Методологические подходы | Содержание |
Нормативно-ценностном | выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей. |
Функциональныйподход | изучение зависимостей между политическими явлениями. Предполагает абстрагирование от этической оценки политики и ориентацию лишь на факты и логику. |
Системный подход | рассмотрение политики как целостного, сложно организованного организма, как саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой |
Институциональныйподход | изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности. |
Первую группу методов составляют общенаучные методы и приемы познания: элементарные приемы познания (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, идеализация), логические операции (индукция, дедукция, аналогия), общефилософские методы (критически-диалектический, субстанциональный, герменевтический и т.д.)
Вторую группу составляют частные (собственно политологические) методы:
Таблица 2
Методы политологии
Социально-психологическиеметоды | Их задачей является изучение зависимости политического поведения индивидов от их включенности в социальные группы, а также различных параметров последних, основанные на изучении и исследовании социальных и психологических характеристик групп (малых групп, толпы, этносов, классов) и т.д. |
Методы политической компаративистики | сопоставление однотипных политических явлений, политических систем, партий, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т.д. с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач. |
Исторический метод | хронологическая фиксация политических событий и фактов, их исследование во временном развитии, выявление связи настоящего, прошлого и будущего |
Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. К ним, прежде всего, относят методы социологии.
|
Таблица 3
Функции политологии
Функции политологии | Характеристика |
Прогностическая | Разработка возможных вариантов развития политических процессов, на основе существующих в обществе интересов и тенденций, предвосхищающих возможные последствия предпринимаемых действий. |
Дескриптивная | Всестороннее и полное описание внутренних и внешних связей политических явлений, их характерных признаков. |
Оценочная | Вынесение суждений о политических объектах (и их свойствах) с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для того или иного общественного субъекта. |
Сравнительная | Сопоставление различных политических явлений для формирования общественных выводов и оценок. |
Преобразовательная | Формирование знаний, использование которых в сфере власти, снижает издержки государственного управления и способствует достижению большего соответствия результатов намеченным целям и т.д. |
Социализации | Формирование политического сознания у людей. Интеграция индивидов в сферу властных отношений, на основе общепринятых норм и стандартов политического поведения. |
Таким образом, политология как учебная дисциплина является сложным, комплексным, междисциплинарным предметом, изучение которого требует от студента глубоких знаний в области социологии, отечественной истории, правоведения, культурологи, философии, психологии.
|
5.5 Политика как социальное явление
Одной из четырех подсистем общества как целостной системы является политика, которую можно определить как сферу человеческой деятельности, связанную с отношениями между людьми по поводу установления, функционирования и изменения власти в обществе. Происхождение данного термина связывают с названием одного из трактатов Аристотеля. Последний полагал, что политика – это определенный вид взаимодействия, целью которого является достижение общего блага, причем политика должна способствовать достижению высшего блага. С древних времен данный термин оказался концептуально связан с государством и государственной властью. Государство объявлялось Аристотелем высшим благом. В греческом языке эти термины (государство и политика) к тому же были созвучны (polis и politicos). Вплоть до XVIII века термин «политика» рассматривался как относящийся исключительно к государству и государственной власти. Перелом в представлении о сущности политики связан с фундаментальными изменениями на рубеже XVIII – XIX вв. Именно в последние два столетия появляются многообразные определения политики и политического.
|
Однако, необходимо осознавать, что возникновение политики и формирование первых теоретических моделей политической системы – являются разными предметами исследования. В своем развитии политическая подсистема общества прошла сложную эволюцию.
Социальные процессы – взаимодействия индивидов и групп, преследующих цели, а потому вступающих в конкуренцию и кооперацию. В ранних обществах эти процессы поддерживались механизмами общественной самоорганизации. Основными регуляторами взаимодействия выступали обычаи, традиции, нравы, мифы, религиозные догматы и т.д. Однако, с течением времени интенсифицируются процессы социального взаимодействия, усложняется система социальных связей, на новый уровень выходит демографическая, территориальная, религиозная и иные формы дифференциации. Как следствие в обществе появляются новые механизмы регулирования совместной жизни людей и обеспечения групповых потребностей. Этим инструментом оказывается государство, оказавшееся способным создать общеобязательные формы социального поведения для всех социальных слоев. Вместе с новым социальным институтом возникает и новая форма власти, которую можно назвать публичной властью. В этом кроется важное отличие политической (публичной) власти.
Появление государственной власти имело два важных последствия. Во-первых, государство оказалось более эффективным средством поддержания стабильности и порядка в обществе, смогло более эффективно разрешать внутригрупповые и межгрупповые конфликты. Во-вторых, могущество публичной власти, обладание ею стали целью для разных социальных групп, и, таким образом, кооперация и конкуренция приобрели новое содержание, форму и масштаб.
Таким образом, политика – результат таких социальных сдвигов, которые породили новый тип взаимодействия между социальными группами, а именно стремление к реализации своих интересов при помощи инструментов публичной власти. Также политика возникает в результате стремления определенных групп использовать публичную (государственную) власть для реализации групповых интересов. В силу этого политика – надперсональное явление. В действиях политика проявляются, прежде всего, групповые (социально-классовые, экономические, национальные, конфессиональные и др.) интересы. Рабочее определение политики может быть следующим: политика - совокупность отношений, возникающих в результате взаимодействия социальных групп по поводу завоевания, удержания и использования публичной власти в целях реализации своих интересов. Таким образом, в политике отражаются практически все аспекты социального взаимодействия.
5.6 Функции и структура политики
Из вышеизложенного ясна важность политического в современном обществе. Все функции политики можно разделить на основные и частные. Группу основныхсоставляют те функции, которые не зависят от времени и эпохи. К ним относят:
- выражения и реализации значимых интересов социальных групп;
- рационализации межгрупповых отношений, придания им более цивилизованного характера;
- распределения и перераспределения ресурсов с учетом групповых приоритетов;
- целеполагания, т.е. формирования наиболее общих (для групп) целей социального развития;
- целедостижения, т.е. интеграции общества и мобилизации ресурсов для достижения значимых целей;
- социализации личности, т.к. через политику человек приобретает качества, необходимые для деятельности в обществе;
- коммуникативная, т.к. политика создает и поддерживает общение между конфликтующими по поводу власти социальными группами;
- конструктивная, т.к. политика не только регулирует сложившиеся формы социального взаимодействия, но и создает новые.
Частные функции более разнообразны и труднее поддаются классификации. Это связано с изменчивым характером общества, которое постоянно сталкивается с новыми вызовами и вынуждено создавать новые механизмы адаптации к меняющимся условиям. Кроме того эти функции связаны с частными социальными явлениями, т.е. они могут трансформироваться в зависимости от времени, места и субъектов политической деятельности.
Политика в структурном отношении представляет собой комбинацию политической организации, политического сознания и политических отношений.Политическая организация представляет собой совокупность институтов, транслирующих властно значимые групповые интересы и поддерживающих конкуренцию их субъектов в борьбе за власть. Политическое сознание представляет собой систему политических знаний, ценностей и убеждений, на основе которых вырабатываются устойчивые ориентации и установки людей по отношению к политической системе и их месту в данной системе, формируются определенные модели политического поведения. Политические отношения – это формы и специфические особенности деятельности, направленной на завоевание, удержание и осуществление публичной власти, а также устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти.
5.7 История политических учений
Возникновение первых представлений о сущности политики. Истоки ранних политических учений: взаимосвязь с религиозными и мифологическими представлениями.
Политическая мысль древнего мира. Учения Платона и Аристотеля о политике. Средневековая политическая мысль Европы. Учение о государстве Аврелия Августина. Политическое учение Фомы Аквинского. Политическая мысль эпохи Возрождения: Н. Макиавелли, Ж. Бодэн, Г. Гроций.
Политические учения Нового времени. Концепция естественных прав. Социокультурные основания. Эволюция теории общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Секуляризация политической мысли в эпоху Просвещения. Учение о государстве и праве Ш.-Л. Монтескьё. Эволюция политико-правовой мысли в новейшее время.
Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Особенности российского исторического процесса. Отражение политической традиции в отечественной политической мысли.
Англосаксонская и евроконтинентальная политическая традиция: проблемы и противоречия развития. Современные политологические школы. Современный этап развития политической науки в России.
5.8 Задания для самостоятельной работы
Контрольные вопросы:
1.Какие формы познания политической реальности предшествовали политической науке?
2.С именами каких мыслителей прошлого связано развитие знаний о политике?
3.Назовите причины, обусловливающие интерес многих философов к социально-политической проблематике.
4.Каким образом складывалась судьба политической науки в России?
5.С чем связана многозначность термина «политика»?
6.Каковы причины возникновения политики?
7.Что определяет специфику политики как самостоятельной сферы общественной жизни?
8.Какие функции политика выполняет в обществе? Выделите, на ваш взгляд, наиболее важные функции и аргументируйте свой выбор.
9.В каких случаях политика проникает во все сферы жизни общества и подчиняет их себе? Приведите конкретные примеры такого подчинения.
10.Как соотносятся экономика и политика; политика и мораль; политика и право как механизмы регуляции общественной жизни?
Пример тестового задания:
1. В какой исторический период политическая наука оформилась как самостоятельная научная дисциплина?
а) IV в. до н.э.;
б) XI—XIII вв.;
в) конец XIX в.;
г) середина XX в.
2. Определите, что из нижеперечисленного относится к форме, содержанию и процессу политики:
а) цели и ценности политики, мотивы и механизмы принятия решений;
б) политическая деятельность, взаимодействие между различными социальными группами;
в) организационная структура политики, институты, нормы и законы, позволяющие урегулировать политическое поведение людей.
3. Что является предметам политической науки? (несколько вариантов ответа)
а) общество в целом;
б) политические отношения;
в) классы и социальные группы;
г) политическая власть;
д) политические институты;
е) политические идеи;
ж) типы социальных действий;
з) права человека;
и) неравенство;
к) государство;
л) процесс властного распределения ценностей в обществе;
м) социальные конфликты;
н) эволюция общественных отношений.
4. Гносеологическая функция политологии заключается:
а) в определении альтернатив общественного развития;
б) в познании механизмов функционирования политических систем;
в) в приобщении индивидов и групп к определенной политический культуре.
5. Прогностическая функция политологии заключается:
а) в магическом предсказании будущего;
б) в разработке эффективных способов преобразования политической и иных сфер общества;
в) в выработке способности рационально оценивать политические процессы;
г) в разработке возможных альтернатив развития политических процессов.
6. Функция политической социализации заключается:
а) в определении соответствующих программ и целей
общественного развития возможностям общества;
б) в приобщении индивидов и групп к определеннойполитическойкультуре;
в) в разработке альтернативных сценариев будущего политического развития;
г) в выработке единой идеологии у всех граждан.
7. Инструменталистская функция политологии заключается:
а) в разработке эффективных методов политических исследований;
б) в разработке эффективных методов реформирования общества;
в) в приобщении индивида к определенной политической культуре;
г) в определении и разработке возможных сценариев политического развития.
8. Кто из политологов стоял у истоков бихевиоризма?
а) М. Вебер;
б) Р. Михельс;
в) Ч. Мерриам;
г) С. Липсет.
9. Какие из нижеперечисленных принципов соответствуют бихевиористскому направлению в политологии?
а) стремление к обнаружению элементов единообразия, закономерностей;
б) ориентация на конструирование нормативных моделей и приведение реальных политических систем в соответствие с ними;
в) проверка обоснованности выводов;
г) преимущественно этический подход к исследованию;
д) системный подход к исследованию;
е) неизменное сохранение чувства юмора у исследователя;
ж) широкое использование количественных методов при исследовании политических объектов и процессов;
з) склонность к использованию исторических материалов.
10. Какие из нижеперечисленных объектов исследования являются для бихевиоризма исходными?
а) политические институты;
б) политическое поведение;
в) политические ценности;
г) процесс принятия решений.
11. С точки зрения структурно-функционального подхода функции – это:
а) любая деятельность существующих структур;
б) целесообразная деятельность существующих структур;
в) иррациональная деятельность политических структур;
г) традиционная деятельность социальных структур.
12. Определите, в чем заключается специфика политико-культурологического подхода в политологии?
а) позволяет выявить влияние социокультурных факторов на политическое развитие;
б) формулирует этические принципы политики;
в) определяет решающую роль политики по отношению к культуре.
13. Какие из целей преподавания политологии представляются вам наиболее важными?
а) подготовка нового поколения профессиональных политиков;
б) формирование человека, приемлющего любые решения власти;
в) передача определенных сведений о политике, позволяющих ориентироваться в ней и делать сознательный выбор;
г) выработка умений и навыков отстаивать и реализовывать свои права, личные и групповые интересы;
д) развитие навыков ведения дискуссий, выражения и отстаивания собственного мнения;
е) повышение эрудиции;
ж) другое.
14. Какому из древнекитайских мыслителей принадлежат слова: «Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать, почему»?
а) Конфуцию;
б) Лао-цзы;
в) Мо-цзы;
г) Шан Яну.
15. Кто первым в истории политической мысли создал модель идеального государственного устройства?
а) Т. Мор;
б) Конфуций;
в) Платон;
г) К. Маркс.
16. Кому принадлежат слова: «человек — политическое животное»?
а) Платону;
б) Цицерону;
в) Аристотелю;
г) Ф. Ницше.
17. Кому принадлежит мысль: «Что угодно принцепсу (правителю), имеет силу закона, так как народ свою власть уступил императору»?
а) Н. Макиавелли;
б) Ульпиану;
в) Т. Гоббсу;
г) Ф. Аквинскому.
18. Кто первым в истории политической мысли выдвинул идею «общественного договора»?
а) Платон;
б) Г. Гроций;
в) Дж. Локк;
г) Аристотель.
19. Кому принадлежит «рецепт» руководства: «Государь должен внушать страх таким образов, чтобы если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти»?
а) Э. Берку;
б) Платону;
в) Н. Макиавелли;
г) Дж. Локку.
20. Кто определял естественное состояние человеческого общества как «войну всех против всех»?
а) Т. Гоббс;
б) Дж. Локк;
в) Н. Макиавелли;
г) Ж. Боден.
21. Кто из философов был сторонником «смешанной» формы правления, которая «в меру монархия, в меру аристократия, в меру демократия»?
а) Платон;
б) Дж. Локк;
в) Н. Макиавелли;
г) Э. Берк.
22. Кому принадлежат слова: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»?
а) Ш. Монтескье;
б) Т. Гоббсу;
в) Т. Джефферсону;
г) Ж.Ж. Руссо.
23.Кто впервые в истории политической мысли сформулировал и обосновал понятие суверенитета как абсолютной и постоянной власти над гражданами и подданными, не связанной никакими законами, кроме справедливых законов бога и природы?
а) Августин;
б) Платон;
в) Ж. Боден;
г) Т. Гоббс.
24. Кто утверждал, что «учредителю республики и создателю ее законов необходимо заведомо считать всех людей злыми и предполагать, что всегда проявят злобность своей души, едва им представится к тому удобный случай»?
а) Н. Макиавелли;
б) Т. Гоббс;
в) Дж. Локк;
г) А. де Токвиль.
25. Какую форму реального правления Аристотель считал лучшей?
а) политию;
б) демократию;
в) аристократию;
г) олигархию.
26. Должен ли политик, с позиции Н. Макиавелли, руководствоваться при достижении своих целей моральными принципами:
а) мораль – основа политической практики;
б) нет, он может забыть о морали;
в) мораль и политика соотносится пропорционально;
г) политик изначально следует моральным предначертаниям.
27. Кто является автором теории о влиянии климата на политический процесс?
а) Ф. Аквинский;
б) Г. Маккиндер;
в) Ш. Монтескье;
г) Ж. Боден.
28. Кто из нижеперечисленных мыслителей является автором концепции «общественного договора»?
а) Ж.Ж. Руссо;
б) Т. Гоббс;
в) Ф. Аквинский;
г) Аристотель.
29. Какую форму правления Аристотель относил к «неправильным»?
а) власть аристократии;
б) демократию как власть большинства;
в) политию;
г) олигархию.
30. Кому принадлежит мысль о том, что демократия – это власть неимущих и невежественных людей не способных управлять
разумно?
а) Ж.Ж. Руссо;
б) М. Веберу;
в) Платону;
г) Аристотелю.
5.9 Литература к разделу
Основная литература
1. Мухаев Р.Т. Политология: конспект лекций. – М.: Проспект, 2010. – 224 с.
2. Мухаев Р.Т. Политология: учебник. – М.: Проспект, 2010. – 640 с.
Дополнительная литература
3. Антипьев А.Г. Введение в политологию: [учебное пособие] / А.Г. Антипьев. – М.: Деловая книга, 2005. – 350 с.
4. Бачинин В.А. Политология: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005. – 287 с.
5. Гаджиев К.С. Политология: учебник для студентов вузов / К.С. Гаджиев. – М.: Логос, 2005. – 485 с.
6. Даниленко, В.И. Современный политологический словарь / В.И. Даниленко. – М.: NOTA-BENE, 2000. – 1023 с.
7. Ирхин, Ю.В. Политология: учебник / Ю.В. Ирхин. – М.: Экзамен, 2007. – 350 с.
8. Курс политологии: Учебник / [А.Г. Грязнов и др.] – М.: ИНФРА-М, 2003. – 458 с.
9. Политика: Толковыйсловарь: OriginallyPublishedbyOxfordUniversityPress / Подред. А. Макслика. – М.:Инфпа-М; Весь Мир, 2001. – 761 с.
10. Политология: Хрестоматия / Составитель М.А. Василик, М.С. Вершинина; Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 1999. – 843 с.
11. Политология: Энциклопедический словарь / [Аверьянов Ю.И. и др.] – М.: Издательство Московского коммерческого университета, 1993. – 431 с.
12. Практикум по курсу «Политология»: Учебное пособие для вузов / М.А. Василик и др.; Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 1999. – 389 с.