Учебный вопрос №6
Тормозные башмаки, пришедшие в негодность в процессе эксплуатации, изымаются с рабочего места для дальнейшего их ремонта или исключения из инвентаря (утилизации).
В случае изъятия тормозного башмака для восстановления окраски или маркировки (клеймения), изъятия из эксплуатации тормозного башмака пришедшего в негодность, а также при утере тормозного башмака, работник, ответственный за его сохранность делает соответствующую отметку в Журнале на рабочем месте. При сдаче и приеме дежурства сменный работник обязан указать номер тормозного башмака сданного в ремонт, на утилизацию или утерянного. Данная запись дублируется работниками при приеме-сдаче дежурства до момента возвращения (замены или ввода нового) тормозного башмака.
Допускается изымать из эксплуатации тормозной башмак для восстановления окраски или маркировки (клеймения) на срок не более пяти суток.
![]() |
По факту изъятия из эксплуатации пришедшего в негодность тормозного башмака начальником станции (или лицом, исполняющим его обязанности), заместителем начальника станции или главным инженером, совместно с работником, ответственным за сохранность тормозных башмаков, составляется акт, а также напротив номера каждого изъятого тормозного башмака в графе № 9 «Примечание» Книги делается соответствующая запись.
Рис.334 Акт изъятия тормозного башмака из эксплуатации
Тормозные башмаки, выделенные для замены неисправных тормозных башмаков, применяемых для торможения вагонов, а также изъятые из работы неисправные тормозные башмаки, до передачи их в места постоянного хранения, должны храниться отдельно, в специально выделенных стеллажах, ящиках или служебных помещениях.
Взамен изъятого из эксплуатации (для утилизации) или утерянного тормозного башмака в течение пяти суток выдается новый тормозной башмак с соответствующей маркировкой (клеймом).
Маркировку (клеймение) тормозных башмаков, исключенных из инвентаря, забивают или перечеркивают механическим способом.
При выявлении утери тормозного башмака с территории станции начальник станции (или лицо, исполняющее его обязанности) немедленно принимает меры по поиску утерянного тормозного башмака. Если в течение одного часа с момента выявления факта утери, розыскные действия не дадут положительного результата (тормозной башмак не найдется), об утере, по телефонным средствам связи, уведомляются подразделения ведомственной охраны железнодорожного транспорта России и правоохранительных органов. После передачи уведомления по телефону, начальник станции (или лицо, исполняющее его обязанности) предоставляет в подразделение правоохранительных органов письменное заявление об утере тормозного башмака. Копия заявления с отметкой подразделения правоохранительных органов об его получении хранится в делах станции.
Начальник станции (или лицо, исполняющее его обязанности) в течение трех часов с момента выявления факта утери тормозного башмака (если он не найдется) направляет в Центральную дирекцию управления движением, дирекцию, центр, аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги, в подразделения, расположенные в границах железной дороги (в которых применяются тормозные башмаки), информационную телеграмму об утере тормозного башмака. Копия данной телеграммы направляется в подразделения ведомственной охраны железнодорожного транспорта России и правоохранительных органов.
При утере тормозного башмака составляется акт с указанием его маркировки (клеймения), даты, времени и места его потери. Акт подписывается работником, непосредственно ответственным за сохранность утерянного тормозного башмака, а также руководителем соответствующей смены, в которой допущена утеря (диспетчером маневровым станции, дежурным по станции и т.п.).
Акт передается начальнику станции (или лицу, исполняющему его обязанности) для расследования случая утери тормозного башмака. Начальник станции (или лицо, исполняющее его обязанности) не позднее трех суток с момента утери тормозного башмака проводит разбор по данному случаю с определением меры ответственности причастных работников (вплоть до освобождения виновных от занимаемой должности).
Копии акта, заявления в подразделение правоохранительных органов и протокола разбора предоставляются начальнику дирекции и центра.
![]() |
По истечению одних суток с момента утери тормозного башмака, в графе 9 Книги (напротив утерянного тормозного башмака) начальник станции (или лицо, исполняющее его обязанности) делает отметку об утере тормозного башмака –
Рис. 335 Книга инвентаря строго учета
«утерян», с указанием даты составления акта, его номера, номера и даты информационной телеграммы. После этого взамен утерянного тормозного башмака выдается новый тормозной башмак с соответствующей маркировкой (клеймением).
Получив информационную телеграмму об утере тормозного башмака, начальник станции (или лицо, исполняющее его обязанности) установленным порядком вносит в тематику предсменного инструктажа или планерного совещания с работниками станции, информацию о факте утраты тормозного башмака и мерах по исключению аналогичных случаев.
Действия при обнаружении или возврате тормозного башмака:
Если ранее утерянный тормозной башмак будет найден или возращен, начальник станции обязан сообщить об этом (если информация об утере была передана), соответственно, в Центральную дирекцию управления движением, дирекцию, центр, аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги, в подразделения ведомственной охраны железнодорожного транспорта России и правоохранительных органов.
Если ранее утерянный тормозной башмак, взамен которого не был выдан новый тормозной башмак, но при этом были составлены соответствующие документы и сделаны отметки об утере, будет найден или возвращен, то в графе 3 Книги (напротив тормозного башмака) записывается дата, а в графе 4 делается отметка - «возвращен». Исправный тормозной башмак передается на рабочее место. Неисправный тормозной башмак исключается из инвентаря.
Если ранее утерянный тормозной башмак, взамен которого был выдан новый тормозной башмак с соответствующей маркировкой (клеймом), будет найден или возвращен исправным, информация об обнаруженном тормозном башмаке вносится в Книгу с заполнением граф 1, 3 и 4. В графе 3 записывается дата обнаружения тормозного башмака, в графе 4 - «возвращен», маркировка (клеймо) забивается механическим способом. Обнаруженный исправный тормозной башмак вводится в эксплуатацию установленным порядком с обязательным заполнением соответствующих граф Книги.
Если ранее утерянный тормозной башмак, взамен которого был выдан новый тормозной башмак с соответствующей маркировкой (клеймом), будет найден или возвращен неисправным, информация об обнаруженном тормозном башмаке вносится в Книгу с заполнением граф 1, 3 и 4. В графе 3 записывается дата обнаружения тормозного башмака, в графе 4 - «возвращен». Данный неисправный тормозной башмак исключается из инвентаря.
Если будет выявлен тормозной башмак, не принадлежащий станции, начальник станции (или лицо, исполняющее его обязанности) в суточный срок направляет в дирекцию, центр, аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги, в причастное подразделение (при наличии маркировки (клейма)) или в подразделения (при отсутствии маркировки (клейма)), расположенные в границах железной дороги (в которых применяются башмаки), информационную телеграмму об обнаруженном тормозном башмаке.
При выявлении тормозного башмака, не принадлежащего станции, составляется акт с его описанием, датой, временем и местом его обнаружения, который подписывается начальником станции (или лицом, исполняющим его обязанности), а также работником, обнаружившим данный тормозной башмак. Тормозной башмак должен храниться на станции не менее трех месяцев с момента обнаружения. По истечению указанного срока тормозной башмак утилизируется. Для его утилизации составляется отдельный акт с указанием, что он не принадлежит станции, который подписывается начальником станции (или лицом, исполняющим его обязанности) и работником, ответственным за хранение (до ввода и после изъятия из эксплуатации), учет и выдачу (передачу) тормозных башмаков. Маркировка (клеймение) тормозного башмака забивается или перечеркивается механическим способом.
Начальник станции (или лицо, исполняющее его обязанности) получив информационную телеграмму, с подтверждением принадлежности тормозного башмака станции, обязан не позднее трех суток провести разбор по данному случаю с определением меры ответственности причастных работников (вплоть до освобождения виновных от занимаемой должности). Должен проинформировать подразделение, приславшее телеграмму, о принадлежности обнаруженного тормозного башмака и способе его возврата.
При передаче тормозного башмака, не принадлежащего станции, подразделению, к которому он приписан (согласно маркировки (клеймения)), составляется акт приема-передачи. Акт составляется в двух экземплярах: первый экземпляр хранится в делах станции, передающей тормозной башмак, второй экземпляр передается представителю подразделения, который прибыл за тормозным башмаком.
![]() |
Рис. 336 Форма акта об утере тормозного башмака
Акты об утере тормозных башмаков, заявления в подразделения правоохранительных органов об утере тормозных башмаков, акты на обнаруженные тормозные башмаки и их утилизацию, а также акты на прием-передачу башмаков хранятся не менее пяти лет.