Тест «Корректурная проба» Бурдона
Назначение теста: исследование степени концентрации, устойчивости и переключаемости внимания
Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки. На протяжении теста может быть использовано несколько бланков. Через каждые 10 секунд экспериментатор произносит: «Черта!» Испытуемый должен поставить вертикальную черту в том месте строки, где его застала команда. Через 1 минуту отмечается последняя рассмотренная буква.
Инструкция: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е» в нечетных рядах и все буквы «К» в четных рядах. Через каждые 10 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели».
Бланк
Н К Е Л ЫС Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У
Ц В Х Е И С Т Л В К Л Ш Ю Ю Г К П У В Г Л Д Т С Я К Ш В ЫЛ
Я Б Ж З Н А У Х С Р К Л М В З Г Л П О А ЫФ Э Х Ь М В К Л Н
М Ч К Л Р Т К С В Х Е И В Л К Т Ч К Л Х Д Б В Н К А С В И Д
З Г В К Л Т В К В Е С Н А И С Е К Н У Х Н А С Н И В П Е И Т
Х Д Б Ю Ж Ъ Л Щ Г О Ш Л О Г Р И Н П М А Е К С В Ц Ф П К М И
Н О Р Т Л З Ю Х Т Э Р Н М У Н Г Ш З Д Л Х О Б Р М П С К В Ф
А У М С Н К Т И Л Д З Х Б Т К В У З Н А Л И Д И М Р О Н К В
Д Ш Б Т С В Б Х Б Э К Л А И С Ш О В Х К О Л Б А Н О В С П Л
О Й Ш Р А Л Г О С Т Д И Б К П В С Б Г Л К А К Р И К О В Л Т
М Н О Д Х Б С Р Л Г Д К У Ф С Т М Н Л Н О Л К С В Х Е М В А
И М С К А Л Д Г Т Е В Д Х Д Б И Т Х Г К У К Л М Н К Е Л ЫС
Т Л В КЛ Щ Ю Г К П У В Г Л Д Т С Я К Ш В ЫЛ Я Б Ж С Н А У
Х С Р К Л М В З Г Л П О А ЫФ Э Х Ь М В К Л Н М Ч К Л Р Т К
|
С В Х Е И В Л К Т Ч К Л Х Д Б Р Н К А С В И Д З Г В К Л Т Ч
Ш В Е С Н А И С Е К Н У Х Н А С Н И В П Е И Т Х Д Б Ю Ж Ъ Л
Щ Г О Ш Л О Г Р И Н П М А Е К С В Ц В П К М И Н О Р Т Л З Ю
Х Т Э Р Н М У Н Г Ш З Д Л Х О Б Р М П С К В Ф А У М С Н К Т
И Л Д З Х Б Т К В У З Н А Л И Д И М Р А Н К Б Д Ш Б Т С В Ф
Х Б Э К Л А И С Ш О В Х К О Л Е А Н О В С П Л О Й Ш Р А Л Г
О С Т Д И Б К П В С Б Г Л К Р П Р И К О В Л Т М Н У Д Х Б С
Р Л Г Д К У Ф С Т М Л Н О Л К С В Х Е М В А И МС К А Л Д Г
Т Е В Д Х Д Б И Т Х Г К О К Л М Н К Е Л ЫС Н Л С А К Е К Х
Е В С К Х Д Р К М Б Е Г К З Р У Ц В Х Е И С Т Л В К Л Щ Ю Г
Г К П У В Г Л Д Т С Я К Ш В ЫЛ Я Б Ж С Н А У Х С Р К Л М А
В З Г Л П О А ЫФ Э Х Ь М В К Л Н М Ч К Л Р Т К С В Х Е И В
Л К Т Ч Т Л Х Д В Р Н К А С В И Д З Г В К Л Т К Ш В Е С Н А
И С Е К Н У Х Н А С Н И В П Е И Т Х Д Б Ю Ж Ъ Л Щ Г О Ш Л О
Г Р И Н П М А Е К С В Ц В П К М И Н О Р Т Л З Ю Х Т Э Р Н М
У Н Г Ш З Д М Х О Б Р М П С Х В Ф А У М С Н К Т И Л Д З Х Б
Т К В У З Н А Л И Д И М Р А Н К В Д Ш Б Т С В Ф Х Б И К Л А
И С Ш О В Х К О Л Б А Н О В С П Л И Ш Р А Л Г О С Т Д И Б К
П В С Б Г Л К Р П Р И К О В Л Т М Н У Д Х Б С Р Л Г Д К У Ф
С Т М Л Н О Л К С В Х Е М В А И М С К А Л Д Г Т Е В Д Х Д Б
Л К Р П Р И К О В Л Т М Н У Д Х Б С Х С Р К Л М О Р С Т У Ш
Ключ
Н К Е Л ЫС Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У
Ц В Х Е И С Т Л В К Л Ш Ю Ю Г К П У В Г Л Д Т С Я К Ш В ЫЛ
Я Б Ж З Н А У Х С Р К Л М В З Г Л П О А ЫФ Э Х Ь М В К Л Н
М Ч К Л Р Т К С В Х Е И В Л К Т Ч К Л Х Д Б В Н К А С В И Д
