VI этап. Домашнее задание




Класс

Урок-практикум по русскому языку

Тема урока: "Правописание приставок пре- и при-".

 

Цель урока: отработка навыков правописания приставок пре-при

Задачи:

  • Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения
  • Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
  • Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.

Ученики должны:

Знать: о зависимости написания гласных в

приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний

Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.

Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта, учебный материал на электронном носителе.
ТСО: компьютер, экран (интерактивная доска).

ХОД УРОКА

I этап. Актуализация знаний

1. Разминка. Мини-тест

Задание: назвать приставки.

  • Эта приставка имеет значение «очень».
  • Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».
  • Эта приставка имеет значение неполноты действия.
  • Эта приставка имеет значение «пере-».
  • Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».

II этап. Целеполагание

Презентация. Слайд 1

Запись темы урока.

III этап. Повторение теоретического материала

1. Работа с опорой на таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Устный рассказ по таблице: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий, предложенных учителем.

Приставка ПРИ-.

1) Значение «приближения»
Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля.
2) Значение «присоединения»
Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.
3) Значение «территориальной близости»
Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
4) Значение неполноты действия
Устная работа: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг.

Приставка ПРЕ-.

Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного текста: Остров Орлов на Чёрном море все пр_ выкли считать заповедным.
Повеет весенним ветром, и летят сюда пр_ лётные птицы.
Они как пр_ огромные тучи и могут пр__крыть на минуту небо.
Позже в птичьих домиках уже шевелятся пр__забавные пушистые комочки.
Пр___меты осени заставят чаек покинуть родной остров. Но он не пустеет.
Заповедник пр___влекает караваны бакланов, гусей.
В пр__брежных зарослях камыша чинно расхаживают цапли.
На пр__горках столбиками застыли суслики.
В пр___дорожную канаву то и дело пр___бегают мышки-полёвки.
Наблюдать за животными – пр__милое занятие!

Презентация. Слайд 2

.

. Трудные случаи написания.

– Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить?
– В чём сложность написания слов с ПРЕ- И ПРИ-?
– Назовите такие слова.

IV этап. Закрепление материала

1. Работа с учебником (номера упражнений даны по учебнику русского языка под редакцией Баранова МТ, Ладыженской ТА Определите, какие значения имеют приставки ПРЕ- и ПРИ- в данных словах.

Приставки Их значение Примеры  
  пре- (= «очень») (= «пере») Прехорошенький Прескучный Преградить Прервать
  при- («неполнота действия») («присоединение») («приближение») Приоткрыть Придержать Приумолкнуть Приросли Придвинуть Приехать
             

Презентация. Слайд 3

1) Какой глагол: ПРЕБЫВАТЬ или ПРИБЫВАТЬ – можно использовать для описания рисунка? (прибывать)

Презентация. Слайд 4

2) Этому мальчику одна книга очень нравится, другую он читает без интереса. Подберите к рисункам прилагательные-антонимы с приставкой ПРЕ- (преинтересная книга, прескучная)

Презентация. Слайд 5

3) Какие глаголы с приставкой ПРИ- можно использовать для описания поезда? (прибывает,

приезжает)

Презентация. Слайд 6

4) Вспомните глаголы с приставками, обозначающими неполноту действия, которыми можно воспользоваться для описания рисунков (присесть, приоткрыть, приподнять)

Презентация. Слайд 7

5) Подберите слово, близкое по значению к глаголу здороваться (приветствовать)

Взаимопроверка.

– Проверьте, правильно ли вы вставили буквы?

Презентация. Слайд 8

Записываем: приветствовать (общеславянское) – образовано от слова vetiti «говорить».
Познакомимся с этимологией ещё одного слова.
Презентация. Слайд 9
Пресмыкаться (заим. из старославянского языка) – производное от смыкатися «ползать». В древнерусском языке смокъ – змей.
– Кого называют пресмыкающимися?
– Составьте предложения с данными словами. Запишите.

5. Работа с текстом.

Творческий диктант

. Записать слова в 2 столбика, вставляя букву: с приставкой пре- и приставкой при -, а затем самопроверка.

Пр…интересный, пр…держать, пр…остановить, Пр…уральский, пр…одолеть, непр…ступный, непр…одолимые пр…грады, непр…рывный, пр…пятствие, пр…чудливый, пр…зидент, пр…сяга, пр…лететь, пр…спокойно, пр…морский, пр…открыть.

Задание. Творческая работа в группах

Прочитать текст, подобрать к нему заголовок, заменить в тексте, где целесообразно, слова и словосочетания без приставок пре-, при - словами или синонимами с данными приставками.

По окончании творческой работы прослушиваются и рецензируются 2-3 текста.

 

V этап. Тест

I вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная

II вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный

3.. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться

4.Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать

Ответы:

I вариант: 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
II вариант: 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)

VI этап. Домашнее задание

Творческая работа: написать сказку о приставках ПРЕ- и ПРИ-.

VII этап. Итог урока

Релаксация

«Выберите утверждение»

1. Ощущал себя Хорошо Уверенно Смело Гордо Комфортно Глупо Неуверенно Испуганно Сердито Грустно 2. Этот урок Я запомню надолго Хороший Отличный Интересный Однообразный Неинтересный Скучный

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: