:

«Раз» - шагнуть на правую ногу вправо. «И» - хлопнуть в ладоши перед собой. «Два» - шагнуть на левую ногу сзади правой по третьей позиции. «И» - хлопнуть в ладоши сзади.

2- й такт:

«Раз» - шагнуть на правую ногу вправо.

«И» - хлопнуть в ладоши перед собой, одновременно левую ногу поставить влево на каблук.

«Два» - пауза.

«И» - два раза хлопнуть в ладоши перед собой. Движение начинается с левой ноги влево.

 

Движение № 18 - хлопок в ладоши с партнером.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Исполнители стоят лицом друг к другу. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - хлопок в ладоши правыми руками.

«И» - хлопок в ладоши ле­выми руками.

«Два» - хлопнуть в ладоши одновременно двумя руками. «И» - хлопнуть в ладоши одновременно двумя руками. Движение может исполнять­ся с продвижением простыми шагами вперед, назад, с приставными шагами.

 

Движение № 19 - хлопушка по голенищам подряд.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - правая нога, согнутая в колене поднимается вперед. Одновре­менно ладонью правой руки ударить по внутренней стороне голенища правой ноги.

«И» - перескочить на правую ногу, одновременно ударить ладонью ле­вой руки по внутренней стороне голенища согнутой вперед левой ноги.

«Два» - перескочить на левую ногу, одновременно ударить ладонью правой руки по внешней стороне голенища согнутой вправо правой ноги.

«И» - перескочить на правую ногу, одновременно ударить ладонью левой руки по внешней сто­роне голенища согнутой влево левой ноги.

 

Движение № 20 - хлопушки по бедрам и в ладоши.

Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

1 -й такт:

«И» - хлопнуть по левому, правому бедру левой, правой рукой.

«Раз» - шагнуть на правую ногу.

«И»- хлопнуть в ладоши перед собой.

«Два» - шаг­нуть на левую ногу.

«И» - хлопнуть в ладоши сзади.

2-й такт:

«Раз» - шагнуть на правую ногу.

«И» - хлопнуть в ладоши впереди.

«Два» - шагнуть на левую ногу.

«И» - хлопнуть по левому, правому бедру ле­вой, правой рукой. При исполнении данного движения шаги исполняются на месте, с продвижением вперед, в сторону, вокруг себя. Наиболее характерно для мужчин, но можно встретить в исполнении женщин. Кроме вышеуказан­ных хлопушек могут встречаться самые различные хлопушки в зависимости от фантазии исполнителя.

 

Движение № 21 - ковырялочка подряд одной ногой.

Исходное положение — первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - подскочить на левой ноге.

«И» - правая нога открывается вправо на подушечку, пятка кверху.

«Два» - подскочить на левой ноге.

«И» - правая нога открывается на ребро каблука в ту точку, где раньше находился носок. Движение может исполняться подряд с одной ноги, может заканчиваться вместо открывания ноги на каблук ударом всей стопой. Характерно для муж­ского танца.

 

Движение № 22 - шаг через пасс.

Исходное положение - третья позиция ног. Левая нога впереди. Музы­кальный размер - 2/4.

«И» - правая нога поднимается до колена левой ноги. «Раз» - шагнуть правой ногой вперед на полупальцы.

«И» - левую ногу подставить сзади пра­вой ноги на полупальцы.

«Два» - шагнуть правой ногой вперед на полупаль­цы. Движение начинается с левой ноги.

 

Движение № 23 - присядка - разножка.

Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - полное приседание по первой позиции.

«И» - вскочить из плие на обе ноги раскрытые в стороны на все стопы, колени вытянуты.

«Два - И» - все повторить. Исполняя данное движение, исполнитель может раскрывать ноги в стороны на ребра каблуков.

 

Движение № 24 - двойной притоп.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз - И» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.

«Два - И» - ударить всей стопой левой ноги рядом с правой ногой Движение про­должается с той же ноги или начинается с другой ноги.

 

Движение № 25 - шаг с каблука.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - шагнуть правой ногой вперед, на ребро каблука, и тут же опус­титься на всю стопу.

«И» - шагнуть левой ногой вперед, на ребро каблука, и тут же опуститься на всю стопу.

«Два - И» - повторить все сначала.

Движение № 26 - присядка.

Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - опуститься в полное приседание на обеих ногах. «И» - правую ногу, вытянутую в колене открыть вперед в сторону.

«Два» - опуститься в полное приседание на обеих ногах. «И» - левую ногу, вытянутую в колене от­крыть вперед в сторону.

 

Движение № 27 - боковая подбивка.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - шагнуть на правую ногу вправо. Одновременно левая нога от­рывается от пола.

«И» - левой ногой подбить правую ногу на воздух.

«Два» - шагнуть на правую ногу вправо. Одновременно левая нога отрывается от по­ла. Движение может исполняться также с левой ноги влево.

 

Движение № 28 - упадание.

Исходное положение - третья позиция ног. Правая нога впереди. Му­зыкальный размер - 2/4.

«И» - левая нога открывается влево.

«Раз» - шагнуть на левую ногу впе­реди правой ноги. Одновременно правая нога сгибается сзади левой ноги на уровне щиколотки.

«И» - шаг на правую ногу вправо. Одновременно левая нога открывается влево.

«Два - И» - повторить все что на «раз -и».

 

Движение № 29 - ковырялочка с упаданием.

Исходное положение - третья позиция ног. Правая нога впереди. Му­зыкальный размер - 2/4.

«Раз» - шагнуть на правую ногу вправо. Одновременно левую ногу по­ставить на подушечку влево.

«И» - подскочить на правой ноге. Одновременно левую ногу перевести на ребро каблука в ту точку, где находился носок.

«Два» - шагнуть на левую ногу впереди правой, одновременно переступить на правую ногу сзади левой ноги, которая подводится к щиколотке правой ноги впереди.

«И» - шагнуть на левую ногу впереди правой ноги. Одновременно правая нога подводится к левой ноге на уровне щиколотки.

 

Движение № 30 - подскок.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

«И» - правую ногу, согнутую в колене поднять вверх. «Раз» - переско­чить на правую ногу. Левую ногу, согнутую в колене поднять вверх.

«И» - перескочить на левую ногу, левую согнутую в колене поднять вверх.

«Два» - перескочить на правую ногу, левую согнутую в колене поднять вверх.

«И» - подскочить на правой ноге, левая нога не меняет своего положения.

 

Движение № 31 - шаг с ударом.

Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - шаг вперед правой ногой.

«И» - шаг вперед левой ногой.

«Два» - удар правой ногой рядом с левой ногой.

«И» - пауза.

 

Движение № 32 - прыжок со сдвоенной дробью.

Исходное положение первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

1 -й такт:

«Раз» - прыжок на две ноги по первой параллельной позиции слегка присесть.

«И» - подскок на левой ноге, правая нога поднимается до щиколот­ки левой ноги. «Два» - сдвоенная дробь правой ногой. «И» - поскок на левой ноге.

2-й такт:

«Раз» - сдвоенная дробь правой ногой.

«И» - удар всей стопой левой но­ги рядом с правой ногой. «Два» - удар всей стопой правой ноги рядом с левой ногой. «И» - пауза.

 

Движение № 33 - шаг с мазком.

Исходное положение - третья позиция ног. Правая нога впереди. Му­зыкальный размер - 2/4.

«Раз» - шаг правой ногой вправо.

«И» - мазок подушечкой левой ноги и подвести ее к щиколотке правой ноги.

«Два» - «И» - тройной притоп (левой, правой, левой ногой).

 

Движение № 34 - шаг с выносом ноги на воздух.

Исходное положение — третья позиция ног. Правая нога впереди. Му­зыкальный размер - 2/4.

«Раз» - шагнуть правой ногой вперед - вправо, корпус повернуть впра­во.

«И» - левую ногу подставить к правой ноге на подушечку. «Два» - пере­ступить на правую ногу, одновременно левую ногу открыть вперед на воздух, корпус повернуть по ходу танца.

«И» - пауза.

 

Движение № 35 - хлопки в ладоши свои и партнера.

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

1- й такт:

«Раз» - хлопок в свои ладоши.

«И» - хлопок правыми ладонями друг друга.

«Два» - хлопок в свои ладони.

«И» - хлопок левыми ладонями друг друга.

2- й такт:

«Раз» - хлопок в свои ладони.

«И - ДВА -И» - хлопок обеими ладошами друг друга.

 

Движение № 36 - качающий шаг.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - шаг левой ногой назад.

«И» - правую ногу поставить на носок назад.

«Два» - шаг правой ногой вперед.

«И» - левую ногу подставить к пра­вой ноге.

 

Движение № 37 - дробный шаг с переступанием.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«И» - правая нога поднимается до уровня щиколотки левой ноги.

«Раз» - перескочить на правую ногу, одновременно левую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги.

«И» - ударить каблуком левой ноги об пол и подско­чить на правой ноге.

«Два» - притопнуть левой, правой ногой.

«И» - притоп­нуть левой ногой рядом с правой ногой. Правую ногу поднять до уровня щи­колотки левой ноги.

 

Движение № 38 - перескок с притопом.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«И» - правую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги.

«Раз» - перескочить на правую ногу. Одновременно левую ногу поднять до уровня щиколотки правой ноги.

«И» - перескочить на левую ногу. Одновременно правую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги. «Два» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой. Одновременно левую ногу поднять до уровня щиколотки правой ноги.

«И» - пауза.

 

Движение № 39 - ковырялочка с притопом.

Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - правую ногу, согнутую в колене, поставить вправо на подушеч­ку.

«И» - правую ногу, согнутую в колене, поставить вправо на каблук.

«Два» - топнуть всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.

«И» -пауза.

 

Движение № 40 - ковырялочка с поворотом на 180 градусов.

Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

«И» - левую ногу поднять до щиколотки правой ноги. «Раз» - упасть на левую ногу. Одновременно правую ногу, согнутую в колене поставить сзади на подушечку.

