Глава 2. Система следственного комитета и организация деятельности следственного комитета 4 глава




Необходимо отметить, что перечисленные в комментируемой статье принципы распространяются на всю деятельность Следственного комитета и применимы при осуществлении любого из установленных законодательством и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации полномочий. Кроме того, они взаимосвязаны между собой и представляют звенья единой системы принципов.

Анализ содержания рассматриваемой статьи позволяет выделить следующие принципы деятельности Следственного комитета:

единства;

централизации;

независимости;

гласности;

самостоятельности осуществления финансово-хозяйственных функций его отдельными подразделениями;

политической независимости (внепартийности).

Несмотря на то, что в комментируемой статье специально не выделен принцип законности, он как важнейшее общеправовое начало деятельности всех субъектов правоприменения имеет ключевое значение в деятельности Следственного комитета.

Этот принцип в деятельности Следственного комитета проявляется в следующем: требование соблюдения действующего законодательства всеми его должностными лицами при реализации полномочий в установленной сфере деятельности; необходимость урегулирования наиболее полным и точным образом всех аспектов этой деятельности; обеспечение определенных требований к деятельности Следственного комитета.

Наиболее значим принцип законности при осуществлении Следственным комитетом полномочий в сфере уголовного судопроизводства, порядок которого определен УПК РФ, основанным на Конституции Российской Федерации. В этой сфере рассматриваемый принцип означает, что должностные лица Следственного комитета не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ, нарушение руководителем следственного органа и следователем норм уголовно-процессуального закона при получении в ходе досудебного производства доказательств влечет признание их недопустимыми, все их процессуальные решения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Кроме того, в целом в своей деятельности Следственный комитет руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, комментируемым федеральным законом и другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете, а также иными нормативными правовыми актами РФ.

Поскольку права и свободы человека и гражданина нигде не ущемляются так, как в уголовном судопроизводстве, то вся деятельность субъектов правоприменения (Следственного комитета в том числе) в обозначенной сфере должна быть наиболее полно и точно урегулирована нормами действующего законодательства, ибо любой пробел в последних или неоднозначность их толкования может привести к нарушению этих прав и свобод, в ряде случаев невосстановимому.

Что касается реализации этого принципа в требованиях к самой деятельности Следственного комитета, то он выражается в нормах комментируемого закона, устанавливающих определенные условия для лиц, назначаемых на должности руководителей следственных органов и следователей, касающиеся их профессиональных и моральных качеств, уровня образования, ряда возрастных цензов для замещения определенных должностей, порядка назначения на должности, аттестации следственных работников.

Подчиненность деятельности Следственного комитета этим принципам позволяет эффективно достигать задачи, которые стоят перед ним, и наиболее полно реализовывать предоставленные полномочия в установленных сферах деятельности.

2. В части 1 комментируемой статьи закреплено два принципа деятельности Следственного комитета - единства и централизации.

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные следственные органы Следственного комитета и его учреждения, действующие на территории Российской Федерации, составляют единую систему.

Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) следственных органов и учреждений системы Следственного комитета осуществляется только Председателем Следственного комитета в соответствии с Положением о Следственном комитете.

Председатель Следственного комитета и подчиненные ему руководители следственных органов в пределах своей компетенции и предмета ведения вправе как принимать решения, обязательные для нижестоящих должностных лиц следственных органов, так и отменять принятые нижестоящими должностными лицами следственных органов решения и прекращать производимые ими процессуальные действия, осуществлять любое процессуальное полномочие нижестоящего должностного лица следственного органа, а также поручать нижестоящему руководителю следственного органа выполнение своих полномочий.

Например, при реализации полномочий в сфере уголовного судопроизводства каждый следователь и руководитель следственного органа обладают при производстве предварительного расследования равными процессуальными правами и обязанностями, осуществляют уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения от имени государства, то есть действуют в рамках единой федеральной системы следственных органов. Вышестоящий руководитель следственного органа системы Следственного комитета вправе отменить незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа, а также изъять любое уголовное дело из производства нижестоящего следственного органа этой системы и поручить производство дальнейшего расследования вышестоящему следственному органу либо другому равнозначному нижестоящему следственному органу, входящему в систему Следственного комитета. При организации работы по защите интересов Следственного комитета в судах по предъявленным к нему искам и заявлениям руководитель вышестоящего следственного органа (подразделения) Следственного комитета вправе передать свои полномочия по доверенности нижестоящему руководителю следственного органа (следственного подразделения).

Принцип централизации выражается в том, что нижестоящие руководители следственных органов (следственных подразделений) Следственного комитета подчиняются вышестоящим и Председателю Следственного комитета, а руководство всей системой Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации.

Президент Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности Председателя Следственного комитета, первого заместителя и заместителей Председателя Следственного комитета по его представлению, а также руководителей главных следственных управлений, следственных управлений по субъектам Российской Федерации, иных должностных лиц, для должностей которых предусмотрено присвоение высших специальных званий.

Руководители главных следственных управлений и следственных управлений по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета, их первые заместители и заместители (за исключением сотрудников, замещающих должности, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий) назначаются и освобождаются от должности Председателем Следственного комитета.

Руководители межрайонных следственных отделов, следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные, следственных подразделений Следственного комитета назначаются и освобождаются от должности заместителем Председателя Следственного комитета, курирующим кадровую работу.

Председатель Следственного комитета утверждает в пределах своей компетенции структуру и штатное расписание центрального аппарата, следственных органов и учреждений Следственного комитета. Между тем вопросы, касающиеся штатной численности Следственного комитета, количества заместителей Председателя Следственного комитета, количества и перечня должностей, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, отнесены к компетенции Президента Российской Федерации.

Вышестоящие руководители следственных органов системы Следственного комитета руководят работой нижестоящих руководителей и осуществляют контроль над нею.

Издаваемые Председателем Следственного комитета организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения, указания, утверждаемые им положения и инструкции) по вопросам деятельности Следственного комитета обязательны для исполнения всеми его сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками.

3. Приступая к комментарию части 2 данной статьи, следует отметить, что в ее пункте 1 изложен принцип независимости, а в пунктах 2 и 3 - принцип гласности.

Принцип независимости заключается в том, что все свои процессуальные и иные, решения и действия (по производству предварительного расследования и осуществлению других полномочий) каждый руководитель следственного органа и следователь осуществляют только на основе действующего закона, своего внутреннего убеждения и оценки материалов проверок сообщений о преступлениях и уголовных дел, произведенной в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности, и никто при этом не вправе воздействовать на них в какой-либо форме.

Таким образом, этот принцип состоит из нескольких важных элементов:

самостоятельность следователя и руководителя следственного органа в совершении процессуальных действий и принятии процессуальных решений, а также при осуществлении иных полномочий;

отсутствие возможности влияния, не предусмотренного законодательством Российской Федерации, на деятельность Следственного комитета со стороны каких-либо органов государственной власти и общественных структур;

недопустимость вмешательства в деятельность должностных лиц Следственного комитета и воспрепятствования ей со стороны иных государственных органов и общественных структур.

Процессуальная самостоятельность следователя обеспечивается, прежде всего, действующим уголовно-процессуальным законодательством. Так, согласно пункту 3 части 2 статьи 38 УПК РФ следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.

При этом гарантией процессуальной самостоятельности следователя выступает право обжаловать в случае несогласия указания руководителя следственного органа вышестоящему руководителю, решения прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков - вышестоящему прокурору, а также не соглашаться с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства.

Следует отметить, что судебный контроль, прокурорский надзор и процессуальный контроль не являются ограничением принципа независимости.

Проявлением принципа независимости следственных органов Следственного комитета в отношениях с органами власти выступает то, что должностные лица Следственного комитета не могут быть членами выборных, назначаемых, создаваемых и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, иные органы не вправе вмешиваться в деятельность следственных органов и учреждений Следственного комитета. Любое воздействие со стороны должностных лиц перечисленных органов на сотрудника Следственного комитета в целях влияния на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, а также меры уголовно-процессуального характера, налагаемые в судебном порядке.

К примеру, вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность следователя в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела является уголовно-наказуемым деянием, предусмотренным статьей 294 УК РФ. В уголовно-правовом порядке наказывается угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении следователя, а равно его близких в связи с производством предварительного расследования (статья 296 УК РФ), а также клевета в отношении следователя в связи с производством предварительного расследования (статья 298 УК РФ).

Как воспрепятствование может быть расценено недопущение следователя на территорию и в помещения федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, ограничение доступа к их документам и материалам, непредставление материалов и документов по запросам, представление фальсифицированных данных, невыделение специалистов и экспертов, отказ в проведении проверок и ревизий либо умышленное затягивание сроков их проведения, искусственное создание причин неявки по вызову для дачи пояснений и показаний и т.п. Преодоление такого противодействия возможно путем производства таких процессуальных и иных действий, как привод, обыск, выемка, использование помощи органов внутренних дел, иных сил обеспечения правопорядка, а также привлечение к ответственности за отказ от дачи показаний, заведомо ложные показания и т.д.

Кроме того, сотрудники Следственного комитета не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов. Вместе с тем руководитель следственного органа и следователь обязаны представлять материалы проверок сообщений о преступлениях, уголовных дел, а также объяснения любому вышестоящему руководителю следственного органа в силу действия принципа централизации и связанной с ним подчиненности нижестоящих руководителей вышестоящему и Председателю Следственного комитета.

В случаях, прямо предусмотренных законом, объяснения должны предоставляться суду. Так, в соответствии со статьей 125 УПК РФ в суд могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) руководителя следственного органа, следователя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Реализация принципа независимости обеспечивается также тем, что финансирование расходов на содержание Следственного комитета, его центрального аппарата, следственных органов, других органов, учреждений и организаций Следственного комитета осуществляется только за счет средств федерального бюджета.

Еще один из аспектов данного принципа закреплен в части 5 рассматриваемой статьи и касается запрета сотрудникам Следственного комитета совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (более подробно см. пункт 7 комментария к данной статье).

4. Как уже отмечено выше, в пунктах 2 и 3 части 2 комментируемой статьи закреплены нормативные положения, составляющие содержание принципа гласности.

Принцип гласности заключается в открытости деятельности Следственного комитета, доступности для граждан, общественности и средств массовой информации.

Обозначенный принцип имеет двоякую природу: с одной стороны, он отражает контроль за деятельностью следственных органов Следственного комитета со стороны общественности, с другой, - налицо обратная связь, выражающаяся в повышении уровня информированности населения о следственной и иной деятельности Следственного комитета и, как результат, создании реальной возможности для обращения граждан в Следственный комитет с сообщениями об известных им преступлениях и других нарушениях закона.

В деятельности Следственного комитета проявление этого принципа происходит по следующим направлениям:

1) взаимодействие со средствами массовой информации;

2) привлечение к осуществлению своих полномочий общественности и её информирование о своей деятельности;

3) ознакомление заинтересованных лиц с материалами контрольных производств по жалобам, материалами об отказе в возбуждении уголовного дела и уголовных дел;

4) информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о результатах следственной деятельности.

В соответствии с приказом Председателя Следственного комитета от 11.08.2011 N 127 "Об организации взаимодействия Следственного Комитета Российской Федерации со средствами массовой информации и общественностью" первые два направления реализации принципа гласности определены как одно из важнейших направлений деятельности следственных органов, учреждений и организаций Следственного комитета.

Взаимодействие со средствами массовой информации и общественностью должно способствовать формированию в обществе высокого уровня правосознания и активной гражданской позиции по вопросам содействия следственным органам в раскрытии преступлений, позитивного общественного мнения о принимаемых государством мерах в сфере уголовного судопроизводства и борьбы с преступностью, информированности общественности о результатах деятельности Следственного комитета и, в конечном итоге, повышению степени доверия общества к Следственному комитету.

Формы взаимодействия Следственного комитета и его подразделений со средствами массовой информации и общественностью различны, к примеру:

предоставление для публикации средствам массовой информации выступлений, видео-, фото-, аудио- и печатных материалов по актуальным вопросам деятельности;

осуществление личных встреч их руководителей с редакторами ведущих периодических изданий, электронных средств массовой информации, информационных агентств, с журналистами;

организация пресс-конференций и брифингов;

привлечение представителей средств массовой информации, общественных объединений и организаций для участия в заседаниях коллегий, совещаний, конференций и семинаров;

проведение встреч и "круглых столов" с представителями религиозных организаций и общественных объединений, а также направление им информации о своей деятельности;

выступление перед населением, трудовыми коллективами и в учебных заведениях;

публикация информации о следственной и иной деятельности на официальном сайте Следственного комитета и сайтах его подразделений;

издание собственных периодических изданий и ведомственных средств массовой информации;

деятельность Общественных советов при Следственном комитете, при главных следственных управлениях и следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации;

привлечение к деятельности следственных органов, учреждений и организаций Следственного комитета ветеранских организаций;

организация работы в Следственном комитете и его следственных органах "телефона доверия".

Большое значение придается информированию о деятельности Следственного комитета через сеть Интернет. Так, указом Президента Российской Федерации от 09.01.2012 N 47 утвержден Перечень информации о деятельности Следственного комитета Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет.

Об актуальности взаимодействия со средствами массовой информации свидетельствует создание в центральном аппарате Следственного комитета специального подразделения - Управления взаимодействия со средствами массовой информации, а также проводимый Следственным комитетом конкурс на лучшее освещение в них его деятельности.

Другим направлением реализации принципа гласности выступает ознакомление заинтересованных лиц с материалами контрольных производств по жалобам, материалами об отказе в возбуждении уголовного дела и материалами уголовных дел.

Порядок ознакомления с указанными материалами регламентируется ведомственными организационно-распорядительными документами и уголовно-процессуальным законом.

Например, по окончании проверки обращения гражданина по просьбе последнего с согласия должностного лица, уполномоченного принимать решение по существу этого обращения, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами по поводу его рассмотрения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (пункты 4.16-4.17 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19.09.2007 N 17).

Ознакомление с материалами проверки сообщения о преступлении производится только по письменному заявлению гражданина или его представителя (при наличии доверенности) с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета или его заместителя и лишь с теми, которые непосредственного затрагивают права и свободы этого гражданина, с соблюдением требований о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также частной, личной и семейной тайны других граждан (пункт 43 Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета от 03.05.2011 N 72).

Порядок ознакомления потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с материалами уголовного дела, производство следственных действий по которому завершено, определен статьей 216 УПК РФ, обвиняемого и его защитника - статьями 217-218 УПК РФ, законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого - пунктом 7 части 2 статьи 426 УПК РФ. Кроме того, указанные участники уголовного процесса вправе знакомиться и с некоторыми процессуальными документами в ходе предварительного расследования, а в ряде случаев ознакомить с ними - обязанность органа расследования.

И наконец, последнее направление реализации рассматриваемого принципа - это информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о результатах следственной деятельности.

Информирование о результатах деятельности Следственного комитета возможно в двух формах:

1) выступление на заседаниях указанных органов;

2) направление такой информации перечисленным органам.

Председатель Следственного комитета и его заместители информируют о результатах деятельности Следственного комитета федеральные органы государственной власти, руководители главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации - органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а руководители следственных органов городов, районов - органы местного самоуправления.

Следует также отметить, что при реализации принципа гласности должны неукоснительно соблюдаться гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей части и доброго имени, а также требований закона о недопустимости разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну и носящих конфиденциальный характер, в том числе составляющих тайну следствия (последние могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя и только в том объеме, в каком им это будет признано допустимым).

Помимо этого, необходимо учитывать выраженную Европейским Судом по правам человека позицию о недопустимости преждевременного заявления государственных должностных лиц о виновности обвиняемого в отсутствие вступившего в законную силу обвинительного приговора, как нарушающего принцип презумпции невиновности.

5. В части 3 рассматриваемой статьи закреплен принцип самостоятельности осуществления финансово-хозяйственных функций отдельными подразделениями Следственного комитета.

В число полномочий Следственного комитета входит обеспечение собственной деятельности, с реализацией которого корреспондирует рассматриваемый принцип. Основное содержание данного принципа составляет законодательное указание на то, что ряд подразделений Следственного комитета являются юридическими лицами, то есть они наделены атрибутами, необходимыми для участия в гражданско-правовых отношениях.

Так, законодателем правами, присущими юридическому лицу, наделены:

Следственный комитет;

Главное военное следственное управление;

главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам (в том числе подразделения указанных управлений по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

учреждения Следственного комитета.

Организация деятельности перечисленных следственных органов Следственного комитета определяется Положениями, утверждаемыми Председателем Следственного комитета. Они имеют свое наименование (как полное, так и сокращенное, к примеру, Следственный комитет Российской Федерации и СК России соответственно), счета, в том числе валютные, а также печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, иные печати, штампы, бланки установленного образца. В оперативном управлении они имеют объекты административного, социально-бытового и хозяйственного назначения. Кроме того, они подлежат внесению в единый государственный реестр юридических лиц.

В целях удовлетворения потребностей следственных органов, учреждений и организаций Следственного комитета приказом Председателя Следственного комитета от 30.09.2011 N 144 "О передаче полномочий государственного заказчика на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" главным следственным управлениям и следственным управлениям по субъектам Российской Федерации и приравненным к ним специализированным следственным управлениям и следственным отделам, учреждениям и организациям переданы полномочия государственного заказчика на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Кроме того, указанным подразделениям Следственного комитета разрешено осуществлять размещение заказов на закупку и поставку основных средств и материальных запасов, подлежащих закупке и поставке в централизованном порядке (служебный автотранспорт, компьютерная и оргтехника, криминалистическая и специальная техника, форменное обмундирование, специальные средства, орудие и боеприпасы) на основании плана закупок, утвержденного в центральном аппарате Следственного комитета, и с согласия последнего.

Неотъемлемым атрибутом в деятельности Следственного комитета как государственного органа и юридического лица выступают печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, порядок изготовления и использования которых определен приказами Председателя Следственного комитета от 20.11.2011 N 14 "О печатях Следственного комитета Российской Федерации с изображением Государственного герба Российской Федерации" и от 20.01.2011 N 15 "О работе в системе Следственного комитета Российской Федерации с документами, заверенными печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации".

В центральном аппарате Следственного комитета используются гербовые печати (основная и дополнительные) и малые гербовые печати. В главных следственных управлениях и следственных управлениях по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и следственных отделах, учреждениях, организациях, являющихся юридическими лицами, применяются их гербовые печати, а также гербовые печати входящих в их структуру межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные, следственных подразделений, не являющихся юридическими лицами.

Гербовые печати главных следственных управлений и следственных управлений по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов и входящих в их структуру следственных подразделений изготавливаются в одном экземпляре, а дополнительные - лишь с согласия Председателя Следственного комитета.

В центральном аппарате Следственного комитета, главных следственных управлениях и следственных управлениях по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и следственных отделах, учреждениях и организациях гербовой печатью заверяются следующие документы:

организационно-распорядительные и иные документы, подписанные Председателем Следственного комитета и его заместителями, а также руководителями следственных органов, учреждений и организаций и их заместителями по вопросам, отнесенным к их компетенции;

документы, направляемые компетентным органам иностранных государств и международных организациям, переводы юридических актов и документы, касающиеся заграничных командировок;

почетные грамоты и другие наградные документы;

доверенности; командировочные удостоверения;

финансовые и кадровые документы, в том числе справки о заработной плате, периодах работы в Следственном комитете, трудовые книжки и вкладыши в них, характеристики;

разрешения на право хранения и ношения огнестрельного оружия;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: