Использование процедур
1. Даны действительные числа . Получить ,
где .
2. Даны действительные числа . Получить ,
где .
3. Дано действительное число . Получить ,
где .
4. Даны действительные числа . Получить .
5. Даны действительные числа . Получить ,
.
6.Даны натуральные числа , целые числа , , . Получить
7. Даны натуральные числа , действительные числа , ,
Получить
8. Даны действительные числа . Получить
, где
9. Даны действительные числа . Получить для значения , где
10. Даны действительные числа . Получить ,
Где .
11. Даны действительные числа , . В последовательности и в последовательности все члены, следующие за членом с наибольшим значением (за первым по порядку, если их несколько), заменить на 0.5.
12. Даны целые числа , . Если в последовательности нет ни одного члена со значением , то первый, по порядку член этой последовательности, не меньший всех остальных членов, заменить на значение . По такому же правилу преобразовать последовательность применительно к значению 10.
13. Даны целые числа . Вычислить по схеме Горнера , определив процедуры полного сокращения рационального числа, заданного числителем и знаменателем, а также процедуры сложения и умножения рациональных чисел.
14.Даны целые числа . Исследовать существование целочисленных корней уравнения . (Если , то имеется корень 0; если же , то целочисленный корень, если он существует, принадлежит конечному множеству положительных и отрицательных делителей числа .). Здесь полезно определить процедуру вычисления по схеме Горнера значения многочлена, а также процедуру, которая по двум заданным числам и позволяет определить значение наименьшего делителя числа , содержащегося среди чисел .
|
15. Даны натуральное число , действительные . Вычислить по схеме Горнера значение многочлена с комплексными коэффициентами (Определить процедуры выполнения арифметических операций над комплексными числами.)
Лабораторная работа № 7. Файлы. Использование файлов для обработки и хранения данных.
1. Дан файл , компоненты которого являются действительными числами. Найти:
а) сумму компонент файла ;
б) произведение компонент файла ;
в) сумму квадратов компонент файла ;
г) модуль суммы и квадрат произведения компонент файла ;
д) последнюю компоненту файла.
2. Дан файл , компоненты которого являются действительными числами. Найти:
а) наибольшее из значений компонент;
б) наименьшее из значений компонент с четными номерами;
в) наибольшее из значений модулей компонент с нечетными номерами;
г) сумму наибольшего и наименьшего из значений компонент;
д) разность первой и последней компонент файла.
3. Дан файл ,компоненты которого являются целыми числами. Найти:
а) количество четных чисел среди компонент;
б) количество удвоенных нечетных чисел среди компонент;
в) количество квадратов нечетных чисел среди компонент.
4. Последовательность образована по закону . Дано действительное . Записать в файл члены последовательности , остановившись после первого члена, для которого выполнено .
5. Дан символьный файл . Получить копию файла в файле .
6. Дан символьный файл . Добавить в его конец символы (если это необходимо, использовать дополнительный файл ).
|
7. Дан символьный файл :
а) Подсчитать число вхождений в файл сочетаний .
б) Определить, входит ли в файл сочетание .
в) Подсчитать число вхождений в файл каждой из букв и вывести результат в виде таблицы
где - числа вхождений соответствующих букв.
8. Даны символьные файлы и . Определить, совпадают ли компоненты файла с компонентами файла . Если нет, то получить номер первой компоненты, в которой файлы и отличаются между собой. В случае, когда один из файлов имеет компонент и повторяет начало другого (более длинного) файла, ответом должно быть число .
9. Даны символьные файлы и . Записать в файл все начальные совпадающие компоненты файлов и .
10. Дан символьный файл . Записать в файл с сохранением порядка следования те символы файла :
а) которым в этом файле предшествует буква ;
б) вслед за которым в этом файле идет буква .
11. Дан символьный файл . Группы символов, разделенные пробелами (одним или несколькими) и не содержащие пробелов внутри себя, будем, как и прежде называть словами. Удалить из файла все однобуквенные слова и лишние пробелы. Результат записать в файл .
12. Дан символьный файл . Найти самое длинное слово (см. предыд. задание) среди слов, вторая буква которых есть; если слов с наибольшей длинной несколько, то найти последнее. Если таких слов нет вообще, то сообщить об этом. Решить эту задачу:
а) полагая, что слова состоят не более чем из 10 символов;
б) без ограничения на число символов в слове.
13. Дан символьный файл . Считая, что количество символов в слове (см. задание 11) не превосходит двадцати:
|
а) определить, сколько в файле имеется слов, состоящих из одного, двух, трех и т. д. символов;
б) получить гистограмму (столбчатую диаграмму) длин всех слов файла ;
в) определить количество слов в файле .
14. Дан символьный файл . Предполагается, что длина одного слова (см. задание 11) не превосходит десяти и что число слов делится на 100. Подготовить файл для печати слов в две колонки по пятьдесят строк на странице. Слова должны быть размещены в файле в следующем порядке:
1-ое слово, 51-ое слово, 2-ое слово, 52-ое слово,…,50-ое слово, 100-ое слово, затем (следующая страница) 101-ое слово, 151-ое слово,…,150-ое слово,200-ое слово и т. д.
15.Дан символьный файл , содержащий сведения о сотрудниках учреждения, записанные по следующему образцу: фамилия _имя_отчество, фамилия_имя_отчество,… Записать эти сведения в файле , используя образцы:
а) имя_очество_фамилия, имя_очество_фамилия,…;
б) фамилия_и.о., фамилия_и.о.,…
Задание №2
1. Багаж пассажира характеризуется количеством вещей и общим весом вещей. Дан файл , содержащий информацию о багаже нескольких пассажиров, информация о багаже каждого отдельного пассажира представляет собой соответствующую пару чисел
а) Найти багаж, средний вес одной вещи в котором отличается не более чем на 0,3 кг от общего среднего веса вещи.
б) Найти число пассажиров, количество вещей которых превосходит среднее число вещей.
в) Определить, имеются ли два пассажира, багажи которых совпадают по числу вещей и различаются по весу не более чем на 0,5 кг.
г) Выяснить, имеется ли пассажир, багаж которого превышает багаж каждого из остальных пассажиров и по числу вещей, и по весу.
д) Выяснить, имеется ли пассажир, багаж которого состоит из одной вещи весом не менее 30 кг.
е) Дать сведения о багаже, число вещей в котором не меньше, чем в любом другом багаже, а вес вещей не больше, чем в любом другом багаже с этим же числом вещей.
2. Сведения об ученике состоят из его имени и фамилии и названия класса (года обучения и буквы), в котором он учится. Дан файл , содержащий сведения об учениках школы.
а) Выяснить, имеются ли в школе однофамильцы.
б) Выяснить, имеются ли однофамильцы в каких-либо параллельных классах.
в) Выяснить, имеются ли однофамильцы в каком-нибудь классе.
г) Ответить на вопросы а) – в), но в отношении учеников, у которых совпадают и имя, и фамилия.
д) Выяснить, на сколько человек в восьмых классах больше, чем в десятых.
ж) Собрать в файле сведения об учениках 9-х и 10-х классов, поместив вначале сведения об учениках класса 9а, затем 9б и т.д., затем 10а, 10б и т.д.
з) Получить список учеников данного класса по следующим образцам:
фамилия _ имя
фамилия _ и.
и.фамилия
3. Дан файл , содержащий те же самые сведения об учениках школы, что и в предыдущей задаче, и дополнительно отметки, полученные учениками в последней четверти.
а) Выяснить, сколько учеников школы не имеют отметок ниже четырех.
б) Собрать в файле сведения о лучших учениках школы, т.е. об учениках, не имеющих отметок ниже четырех и по сумме баллов не уступающих другим ученикам своего и параллельных классов.
4. Сведения об автомобиле состоят из его марки, номера и фамилии владельца. Дан файл , содержащий сведения о нескольких автомобилях. Найти:
а) фамилии владельцев и номера автомобилей данной марки;
б) количество автомобилей каждой марки.
5. Дан файл , содержащий различные даты. Каждая дата – это число, месяц и год. Найти:
а) год с наименьшим номером;
б) все весенние даты;
в) самую позднюю дату.
6. Дан файл , содержащий сведения о книгах. Сведения о каждой из книг – это фамилия автора, название и год издания.
а) Найти названия книг данного автора, изданных с 1960г.
б) Определить, имеется ли книга с названием “Информатика”. Если да, то сообщить фамилию автора и год издания. Если таких книг несколько, то сообщить имеющиеся сведения обо всех этих книгах.
7. Дан файл , который содержит номера телефонов учреждения: указывается фамилия сотрудника, его инициалы и номер телефона. Найти телефон сотрудника по его фамилии и инициалам.
8. Дан файл , содержащий сведения о кубиках: размер каждого кубика (длина ребра в сантиметрах), его цвет (красный, желтый, зеленый или синий) и материал (деревянный, металлический, картонный). Найти:
а) количество кубиков каждого из перечисленных цветов и их суммарный объем;
б) количество деревянных кубиков с ребром 3 см и количество металлических кубиков с ребром, большим 5 см.
9. Дан файл , содержащий сведения о веществах: указывается название вещества, его удельный вес и проводимость (проводник, полупроводник, изолятор).
а) Найти удельные веса и названия всех полупроводников.
б) Выбрать данные о проводниках и упорядочить их по убыванию удельных весов.
10.Дан файл , содержащий сведения об экспортируемых товарах: указывается наименование товара, страна, импортирующая товар, и объем поставляемой партии в штуках. Найти страны, в которые экспортируется данный товар, и общий объем его экспорта.
11. Даны два файла и . Файл - это инвентарный файл, содержащий сведения о том, сколько изделий каких видов продукции хранится на складе (вид продукции задается его порядковым номером). Файл - это вспомогательный файл, содержащий сведения о том, на сколько уменьшилось или увеличилось количество изделий по некоторым видам продукции. Вспомогательный файл может содержать несколько сообщений по продукции одного или не содержать ни одного такого сообщения. Обновить инвентарный файл на основе вспомогательного, образовав новый файл .
12 Дан файл , содержащий сведения об игрушках: указывается название игрушки (например, кукла, кубики, мяч, конструктор и т.д.), ее стоимость в копейках и возрастные границы детей, для которых игрушка предназначена (например, для детей от двух до пяти лет). Получить следующие сведения:
а) названия игрушек, цена которых не превышает 4 руб. и которые подходят детям до 5 лет;
б) цену самого дорогого конструктора, оформленную по образцу … руб. … коп.;
в) названия наиболее дорогих игрушек (цена которых отличается от цены самой дорогой игрушки не более чем на 1 руб.);
г) названия игрушек, которые подходят как детям 4 лет, так и детям 10 лет;
д) цены всех кубиков, оформленные по образцу, указанному в б);
е) можно ли подобрать игрушку, любую, кроме мяча, подходящую ребенку 3 лет, и дополнительно мяч так, чтобы суммарная стоимость игрушек не превосходила 5 руб.?;
ж) имеется ли мяч ценой 2 руб. 50 коп., предназначенный детям от 3 до 8 лет?; если нет, занести сведения об этой игрушке в файл .
13. Даны натуральное , символьный файл и текстовый файл . Файл содержит 30 слов (см. задачу 11), каждое из которых будем называть ключевым. Сформировать файл , который содержит строки файла , циклически сдвинутые так, чтобы каждое ключевое слово, входящее в строку, начиналось с -й позиции. Строки, содержащие ключевых слов, в файл не включаются. Строки, которые содержат ключевых слов, записываются в файл раз.
14. Дан текстовый файл , содержащий программу на языке паскаль. Проверить эту программу на несоответствие числа открывающих и закрывающих круглых скобок. Считать, что каждый оператор программы
а) занимает не более одной строки файла ;
б) может занимать произвольное число строк файла .
15. Дан текстовый файл . Получить все его строки, содержащие более 60