формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): «Этнология и социальная антропология»
общекультурные компетенции:
способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
профессиональные компетенции:
способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК-2);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);
способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);
способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);
способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);
способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
* Знать: фактический материала (основные этапы этногенеза и этнической истории народов), основных положений, касающихся специфики современных этнических и межэтнических процессов.
* Уметь: ориентироваться в специальной литературе, объяснить механизмы и формы трансляции культурного опыта и способов усвоения иноэтнического социокультурного окружения, раскрыть взаимосвязь и взаимообусловленность этнических и социокультурных процессов в контексте региональной и мировой истории, различия в видах этнокультурных контактов, синтезировать полученную информацию и применять новое знание в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
|
* Владеть: Специальной терминологией, общей и частной методиками в профессиональной сфере.
Цель освоения дисциплины
Цель: курс «Этнология и социальная антропология» призван познакомить студентов со всем многообразием этнокультур ойкумены – от Австралии до Европы, от древности до современности.
Задачи:
1. Вооружение студентов подлинно научным знанием достижений в области хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуры конкретных этносов и ойкумены в целом.
2. Системный анализ основных закономерностей, общего и особенного в развитии народов и этнокультур мира.
3. Воспитание толерантного восприятия феномена «чужого», уважительного, бережного отношения к культурному наследию своего народа и всего человечества. Пропаганда идей патриотизма и интернационализма.
4. Глубоко обоснованный и аргументированный конкретными фактами показ научной несостоятельности расизма, ксенофобии, евроцентризма, национализма и шовинизма во всех их проявлениях.
Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
№ п/п | Разделы, темы дисциплины | Неделя семе-стра | Виды учебной работы (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | Формируемые компетенции (код) | Всего компетенций | ||||||||||||||||||
Л. | Пр. | Сам. раб. | ОК-2 | ПК- | ПК - | ПК- | ПК-7 | ПК-8 | ПК-9 | |||||||||||||||
Семестр 1 | ||||||||||||||||||||||||
1. | Этнология как наука. Цель и задачи курса. | * | * | * | ||||||||||||||||||||
2. | Проблемы этнологии на современном этапе. | эссе | * | * | * | |||||||||||||||||||
3. | Народы Австралии и Океании | тест | * | * | ||||||||||||||||||||
4. | Народы Америки | * | * | * | ||||||||||||||||||||
5. | Народы Африки | * | * | * | ||||||||||||||||||||
6. | Народы Азии | тест | * | * | * | |||||||||||||||||||
7. | Народы Зарубежной Европы | * | * | * | ||||||||||||||||||||
8. | Народы Кавказа | * | * | * | ||||||||||||||||||||
9. | Народы Поволжья и Приуралья | тест | * | * | * | |||||||||||||||||||
форма аттестации – экзамен | ||||||||||||||||||||||||
Содержание курса лекционных занятий
|
Тема 1. Этнология как наука. Цель и задачи курса. (2 часа)
1) Предмет этнологии.
2) Система категорий в этнологии.
3) История этнографической науки.
4) Источники и методика исследований в этнологии.
5) Место этнологии в системе наук.
Тема 2. Проблемы этнологии на современном этапе. (2 часа)
1) Проблема изучения этнического состава населения мира и отдельных стран.
2) Проблема этногенеза.
3) Проблема изучения первобытнообщинного строя.
4) Проблема изучения ценного наследия исторически сложившихся национальных культур.
|
5) Проблема изучения современного быта.
6) Проблема изучения современных этнических процессов.