Архитектурные памятники.




В конце CVIII-начале CIC века бывшая царская резиденция переживает время коренных изменений, когда постепенно исчезают старые постройки, уступая место сооружениям классицизма.

В настоящее время, несмотря на разнородность стиля отдельных построек и элементов садово-паркового искусства, определился единый художественный образ старинного сада, расположенного в центре города. Архитектурные сооружения Летнего сада, за исключением решеток, утратили давно свое функциональное назначение, давно превратились в памятники русской истории и культуры.

Заповедным стал северо-восточный участок сада с Летним дворцом Петра I. Небольшое двухэтажное здание, напоминающее дома голландских бюргеров начала CVIII в., с дверью, выходящей прямо в сад, оно прекрасно передает архитектурные вкусы времени. Установленная в центре скульптурная группа “Мир и изобилие” со своей прихотливо изрезанной линией контура очень хорошо существует в противопоставлении с плоскостью стены дворца, гладкой зеленью газона и геометрической четкостью Невской ограды.

Решетка со стороны Невы справедливо считается архитектурным шедевром. Строгость и простота рисунка, прекрасные пропорции, ритмическое чередование гранитных колонн с металлическими звеньями создают впечатление удивительной легкости и монументальности. Отметим еще раз, что решетку устанавливали не как декоративное украшение, а как сооружение, необходимое при планировке и оформлении набережной. Она органично вписалась в городской пейзаж и стала неотъемлемой частью Летнего сада.

Архитектурные памятники CIC века расположились в центральной части сада.

При строительстве Кофейного домика К.И. Росси использовал фундамент и частично стены петровского грота, сохранил его внутреннюю структуру. Это одноэтажное прямоугольное в плане кирпичное здание с низким куполом на крыше и железной кровлей, декорированное скульптурными барельефами, в CIC веке было окружено чугунными цветниками-треножниками, отлитыми также по рисунку Росси. Сейчас два из них установлены перед входом в павильон.

Недалеко от Кофейного домика среди зеленого массива находится Чайный домик. Этот небольшой павильон интересен как одна из немногих деревянных построек, сохранившихся с начала CIC века.

Еще одно сооружение CIC века-решетка со стороны улицы Пестеля-по своим художественным качествам, конечно, уступает Невской ограде. Но, несмотря на это, она также вошла в пейзаж сада, воспринимается в единстве с Карпиевым прудом, вазой эльфдальского порфира, зеленой листвой. Небольшая высота решетки дает возможность еще за пределами сада любоваться спокойной гладью Карпиева пруда и уходящими вдаль тенистыми аллеями.

 

 

Глава 5.

Дворцовые интерьеры.

В начале CVIII в. огромное значение для развития новых форм архитектуры и быта в Росии имело основание Петербурга.

В первой четверти CVIII в. в убранстве интерьера сильны были влияния предыдущего столетия.

Архитектурное убранство дворцов и хором отличалось необычайной пышностью и красочностью. Декорировка внутренних помещений также была насыщена разнообразными по цветовым сочетаниям росписями и фигурной резьбой. В CVII в. мастера работали в технике традиционной фресковой живописи, располагая целые композиции на потолках или стенах. Темами для этих изображений выбирались библейские легенды; популярной была также и декоративно-орнаментальная роспись. В отделке стен широкое распространение получили ткани, главным образом, разноцветные сукна и “золотые” или “басменные” кожи с рельефным рисунком. Двери обивались яркими сукнами, а расположенные в затейливом узоре гвозди с серебряными большими шляпками превращались в орнаментальный рисунок. Резьба украшала верхние части окон и дверей.

Архитектура петровского времени, тесно связанная с государственными задачами, была глубоко своеобразна. Образцами для застройки Петербурга стали типовые проекты домов. “Дом для именитых” представлял собою двухэтажное здание с большими окнами и симметричным планом. В последовательности расположения комнат появляются свои правила, заимствованные из Западной Европы. Так, в Летнем дворце и в других дворцах кабинет хозяина был устроен около спальни. Появление же танцевальных, токарных комнат, голландских кухонь свидетельствует о распространении новых форм быта.

