Макрофакторы социализации ( страна, общество, государство). Их влияние на воспитание и социализацию человека.




Страна. Страна -- понятие главным образом географическое. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может находиться под властью другой страны (то есть быть колонией или подопечной территорией). Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические условия влияют на плотность населения, рождаемость, распространение тех или иных видов труда, на состояние здоровья людей, некоторые болезни. Так, климат влияет на активность человека: слишком жаркий парализует энергию, слишком холодный отвлекает часть энергии на борьбу за поддержание существования. Геофизические условия принуждают людей к преодолению объективно существующих трудностей или облегчают их труд и хозяйственное развитие. Современный мир насыщен глобальными проблемами, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества: экологическими (загрязнение окружающей среды), экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений. Общество Общество – это целостный организм со своей экономической и социальной структурами, идеологией и культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности человека. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социаль­ных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, воз­растные, профессиональные и иные номиналь­ные и реальные группы, а также государство. Условия общества, влияющие на социализацию, определяются уровнем экономического, социально-политического и культурного развития общества. Уровень экономического развития общества определяет: - уровень жизни; - образ жизни, качество жизни его членов; - возможности каждого человека реализовать свой собственный стиль жизни. Современная ситуация характеризуется появлением ряда социальных слоев общества, имеющих специфические ценностные ориентации, стиль жизни, интересы. Они специфически влияют на социализацию детей, подростков, юношей, взрослых и не только из данного слоя, но и для других слоев населения. Сложная социальная структура общества определяет многообразие вариантов социализации человека, ведет к неоднозначности ее результатов в каждом конкретном случае. Общество имеет и возрастную стратификацию – подростки, юношество, молодежь, взрослые, старики. Отношения между поколениями имеют свою специфику. Выделяют 3 типа общества по типу отношений: - общество постфигуративного типа – старшие люди – это модель поведения для молодых, а традиции передаются из поколения в поколение; - общество кофигуративного типа – модель поведения – это их современники – сверстники; - общество префигуративного типа – не только младшие учатся у старших, сверстников – но и старшие учатся у младших ® это характерно для современных обществ. На социализацию влияет политическая система общества, его идеология, мораль, культура. В современном обществе идет процесс разграничения государства и общества. Весьма непросто приоритетными становятся общечеловеческие ценности. На социализацию подрастающего поколения влияют качественные характеристики полоролевой структуры общества, которые определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола. Например, равенство полов в Европе и патриархат в ряде обществ Азии и Африки. Государство -- понятие политико-юридическое. Оно характеризует совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд), осуществляющих управление обществом, является звеном политической системы общества, обладающим властными функциями. Государство можно рассматривать с трех сторон: как фактор стихийной социализации, так как характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан; как фактор относительно направляемой социализации, так как государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.; как фактор социально контролируемой социализации, так как государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: