Главные положения философии Аристотеля,




Философская система Аристотеля.

Наивысшего расцвета античная философия достигла в творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н. э.).. с 17 до 35 лет учился в Академии Платона. Пос­ле смерти своего учителя Аристотель жил в Македонии в качестве вос­питателя будущего царя Александра Македонского, затем возвратился в Афины, где основал свою школу — Ликей (Лицей). Школа и мето­дика преподавания -перипатетическая (от peripatetikos — прохаживаюсь), так как обучение часто проходило во время прогулок.

«Органон», «Метафизика», «Физика», «О небе», «По­литика», «О поэтике». «Никомахова этика» и др. Некоторые его про­изведения не всеми исследователями признаются подлинными.

развил основные положения теории Платона, под­верг критике многие из сторон его учения. «Платон мне друг, но исти­на дороже». Разрыв между миром и его сущностью в философии Платона стал главным предметом критики для Аристотеля. Он считал, что идеи являются причиной вещей, но вместе с тем идеи должны быть в самих вещах, а не в другом «мире идей». Теория идейПлатона неудовлетворительна в качестве теории пер­вого бытия. Идеи без необходимости удваивают существующее: например, есть красивые вещи и есть дополнительно идея красоты.

Не для всего, о чем имеется знание, есть идеи: нет идей для отрица­тельного (несладкое), единичного (Сократ), искусственного, всего, что нарушает порядок (катастрофа)... Идеи неподвижны, и неясно, если они причины, почему природные вещи движутся и изменяются. Непонятна связь вещей с идеями: ведь общее не является состав­ной частью единичных вещей. «Как могут поэтому идеи, если они сущности вещей, существовать отдельно от них?»

Отвергнув платоновское учение об «идеях» как бестелесных сущ­ностях всего, Аристотель выдвинул представление, согласно которо­му все сущее состоит из двух основных начал — «формы» и «материи». Создал философскую систему научных дисциплин, выделив теорети­ческие (математика, физика, психология), практические (этика), твор­ческие (техника, эстетика).

Главные положения философии Аристотеля,

1. Философия - наука об умопостигаемом (т. е, о том, что находится за пределами нашего опыта). «Первая философия» — метафи­зика, «то, что после физики». Предмет науки — общее, постигаемое умом. Общее познает­ся через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемого мира.

2. Учение о категориях. 10 категорий, основная из которых «сущность», отождествляемая с бытием. Остальные девять: «качество», «количество», «отноше­ние», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «об­ладание» — соотносятся с бытием через категорию «сущность», которые отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» Более общее, чем понятие.

3. Наука о законах мышления — логика (дал понятие дедуктив­ного метода познания). Формальная логика Аристотеля — сил­логистика — тесно связана с учением о бытии, с теорией истины, так как в логических истинах философ видел вместе с тем формы бытия.

4. Учение о материи и форме, где материя — пассивная возможность, потенция становления, а форма — активное начало, сущность бытия, действительность, т. е. то, чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование в ак­туальное сущее.

Общая причина движения — лишенность материи формы; следо­вательно, всякое движение —изменение, вызванное приоб­ретением материей какой-либо формы.

Все движения делятся на изменения в субстрате, качестве, количе­стве или местоположении вещи.

Цель изучения природы — причины движения, содержащиеся в са­мих вещах. Таких причин четыре:

- материальная (отвечает на вопрос «Из чего сделана эта вещь?»),

- формальная (отвечает на вопрос «Что это за вещь?»),

- действующая (отвечает на вопрос «Кто или что сде­лал эту вещь?»),

- целевая (отвечает на вопрос «Ради чего сделана эта вещь?»).

5. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Растительная душа обладает спо­собностью роста, питания и размножения, животная же душа еще обладает и чувством. Душа человека есть разумная душа, т. е, че­ловек отличается наличием мышления и разума, способностью жить в коллективе («общественное животное»). Но разум не за­висит от тела, он вечен и неизменен. Его Аристотель называл де­ятельным разумом и отличал от разума пассивного, в основном и присущего человеку. Моральный образец — Бог, или совершеннейший философ, «мыслящее себя мышление».

6. Учение о государстве.

Материальная причина государства — люди с их имуществом и территория проживания; после образования государства его чле­ны наделяются правами законосовещательной и судебной власти и становятся гражданами. Формальная причина государства — способ общения людей, гаран­тирующий самодостаточность их существования. Действующая причина государства — его верховная власть. Целевая причина — счастливая жизнь всех граждан государства.

«...Человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаи­мопомощи, безотчетно стремятся к совместному жительству» («Политика»).

В каждом государстве — три сословия: «очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посередине между теми и другими». Кто должен управлять государством, чтобы оно выполняло свое предназначение — богачи, неимущие или средние по достатку? — Ни первые, ни вторые. Государством должны управлять люди среднего достатка. Полития как регулярно сменяемая власть большинства среднего сословия, под­чиняющаяся только закону, — наилучший способ управления государ­ством. Правители получают решающее значение только в тех случаях, когда законы не дают однозначного решения.

 

Аристотель систематизировал и обобщил все философские знания, накопленные античной мыслью к 1У в. до н. э. разработана основная структура философского знания, введены в оборот и субординированы многие категории, которыми наука пользуется до сих пор. Аристотель положил начало существованию физики и формальной логики как самостоятельных дисциплин, разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии. В космологии Аристотель отверг учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую систему, существовавшую вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

В отличие от абсолютного идеализма Платона учение Аристотеля содержит материалистические положения. Сущность вещей Аристо­тель указывал в самих вещах. Материальное бытие Аристотель признает реальным существовани­ем, однако причину мира или конечный источник всякого движения он связывает с Богом как «неподвижным перводвигателем всего».

Вместе с учением Платона учение Аристотеля послужило идейной основой философии христианства.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: