Тема 15: Координационные способности, методы их воспитания.
Понятие о двигательно-координационных способностях
Двигательно-координационные способности — это способности наиболее рационально решать двигательную задачу. Они составляют основу ловкости.
Ловкость — это способность человека быстро осваивать новые двигательные действия и успешно решать двигательную задачу в условиях меняющихся условий.
Существуют три группы двигательно-координационных способностей:
1) способность точно соизмерять и регулировать характеристики движений;
2) способности поддерживать статическое и динамическое равновесие;
3) способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности.
Факторы проявления двигательно-координационных способностей:
· способность к точному анализу движений: «чувство времени», «чувство пространства», «мышечное чувство» и др.;
· деятельность анализаторов, и особенно двигательного: функциональные возможности сенсорных систем человека;
· сложность двигательного задания;
· уровень развития других физических способностей, в особенности гибкости, скоростных способностей, динамических проявлений силовых способностей;
· смелость и решительность;
· общая подготовленность занимающихся: имеющийся двигательный фонд и опыт.
Возраст 11 лет оптимален для начала направленных занятий по воспитанию двигательно-координационных способностей. Подростки 13—14-летнего возраста отличаются высокой способностью к координации движений. С 14- до 17-летнего возраста наступает некоторое снижение, а с 16—17 лет — продолжается совершенствование двигательных координаций.
Выделяют две задачи воспитания двигательно-координационных способностей:
1) разностороннее воспитание двигательно-координационных способностей. Эта задача решается в процессе освоения двигательных действий, предусмотренных программами по физической культуре и видам спорта в рамках уроков физической культуры в школе и спортивных занятий;
2) направленное воспитание двигательно-координационных способностей в рамках профессиональной деятельности и занятий спортом.
Средства воспитания координационных способностей
Для воспитания двигательно-координационных способностей могут применяться различные упражнения. Главное условие выполнения таких упражнений — постепенное и постоянное повышение координационной сложности. В противном случае, в результате адаптации организма прирост уровня координационных способностей прекращается, так как уже освоенные упражнения не служат стимулом к проявлению координации. К основным средствам воспитания координационных способностей относятся следующие упражнения:
1) повышенной координационной сложности. Применяются ОРУ без предметов и с предметами; упражнения в равновесии; упражнения для освоения техники движений — соревновательные упражнения, подводящие и развивающие. Для этого изменяют параметры движений; внешние условия; площадь опоры; условия выполнения упражнений; комбинируют различные двигательные навыки;
2) содержащие элементы новизны. Применяются упражнения, по ходу выполнения которых необходимо перестраивать двигательную деятельность: подвижные и спортивные игры, а также технико-тактические задания, содержащие элементы новизны.
Упражнения для направленного воспитания двигательно-координационных способностей необходимо подбирать с учетом специфики вида спорта или подготовки (на уроках физической культуры), а также профессиональной деятельности. По мере освоения упражнений до уровня навыка теряется их ценность, так как в этом случае не стимулируется дальнейшее развитие двигательно-координационных способностей.
Методика воспитания двигательно-координационных способностей
При воспитании двигательно-координационных способностей могут применяться различные методы, главными здесь являются способы выполнения упражнений.
Совершенствование различных характеристик движений
Точность выполнения движений и дифференцирования движений:
1) задания на точность воспроизведения заданных движений: сличение выполненных движений с заданными, т.е. занимающийся самостоятельно сличает результативность упражнений по каким-либо ориентирам и способен корректировать движения;
2) контрастные задания: упражнения, резко отличающиеся по какому- либо параметру, например сочетание передач мяча различными способами;
3) сближаемые задания: упражнения, близкие по своим параметрам, например передача мяча одним способом, но с изменением расстояния.