Тема 1. Правовые основы банковского кредитования в Российской Федерации




  1. Законодательная база кредитно-банковской деятельности

Нормативно-правовые документы, составляющие банковское законодательство, условно можно расположить на трех ярусах.

Первый ярус содержит два блока законов:

о центральном банке;

о деятельности коммерческих банков.

Законы первого яруса регулируют деятельность банков в целом и проведение ими отдельных операций (кредитные, валютные операции, вексельное обращение, порядок при банкротстве банков, платежах и проч.).

Законы второго яруса, регулирующие параллельно действующие институты, затрагивают и банковскую деятельность: законы о бирже, акциях и ценных бумагах, ипотеке, трастах и трастовых операциях, финансово-промышленных компаниях, инвестиционных фондах и др.

На третьем ярусе находятся законы всеобщего действия: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, хозяйственное право. Их положения имеют решающее значение для банка, определяют идеологию его деятельности, место кредитных институтов в народном хозяйстве.

Первые банковские законы, регулирующие деятельность как эмиссионного, так и коммерческих банков, были приняты в 1990 г. Обанках и банковской деятельности в РСФСР и О Центральном банке РФ (Банке России): федеральный закон от 10.07.2002.

Они закрепляли многообразие форм собственности на банки, утверждали принципы рыночного хозяйства в банковском секторе, в том числе принцип, согласно которому государство не отвечает за деятельность банков, а банки - за деятельность государства.

В Законе о банках на новой основе определялись понятия «банк» и «банковская система», уточнялось, какие операции могли выполнять кредитные учреждения.

Первые банковские законы имели положительное значение, ибо устанавливали юридические нормы, закреплявшие новые «правила игры» в банковском секторе.

При всех положительных свойствах названные законы страдали явными недостатками. Зачастую они не были актами прямого действия, а как бы отсылали субъект к инструкциям Банка России.

Банковские законы не позволяли государству в полной мере осуществлять контроль за определенной частью банковских операций. Развитие рынка порождало создание инвестиционных фондов, которые принимали вклады от населения, не обеспечивая не только выплату обещанных дивидендов, но и возврат позаимствованных денежных средств. Законы 1990 г. не защищали вкладчиков от потерь и махинаций.

Законы 1990 г. не создавали систему банковской безопасности. Отсутствие системы страхования вкладов усиливало возможность банковских банкротств из-за массового оттока вкладов населения. Неустойчивость банковской системы усиливалась и тем, что банки не формировали у себя резервы, гарантирующие их ликвидность. Уже в 1993 и 1994 гг. началась работа по подготовке проектов новых законов.

Новые редакции банковских законов, регламентирующих деятельность эмиссионного и коммерческих банков, появились в 1995 и 1996 гг.: Закона о Банке России - 26 апреля 1995 г. и Закона о банках - 3 февраля 1996 г.

В качестве достижений новых редакций банковских законов можно выделить разграничение понятий «банк» и небанковское «кредитное учреждение». Банку России было предписано прекратить участие в капиталах кредитных учреждений, запрещено кредитовать бюджет (если это не предусмотрено федеральным законом о бюджете) и вменено в обязанность обеспечивать взаимодействие с банками и их ассоциациями при принятии наиболее важных решений нормативного характера. В новой редакции Закона о Банке России была более рельефно обозначена идея обеспечения стабильности банковской системы, введены новые обязательные нормативы: предельный размер неденежной части уставного капитала; размеры валютного, процентного и иных рисков; минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы.

Новые изменения в деятельность Банка России внес Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Последние изменения в Закон о банках и Закон о Банке России внесены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №246-ФЗ и вступили в силу с 1 января 2007 г.

Важным шагом в деле развития банковского законодательства стало принятие федеральных законов от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», от 8 июля 2004 г. №87-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций», от 23 декабря 2003 г. №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», от 30 декабря 2004 г. №218-ФЗ «О кредитных историях» и от 9 октября 1992 г. №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Законы, регулирующие банковскую деятельность, важны для банков, поскольку определяют законодательные нормы их функционирования, круг дозволенных и недозволенных операций, порядок лицензирования, ответственности и контроля.

Банковские законы важны и для клиентов банка. Они определяют «правила игры» в денежной сфере.

Помимо законов в системе банковского законодательства присутствуют инструкции, положения, распоряжения и разъяснения центрального банка, которые клиент также должен знать и которыми он должен руководствоваться.

Значительна роль банковского законодательства и в развитии всего народного хозяйства. Банки принимают активное участие в перераспределении ресурсов, концентрируют огромные денежные капиталы, предоставляют денежные средства для текущих операций и долгосрочных инвестиций, могут ускорять или замедлять темпы экономического развития. Банки (при всей их осторожности) способны содействовать перепроизводству товаров, формированию кризисной ситуации. Банки тоже терпят крах. Если учесть, что кредитные учреждения работают преимущественно не на своих, а на чужих деньгах, в том числе сбережениях частных лиц, то станет ясно, что это может вызвать нежелательные социальные последствия.

 

  1. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России

Денежно-кредитная политика (ДКП) является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой — обеспечение экономического роста и повышения благосостояния населения. Объектами регулирования выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций. Предметами регулирования являются банковские резервы, процентная ставка и валютный курс. Конечная цель денежно-кредитной политики — поддержание ценовой стабильности, устойчивости национальной валюты, долговременного экономического роста.

К инструментам денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ относятся:

изменение ставки рефинансирования,

изменение норм обязательных резервов,

операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой,

а также внедрение кредитных ограничений.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

В случае повышения Центральным Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. То есть, изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков.

Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального Банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки Центрального Банка означает переход к новой денежно - кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно - кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

ЦБ РФ проводит политику обязательных резервов, которая заключается в формировании кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам.

Минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном Банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов), либо активных (кредитных вложений) операций.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный Банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным Банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный Банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Центральном Банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном Банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

Следующим методом денежно - кредитной политики являются операции на открытом рынке. Этот метод заключается в том, что Центральный Банк осуществляет операции купли - продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот.

Ограничение кредитования - этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов.

В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.

Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов Центральный Банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального Банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

 

  1. Основы взаимоотношений Банка России с кредитными организациями

В соответствии с Федеральным законом«О банках и банковской деятельно­сти» (в редакции ФЗ от 3 февраля 1996 г.) банковская система Российской Феде­рации включает в себя: Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. В вышеуказанном Законе раскрыва­ются понятия: «кредитная организация», «банк»,«небанковская кредитная орга­низация», «иностранный банк».

Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Кредитные организации, в свою очередь, по объему и характеру выполня­емых банковских операций подразделяются на две группы - банки и небан­ковские кредитные организации.

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, тор­говой и страховой деятельностью.

Банки - это такие кредитные организации, которые имеют исключитель­ное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на усло­виях возвратности, платности, срочности(кредитование);

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковские кредитные организации - это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предус­мотренные в законодательстве. Сочетание указанных операций устанавливает Банк России.

Иностранным является банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Кредитная организация, Банк России гаранти­руют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспонден­тов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об опера­циях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоре­чит федеральному закону.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществля­ющих предпринимательскую деятельность без образования юридического ли­ца, выдаются им самим, судам и арбитражным судам(судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налого­вой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предус­мотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии санкции прокурора - органам предварительного следствия по делам, находя­щимся в их производстве.

При недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и вы­полнения принятых на себя обязательств кредитная организация может обра­щаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях. Кредитные организации по кругу совершаемых банковских операций и других сделок, по территории своей деятельности, по организационно-правовой фор­ме, по источникам формирования уставного фонда и иным критериям значи­тельно отличаются друг от друга.

Классифицируя многочисленные кредитные организации, следует назвать такие виды, как универсальные(совершающие широкий круг банковских опе­раций и других сделок),специализированные (совершающие какой-либо один вид банковских услуг),региональные и общероссийские.

Банк России является главным банком Российской Федерации. С целью осу­ществления согласованных мер по реализации экономической политики Прави­тельства РФ председатель Банка России участвует в его заседаниях. Министр финансов РФ и министр экономики РФ участвуют в заседаниях Совета дирек­торов Центрального банка РФ с правом совещательного голоса.

Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с банками и другими кредитными организациями определяются тем, что, с одной сторо­ны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой стороны, Банк России - юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями. В от­личие от правового статуса ранее действовавшего Государственного Банка СССР, Банк России непосредственно не контролирует деятельность хозяйст­вующих субъектов, а осуществляет банковское регулирование и надзор за де­ятельностью банков и других кредитных организаций, принимает меры по защите интересов вкладчиков; для обеспечения стабильности банковской си­стемы создает страховой фонд за счет обязательных отчислений кредитных организаций на условиях и в порядке, определяемых Банком России.

Банк России имеет право предоставлять российским и иностранным кредит­ным организациям, Правительству РФ кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установ­лено федеральным законом о федеральном бюджете. Обеспечением для креди­тов Банка России могут выступать:

- золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

- иностранная валюта;

- векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;

- государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспе­чения кредитов Банка России, определяются Советом директоров. В случаях, устанавливаемых Советом директоров, обеспечением могут выступать другие ценности, а также гарантии и поручительства. Банк России кроме кредитова­ния, о чем шла речь выше, имеет право совершать широкий круг других банков­ских операций, обслуживая не только кредитные организации, но и представи­тельные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, их учреждения и организации, государственные внебюджет­ные фонды, воинские части, военнослужащих, служащих Банка России, а так­же иных лиц, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юри­дического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефи­нансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.

Банк России, согласно законодательству, является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функциониро­вания кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

Как орган управления кредитной системы РФ, он, осуществляя функции ре­гулирования, вправе издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции в области банковского кредитования.

В соответствии с законодательством Банк России осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредит­ных организаций. Указанный контроль осуществляется в процессе рассмотре­ния вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право со­вершения банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте.

Банк России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном бан­ке Российской Федерации (Банке России)»в целях обеспечения устойчивос­ти кредитных организаций может устанавливать им определенные обязатель­ные нормативы:

1. Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кре­дитных организации; минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций. Минимальный размер собствен­ных средств (капитала) устанавливается как сумма уставного капитала, фон­дов кредитной организации и нераспределенной прибыли. Об увеличении минимального размера собственных средств (капитала) Банк России офици­ально объявляет не позднее чем за три года до момента его введения.

Уставный капитал кредитной организации составляется из вкладов (но­минальной стоимости акций) ее учредителей (участников). Вклады в устав­ный капитал могут быть в виде:

- денежных средств;

- материальных активов. Внесенные в уставный капитал кредитной орга­низации в установленном порядке материальные активы (банковское обору­дование, здания, помещение, кроме незавершенного строительства, в кото­ром располагается кредитная организация, другое имущество) становятся ее собственностью.

Не могут быть внесены в уставный капитал кредитной организации нема­териальные активы (в т. ч. права аренды помещения) и ценные бумаги.

2. Предельный размер неденежой части уставного капитала кредитной организации не должен превышать 20 процентов в первые два года деятельно­сти кредитной организации и 10 процентов в последующие годы (с учетом сумм, направленных в уставный капитал по результатам капитализации пе­реоценки неденежной части уставного капитала).

3. Максимальный размер риска на единого заемщика или группу связанных за­емщиков устанавливается в процентах от собственных средств кредитной орга­низации. При определении размера риска учитываются вся сумма кредитов кре­дитной организации данному заемщику или группе связанных заемщиков, а также гарантии и поручительства, представленные организацией заемщику или группе заемщиков.

4. Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собствен­ных средств кредитной организации.

Крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручи­тельств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственных средств кре­дитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не мо­жет превышать 25% собственных средств кредитной организации. Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций.

5. Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) устанав­ливается как процентное соотношение величины вклада, полученных гаран­тий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной организации.

6. Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:

- соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и ти­пов активов и пассивов и других факторов;

- соотношение ее ликвидных активов(наличные денежные средства, тре­бования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легкореа­лизуемые активы) и суммарных активов.

Всего в законодательстве предусмотрено двенадцать обязательных норма­тивов, которые могут быть установлены Банком России.

С помощью обязательных нормативов Банк России воздействует на деятель­ность кредитных организаций, способствует созданию условий для устойчивого их функционирования, поддерживает стабильность кредитной системы России. При установлении обязательных нормативов для кредитных организаций возни­кают общественные отношения, по своему характеру относящиеся к сфере фи­нансовой деятельности данных хозяйствующих субъектов; при их правовом ре­гулировании применяется метод «власти и подчинения».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: