Необходимо отметить, что перечисленные в комментируемой статье принципы распространяются на всю деятельность Следственного комитета и применимы при осуществлении любого из установленных законодательством и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации полномочий. Кроме того, они взаимосвязаны между собой и представляют звенья единой системы принципов.
Анализ содержания рассматриваемой статьи позволяет выделить следующие принципы деятельности Следственного комитета:
единства;
централизации;
независимости;
гласности;
самостоятельности осуществления финансово-хозяйственных функций его отдельными подразделениями;
политической независимости (внепартийности).
Несмотря на то, что в комментируемой статье специально не выделен принцип законности, он как важнейшее общеправовое начало деятельности всех субъектов правоприменения имеет ключевое значение в деятельности Следственного комитета.
Этот принцип в деятельности Следственного комитета проявляется в следующем: требование соблюдения действующего законодательства всеми его должностными лицами при реализации полномочий в установленной сфере деятельности; необходимость урегулирования наиболее полным и точным образом всех аспектов этой деятельности; обеспечение определенных требований к деятельности Следственного комитета.
Наиболее значим принцип законности при осуществлении Следственным комитетом полномочий в сфере уголовного судопроизводства, порядок которого определен УПК РФ, основанным на Конституции Российской Федерации. В этой сфере рассматриваемый принцип означает, что должностные лица Следственного комитета не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ, нарушение руководителем следственного органа и следователем норм уголовно-процессуального закона при получении в ходе досудебного производства доказательств влечет признание их недопустимыми, все их процессуальные решения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
|
Кроме того, в целом в своей деятельности Следственный комитет руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, комментируемым федеральным законом и другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете, а также иными нормативными правовыми актами РФ.
Поскольку права и свободы человека и гражданина нигде не ущемляются так, как в уголовном судопроизводстве, то вся деятельность субъектов правоприменения (Следственного комитета в том числе) в обозначенной сфере должна быть наиболее полно и точно урегулирована нормами действующего законодательства, ибо любой пробел в последних или неоднозначность их толкования может привести к нарушению этих прав и свобод, в ряде случаев невосстановимому.
Что касается реализации этого принципа в требованиях к самой деятельности Следственного комитета, то он выражается в нормах комментируемого закона, устанавливающих определенные условия для лиц, назначаемых на должности руководителей следственных органов и следователей, касающиеся их профессиональных и моральных качеств, уровня образования, ряда возрастных цензов для замещения определенных должностей, порядка назначения на должности, аттестации следственных работников.
|
Подчиненность деятельности Следственного комитета этим принципам позволяет эффективно достигать задачи, которые стоят перед ним, и наиболее полно реализовывать предоставленные полномочия в установленных сферах деятельности.
2. В части 1 комментируемой статьи закреплено два принципа деятельности Следственного комитета - единства и централизации.
Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные следственные органы Следственного комитета и его учреждения, действующие на территории Российской Федерации, составляют единую систему.
Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) следственных органов и учреждений системы Следственного комитета осуществляется только Председателем Следственного комитета в соответствии с Положением о Следственном комитете.
Председатель Следственного комитета и подчиненные ему руководители следственных органов в пределах своей компетенции и предмета ведения вправе как принимать решения, обязательные для нижестоящих должностных лиц следственных органов, так и отменять принятые нижестоящими должностными лицами следственных органов решения и прекращать производимые ими процессуальные действия, осуществлять любое процессуальное полномочие нижестоящего должностного лица следственного органа, а также поручать нижестоящему руководителю следственного органа выполнение своих полномочий.
