Трансмиссия объединяет механизмы, передачи и сборочные единицы, с помощью которых вращение от коленчатого вала двигателя трансформируется, распределяется и переносится к движителям (ведущим колесам или гусеницам), валу отбора мощности и гидропроводу сельскохозяйственных машин.
При выполнении технологических операций сельскохозяйственного производства сопротивления движению, а следовательно, и скорости поступательного перемещения изменяются в широких пределах.
Трансмиссия служит для плавного трогания с места трактора, изменения его скорости и направления движения (вперед или назад), обеспечения длительной остановки без выключени двигателя, осуществления или облегчения поворота, а также для передачи крутящего момента рабочим органам агрегатируемых с трактором сельскохозяйственных машин и привода рабочего оборудования.
Трансмиссия трактора включает в себя муфту сцепления, соединительный вал, коробку передач, планетарные механизмы, главную и конечные передачи.
По способу трансформации вращательного движения различают ступенчатые, бесступенчатые и комбинированные трансмиссии.
По принципу действия трансмиссии могут быть механическими, гидравлическими, электрическими или комбинированными — гидромеханическими, электромеханическими т. п.
Отличительная особенность трансмиссий тракторов по сравнению со многими трансмиссиями автомобилей — передача механической энергии от двигателя не одним, а двумя или тремя потоками. Помимо передачи крутящего момента на ведущие колеса или звездочки, он передается к заднему и боковому ВОМ для привода рабочих органов сельскохозяйственных машин, а также насосам в гидроприводе сельскохозяйственных машин.
В конструкцию трансмиссий некоторых тракторов вводят дополнительные устройства, с помощью которых можно переключать передачи 23 разрыва потока мощности. К таким устройствам относят гидроподъёмные муфты переключения передач. Трансмиссии с этими устройствами устанавливают на тракторах ТЗ-100, МТЗ-102, Т-150, Т-150К, К-701. Отличительная особенность конструкции трансмиссии трактора -701 с колесной формулой 4К4 заключается в следующем: основной идущий мост передний; задний мост при необходимости может включаться или выключаться; функции муфты сцепления выполняет гидроподжимная муфта первой передачи. |
Техническое обслуживание сцеплений заключается в периодическом смазывании подшипников, своевременной подтяжке резьбовых соединений, проверке уплотнений, проверке и регулировке свободного хода педали и зазоров между отжимными рычагами и выжимным подшипником, контроле и регулировке тормоза. Исправность и надежность сцепления во многом зависят от правильного его использования.
|
О неполном включении сцепления свидетельствует буксование дисков, которое возникает в случае отсутствия зазора между выжимным подшипником и отжимными рычагами постоянно замкнутых сцеплений; износа фрикционных накладок дисков или попадания на них масла; поломки или ослабления нажимных пружин. Неполное выключение сцепления — результат коробления дисков от нагрева, а также увеличенного свободного хода педали или рычага.
При техническом обслуживании коробок передач периодически подтягивают все наружные крепления и соединения, своевременно доливают масло. Чтобы повысить срок службы коробки, необходимо правильно ею пользоваться: включать и выключать передачи только при полностью выключенном сцеплении, рычаг переключения передач перемещать плавно, без рывков. Если в механической коробке включение передачи затруднено вследствие совпадения зубьев сцепленных шестерен, надо при нейтральном положении рычага переключения включить на короткое время сцепление, чтобы повернуть ведущую шестерню, после чего включить передачу. При эксплуатации коробки передач с переключением скоростей без разрыва потока мощности необходимо следить за работой гидравлической системы трактора.
Во время технического обслуживания промежуточных соединений периодически проверяют состояние карданных шарниров. Если крестовина шарнира имеет большое осевое перемещение, подтягивают болты крышек, а при большом радиальном зазоре и появлении стуков и вибраций шарнир заменяют.
Обслуживание механизмов ведущих мостов предусматривает систематическую очистку от грязи; проверку и подтяжку креплений; контроль уровня, долив и замену масла; регулировку приводов механизмов поворота и тормозов, а также зацепления конических шестерен и зазоров в подшипниках.
В конечных передачах подтягивают крепления, своевременно контролируют уровень масла, доливают и заменяют его, предварительно промыв картеры дизельным топливом.
Обслуживание передних ведущих мостов и его приводов заключается в очистке от грязи, проверке креплений, доливке и замене масла.