З Г В К Л Т В К В Е С Н А И С Е К Н У Х Н А С Н И В П Е И Т
Х Д Б Ю Ж Ъ Л Щ Г О Ш Л О Г Р И Н П М А Е К С В Ц Ф П К М И
Н О Р Т Л З Ю Х Т Э Р Н М У Н Г Ш З Д Л Х О Б Р М П С К В Ф
А У М С Н К Т И Л Д З Х Б Т К В У З Н А Л И Д И М Р О Н К В
Д Ш Б Т С В Б Х Б Э К Л А И С Ш О В Х К О Л Б А Н О В С П Л
|
О Й Ш Р А Л Г О С Т Д И Б К П В С Б Г Л К А К Р И К О В Л Т
М Н О Д Х Б С Р Л Г Д К У Ф С Т М Н Л Н О Л К С В Х Е М В А
И М С К А Л Д Г Т Е В Д Х Д Б И Т Х Г К У К Л М Н К Е Л ЫС
Т Л В КЛ Щ Ю Г К П У В Г Л Д Т С Я К Ш В ЫЛ Я Б Ж С Н А У
Х С Р К Л М В З Г Л П О А ЫФ Э Х Ь М В К Л Н М Ч К Л Р Т К
С В Х Е И В Л К Т Ч К Л Х Д Б Р Н К А С В И Д З Г В К Л Т Ч
Ш В Е С Н А И С Е К Н У Х Н А С Н И В П Е И Т Х Д Б Ю Ж Ъ Л
Щ Г О Ш Л О Г Р И Н П М А Е К С В Ц В П К М И Н О Р Т Л З Ю
Х Т Э Р Н М У Н Г Ш З Д Л Х О Б Р М П С К В Ф А У М С Н К Т
И Л Д З Х Б Т К В У З Н А Л И Д И М Р А Н К Б Д Ш Б Т С В Ф
Х Б Э К Л А И С Ш О В Х К О Л Е А Н О В С П Л О Й Ш Р А Л Г
О С Т Д И Б К П В С Б Г Л К Р П Р И К О В Л Т М Н У Д Х Б С
Р Л Г Д К У Ф С Т М Л Н О Л К С В Х Е М В А И МС К А Л Д Г
Т Е В Д Х Д Б И Т Х Г К О К Л М Н К Е Л ЫС Н Л С А К Е К Х
Е В С К Х Д Р К М Б Е Г К З Р У Ц В Х Е И С Т Л В К Л Щ Ю Г
Г К П У В Г Л Д Т С Я К Ш В ЫЛ Я Б Ж С Н А У Х С Р К Л М А
В З Г Л П О А ЫФ Э Х Ь М В К Л Н М Ч К Л Р Т К С В Х Е И В
Л К Т Ч Т Л Х Д В Р Н К А С В И Д З Г В К Л Т К Ш В Е С Н А
И С Е К Н У Х Н А С Н И В П Е И Т Х Д Б Ю Ж Ъ Л Щ Г О Ш Л О
Г Р И Н П М А Е К С В Ц В П К М И Н О Р Т Л З Ю Х Т Э Р Н М
У Н Г Ш З Д М Х О Б Р М П С Х В Ф А У М С Н К Т И Л Д З Х Б
Т К В У З Н А Л И Д И М Р А Н К В Д Ш Б Т С В Ф Х Б И К Л А
И С Ш О В Х К О Л Б А Н О В С П Л И Ш Р А Л Г О С Т Д И Б К
П В С Б Г Л К Р П Р И К О В Л Т М Н У Д Х Б С Р Л Г Д К У Ф
С Т М Л Н О Л К С В Х Е М В А И М С К А Л Д Г Т Е В Д Х Д Б
Л К Р П Р И К О В Л Т М Н У Д Х Б С Х С Р К Л М О Р С Т У Ш
Результаты пробы оцениваются по количеству просмотренных знаков и по количеству ошибок (пропущенных не зачеркнутых знаков или зачеркнутых
неправильно).
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
|
Результаты подсчитываются по формуле:
A = Z / t,где
А –темп выполнения,
Z – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t –время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Построить «кривую истощаемости»
Устойчивость (А)
Время (мин.)
1. Продуктивность -количество просмотренных знаков в целом.
Продуктивность (В)
Балл | Количество знаков (взрослые) | Балл | Количество знаков (взрослые) |
1. | - | 14. | 3160 – 3320 |
2. | - | 15. | 3320 – 3480 |
3. | <1560 | 16. | 3480 – 3640 |
4. | 1560 – 1720 | 17. | 3640 – 3800 |
5. | 1720 – 1880 | 18. | 3800 – 3960 |
6. | 1880 – 2042 | 19. | 3960 – 4120 |
7. | 2042 – 2200 | 20. | 4120 – 4280 |
8. | 2200 – 2360 | 21. | 4280 – 4440 |
9. | 2360 – 2520 | 22. | 4440 – 4600 |
10. | 2520 – 2680 | 23. | 4600 – 4760 |
11. | 2680 – 2840 | 24. | > 4760 |
12. | 2840 – 3000 | 25. | - |
13. | 3000 – 3160 |
2. Точность К = (М/Н) x 100 %,где:.
М - количество правильно вычеркнутых за время работы букв;
Н - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
По таблице показатель К переводим в балльную оценку точности - критерий С.
Точность (С)
Балл | Взрослые, % | Балл | Взрослые, % | |
1. | < 81.9 | 14. | - | |
2. | 81,9 – 83,0 | 15. | 94,9 – 96,0 | |
3. | 83,0 – 84,1 | 16. | - | |
4. | 84,1 – 85,1 | 17. | 96,0 – 97,0 | |
5. | 85,1 – 86,2 | 18. | - | |
6. | 86,2 – 87,3 | 19. | 97,0 – 98,1 | |
7. | 87,3 – 88,4 | 20. | - | |
8. | 88,4 – 89,5 | 21. | 98,1 – 99,2 | |
9. | 89,5 – 90,6 | 22. | - | |
10. | 90,6 – 91,6 | 23. | >99,2 | |
11. | 91,6 – 92,7 | 24. | - | |
12. | 92,7 – 93,8 | 25. | - | |
13. | 93,8- 94,9 | 26. | - |
3. Интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле А=В+С.
По таблице переводим показатель А в шкальную оценку.
ШО | Устойчивость внимания взрослых | ШО | Устойчивость внимания взрослых |
42 – 43 | 25 – 26 | ||
- | 23 – 24 | ||
39 – 40 | 20 – 21 | ||
37 – 38 | 18 – 19 | ||
35 – 36 | |||
33 – 34 | - | ||
- | |||
30 – 32 | - | ||
27 – 29 | 12 – 15 |
Шкальная оценка интерпретируется следующим образом:
ШО | Характеристика уровня устойчивости внимания |
0-3 | Низкая устойчивость внимания |
4-7 | Ниже среднего устойчивость внимания |
8-11 | Средняя устойчивость внимания |
12-15 | Выше среднего устойчивость внимания |
16-19 | Высокая устойчивость внимания |
Тест: Таблицы Шульте
Методика может быть использована для обследования детей и взрослых. Единственное ограничение к проведению методики – знание ребенком цифр и умения считать в пределах нескольких десятков.
Для проведения обследования необходимо следующее оборудование:
- пять таблиц с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25;
- секундомер;
- указка.
Обследуемому мельком показывают таблицу, сопровождая этот показ словами: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Далее таблицу прикрывают, т. е. кладут на стол числами вниз и продолжают инструкцию: «Вы должны будете вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее, но не ошибаться» Затем экспериментатор одновременно ставит таблицу прямо перед лицом обследуемого вертикально на расстоянии 7-75 см от него и, включая секундомер, говорит: «Начинайте!»
Пока обследуемый показывает и называет числа, экспериментатор следит за правильностью его действий, а когда обследуемый называет число «25», экспериментатор останавливает секундомер.
После первой таблицы экспериментатор предлагает без всяких дополнительных инструкций отыскать числа на 2-5 таблицах.
Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели:
1) превышение нормативного (40-50 секунд) времени, затраченного на указание и называние ряда цифр в таблицах;
2) динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам.
Бланки для испытуемого
По результатам данного теста возможны следующие характеристики внимания испытуемого:
Концентрация внимания (нормальная, если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному; недостаточная – если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное).
Устойчивость внимания (устойчиво – если не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех – пяти таблиц; неустойчиво – если отмечаются значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу).
время | 1 таблица | 2 таблица | 3 таблица | 4 таблица | 5 таблица |
Норма до 40-50 сек |
Вычислите эффективность работы (ЭР) по формуле:
ЭР= (Т1+Т2+Т3+Т4+Т5)/5
ЭР= _______________________
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого
возраст | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
6 лет | 60 и меньше | 61-70 | 71-80 | 81-90 | 91 и больше |
7 лет | 55 и меньше | 56-65 | 66-75 | 76-85 | 86 и больше |
8 лет | 50 и меньше | 51-60 | 61-70 | 71-80 | 81 и больше |
9 лет | 45 и меньше | 46-55 | 56-65 | 66-75 | 76 и больше |
10 лет | 40 и меньше | 41-50 | 51-60 | 61-70 | 71 и больше |
11 лет | 35 и меньше | 36-45 | 46-55 | 56-65 | 66 и больше |
12 лет и более | 30 и меньше | 31-35 | 36-45 | 46-55 | 56 и больше |
Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:
ПУ= Т4 /ЭР
ПУ=__________________________
Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.
Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:
ВР=Т1/ЭР
ВР=_______________________
Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.