Например, при реализации полномочий в сфере уголовного судопроизводства каждый следователь и руководитель следственного органа обладают при производстве предварительного расследования равными процессуальными правами и обязанностями, осуществляют уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения от имени государства, то есть действуют в рамках единой федеральной системы следственных органов. Вышестоящий руководитель следственного органа системы Следственного комитета вправе отменить незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа, а также изъять любое уголовное дело из производства нижестоящего следственного органа этой системы и поручить производство дальнейшего расследования вышестоящему следственному органу либо другому равнозначному нижестоящему следственному органу, входящему в систему Следственного комитета. При организации работы по защите интересов Следственного комитета в судах по предъявленным к нему искам и заявлениям руководитель вышестоящего следственного органа (подразделения) Следственного комитета вправе передать свои полномочия по доверенности нижестоящему руководителю следственного органа (следственного подразделения).
|
Принцип централизации выражается в том, что нижестоящие руководители следственных органов (следственных подразделений) Следственного комитета подчиняются вышестоящим и Председателю Следственного комитета, а руководство всей системой Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации.
Президент Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности Председателя Следственного комитета, первого заместителя и заместителей Председателя Следственного комитета по его представлению, а также руководителей главных следственных управлений, следственных управлений по субъектам Российской Федерации, иных должностных лиц, для должностей которых предусмотрено присвоение высших специальных званий.
Руководители главных следственных управлений и следственных управлений по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета, их первые заместители и заместители (за исключением сотрудников, замещающих должности, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий) назначаются и освобождаются от должности Председателем Следственного комитета.
Руководители межрайонных следственных отделов, следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные, следственных подразделений Следственного комитета назначаются и освобождаются от должности заместителем Председателя Следственного комитета, курирующим кадровую работу.
Председатель Следственного комитета утверждает в пределах своей компетенции структуру и штатное расписание центрального аппарата, следственных органов и учреждений Следственного комитета. Между тем вопросы, касающиеся штатной численности Следственного комитета, количества заместителей Председателя Следственного комитета, количества и перечня должностей, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, отнесены к компетенции Президента Российской Федерации.
Вышестоящие руководители следственных органов системы Следственного комитета руководят работой нижестоящих руководителей и осуществляют контроль над нею.
Издаваемые Председателем Следственного комитета организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения, указания, утверждаемые им положения и инструкции) по вопросам деятельности Следственного комитета обязательны для исполнения всеми его сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками.
3. Приступая к комментарию части 2 данной статьи, следует отметить, что в ее пункте 1 изложен принцип независимости, а в пунктах 2 и 3 - принцип гласности.
Принцип независимости заключается в том, что все свои процессуальные и иные, решения и действия (по производству предварительного расследования и осуществлению других полномочий) каждый руководитель следственного органа и следователь осуществляют только на основе действующего закона, своего внутреннего убеждения и оценки материалов проверок сообщений о преступлениях и уголовных дел, произведенной в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности, и никто при этом не вправе воздействовать на них в какой-либо форме.
Таким образом, этот принцип состоит из нескольких важных элементов:
самостоятельность следователя и руководителя следственного органа в совершении процессуальных действий и принятии процессуальных решений, а также при осуществлении иных полномочий;
отсутствие возможности влияния, не предусмотренного законодательством Российской Федерации, на деятельность Следственного комитета со стороны каких-либо органов государственной власти и общественных структур;
недопустимость вмешательства в деятельность должностных лиц Следственного комитета и воспрепятствования ей со стороны иных государственных органов и общественных структур.
Процессуальная самостоятельность следователя обеспечивается, прежде всего, действующим уголовно-процессуальным законодательством. Так, согласно пункту 3 части 2 статьи 38 УПК РФ следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.
При этом гарантией процессуальной самостоятельности следователя выступает право обжаловать в случае несогласия указания руководителя следственного органа вышестоящему руководителю, решения прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков - вышестоящему прокурору, а также не соглашаться с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства.
Следует отметить, что судебный контроль, прокурорский надзор и процессуальный контроль не являются ограничением принципа независимости.
Проявлением принципа независимости следственных органов Следственного комитета в отношениях с органами власти выступает то, что должностные лица Следственного комитета не могут быть членами выборных, назначаемых, создаваемых и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, иные органы не вправе вмешиваться в деятельность следственных органов и учреждений Следственного комитета. Любое воздействие со стороны должностных лиц перечисленных органов на сотрудника Следственного комитета в целях влияния на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, а также меры уголовно-процессуального характера, налагаемые в судебном порядке.
К примеру, вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность следователя в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела является уголовно-наказуемым деянием, предусмотренным статьей 294 УК РФ. В уголовно-правовом порядке наказывается угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении следователя, а равно его близких в связи с производством предварительного расследования (статья 296 УК РФ), а также клевета в отношении следователя в связи с производством предварительного расследования (статья 298 УК РФ).
Как воспрепятствование может быть расценено недопущение следователя на территорию и в помещения федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, ограничение доступа к их документам и материалам, непредставление материалов и документов по запросам, представление фальсифицированных данных, невыделение специалистов и экспертов, отказ в проведении проверок и ревизий либо умышленное затягивание сроков их проведения, искусственное создание причин неявки по вызову для дачи пояснений и показаний и т.п. Преодоление такого противодействия возможно путем производства таких процессуальных и иных действий, как привод, обыск, выемка, использование помощи органов внутренних дел, иных сил обеспечения правопорядка, а также привлечение к ответственности за отказ от дачи показаний, заведомо ложные показания и т.д.
Кроме того, сотрудники Следственного комитета не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов. Вместе с тем руководитель следственного органа и следователь обязаны представлять материалы проверок сообщений о преступлениях, уголовных дел, а также объяснения любому вышестоящему руководителю следственного органа в силу действия принципа централизации и связанной с ним подчиненности нижестоящих руководителей вышестоящему и Председателю Следственного комитета.
В случаях, прямо предусмотренных законом, объяснения должны предоставляться суду. Так, в соответствии со статьей 125 УПК РФ в суд могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) руководителя следственного органа, следователя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.
Реализация принципа независимости обеспечивается также тем, что финансирование расходов на содержание Следственного комитета, его центрального аппарата, следственных органов, других органов, учреждений и организаций Следственного комитета осуществляется только за счет средств федерального бюджета.
Еще один из аспектов данного принципа закреплен в части 5 рассматриваемой статьи и касается запрета сотрудникам Следственного комитета совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (более подробно см. пункт 7 комментария к данной статье).
4. Как уже отмечено выше, в пунктах 2 и 3 части 2 комментируемой статьи закреплены нормативные положения, составляющие содержание принципа гласности.
Принцип гласности заключается в открытости деятельности Следственного комитета, доступности для граждан, общественности и средств массовой информации.
Обозначенный принцип имеет двоякую природу: с одной стороны, он отражает контроль за деятельностью следственных органов Следственного комитета со стороны общественности, с другой, - налицо обратная связь, выражающаяся в повышении уровня информированности населения о следственной и иной деятельности Следственного комитета и, как результат, создании реальной возможности для обращения граждан в Следственный комитет с сообщениями об известных им преступлениях и других нарушениях закона.
В деятельности Следственного комитета проявление этого принципа происходит по следующим направлениям:
1) взаимодействие со средствами массовой информации;
2) привлечение к осуществлению своих полномочий общественности и её информирование о своей деятельности;
3) ознакомление заинтересованных лиц с материалами контрольных производств по жалобам, материалами об отказе в возбуждении уголовного дела и уголовных дел;
4) информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о результатах следственной деятельности.
В соответствии с приказом Председателя Следственного комитета от 11.08.2011 N 127 "Об организации взаимодействия Следственного Комитета Российской Федерации со средствами массовой информации и общественностью" первые два направления реализации принципа гласности определены как одно из важнейших направлений деятельности следственных органов, учреждений и организаций Следственного комитета.
Взаимодействие со средствами массовой информации и общественностью должно способствовать формированию в обществе высокого уровня правосознания и активной гражданской позиции по вопросам содействия следственным органам в раскрытии преступлений, позитивного общественного мнения о принимаемых государством мерах в сфере уголовного судопроизводства и борьбы с преступностью, информированности общественности о результатах деятельности Следственного комитета и, в конечном итоге, повышению степени доверия общества к Следственному комитету.
Формы взаимодействия Следственного комитета и его подразделений со средствами массовой информации и общественностью различны, к примеру:
предоставление для публикации средствам массовой информации выступлений, видео-, фото-, аудио- и печатных материалов по актуальным вопросам деятельности;
осуществление личных встреч их руководителей с редакторами ведущих периодических изданий, электронных средств массовой информации, информационных агентств, с журналистами;
организация пресс-конференций и брифингов;
привлечение представителей средств массовой информации, общественных объединений и организаций для участия в заседаниях коллегий, совещаний, конференций и семинаров;
проведение встреч и "круглых столов" с представителями религиозных организаций и общественных объединений, а также направление им информации о своей деятельности;
выступление перед населением, трудовыми коллективами и в учебных заведениях;
публикация информации о следственной и иной деятельности на официальном сайте Следственного комитета и сайтах его подразделений;
издание собственных периодических изданий и ведомственных средств массовой информации;
деятельность Общественных советов при Следственном комитете, при главных следственных управлениях и следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации;
привлечение к деятельности следственных органов, учреждений и организаций Следственного комитета ветеранских организаций;
организация работы в Следственном комитете и его следственных органах "телефона доверия".
Большое значение придается информированию о деятельности Следственного комитета через сеть Интернет. Так, указом Президента Российской Федерации от 09.01.2012 N 47 утвержден Перечень информации о деятельности Следственного комитета Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет.
Об актуальности взаимодействия со средствами массовой информации свидетельствует создание в центральном аппарате Следственного комитета специального подразделения - Управления взаимодействия со средствами массовой информации, а также проводимый Следственным комитетом конкурс на лучшее освещение в них его деятельности.
Другим направлением реализации принципа гласности выступает ознакомление заинтересованных лиц с материалами контрольных производств по жалобам, материалами об отказе в возбуждении уголовного дела и материалами уголовных дел.
Порядок ознакомления с указанными материалами регламентируется ведомственными организационно-распорядительными документами и уголовно-процессуальным законом.
Например, по окончании проверки обращения гражданина по просьбе последнего с согласия должностного лица, уполномоченного принимать решение по существу этого обращения, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами по поводу его рассмотрения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (пункты 4.16-4.17 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19.09.2007 N 17).
Ознакомление с материалами проверки сообщения о преступлении производится только по письменному заявлению гражданина или его представителя (при наличии доверенности) с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета или его заместителя и лишь с теми, которые непосредственного затрагивают права и свободы этого гражданина, с соблюдением требований о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также частной, личной и семейной тайны других граждан (пункт 43 Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета от 03.05.2011 N 72).
Порядок ознакомления потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с материалами уголовного дела, производство следственных действий по которому завершено, определен статьей 216 УПК РФ, обвиняемого и его защитника - статьями 217-218 УПК РФ, законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого - пунктом 7 части 2 статьи 426 УПК РФ. Кроме того, указанные участники уголовного процесса вправе знакомиться и с некоторыми процессуальными документами в ходе предварительного расследования, а в ряде случаев ознакомить с ними - обязанность органа расследования.
И наконец, последнее направление реализации рассматриваемого принципа - это информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о результатах следственной деятельности.
Информирование о результатах деятельности Следственного комитета возможно в двух формах:
1) выступление на заседаниях указанных органов;
2) направление такой информации перечисленным органам.
Председатель Следственного комитета и его заместители информируют о результатах деятельности Следственного комитета федеральные органы государственной власти, руководители главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации - органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а руководители следственных органов городов, районов - органы местного самоуправления.
Следует также отметить, что при реализации принципа гласности должны неукоснительно соблюдаться гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей части и доброго имени, а также требований закона о недопустимости разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну и носящих конфиденциальный характер, в том числе составляющих тайну следствия (последние могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя и только в том объеме, в каком им это будет признано допустимым).
Помимо этого, необходимо учитывать выраженную Европейским Судом по правам человека позицию о недопустимости преждевременного заявления государственных должностных лиц о виновности обвиняемого в отсутствие вступившего в законную силу обвинительного приговора, как нарушающего принцип презумпции невиновности.
5. В части 3 рассматриваемой статьи закреплен принцип самостоятельности осуществления финансово-хозяйственных функций отдельными подразделениями Следственного комитета.
В число полномочий Следственного комитета входит обеспечение собственной деятельности, с реализацией которого корреспондирует рассматриваемый принцип. Основное содержание данного принципа составляет законодательное указание на то, что ряд подразделений Следственного комитета являются юридическими лицами, то есть они наделены атрибутами, необходимыми для участия в гражданско-правовых отношениях.
Так, законодателем правами, присущими юридическому лицу, наделены:
Следственный комитет;
Главное военное следственное управление;
главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам (в том числе подразделения указанных управлений по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;
учреждения Следственного комитета.
Организация деятельности перечисленных следственных органов Следственного комитета определяется Положениями, утверждаемыми Председателем Следственного комитета. Они имеют свое наименование (как полное, так и сокращенное, к примеру, Следственный комитет Российской Федерации и СК России соответственно), счета, в том числе валютные, а также печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, иные печати, штампы, бланки установленного образца. В оперативном управлении они имеют объекты административного, социально-бытового и хозяйственного назначения. Кроме того, они подлежат внесению в единый государственный реестр юридических лиц.
В целях удовлетворения потребностей следственных органов, учреждений и организаций Следственного комитета приказом Председателя Следственного комитета от 30.09.2011 N 144 "О передаче полномочий государственного заказчика на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" главным следственным управлениям и следственным управлениям по субъектам Российской Федерации и приравненным к ним специализированным следственным управлениям и следственным отделам, учреждениям и организациям переданы полномочия государственного заказчика на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Кроме того, указанным подразделениям Следственного комитета разрешено осуществлять размещение заказов на закупку и поставку основных средств и материальных запасов, подлежащих закупке и поставке в централизованном порядке (служебный автотранспорт, компьютерная и оргтехника, криминалистическая и специальная техника, форменное обмундирование, специальные средства, орудие и боеприпасы) на основании плана закупок, утвержденного в центральном аппарате Следственного комитета, и с согласия последнего.
Неотъемлемым атрибутом в деятельности Следственного комитета как государственного органа и юридического лица выступают печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, порядок изготовления и использования которых определен приказами Председателя Следственного комитета от 20.11.2011 N 14 "О печатях Следственного комитета Российской Федерации с изображением Государственного герба Российской Федерации" и от 20.01.2011 N 15 "О работе в системе Следственного комитета Российской Федерации с документами, заверенными печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации".
В центральном аппарате Следственного комитета используются гербовые печати (основная и дополнительные) и малые гербовые печати. В главных следственных управлениях и следственных управлениях по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и следственных отделах, учреждениях, организациях, являющихся юридическими лицами, применяются их гербовые печати, а также гербовые печати входящих в их структуру межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные, следственных подразделений, не являющихся юридическими лицами.
Гербовые печати главных следственных управлений и следственных управлений по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов и входящих в их структуру следственных подразделений изготавливаются в одном экземпляре, а дополнительные - лишь с согласия Председателя Следственного комитета.
В центральном аппарате Следственного комитета, главных следственных управлениях и следственных управлениях по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и следственных отделах, учреждениях и организациях гербовой печатью заверяются следующие документы:
организационно-распорядительные и иные документы, подписанные Председателем Следственного комитета и его заместителями, а также руководителями следственных органов, учреждений и организаций и их заместителями по вопросам, отнесенным к их компетенции;
документы, направляемые компетентным органам иностранных государств и международных организациям, переводы юридических актов и документы, касающиеся заграничных командировок;
почетные грамоты и другие наградные документы;
доверенности; командировочные удостоверения;
финансовые и кадровые документы, в том числе справки о заработной плате, периодах работы в Следственном комитете, трудовые книжки и вкладыши в них, характеристики;
разрешения на право хранения и ношения огнестрельного оружия;