Рис. 3.25. Динамический паспорт автомобиля:
О — начало координат динамической характеристики; 0 — начало координат графика контроля буксования; А, Б — характерные точки построения; ДІ—ДІV — динамический фактор по тяге на I—IV передачах; Н2 — искомая нагрузка; — значения скорости автомобиля; — динамический фактор по тяге при разных нагрузках; динамический фактор по сцеплению при разных коэффициентах продольного сцепления
нагрузок на автомобиль ось абсцисс его динамической характеристики продолжают влево и на ней в произвольном масштабе откладывают значения нагрузки на автомобиль, % (для грузовых автомобилей) или пасс, (для легковых автомобилей и автобусов). Из точки, соответствующей нулевой нагрузке, проводят вертикаль, на которой откладывают значения динамического фактора по тяге Д для снаряженного автомобиля (без груза или без пассажиров) в масштабе, определяемом по формуле где Da — динамический фактор по тяге для автомобиля с полной нагрузкой; G0 и G а — вес соответственно снаряженного автомобиля и автомобиля с полной нагрузкой.
Затем сплошными линиями соединяют одинаковые значения Динамических факторов D0 и Dа на осях ординат снаряженного и полностью груженого автомобилей.
График контроля буксования строят на номограмме нагрузок автомобиля. С помощью этого графика сопоставляют динамические факторы по тяге D и сцеплению Dcц целью определения возможности буксования ведущих колес при различных нагрузках на автомобиль.
Для построения графика контроля буксования сначала рассчитывают динамические факторы по сцеплению при разных нагрузках на автомобиль. При этом используют следующие выражения:
|
(3.23.)
где Do сц и Da сц— динамические факторы по сцеплению соответственно снаряженного автомобиля и автомобиля с полной на- грузкой; G0 и Gа — вес соответственно снаряженного и полностью груженого автомобилей; G02 и Gа2 — вес, приходящийся на ведущие колеса соответственно снаряженного и полностью груженогo автомобилей; φ х — коэффициент продольного сцепления ()
Последовательно подставляя значения коэффициента сцепления φ x в выражения (3.23), определяют динамические факторы по сцеплению D0СЦ и Dа сц. Найденные значения динамических факторов по сцеплению откладывают на вертикалях D0 и D номограммы нагрузок в том же масштабе, что и динамические факторы по тяге, и их одинаковые значения соединяют штриховыми линиями, над которыми указывают соответствующие значения φx
При решении задач по оценке тягово-скоростных свойств автомобиля из четырех параметров — скорости автомобиля , нагрузки на автомобиль Н, коэффициентов сопротивления дороги у и сцепления колес с дорогой φх — можно определить два любых параметра по двум другим заданным. При этом найденные значения коэффициента сопротивления дороги ψ будут максимально возможными, а значения коэффициента сцепления — минимально необходимыми для движения автомобиля при различных нагрузках. φx