(часть 2)
Жесты, мимика, позы, движения рук, ног, головы, корпуса составляют танцевальную лексику, которая является наиболее важным выразительным средством в танце. Она создавалась на протяжении веков и разделить ее можно на: эмоциональную, подражательную, естественно - пластическую, традиционную.
Эмоционально - подражательная лексика создает ассоциацию с определенным образом и подражает повадкам животных, птиц (олень, гусь, петух и т. д.)
Естественно - пластическая лексика подсказана самим действием, развивающимся в танце, создается в процессе импровизации.
Традиционная лексика выработана веками и находится в постоянном развитии. Об этом свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений, которые можно разделить на десять групп: «ходовые движения, построенные на шагах»; «веревочки»; «ковырялочки»; «прыжковые движения»; «подбивочные движения»; «моталочки»; «дробные движения»; «хлопушки»; «присядки»; «вращения».
Танцевальное движение — это определенная структура построения на одном приеме исполнения, которое может развиваться за счет восьми элементов: «шаг», «подскок», «соскок», «перескок», «удар», «притоп», «хлопок», «поворот» и не имеет завершающей точки. Такими движениями богат и Орловский танец.
Движение № 1 - переменный шаг.
Исходное положение - третья позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - шагнуть правой ногой вперед.
«И» - шагнуть левой ногой вперед.
«Два» - шагнуть правой ногой вперед, исполняться назад как в медленном, так и в быстром темпе, в зависимости от характера танца.
|
Движение № 2 - переменный ход с разворотом корпуса.
Исходное положение - третья позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - шагнуть правой ногой вперед, корпус повернуть вправо.
«И» - приставить левую ногу сзади правой ноги на низкие полу пальцы.
«Два» - шагнуть правой ногой вперед.
«И» - пауза. Затем движение исполняется с левой ноги, корпус поворачивается влево.
Движение № 3 - переменный шаг с каблука.
Исходное положение - третья позиция ног. Правая нога слегка отделена от пола впереди левой ноги. Музыкальный размер - 2/4.
«И» - правая нога с ударом каблука об пол открывается вперед вправо, подъем сокращен.
«Раз» - шагнуть правой ногой на каблук вперед вправо.
«И» - левую ногу подставить на полу пальцы сзади правой ноги.
«Два» - шагнуть вперед вправо на каблук правой ноги.
«И» - левая нога с ударом каблуком об пол открывается вперед влево. Все движение начинается с другой ноги. При этом корпус слегка поворачивается в сторону той ноги, с которой движение начинается.
Движение № 4 - шаркающий шаг.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - шагнуть вперед правой ногой, левая нога, согнутая в колене, отведена назад.
«И» - ударить каблуком левой ноги рядом с правой ногой и провести вперед.
«Два» - шагнуть вперед левой ногой, правая нога, согнутая в колене, отведена назад.
«И» - ударить каблуком правой ноги рядом с левой ногой и провести вперед. Данное движение исполняется на маленьком полуприседании, ноги высоко не поднимаются. Корпус неподвижный.
Движение № 5 - приставной шаг.
|
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - шагнуть правой ногой вправо.
«И» - приставить левую ногу к правой ноге.
«Два» - шагнуть правой ногой вправо.
«И» - приставить левую ногу к правой ноге. Движение может исполняться с другой ноги, а также в повороте.
Движение № 6 - приставной шаг с ударом.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - шагнуть правой ногой вправо.
«И» - приставить левую ногу к правой ноге.
«Два» - шагнуть правой ногой вправо.
«И» - левую ногу с ударом всей стопой об пол подставить к правой ноге. Все движение может подняться с левой ноги влево. Можно исполнять вместо приставных шагов - простые шаги с продвижением вперед, назад.
Движение - № 7 — припадание по первой параллельной позиции.
Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«И» - подняться на полу пальцы левой ноги. Правая нога слегка приподнимается над полом, стопы параллельны.
«Раз» - шагнуть на правую ногу вправо (вперед, назад), колени обеих ног согнуты и направлены вперед. Левая нога слегка приподнимается над полом.
«И» - подставить левую ногу на полу пальцы рядом с правой ногой, которая слегка приподнимается над полом.
«Два» - шагнуть на правую ногу вправо (вперед, назад).
Движение № 8 - бег с ударом каблуком.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - соскочить на правую ногу вперед, левая нога с согнутым коленом вперед поднимается до икры правой ноги. «И» - соскочить на левую ногу вперед, правая нога с согнутым коленом вперед поднимается до икры левой ноги.
|
«Два» - соскочить на правую ногу вперед, левая нога с согнутым коленом вперед поднимается до икры правой ноги. «И» - ударить каблуком левой ноги рядом с правой ногой. Движение исполняется на месте, с продвижением вперед, назад, вокруг себя. Может исполняться также бег со сгибанием ног назад.
Движение № 9 — сдвоенная дробь.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«И» - подскочить на левой ноге, одновременно правая нога, согнутая в колене, поднимается до икры левой ноги.
«Раз» - ударить каблуком правой ноги и тут же - всей стопой правой ноги.
«И» - подскочить на правой ноге, одновременно левая нога, согнутая в колене, поднимается до икры левой ноги. «Два» - ударить каблуком левой ноги и тут же всей стопой левой ноги.
Движение № 10 - дробь «полключа».
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - ударить об пол стопой правой ноги.
«И» - слегка подскочить на левой ноге и сейчас же ударить каблуком правой ноги рядом с левой ногой.
«Два» - правую ногу с ударом всей стопой поставить рядом с правой. Движение может исполняться подряд как с одной ноги, так и с двух ног поочередно.
Движение № 11 — мелкие переступания.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой, одновременно левая нога отрывается от пола.
«И» - ударить всей стопой левой ноги рядом с правой ногой, одновременно правая нога отрывается от пола.
«Два - И» - повторить все сначала. Движение может исполняться на месте, с поворотом вокруг себя, с продвижением вперед, назад, в сторону.
Движение № 12 - дробь «ключ».
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4. 1-й такт:
«И» - правую ногу, согнутую в колене поднять до уровня щиколотки левой ноги.
«Раз» - ударить об пол всей стопой правой ноги.
«И» - подскочить на левой ноге и сейчас же ударить об пол каблуком правой ноги.
«Два» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой. «И» - притопнуть левой ногой рядом с правой.
2-й такт:
«Раз» - пауза.
«И» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.
«Два» - ударить всей стопой левой ноги рядом с правой ногой.
«И» - правую ногу, согнутую в колене поднять над полом.
Движение № 13 - подскок с ударом одной ногой.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - подскочить на левой ноге, одновременно правая нога, согнутая в колене, поднимается до икры левой ноги.
«И» - ударить каблуком правой ноги рядом с левой и тут же поднять к икре левой ноги.
«Два - И» - все повторить еще раз. Движение исполняется на маленьком приседании. Корпус неподвижен. Движение может, заканчивается тройным притопом и начинается с другой ноги.
Движение № 14 - соскок с ударом.
Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер -2/4.
«И» - левую ногу, согнутую в колене поднять до икры правой ноги.
«Раз» - соскочить на левую ногу, правая нога, согнутая в колене, поднимается до икры левой ноги.
«И» - ударить каблуком правой ноги рядом с левой и тут же поднять над полом.
«Два» - соскочить на правую ногу, левая нога, согнутая в колене, поднимается до икры правой ноги.
«И» - ударить каблуком левой ноги рядом с правой и тут же поднять над полом. Движение начинается сначала.
Движение № 15 - тройной притоп.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.
«И» - ударить всей стопой левой ноги рядом с правой ногой.
«Два» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.
«И» - пауза. Движение может служить как заключение, какого - либо движения, так может исполняться несколько раз подряд самостоятельно как с одной ноги, так и двух ног.
Движение № 16 - тройной притоп с акцентом.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«И» - ударить всей стопой правой, левой ноги.
«Раз» - переступить с ударом всей стопой на правую ногу, одновременно левую ногу, согнутую в колене, поднять вперед до икры правой ноги.
«И - Два» - все повторить с левой ноги. Движение исполняется на месте, с продвижением вперед, назад, вокруг себя.
Движение № 17 - хлопушка в ладоши с боковым ходом.
Исходное положение - третья позиция ног, правая нога впереди. Музыкальный размер - 2/4.
1- й такт:
«Раз» - шагнуть на правую ногу вправо. «И» - хлопнуть в ладоши перед собой. «Два» - шагнуть на левую ногу сзади правой по третьей позиции. «И» - хлопнуть в ладоши сзади.
2- й такт:
«Раз» - шагнуть на правую ногу вправо.
«И» - хлопнуть в ладоши перед собой, одновременно левую ногу поставить влево на каблук.
«Два» - пауза.
«И» - два раза хлопнуть в ладоши перед собой. Движение начинается с левой ноги влево.
Движение № 18 - хлопок в ладоши с партнером.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Исполнители стоят лицом друг к другу. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - хлопок в ладоши правыми руками.
«И» - хлопок в ладоши левыми руками.