«И» - подскочить на левой ноге повернувшись на 180 граду­сов. Одновременно правую ногу, вытянутую в колене перевести на каблук.

«Два» - подскочить на левой ноге. Одновременно правую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги. «И» - топнуть правой ногой рядом с левой но­гой. Одновременно левую ногу поднять до уровня щиколотки правой ноги.

 

Движение № 41 - шаги с тройным притопом.

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«И» - правую ногу вытянутую в колене открыть вперед.

«Раз» - шагнуть правой ногой вперед.

«И» - шагнуть левой ногой вперед.

«Два - И» - топнуть правой, левой, правой ногой. Одновременно левую ногу, вытянутую в колене открыть вперед.

 

Движение № 42 - дробь в три ножки.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«И» - правую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги.

«Раз» - шагнуть на правую ногу вперед на ребро каблука, опустить правую ногу на всю стопу и левую ногу подставить к правой ноге. Колени обеих ног слегка сгибаются.

«И» - небольшой шаг вперед правой ногой.

«Два» - небольшой шаг вперед левой ногой. Правую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги.

«И» - пауза.

 

Движение № 43 - боковой шаг с тройным притопом.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«И» - правую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги.

«Раз» - шагнуть правой ногой вправо.

«И» - левую ногу подставить к левой ноге. Од­новременно правую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги.

«Два» - топнуть правой, левой ногой.

«И» - топнуть правой ногой рядом с левой но­гой.

 

Движение № 44 - сдвоенная дробь с ковырялочкой.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«И» - подскочить на левой ноге. Одновременно правую ногу поднять до уровня икры правой ноги.

«Раз» - ударить каблуком и тут же всей стопой правой ноги.

«И» - левую ногу поставить на подушечку влево. «Два» - левую ногу перевести на каблук.

«И» - левой ногой топнуть рядом с правой ногой.

 

Движение № 45 - сдвоенная дробь с выносом ноги на каблук.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«И» - подскочить на левой ноге. Одновременно правая нога поднимает­ся до уровня икры левой ноги.

«Раз» - ударить каблуком и тут же всей стопой правой ноги.

«И» - левую ногу, вытянутую в колене вынести вперед на каб­лук.

«Два» - топнуть правой ногой.

«И» - пауза.

 

Движение № 46 - сдвоенная дробь с переступанием.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«И» - подскочить на левой ноге. Одновременно правая нога поднимает­ся до уровня икры левой ноги.

«Раз» - ударить каблуком и тут же всей стопой правой ноги.

«И» - топнуть левой ногой рядом с правой ногой.

«Два» - топ­нуть правой ногой рядом с левой ногой.

 

 

Истинная красота танца зависит не от количества движений и степени их сложности, а от глубины и правдивости чувств и мыслей, выраженных по­нятным, убедительным, естественным танцевальным языком, независимо от того, сложен он или прост.

И эту красоту в своей деятельности пытаются передать для зрителя танцевальные коллективы и ансамбли Орловской области, в репертуаре кото­рых наряду с танцами различных народов и областей России, большое внима­ние уделяется созданию танцевальных композиций на основе местного фольклора. Это: «Горбуновские переборы», «Троицкие хороводы», «Круговая Матаня» - хореографический ансамбль «Радуга»; «Орловская Матаня», «Ор­ловские игрища», «Долина» - в ансамбле танца «Русские узоры», «Мценские кружева» - ансамбль «Юность», «Приокские посиделки» - ансамбль «Мо­дерн», «Гадание у реки» - ансамбль «Россияночка», «Орловская плясовая» - ансамбль «Росинка», «Деревенский краковяк» - ансамбль «Сюрприз», «Тро­ицкие гуляния» - танцевальная группа хора профсоюзов.

Если говорить о манере и особенностях исполнения танцев Орловщи­ны, то здесь, как, наверное, и, в других областях, наряду с самобытностью большое влияние оказывает танцевальная культура соседних областей. На­пример, в районах Шаблыкинском и Дмитровском граничащих с Брянской областью, встречаются танцы, где активно работают плечи. В районах Болховском и Знаменском граничащих с Калужской областью в танцах испол­няемых женщинами можно увидеть покачивание бедрами. В танцах, испол­няемых в районах Троснянском, Малоархангельском, Колпнянском находя­щих по соседству с Курской областью активно работают руки, а ноги выби­вают самые различные ритмы и т.д. Танцы, бытующие на Орловщине имеют большое разнообразие по композиционному построению - линейные, круго­вые, орнаментальные и игровые. Основным сопровождением их являются песни, но были и такие, которые исполнялись только под музыкальное сопро­вождение. Но основное формирование танцевальной культуры Орловской об­ласти происходило под воздействием праздников, проводимых в разное время года с их обычаями, обрядами, играми, песнями, танцами. В результате чего получили наибольшее распространение три вида танцевальной культуры - пляски, хороводы и в более поздний период - бытовые танцы.

Хороводы разные по композиционному построению - линейные и кру­говые, орнаментальные и игровые.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: