"Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных ОУ" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 49)
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 апреля 1999 г. N 8 утверждены Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" взамен настоящих Санитарных правил и норм
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17 мая 1998 г. N 19 утверждены Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" взамен настоящих Санитарных прав ил и норм
Дата введения: с момента опубликования
Содержание
1. Общие положения и область применения
2. Требования к условиям и организации обучения школьников в различных видах образовательных учреждений
Приложение 1. Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета школы
Приложение 2. Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ) на уроках
Приложение 3. Комплекс упражнений гимнастики для глаз
Приложение 4. Примерный дневной объем двигательной активности учащихся
Приложение 5. Примерная схема трехсовмещенного комплектования классов в малокомплектной школе
Приложение 6. Гигиенические требования к расписанию уроков
Приложение 7. Положение о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения
Приложение 8. Санитарно-дезинфекционный режим в общеобразовательных учреждениях в период карантина
Нормативные ссылки
|
1. Общие положения и область применения
1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов, сопровождающих их учебную деятельность и определяют санитарно-гигиенические требования к
- размещению общеобразовательного учреждения;
- участку общеобразовательного учреждения;
- школьному зданию;
- оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
- воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
- естественному и искусственному освещению;
- водоснабжению и канализации;
- помещениям и оборудованию школ, размещенных в приспособленных зданиях;
- организации учебно-воспитательного процесса;
- организации медицинского обслуживания учащихся;
- санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;
- организации питания учащихся.
1.2. Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на администрацию общеобразовательного учреждения.
1.3. Проектирование, строительство и реконструкция общеобразовательных учреждений должны осуществляться в соответствии с настоящими санитарными правилами и нормами.
1.4. Ссылки на обязательность соблюдения установленных настоящими Санитарными правилами санитарно-гигиенических требований должны быть включены в государственные стандарты и другие нормативно-технические документы, устанавливающие требования к общеобразовательным учреждениям.
1.5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, а ведомственный санитарно-эпидемиологический контроль - медицинским персоналом общеобразовательного учреждения.
|
2. Требования к условиям и организации обучения школьников в различных видах общеобразовательных учреждений
2.1. Требования к размещению образовательных учреждений
2.2. Требования к участку общеобразовательных учреждений
2.3. Требования к школьному зданию
2.4. Требования к оборудованию помещений
2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму
2.6. Требования к естественному и искусственному освещению
2.7. Требования к водоснабжению и канализации
2.8. Требования к помещениям и оборудованию школ, размещенных в приспособленном здании
2.9. Требования к организации учебно-воспитательного процесса
2.10. Требования к организации медицинского обслуживания учащихся
2.11. Требования к санитарному состоянию и содержанию общеобразовательных учреждений
2.12. Требования к организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях
2.1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений
2.1.1. Здания общеобразовательных учреждений должны размещаться на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100-170 м.
2.1.2. Расположение общеобразовательных учреждений на внутриквартальных проездах с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта допустимо только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка школы до проезда с 15 до 25 м.
|
2.1.3. Размещение школ на внутриквартальных и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта недопустимо.
2.1.4. Строительство вблизи школ индивидуальных гаражей легковых машин недопустимо.
Между границами школьных участков и гаражей минимальная санитарно-защитная зона должна составлять 25 м при мощности гаража до 20 машин и 50 м - при мощности гаражей до 50 машин. При большей мощности гаражей вопрос о степени их удаления от школы должен быть согласован с органами госсанэпиднадзора.
2.1.5. Расстояния от школьного здания до различных видов зданий (жилых, производственных и др.) должны приниматься в соответствии со СНиП 2.07.01-89.
2.1.6. Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений, расположенных во II и III строительно-климатических зонах, должен составлять не более 0,5 км пешеходной доступности; в I климатическом районе (I подзона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста (I-II ступени обучения) - 0,3 км, для старших школьников (III ступень) - 0,4 км; в 1 климатическом районе (II подзона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста - 0,4 км, для старших школьников - 0,5 км.
Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности: для учащихся I ступени - 15 минут (в одну сторону), для учащихся II и III ступени - не более 30 минут (в одну сторону).
2.1.7. В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для учащихся 1 ступени радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин (в одну сторону) при транспортном обслуживании.
Для учащихся II и III ступеней радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании - не более 30 минут.
Предельный радиус обслуживания учащихся II - III ступеней не должен превышать 15 км.
2.1.8. Транспортному обслуживанию подлежат учащиеся, проживающие на расстоянии от школы более 3 км.
Подвоз сельских школьников осуществляется специальным школьным транспортом.
Предельный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров.
Остановка транспорта должна быть оборудована навесом, огражденным с 3-х сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.
2.1.9. Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий должен предусматриваться пришкольный интернат из расчета 10% мест от общей вместимости учреждения.
2.2. Требования к участку общеобразовательных учреждений
2.2.1. Общеобразовательное учреждение должно иметь самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м.
2.2.2. Площадь земельных участков зависит от вместимости учреждения и принимается в соответствии со СНиП 2.07.01-89.
2.2.3. Территория участка должна быть ограждена забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями.
2.2.4. Участок должен быть озеленен из расчета не менее 50% площади его территории. При озеленении участка запрещается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.
2.2.5. Па земельном участке должны быть выделены следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.
2.2.6. Учебно-опытная зона должна составлять не более 25% площади участка. В городских школах она может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.
2.2.7. Физкультурно-спортивная зона должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также для проведения секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Запрещается проводить занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины.
2.2.8. Зона отдыха должна размещаться вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она должна включать площадки для подвижных игр и тихого отдыха.
Площадки для подвижных игр и отдыха должны располагаться вблизи выходов из здания (для максимального использования их во время перемен) и быть разделенными для учащихся каждой ступени школьного обучения.
2.2.9. Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания общеобразовательного учреждения не менее 35 м, ограждена зелеными насаждениями и иметь самостоятельный въезд с улицы.
При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны должны предусматриваться котельная и насосная с водонапорным баком.
Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Их следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).
2.2.10. Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, а в сельских школах без канализации - к дворовым уборным должны покрываться асфальтом, бетоном и др. твердым покрытием. Подходы к зданию школы не менее чем за 100 м также должны иметь твердое покрытие.
2.2.11. Участок школы должен иметь наружное освещение при норме освещенности на земле - 10 лк.
2.2.12. Земельные участки сельских школ должны быть расширены за счет сооружения парников, теплиц, оранжерей, помещений для хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники, садово-огородного инвентаря и др.
2.3. Требования к школьному зданию
2.3.1. Количество детей в школе не должно превышать ее вместимости, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Вместимость сельских школ не должна превышать: для начальных малокомплектных школ - 80 учащихся, для школ I, II ступеней - 250 учащихся, для школ I, II, III ступеней - 500 учащихся.
2.3.2. Новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии, частные школы и др.) должны иметь либо отдельное здание, либо размешаться в отдельных отсеках с изолированным входом на базе функционирующих общеобразовательных школ.
2.3.3. Учебные помещения запрещается размещать в подвальных и цокольных этажах здания.
2.3.4. Этажность здания не должна превышать 3 этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство школ высотой в 4 этажа. При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4-5-этажных зданиях четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаемые учащимися кабинеты.
2.3.5. При размещении школы в приспособленном здании набор помещений, их площади определяется по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора в каждом конкретном случае, исходя из вида общеобразовательного учреждения, числа и возраста учащихся, количества классов и проч.
2.3.6. Гардеробы в школах должны быть размещены на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса.
Гардеробы должны быть оснащены вешалками для одежды и ячейками для обуви. Категорически запрещается устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.
2.3.7. Для правильной организации карантинных мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний необходимо повседневно использовать все имеющиеся в здании входы.
2.3.8. Набор помещений должен создавать условия для изучения обязательных учебных дисциплин (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору учащихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного-двух-трех предметов. Учебные классы не должны находиться вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).
2.3.9. Учащиеся I ступени в городских и сельских школах должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.
2.3.10 Обучение учащихся II - III ступени должно осуществляться по классно-кабинетной системе.
Классно-кабинетная система обеспечивает преподавание всех предметов в закрепленном классе-кабинете, в который транспортируются учебные пособия и технические средства обучения (ТСО). Количество классов-кабинетов для основных дисциплин принимается от количества старших классов.
Учебные кабинеты и лаборатории допускается размещать в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных. Необходимо создавать специализированные секции, объединяющие кабинеты для дисциплин естественно-математического и гуманитарного циклов. Для создания наилучших условий для учебной и внеучебной деятельности школьников II - III ступеней количество кабинетов и лабораторий в секции не должно превышать 6.
В сельской школе при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по 2 дисциплинам. Наиболее благоприятным является следующее сочетание предметов: химия - биология, математика - черчение, черчение - рисование, история - география, литература - иностранный язык.
2.3.11. Учебные помещения должны включать: рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, зону для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности.
2.3.12. Площадь кабинетов должна приниматься из расчета 2,5 кв.м на 1 учащегося при фронтальных формах занятий, 3,3 кв.м - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.
2.3.13. Площадь и использование кабинетов вычислительной техники должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2.542-96.
2.3.14. Оптимальные размеры рабочей зоны учащихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до I боковых рядов - парт). Он должен составлять не менее 35 градусов для учащихся II - III ступени школы и не менее 45 градусов для школьников 6 - 7 лет.
2.3.15. При каждом кабинете или группе из 2-3 кабинетов должна быть лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, компьютерном классе).
2.3.16. Для углубленного изучения отдельных предметов и проведения практических занятий необходимо деление классов на 2-4 подгруппы.
2.3.17. При наличии в школьном здании учебных мастерских они должны использоваться по назначению или могут быть переоборудованы соответственно профилю нового общеобразовательного учреждения, а также для внеклассных занятий по техническому творчеству по согласованию с органами Госсанэпиднадзора.
2.3.18. При строительстве школ, ориентированных на углубленное и расширенное содержание обучения, для разностороннего развития личности школьников необходимо предусматривать выделение помещений под студии (универсальные залы) с габаритами 12х12 м, а также подсобные помещения для отделения по художественному воспитанию и искусству; кабинет этики с полиэкраном, кружковые помещения по изобразительному искусству, хореографии, классы пения и музыки (70-108 кв.м), в зависимости от назначения нового образовательного учреждения. В учреждениях с техническим профилем следует предусмотреть универсальное помещение площадью 108 кв.м (90+18) для технического творчества. Учебно-художественные кабинеты должны иметь зоны для акварельной живописи, масляной живописи и рисунка. Исходя из позы при работе различными видами живописи (по акварельной живописи и рисунку - сидя, по масляной живописи - стоя), площадь на одно рабочее место должна составлять: для масляной живописи - 3,5 кв.м, акварельной живописи и рисунка - 2,0 кв.м.
2.3.19. Спортивный зал следует размещать на I этаже в пристройке. Его размеры должны предусматривать выполнение полной программы по физвоспитанию учащихся и возможность внеурочных спортивных занятий. Количество и типы спортивных залов должны предусматриваться от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Площади спортивных залов 9х18 м, 12х24 м, 18х30 м при высоте не менее 6 м. При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные площадью 16-32 кв.м в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек площадью 10,5 кв.м каждая; душевые площадью 9 кв.м каждая, уборные для девочек и мальчиков площадью 8 кв.м каждая; комната для инструктора 9 кв.м. В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.
2.3.20. Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 кв.м на одно место и 60% от общего количества учащихся школы. При актовом зале должны быть предусмотрены артистические уборные площадью не менее 10 кв.м каждая, кинопроекционная площадью 27 кв.м, склад декораций и бутафорий, музыкальных инструментов площадью 10 кв.м, склад хранения костюмов площадью 10 кв.м.
2.3.21. В школах с углубленным содержанием обучения следует иметь лекционную аудиторию. Ее размеры устанавливаются по вместимости в ней возрастной параллели учащихся, состоящей не более чем из 3 классов, из расчета 1 кв.м на одно место.
2.3.22. Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.
В школах нового типа библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами ТСО, обеспечивающего условия для индивидуальных занятий учащихся.
Площадь библиотеки - информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв.м на одного ученика. В помещении библиотеки должны быть предусмотрены следующие зоны: читательских мест, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения передвижных тележек.
2.3.23. При строительстве и реконструкции современных общеобразовательных учреждений следует отдавать предпочтение рекреационным помещениям зального типа.
2.3.24. Медицинский пункт общеобразовательного учреждения должен включать следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения учащихся) площадью не менее 14 кв.м; кабинет зубного врача площадью 12 кв.м. оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет площадью 14 кв.м; кабинет психолога площадью 10 кв.м.
При медпункте должен быть самостоятельный санузел.
Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета школы дается в Приложении 1.
2.3.25. На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальника на 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв.м на одного учащегося.
Для персонала должен быть выделен отдельный санузел.
Для учащихся II и III ступеней должны быть организованы комнаты личной гигиены для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 кв.м.
Входы в санузлы не должны располагаться напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них.
На каждом этаже должны быть предусмотрены помещения, оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов.
2.3.26. В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.
2.3.27. В общеобразовательных учреждениях, должно быть организовано 2-разовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей. Питание, может быть организовано в столовой, работающей на сырье или на полуфабрикатах, а также в буфете-раздаточной. Согласно требованиям СанПиН 42-123-5777-91, столовые должны предусматриваться в школах с числом учащихся более 100 человек. Школьная столовая, работающая на сырье, должна иметь следующий набор оборудования и помещений: цехи - горячий, холодный, мясо-рыбный, кондитерский, овощной; моечные для столовой и кухонной посуды; кладовые для сухих продуктов и овощей; охлаждаемые и низкотемпературные камеры для хранения мясных и особо скоропортящихся продуктов; бытовые помещения для персонала пищеблока; загрузочная-тарная; моечная для тары; холодильная камера для пищевых отходов; санузел для сотрудников столовой.Взамен СанПиН 42-123-5777-91 с 1 июня 2000 г. введены в действие СанПиН 2.3.6.959-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 25 февраля 2000 г. В состав помещений школьной столовой, работающей на полуфабрикатах, должны входить: горячий цех, доготовочная, моечные для столовой и кухонной посуды, кладовые для сухих продуктов и овощей, холодильные камеры для полуфабрикатов, бытовые помещения для персонала пищеблока, загрузочная-тарная, моечная для тары, холодильная камера для пищевых отходов. В состав помещений буфета-раздаточной должны входить: загрузочная, оборудованная плитой для подогрева пищи, холодильными шкафами; раздаточная, оборудованная мармитами; посудомоечная; подсобные помещения, бытовые помещения для персонала, помещения для мытья тары. При школьных буфетах и столовых обязательно должен быть предусмотрен обеденный зал площадью из расчета 0,7 кв.м на одно место в зале, исходя из посадки 100% учащихся в 3 очереди. При столовых должны быть установлены умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Умывальники размещают в расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом.
2.3.28. В сельских школах (средних, неполных средних) требования к организации питания те же, что и в городских.
В малокомплектных школах (до 50 учеников) необходимо выделять помещения для приема пищи с минимальным набором оборудования: электроплита 2-гнездная, мойка для мытья посуды, холодильник, электротитан.
2.4. Требования к оборудованию помещений
2.4.1. В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов должна быть, как правило, трехрядной, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.
2.4.2. Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится ее цветовая маркировка. Запрещается использовать вместо стульев табуретки или скамейки. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Таблица 1
Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам
"столы ученические" и "стулья ученические"
/--------+---------------+------------------+-----------+---------------|Номера | Группа роста |Высота над полом | Цвет |Высота над |
|мебели | (в мм) |крышки края стола,| маркировки|полом переднего|
|по | |обращенного к | |края сидения по|
|ГОСТам | |ученику, по ГОСТу | |ГОСТу 11016-93 |
|11015-93| |11015-93 (в мм) | |(в мм) |
|11016-93| | | | |
+--------+---------------+------------------+-----------+---------------+
| 1 | 1000-1150 | 460 | оранжевый | 260 |
+--------+---------------+------------------+-----------+---------------+
| 2 | 1150-1300 | 520 | фиолетовый| 300 |
+--------+---------------+------------------+-----------+---------------+
| 3 | 1300-1450 | 580 | желтый | 340 |
+--------+---------------+------------------+-----------+---------------+
| 4 | 1450-1600 | 640 | красный | 380 |
+--------+---------------+------------------+-----------+---------------+
| 5 | 1600-1750 | 700 | зеленый | 420 |
+--------+---------------+------------------+-----------+---------------+
| 6 | свыше 1750 | 760 | голубой | 460 |
\--------+---------------+------------------+-----------+---------------/
2.4.3. При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50-70;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100; а при наличии оборотных классов - 120;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
- от первой парты до учебной доски - 2,4-2,7 м;
- наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 80-90;
- угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для учащихся II-III ступени школы и не менее 45 градусов для школьников 6-7 лет.
2.4 4. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум. В зоне учащихся должны устанавливаться двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой воды, электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики) и подводкой воды (лаборатория химии). Лаборатория химии должна быть оборудована вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.
2.4.5. Кабинеты иностранного языка должны включать следующее оборудование: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО; лингафонные рецептивные установки.
2.4.6. Оборудование кабинетов вычислительной техники, дисплейных классов должно соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2.542-96.
2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму
2.5.1. Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии со СНиП 2.08.02-89. Теплоснабжение зданий должно обеспечиваться от ТЭЦ, районных или местных котельных. Паровое отопление недопустимо.
В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы должны быть ограждены съемными деревянными решетками, располагаться под оконными проемами и иметь регуляторы температуры. Не допускается устройство ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 градусов Цельсия.
2.5.2. При проектировании в школьном здании воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предусматривать автоматическое управление системами для поддержания в помещении в рабочее время расчетных уровней температуры и относительной влажности воздуха в пределах 40-60%. Во внеучебное время в помещении должна поддерживаться температура не ниже 15 градусов Цельсия. Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в рабочее время не должна превышать 40 градусов Цельсия. Рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления учебных помещений не допускается. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений (групп помещений): классных комнат и учебных кабинетов (при отсутствии воздушного отопления), лабораторий, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медпункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря. Воздухообмен в школьных столовых должен рассчитываться на поглощение теплоизбытков, выделяемых технологическим оборудованием кухни. Запрещается применение в учебных учреждениях асбестоцементных воздухопроводов.
2.5.3. Печное отопление допускается только в одноэтажных малокомплектных сельских школах (не более 50 человек). Топка должна устраиваться в коридоре.
Запрещается устанавливать железные печи.
Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее, чем за два часа до прихода учащихся.
2.5.4. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
2.5.5. Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 2. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Таблица 2
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
/-------------------------+---------------------------------------------| Наружная температура | Длительность проветривания помещений (мин) |
| в градусах Цельсия +--------------------+------------------------+
| | в малые перемены | в большие перемены и |
| | | между сменами |
+-------------------------+--------------------+------------------------+
|от +10 до +6 | 4-10 | 25-35 |
+-------------------------+--------------------+------------------------+
|от +5 до 0 | 3-7 | 20-30 |
+-------------------------+--------------------+------------------------+
|от 0 до -5 | 2-5 | 15-25 |
+-------------------------+--------------------+------------------------+
|от -5 до -10 | 1-3 | 10-15 |
+-------------------------+--------------------+------------------------+
|ниже -10 | 1-1,5 | 5-10 |
\-------------------------+--------------------+------------------------/
2.5.6. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:
- в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18 - 20 градусов Цельсия при их обычном остеклении и 19-21 градус Цельсия - при ленточном остеклении;
- в учебных мастерских - 15-17 градусов Цельсия;
- в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате - 18-20 градусов Цельсия;
- в дисплейных классах - оптимальная 19-21 градус Цельсия, допустимая 18-22 градуса Цельсия;
- в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий 15-17 градусов Цельсия;
- в раздевалке спортивного зала - 19-23 градуса Цельсия;
- в кабинетах врачей -21-23 градуса Цельсия;
- в рекреациях - 16-18 градусов Цельсия;
- в библиотеке - 17-21 градус Цельсия;
- в вестибюле и гардеробе - 16-19 градусов Цельсия.
2.5.7. Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5 градусов Цельсия и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале должны проводиться при открытых фрамугах, а сквозное проветривание - во время перемен при отсутствии учащихся.
При достижении в помещении температуры воздуха в 15-14 градусов Цельсия проветривание зала следует прекращать.
2.5.8. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна быть в пределах 40- 60%.
2.5.9. В уборных, помещениях кухни, душевых и мастерских должна быть оборудована вытяжная вентиляция. Вытяжные вентиляционные решетки следует ежемесячно очищать от пыли.
2.5.10. Школьные учебно-производственные мастерские, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, должны быть оборудованы механической вытяжной вентиляцией. Кратность воздухообмена должна составлять не менее 20 куб.м в час на 1 ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.
2.6. Требования к естественному и искусственному освещению
2.6.1. Естественное освещение. Учебные помещения школ должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кино-фотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств.
В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом недопустимо направление основного светового потока спереди и сзади от учащихся.
В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое).
В помещениях школ должны быть обеспечены нормированные значения КЕО в соответствии со СНиП 23-05-95.В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемом).
Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий учащихся, не должна превышать 3:1.
Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные румбы горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета вычислительной техники - на север, северо-восток.