«Два» - хлопнуть в ладоши одновременно двумя руками. «И» - хлопнуть в ладоши одновременно двумя руками. Движение может исполняться с продвижением простыми шагами вперед, назад, с приставными шагами.
Движение № 19 - хлопушка по голенищам подряд.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - правая нога, согнутая в колене поднимается вперед. Одновременно ладонью правой руки ударить по внутренней стороне голенища правой ноги.
«И» - перескочить на правую ногу, одновременно ударить ладонью левой руки по внутренней стороне голенища согнутой вперед левой ноги.
«Два» - перескочить на левую ногу, одновременно ударить ладонью правой руки по внешней стороне голенища согнутой вправо правой ноги.
«И» - перескочить на правую ногу, одновременно ударить ладонью левой руки по внешней стороне голенища согнутой влево левой ноги.
Движение № 20 - хлопушки по бедрам и в ладоши.
Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
1 -й такт:
«И» - хлопнуть по левому, правому бедру левой, правой рукой.
«Раз» - шагнуть на правую ногу.
«И»- хлопнуть в ладоши перед собой.
«Два» - шагнуть на левую ногу.
«И» - хлопнуть в ладоши сзади.
2-й такт:
«Раз» - шагнуть на правую ногу.
«И» - хлопнуть в ладоши впереди.
«Два» - шагнуть на левую ногу.
«И» - хлопнуть по левому, правому бедру левой, правой рукой. При исполнении данного движения шаги исполняются на месте, с продвижением вперед, в сторону, вокруг себя. Наиболее характерно для мужчин, но можно встретить в исполнении женщин. Кроме вышеуказанных хлопушек могут встречаться самые различные хлопушки в зависимости от фантазии исполнителя.
Движение № 21 - ковырялочка подряд одной ногой.
Исходное положение — первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - подскочить на левой ноге.
«И» - правая нога открывается вправо на подушечку, пятка кверху.
«Два» - подскочить на левой ноге.
«И» - правая нога открывается на ребро каблука в ту точку, где раньше находился носок. Движение может исполняться подряд с одной ноги, может заканчиваться вместо открывания ноги на каблук ударом всей стопой. Характерно для мужского танца.
Движение № 22 - шаг через пасс.
Исходное положение - третья позиция ног. Левая нога впереди. Музыкальный размер - 2/4.
«И» - правая нога поднимается до колена левой ноги. «Раз» - шагнуть правой ногой вперед на полупальцы.
«И» - левую ногу подставить сзади правой ноги на полупальцы.
«Два» - шагнуть правой ногой вперед на полупальцы. Движение начинается с левой ноги.
Движение № 23 - присядка - разножка.
Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - полное приседание по первой позиции.
«И» - вскочить из плие на обе ноги раскрытые в стороны на все стопы, колени вытянуты.
«Два - И» - все повторить. Исполняя данное движение, исполнитель может раскрывать ноги в стороны на ребра каблуков.
Движение № 24 - двойной притоп.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз - И» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.
«Два - И» - ударить всей стопой левой ноги рядом с правой ногой Движение продолжается с той же ноги или начинается с другой ноги.
Движение № 25 - шаг с каблука.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - шагнуть правой ногой вперед, на ребро каблука, и тут же опуститься на всю стопу.
«И» - шагнуть левой ногой вперед, на ребро каблука, и тут же опуститься на всю стопу.
«Два - И» - повторить все сначала.
Движение № 26 - присядка.
Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - опуститься в полное приседание на обеих ногах. «И» - правую ногу, вытянутую в колене открыть вперед в сторону.
«Два» - опуститься в полное приседание на обеих ногах. «И» - левую ногу, вытянутую в колене открыть вперед в сторону.
Движение № 27 - боковая подбивка.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - шагнуть на правую ногу вправо. Одновременно левая нога отрывается от пола.
«И» - левой ногой подбить правую ногу на воздух.
«Два» - шагнуть на правую ногу вправо. Одновременно левая нога отрывается от пола. Движение может исполняться также с левой ноги влево.
Движение № 28 - упадание.
Исходное положение - третья позиция ног. Правая нога впереди. Музыкальный размер - 2/4.
«И» - левая нога открывается влево.
«Раз» - шагнуть на левую ногу впереди правой ноги. Одновременно правая нога сгибается сзади левой ноги на уровне щиколотки.
«И» - шаг на правую ногу вправо. Одновременно левая нога открывается влево.
«Два - И» - повторить все что на «раз -и».
Движение № 29 - ковырялочка с упаданием.
Исходное положение - третья позиция ног. Правая нога впереди. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - шагнуть на правую ногу вправо. Одновременно левую ногу поставить на подушечку влево.
«И» - подскочить на правой ноге. Одновременно левую ногу перевести на ребро каблука в ту точку, где находился носок.
«Два» - шагнуть на левую ногу впереди правой, одновременно переступить на правую ногу сзади левой ноги, которая подводится к щиколотке правой ноги впереди.
«И» - шагнуть на левую ногу впереди правой ноги. Одновременно правая нога подводится к левой ноге на уровне щиколотки.
Движение № 30 - подскок.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«И» - правую ногу, согнутую в колене поднять вверх. «Раз» - перескочить на правую ногу. Левую ногу, согнутую в колене поднять вверх.
«И» - перескочить на левую ногу, левую согнутую в колене поднять вверх.
«Два» - перескочить на правую ногу, левую согнутую в колене поднять вверх.
«И» - подскочить на правой ноге, левая нога не меняет своего положения.
Движение № 31 - шаг с ударом.
Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - шаг вперед правой ногой.
«И» - шаг вперед левой ногой.
«Два» - удар правой ногой рядом с левой ногой.
«И» - пауза.
Движение № 32 - прыжок со сдвоенной дробью.
Исходное положение первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
1 -й такт:
«Раз» - прыжок на две ноги по первой параллельной позиции слегка присесть.
«И» - подскок на левой ноге, правая нога поднимается до щиколотки левой ноги. «Два» - сдвоенная дробь правой ногой. «И» - поскок на левой ноге.
2-й такт:
«Раз» - сдвоенная дробь правой ногой.
«И» - удар всей стопой левой ноги рядом с правой ногой. «Два» - удар всей стопой правой ноги рядом с левой ногой. «И» - пауза.
Движение № 33 - шаг с мазком.
Исходное положение - третья позиция ног. Правая нога впереди. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - шаг правой ногой вправо.
«И» - мазок подушечкой левой ноги и подвести ее к щиколотке правой ноги.
«Два» - «И» - тройной притоп (левой, правой, левой ногой).
Движение № 34 - шаг с выносом ноги на воздух.
Исходное положение — третья позиция ног. Правая нога впереди. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - шагнуть правой ногой вперед - вправо, корпус повернуть вправо.
«И» - левую ногу подставить к правой ноге на подушечку. «Два» - переступить на правую ногу, одновременно левую ногу открыть вперед на воздух, корпус повернуть по ходу танца.
«И» - пауза.
Движение № 35 - хлопки в ладоши свои и партнера.
Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
1- й такт:
«Раз» - хлопок в свои ладоши.
«И» - хлопок правыми ладонями друг друга.
«Два» - хлопок в свои ладони.
«И» - хлопок левыми ладонями друг друга.
2- й такт:
«Раз» - хлопок в свои ладони.
«И - ДВА -И» - хлопок обеими ладошами друг друга.
Движение № 36 - качающий шаг.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - шаг левой ногой назад.
«И» - правую ногу поставить на носок назад.
«Два» - шаг правой ногой вперед.
«И» - левую ногу подставить к правой ноге.
Движение № 37 - дробный шаг с переступанием.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«И» - правая нога поднимается до уровня щиколотки левой ноги.
«Раз» - перескочить на правую ногу, одновременно левую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги.
«И» - ударить каблуком левой ноги об пол и подскочить на правой ноге.
«Два» - притопнуть левой, правой ногой.
«И» - притопнуть левой ногой рядом с правой ногой. Правую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги.
Движение № 38 - перескок с притопом.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«И» - правую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги.
«Раз» - перескочить на правую ногу. Одновременно левую ногу поднять до уровня щиколотки правой ноги.
«И» - перескочить на левую ногу. Одновременно правую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги. «Два» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой. Одновременно левую ногу поднять до уровня щиколотки правой ноги.
«И» - пауза.
Движение № 39 - ковырялочка с притопом.
Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - правую ногу, согнутую в колене, поставить вправо на подушечку.
«И» - правую ногу, согнутую в колене, поставить вправо на каблук.
«Два» - топнуть всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.
«И» -пауза.
Движение № 40 - ковырялочка с поворотом на 180 градусов.
Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«И» - левую ногу поднять до щиколотки правой ноги. «Раз» - упасть на левую ногу. Одновременно правую ногу, согнутую в колене поставить сзади на подушечку.
«И» - подскочить на левой ноге повернувшись на 180 градусов. Одновременно правую ногу, вытянутую в колене перевести на каблук.
«Два» - подскочить на левой ноге. Одновременно правую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги. «И» - топнуть правой ногой рядом с левой ногой. Одновременно левую ногу поднять до уровня щиколотки правой ноги.
Движение № 41 - шаги с тройным притопом.
Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«И» - правую ногу вытянутую в колене открыть вперед.
«Раз» - шагнуть правой ногой вперед.
«И» - шагнуть левой ногой вперед.
«Два - И» - топнуть правой, левой, правой ногой. Одновременно левую ногу, вытянутую в колене открыть вперед.
Движение № 42 - дробь в три ножки.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«И» - правую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги.
«Раз» - шагнуть на правую ногу вперед на ребро каблука, опустить правую ногу на всю стопу и левую ногу подставить к правой ноге. Колени обеих ног слегка сгибаются.
«И» - небольшой шаг вперед правой ногой.
«Два» - небольшой шаг вперед левой ногой. Правую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги.
«И» - пауза.
Движение № 43 - боковой шаг с тройным притопом.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«И» - правую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги.
«Раз» - шагнуть правой ногой вправо.
«И» - левую ногу подставить к левой ноге. Одновременно правую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги.
«Два» - топнуть правой, левой ногой.
«И» - топнуть правой ногой рядом с левой ногой.
Движение № 44 - сдвоенная дробь с ковырялочкой.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«И» - подскочить на левой ноге. Одновременно правую ногу поднять до уровня икры правой ноги.
«Раз» - ударить каблуком и тут же всей стопой правой ноги.
«И» - левую ногу поставить на подушечку влево. «Два» - левую ногу перевести на каблук.
«И» - левой ногой топнуть рядом с правой ногой.
Движение № 45 - сдвоенная дробь с выносом ноги на каблук.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«И» - подскочить на левой ноге. Одновременно правая нога поднимается до уровня икры левой ноги.
«Раз» - ударить каблуком и тут же всей стопой правой ноги.
«И» - левую ногу, вытянутую в колене вынести вперед на каблук.
«Два» - топнуть правой ногой.
«И» - пауза.
Движение № 46 - сдвоенная дробь с переступанием.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«И» - подскочить на левой ноге. Одновременно правая нога поднимается до уровня икры левой ноги.
«Раз» - ударить каблуком и тут же всей стопой правой ноги.
«И» - топнуть левой ногой рядом с правой ногой.
«Два» - топнуть правой ногой рядом с левой ногой.
Истинная красота танца зависит не от количества движений и степени их сложности, а от глубины и правдивости чувств и мыслей, выраженных понятным, убедительным, естественным танцевальным языком, независимо от того, сложен он или прост.
И эту красоту в своей деятельности пытаются передать для зрителя танцевальные коллективы и ансамбли Орловской области, в репертуаре которых наряду с танцами различных народов и областей России, большое внимание уделяется созданию танцевальных композиций на основе местного фольклора. Это: «Горбуновские переборы», «Троицкие хороводы», «Круговая Матаня» - хореографический ансамбль «Радуга»; «Орловская Матаня», «Орловские игрища», «Долина» - в ансамбле танца «Русские узоры», «Мценские кружева» - ансамбль «Юность», «Приокские посиделки» - ансамбль «Модерн», «Гадание у реки» - ансамбль «Россияночка», «Орловская плясовая» - ансамбль «Росинка», «Деревенский краковяк» - ансамбль «Сюрприз», «Троицкие гуляния» - танцевальная группа хора профсоюзов.
Если говорить о манере и особенностях исполнения танцев Орловщины, то здесь, как, наверное, и, в других областях, наряду с самобытностью большое влияние оказывает танцевальная культура соседних областей. Например, в районах Шаблыкинском и Дмитровском граничащих с Брянской областью, встречаются танцы, где активно работают плечи. В районах Болховском и Знаменском граничащих с Калужской областью в танцах исполняемых женщинами можно увидеть покачивание бедрами. В танцах, исполняемых в районах Троснянском, Малоархангельском, Колпнянском находящих по соседству с Курской областью активно работают руки, а ноги выбивают самые различные ритмы и т.д. Танцы, бытующие на Орловщине имеют большое разнообразие по композиционному построению - линейные, круговые, орнаментальные и игровые. Основным сопровождением их являются песни, но были и такие, которые исполнялись только под музыкальное сопровождение. Но основное формирование танцевальной культуры Орловской области происходило под воздействием праздников, проводимых в разное время года с их обычаями, обрядами, играми, песнями, танцами. В результате чего получили наибольшее распространение три вида танцевальной культуры - пляски, хороводы и в более поздний период - бытовые танцы.
Хороводы разные по композиционному построению - линейные и круговые, орнаментальные и игровые.