Во внутренней отделке помещений соединились черты древнерусского и западноевропейского жилища. Так же широко используются ткани, но сукна постепенно вытесняются ярко окрашенными узорными штофами и бархатами. Надо отметить, что цветовые контрасты, резкие сочетания очень характерны для петровского интерьера, что свидетельствует о продолжении национальных традиций CVII в.. Такой излюбленный материал, как дерево, применяется русскими мастерами в большом количестве и для отделки петербургских дворцов. На устройство панелей в нижней части стен шел дуб или орех, как мы видим это в Летнем дворце Петра I.

То же можно сказать и об изразцах, которыми в начале CVIII в. облицовывались не только печи, но и панели, а порой стены и потолки. В Летнем дворце Петра I стены поварен выложены изразцами. В петербургских домах становится модной отделка на голландский манер. Изразцы как декоративно-отделочный материал в большом количестве вывозятся из Голландии. Интерьеры заполняются белыми с синим рисунком плитками, на которых изображены бытовые сценки, пейзажи, морские виды и библейские легенды. Многие комнаты в царском дворце украшают нарядные изразцовые печи. В начале CVIII в. они остаются по конфигурации достаточно разнообразными, порой многоярусными, установленными на точеные ножки.

Интересно отметить, что пришедшие с запада камины в петербургских домах устраивались часто в соединении с печью, что диктовалось условиями сурового климата. В Летнем дворце такое совмещение можно увидеть во второй приемной Петра I и тронной Екатерины I. Побеленная поверхность каминов гармонично сочетается с сине-белым узором печей.

Неотъемлемой частью декоративного убранства интерьера в России всегда были росписи и фигурная резьба. Теоретичесие основы нового архитектурного стиля сделали ненужными богатые украшения окон, дверей и в целом фасадов зданий. Поэтому в начале CVIII в. резчики работали, в основном, по изготовлению деревянных панно, балюстрад и других предметов декоративно-прикладного убранства.

Проникновение светских элементов в искусство петровского времени отражается и на оформлении интерьера. Традиционные ранее росписи постепенно заменяются станковой живописью. Плафоны на потолках, медальоны на стенах включаются в общую декоративную канву внутреннего убранства комнат.

В CVIII в. важнейшей целью синтеза искусств, в котором заключается искусство оформления интерьера, постепенно становится создание художественно жилой среды, утверждающей высокое значение повседневной жизни.

Если в первые годы строительства Петербурга внутренний облик помещений в домах носил строгий деловой характер, то в дальнейшем намечаются новые тенденции. Стремление к большей нарядности и богатству в убранстве интерьера диктовалось усилением абсолютизма и дворянского класса в целом.

В одной из комнат второго этажа- Зеленом кабинете- сохранилась первоначальная отделка стен с петровского времени. Работы по декорировке комнаты выполнялись крепостными русскими мастерами в конце 10-х годов CVIII в.. Деревянные резные панно с живописным орнаментальным рисунком, профилированные резные пилястры с позолоченными капителями, живописные медальоны с аллегорическим изображением частей света, расположенные на фоне стен, окрашенных в зеленый цвет, составляют художественное убранство Зеленого кабинета. Непосредственно в стене устроены три шкафа для хранения коллекций. В Зеленом кабинете связь живописных элементов, резного декора, со вкусом подобранной окраски стен создает в целом интересный художественный образ интерьера, гармонично сливающегося с окружающей природой парка.

Восстановление интерьеров Летнего дворца Петра I связано с большими трудностями, так как не всегда находятся документы, подробно рассказывающие о внутренней отделке комнат. Однако постепенно комнатам Летнего дворца Петра I был возвращен их первоначальный облик.

 

Глава 6.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: