Илья Муромец – русский богатырь




Летопись

Комарова Ксения

Летопись – вид русской повествовательной литературы 11 – 17 вв., погодная запись исторических событий.[1]

Слово «летопись» произошло от двух слов: «лето», то есть год, и «писать». Таким образом, летопись – это сочинение, где повествование излагается по годичному принципу. Основные виды повествования в летописи – годовая запись, летописная повесть и некрологическая характеристика (описание смерти князя и похвала ему). Составитель летописи считал себя не автором, а лишь регистратором происходящих событий. Чаще всего летописцами были учёные монахи.

Описывалась жизнь простых людей и княжеского двора, переписывались правовые документы, церковные тексты. В них охватывались разные периоды для описания. В некоторых описание шло от библейских событий, а в некоторых, начиная от заселения земель славянами. Описывается возникновение государства, принятие христианства. В них описывались все исторические события, произошедшие в Древней Руси. Каждый описанный в них период, конечно же, носит в себе элементы идеологии и пропаганды объединения, описания заслуг князей. Помимо исторических событий идет описание политики государства, уклада жизни славян.


И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда

Калашникова Ульяна

В данной летописи рассказывается об историческом событии, произошедшем в начале Х века. Населению Древней Руси не раз приходилось отражать нападения воинственных соседей – хазаров. Киевские князья совершали военные походы против врагов, в том числе и против богатейшего государства Византии. Столицей Византии был Константинополь, или, как на Руси называли его, Царьград.

После смерти варяжского князя Рюрика наследником престола стал его родственник Олег (хотя законным наследником должен был стать его сын Игорь, но он был ещё маленький). Олег в то время княжил в Новгороде, но позднее подчинил своей власти и Киев.

Князь Олег с большим войском пошёл на Константинополь и захватил его. Византийцы вынуждены были принять условия руссов. И в 911 году Русь и Византия заключили договор. Русские купцы получили право приезжать в Византию и торговать там беспошлинно.

В знак победы Олег прибил к вратам Царьграда свой щит.

 

Дата — 907 год – поход на Византию; 911 год - заключено договор с Византией

Место — Константинополь (Царьград), Византия.

Событие — русское войско одержало победу над Византией.

Значение — возможность купцам из Древней Руси беспошлинно торговать в столице Византии – Константинополе.


Олег и его время

Андреева Вероника

Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра, захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».

По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.

Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство сыну Рюрика Игорю.

Дата – 879 год - Олег получил власть. 882 год – Олег захватил Киев. 907 – поход на Византию. 912 год – смерть Олега.

Место – Любеч, Смоленск, Киев, Новгород.

Событие -- присоединил к государству земли по течению Днепра, захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. Захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».

Значение – оставил сильное государство сыну Рюрика Игорю.

 


Былины

Афонасенков Максим

Былина – русская народная эпическая[2] песня – сказание о богатырях.[3] Былина – один из видов устного народного творчества. В былинах рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитниках Русской земли, всех обженных и обездоленных людей, из удивительной силе, мужестве и добре. Былины пели, сопровождая игрой на старинном музыкальном инструменте – гуслях. Исполнение было очень мелодичное

В центре множества русских былин стоит фигура киевского князя Владимира, которого иногда отождествляют с Владимиром Святославичем.

Илья Муромец упоминается в XIII веке в норвежской «Саге о Тидреке Бернском» и немецкой поэме «Ортнит», а в 1594 году немецкий путешественник Эрих Лассота видел его гробницу в Софийском соборе в Киеве.

Илья Муромец

 

В веках осталась память о великих героях Древней Руси. Про богатырей в Древней Руси слагались легенды и былины. Один из них – богатырь Илья Муромец. У Ильи Муромца была огромная сила. Он был защитником Русской земли от захватчиков.

Победы богатыря:

1. Победа над Соловьём—разбойником. «Богатырский скок» Виктор Васнецов 1914

2. Победа над Идолищем поганым.

3. Победа над Калин-царём.

4. Победа над чужим богатырём.

Самый известный подвиг богатыря – бой с Соловьём-разбойником, который грабил народ по дороге до Киева. Богатырь победил Соловья-разбойника и взял его в плен. В то время правил князь Владимир. Он велел разбойнику свистнуть. Этого свиста все сильно испугались, а несколько человек погибли. Илья Муромец казнил Соловья, чтобы он больше не причинял людям зла.


Илья Муромец – русский богатырь

Дорошенко Иван

 

Илья Муромец легендарный русский богатырь и один из центральных персонажей древнерусских былин, был широко известен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами, как например, в древнегерманских поэмах 13 века существует упоминание о русском доблестном витязе Илье Русском.

Русский богатырь, защитник русских земель, храбрый и могучий воин Илья Муромец это не мифический былинный персонаж, а реально существовавший человек, живший приблизительно в 12 веке на Руси и похороненный в пещерах Киево-Печерской Лавры. Он был канонизирован русской православной церковью в середине 17 столетия, день его памяти почитается православными христианами 1 января (19 декабря).

Кстати, он является небесным защитником Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации, так что российские воины особо чтут его и в трудное время просят о помощи и заступничестве.


Рождение Ильи Муромца

Малюгин Ян

Родился будущий защитник русской земли в 1143 году у крестьян Ивана и Ефросиньи в селе Карачарово вблизи Мурома во Владимирской области. В исторических летописях тех лет его имя не обнаружено, однако это может быть связано с тем, что русские города и селения часто подвергались набегам татар и половцев, и исторические документы были просто уничтожены в пожарах и грабежах.

В 80-х годах ХХ века ученые-антропологи исследовавшие останки св. Ильи Муромца, сохранившиеся до наших дней в Лавре, установили, что это был крупный, высокий (рост 177 см) мужчина, могучего телосложения. Умер он в возрасте около 45-55 лет от многочисленных ран, и переломов, полученных вследствие ударов мечом, копьем и саблей, что подтверждает его былинные ратные подвиги.

Еще учеными было уставлено, что этот мужчина в раннем возрасте страдал параличом нижних конечностей и не мог ходить. Как написано в былинах «тридцать лет и три года сидел Илия и не имел в ногах хождения», исцелен он был чудесным образом перехожими каликами, которые попросили его водицы испить. Тогда Илья и почувствовал в ногах силу небывалую, смог встать и дать странникам воды. Так он был исцелен и получил благословение на подвиги во славу Отечества, к которым он немедля и приступил, посвятив всю свою дальнейшую жизнь служению русскому народу и его защите.

Годы, которые он провел, практически заточенный в четырех стенах, закалили его характер, который по утверждению былинных сказителей отличался великим терпением, кротостью и удивительной силой духа. На одном из домов в Карачарово на улице Приокской, который, по преданию, стоит на месте бывшей избы Ильи Муромца, установлена мемориальная доска. Рядом с храмом расположен источник со святой водой в купальне, который также назван в честь богатыря. По преданиям источник открылся, когда конь Ильи ударил здесь оземь копытом. Недалеко раскинулся пляж у реки, где горожане часто купаются летом. Основная святая реликвия этих мест — икона с мощами святого Муромца — хранится в храме Гурия, Самона и Авива.

 

 


Житие

Курлович Кирилл

Житие – это повествование о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости, даёт образцы правильной христианской жизни, убеждает, что так прожить её может каждый.

Герои жития – простые крестьяне, горожане, князья, которые однажды избрали этот путь, идут по нему и стараются уподобиться Иисусу Христу.

Житие – это самый распространённый и любимый жанр древнерусской литературы. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека, которого вскоре причисляли к лику святых. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать.

Мы прочитали житие Сергия Радонежского. «Житие Сергия Радонежского» всегда будет сиять среди литературных сокровищ мира. Оно производит впечатление благотворное и назидательное. Светлый пример жизни по заповедям Божиим. В нём мы находим юным поучительный пример. Духовный опыт, как драгоценный природный алмаз, извлечённый из наших недр, не обработанный европейскими ювелирами, нам дороже. Через маленькое оконце его кельи разливается благодатный свет по лицу родной земли, подаёт надежду: с Божьей помощью устроив русскую Душу, мы обустроим и нашу Россию…»[4]

Почему Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому перед сражением с Мамаем?

Гавринёв Кирилл

Перед Куликовской битвой князь Дмитрий в поисках духовной поддержки отправился в монастырь к преподобному Сергию Радонежскому за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя Преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Андрей (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых Преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший ангельский чин). Благославляя князя Дмитрия, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти. 1380 год. Князь Дмитрий Донской считал игумена Сергия Радонежского по-настоящему верующим человеком. Он был духовным наставником князя. Битва с Мамаем была решающей для очищения русской земли от Мамая, а армия Мамая была огромной. А так как армия Мамая была огромной, для победы понадобилась Божья помощь. Поэтому князь Дмитрий решил просить благословения у человека, который всю свою жизнь служил Богу и был отмечен чудесами Божьими. Так и произошло. Русская армия победила Мамая, очистив русскую землю от захватчиков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: