Философская система Аристотеля.
Наивысшего расцвета античная философия достигла в творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н. э.).. с 17 до 35 лет учился в Академии Платона. После смерти своего учителя Аристотель жил в Македонии в качестве воспитателя будущего царя Александра Македонского, затем возвратился в Афины, где основал свою школу — Ликей (Лицей). Школа и методика преподавания -перипатетическая (от peripatetikos — прохаживаюсь), так как обучение часто проходило во время прогулок.
«Органон», «Метафизика», «Физика», «О небе», «Политика», «О поэтике». «Никомахова этика» и др. Некоторые его произведения не всеми исследователями признаются подлинными.
развил основные положения теории Платона, подверг критике многие из сторон его учения. «Платон мне друг, но истина дороже». Разрыв между миром и его сущностью в философии Платона стал главным предметом критики для Аристотеля. Он считал, что идеи являются причиной вещей, но вместе с тем идеи должны быть в самих вещах, а не в другом «мире идей». Теория идейПлатона неудовлетворительна в качестве теории первого бытия. Идеи без необходимости удваивают существующее: например, есть красивые вещи и есть дополнительно идея красоты.
Не для всего, о чем имеется знание, есть идеи: нет идей для отрицательного (несладкое), единичного (Сократ), искусственного, всего, что нарушает порядок (катастрофа)... Идеи неподвижны, и неясно, если они причины, почему природные вещи движутся и изменяются. Непонятна связь вещей с идеями: ведь общее не является составной частью единичных вещей. «Как могут поэтому идеи, если они сущности вещей, существовать отдельно от них?»
Отвергнув платоновское учение об «идеях» как бестелесных сущностях всего, Аристотель выдвинул представление, согласно которому все сущее состоит из двух основных начал — «формы» и «материи». Создал философскую систему научных дисциплин, выделив теоретические (математика, физика, психология), практические (этика), творческие (техника, эстетика).
Главные положения философии Аристотеля,
1. Философия - наука об умопостигаемом (т. е, о том, что находится за пределами нашего опыта). «Первая философия» — метафизика, «то, что после физики». Предмет науки — общее, постигаемое умом. Общее познается через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемого мира.
2. Учение о категориях. 10 категорий, основная из которых «сущность», отождествляемая с бытием. Остальные девять: «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «обладание» — соотносятся с бытием через категорию «сущность», которые отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» Более общее, чем понятие.
3. Наука о законах мышления — логика (дал понятие дедуктивного метода познания). Формальная логика Аристотеля — силлогистика — тесно связана с учением о бытии, с теорией истины, так как в логических истинах философ видел вместе с тем формы бытия.
4. Учение о материи и форме, где материя — пассивная возможность, потенция становления, а форма — активное начало, сущность бытия, действительность, т. е. то, чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование в актуальное сущее.
Общая причина движения — лишенность материи формы; следовательно, всякое движение —изменение, вызванное приобретением материей какой-либо формы.
Все движения делятся на изменения в субстрате, качестве, количестве или местоположении вещи.
Цель изучения природы — причины движения, содержащиеся в самих вещах. Таких причин четыре:
- материальная (отвечает на вопрос «Из чего сделана эта вещь?»),
- формальная (отвечает на вопрос «Что это за вещь?»),
- действующая (отвечает на вопрос «Кто или что сделал эту вещь?»),
- целевая (отвечает на вопрос «Ради чего сделана эта вещь?»).
5. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения, животная же душа еще обладает и чувством. Душа человека есть разумная душа, т. е, человек отличается наличием мышления и разума, способностью жить в коллективе («общественное животное»). Но разум не зависит от тела, он вечен и неизменен. Его Аристотель называл деятельным разумом и отличал от разума пассивного, в основном и присущего человеку. Моральный образец — Бог, или совершеннейший философ, «мыслящее себя мышление».
6. Учение о государстве.
Материальная причина государства — люди с их имуществом и территория проживания; после образования государства его члены наделяются правами законосовещательной и судебной власти и становятся гражданами. Формальная причина государства — способ общения людей, гарантирующий самодостаточность их существования. Действующая причина государства — его верховная власть. Целевая причина — счастливая жизнь всех граждан государства.
«...Человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи, безотчетно стремятся к совместному жительству» («Политика»).
В каждом государстве — три сословия: «очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посередине между теми и другими». Кто должен управлять государством, чтобы оно выполняло свое предназначение — богачи, неимущие или средние по достатку? — Ни первые, ни вторые. Государством должны управлять люди среднего достатка. Полития как регулярно сменяемая власть большинства среднего сословия, подчиняющаяся только закону, — наилучший способ управления государством. Правители получают решающее значение только в тех случаях, когда законы не дают однозначного решения.
Аристотель систематизировал и обобщил все философские знания, накопленные античной мыслью к 1У в. до н. э. разработана основная структура философского знания, введены в оборот и субординированы многие категории, которыми наука пользуется до сих пор. Аристотель положил начало существованию физики и формальной логики как самостоятельных дисциплин, разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии. В космологии Аристотель отверг учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую систему, существовавшую вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.
В отличие от абсолютного идеализма Платона учение Аристотеля содержит материалистические положения. Сущность вещей Аристотель указывал в самих вещах. Материальное бытие Аристотель признает реальным существованием, однако причину мира или конечный источник всякого движения он связывает с Богом как «неподвижным перводвигателем всего».
Вместе с учением Платона учение Аристотеля послужило идейной основой философии христианства.