Скелет человека – строение и значение.
Тема: «Изучение внешнего строения костей».
Цель: создание условий для формирования знаний и понятий о строении, значении скелета человека.
Задачи:
Образовательные: научить осуществлять познавательную деятельность для изучения взаимосвязи меду строением и значением скелета.
Развивающие: создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы обучающихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, развивать наблюдательность у обучающихся. Воспитывающи е: способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов обучения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений; расширять кругозор обучающихся.
Планируемые результаты
Предметные: знать значение опорно–двигательной системы; отделы скелета человека; внешнее строение костей.
Регулятивные: самостоятельно определять цель образовательной деятельности, поиск пути решения проблемы и средства достижения цели.
Коммуникативные: обсуждать информацию и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.
Познавательные: находить отличия; объяснять значения новых слов; сравнивать и выделять признаки.
Личностные: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу.
Тип занятия: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Структура и ход занятия
Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | УУД | |
Организационный этап | ||||
Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к занятию | Приветствие, проверка готовности к занятию | Личностные: умение соблюдать дисциплину уважительно относиться друг к другу | |
Этап проверки знаний по теме: Координация и регуляция. | ||||
Проверить уровень знаний по пройденной теме. | Приложение 1. | Выполняют задания | Регулятивные: прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели. Познавательные: давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи. | |
Этап актуализации знаний. | ||||
Актуализировать ранее полученные знания для успешного усвоения новых знаний | -Вспомним какая система внутренних органов выполняет функцию движения и опоры. -Какие бывают типы скелетов? -Какие еще выполняют функции скелет у живых организмов? -Как изменяется скелет от рыб к млекопитающим?(наблюдается усложнение скелета. Это связан усложнением уровня их организации и образом жизни) | Беседуют и повторяют ранее изученный материал. | Познавательные: установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность; Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий | |
Профилак-а утомляемости перенапряжения | Физкультминутка-перезагрузка: | Выполняют динамические упражнения | ||
Этап мотивации к познавательной деятельности | ||||
Создать условий заинтересованности к активной познавательной деятельности | Без движения невозможны кровообращение, дыхание, поиск и принятие пищи, уход от опасности, строительство жилья и множество других действий, без которых животные и человек не смогли бы существовать. В человеческом организме единственные твердые ткани - это кости. Что интересно, кости по прочности соответствуют стали. И если бы наш скелет состоял из стали, то весил бы до 250 кг. По литературе ранее может вы читали рассказ «Гуттаперчевый мальчик», рассказ конечно с печальной концовкой.. Но что позволило мальчику с пяти лет заниматься акробатикой, какая особенность скелета детей позволяет выполнять такие трюки акробатические? Почему в пожилом возрасте часто ломают кости? | Проявляют интерес к новому материалу, любопытство. Пытаются ответить на проблемный вопрос. | Регулятивные: умение организовать выполнение заданий педагога согласно установленным правилам. Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативное: умение оформлять свои мысли в устной форме. | |
Этап целеполагания | ||||
Формировать умения ставить перед собой цели и задачи и грамотно планировать свою деятельность | Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать тему, цели занятия; спланировать работу для достижения поставленных целей. | Формулирование темы и целей занятия, планирование работы. | Личностные: умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность. Регулятивные: умение ставить цель, планировать деятельность | |
Этап первичного усвоения новых знаний | ||||
Включение обучающихсяв целенаправленную деятельность: теоретическое исследование особенностей внешнего и внутреннего строения голосеменных растений, позволяющих им оставаться вечнозелеными и широко распространяться. | 1. Изучить функции опорно-двигательного аппарата. Выделить семь оснований Приложение 2 2. Изучить отделы скелета и их входящие кости. Заполнить схему. Слайд 8 Приложение 3 3. Выполнить работу №3 «Внешнее строение кости» Слайд9 Приложение 4 4. Изучить химический состав. Ответить на проблемный вопрос Приложение5. | Работают согласно приложениям | Познавательные: уметь работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать информацию, строить речевые высказывания в устной форме, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи между событиями и причинами Коммуникативное: уметь обсуждать результаты своей работы, работать в группах, высказывать и аргументировать свою точку зрения.. | |
Этап первичного закрепления | ||||
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемой темы | После работы проверяют свой ответ по модельному ответу, сверяют, исправляют, оценивают сою работу | Сверяют свое выполненное задание с модельным ответом. | Познавательные: умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Коммуникативное: умение оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. | |
Этап включения в систему знаний и повторения | ||||
Дать качественную оценку работы | Коррекция ошибок, допущенных в предыдущем этапе. | Осуществляют самопроверку | Познавательные: умение работать не только по алгоритму, но и системно: обобщать, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные: у мение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности. | |
Этап итогов и рефлексии | ||||
Формирование умения анализировать свою деятельность и выявлять главные идеи занятия и осознавать свои ошибки | Из чего состоит костная ткань? Как удивительно это не звучит, но кости наполовину состоят из воды. Каждые 7 лет наши кости полностью обновляются. 22% костной массы - это неорганические соединения, 12% - органические и 15% приходится на жиры. Как изменяется скелет с возрастом? В 24 года прекращается рост костных тканей. Но в течении дня можно наблюдать как длина скелета изменяется. Если измерять рост утром, то показатель будет на 1-2 см больше вечерних измерений. Вспомним проблемный вопрос про гуттаперчевого мальчика и ответим: с возрастом в скелете человека становиться меньшее количество костей. Это обусловлено тем, что постепенно кости срастаются. Количество органических веществ сокращается и кости становятся хрупкими. - Какие затруднения у вас возникли на занятии? - Что нового вы узнали? - Что было интересно? - Чему научились? По «кругу рефлексии» оценить свою работу на занятии | Участвуют в обсуждении результатов своей работы. Отмечают и оценивают уровень своих знаний по «кругу рефлексии» | Личностные: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной образовательной деятельности. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать образовательное сотрудничество. | |
Использованные источники:
|
|
|
1. https://fcior.edu.ru/do wnload/15042/kontrol-skelet-cheloveka-osevoy-skelet-dlya-slabovidyashchih.html
2. https://fcior.edu.ru/card/9690/apparat-opory-i-dvizheniya-ego-funkcii-skelet-cheloveka-ego-znachenie.html
Приложение 1. Координация и регуляция.
Часть 1. Выбери один правильный ответ
1.Железы внутренней секреции выделяют гормоны, которые поступаю в:
А) кровь; Б) кишечную полость; В) нервные клетки.
2. Рефлекс – это:
А) ответная реакция организма;
Б) ответная реакция организма на воздействие внешней среды или изменение внутреннего состояния, с участием нервной системы.
3. Зрительная зона полушарий большого мозга располагается в:
А) теменной зоне; Б) височной зоне; В) затылочной зоне;Г) лобной доле.
4. Спинной мозг выполняет в нашем организме:
А) только рефлекторную функцию; Б) только проводящую функцию;
В) рефлекторную и проводящую функцию.
5. Какие клетки служат основой нервной системы:
А) нейроны; Б) клетки нейроглии; В) эритроциты.
6. Спинной мозг – это часть:
А) центральной нервной системы; Б) периферической нервной системы.
Часть 2. Продолжи и вставь в текст слова.
1.Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулирует _______ и ______ ________.
2.___________ ____________ расположении в позвоночнике и имеет вид длинного тяжа, а ____________ _________ находится в черепе.
3.Самый крупный отдел головного мозга — ______________ _____________.
Приложение 2. Функции скелета человека.
Стимул. Мужской и женский скелет: в чем разница? Например, женская грудная клетка уже мужской, а таз — шире. У мужчин сильнее выражены надбровные дуги, а у женщин, как правило, кости конечностей короче и тоньше.
Задание. Изучите ЭОР. Выделите 7 оснований – функций скелета человека.
Модельный ответ.
· - Энергетическая функция(превращает химическую энергию в механическую и тепловую).
· - обменная функция (кости – источник Ca, F и других минеральных веществ).
· -кроветворная функция (красный костный мозг – источник клеток крови).
· - опорная функция (опора организму).
· -формообразующая функция (определяет форму и размеры тела).
· - защитная функция (создаёт полости тела защиты внутренних органов).
· - двигательная функция (обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).