Гендерные стереотипы как психологическая проблема.




Современное состояние проблемы влияния гендерных стереотипов на самосознание личности.

Гендерные стереотипы как психологическая проблема.

Гендерные стереотипы – относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, присущих представителям мужского или женского пола, схемы поведения, интересы, которые считаются свойственными одному полу и несвойственными другому. К ним относятся усвоенные идеи о психологических, социальных и поведенческих различиях между мужчинами и женщинами, принятых в данном обществе

Гендерные стереотипы участвуют в саморегуляции поведения субъекта, выполняют мотивирующую роль.

Стереотипы могут содержать зерно правды, но в то же время они часто не имеют под собой никакого объективного обоснования, связанного, например, с биологическими особенностями организма мужчин и женщин, а являющихся сформированными социальной практикой. Т.е. мужчине и женщине навязываются определенные роли, и формируется ряд барьеров к полноценной реализации личности.

С понятием гендерных стереотипов тесно связаны понятия маскулинности и феминности. Это нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Маскулинная роль включает те типы поведения, которые обычно ожидаются от мужчин. К типично мужским чертам относят независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, уверенность в себе, самостоятельность и др. К типично женским чертам традиционно относят уступчивость, мягкость, чувствительность, зас- тенчивость, нежность, эмпатию и т.д. Социальные стереотипы феминности меньше касаются волевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам. Среднестатистический мужчина и среднестатистическая женщина дейст-вительно в какой-то степени отличаются друг от друга по параметрам общительности, эмпатии, социальному влиянию, агрессивности и сексуальной инициативы. Но можно ли на этом основании заключить, что гендерные стереотипы точны? По наблюдениям Джанет Суим – довольно часто. Она обнаружила, что стереотипы, выявленные у студентов уни-верситета Пенсильвании, касающиеся мужской и женской нетерпеливости, невербальной сенситивности, агрессивности и т.д., заметно приближались к действительным гендерным различиям [2, с. 45].

Кэрол Линн высказала сходное предположение. Она просила испытуемых выбрать из списка психологических характеристик те, которые соответствуют их представлению о самих себе, а также оценить, какой процент мужчин и женщин в Северной Америке имеет каждую из вы-бранных черт. Мужчины чуть чаще, чем женщины, характеризовали себя как уверенных и доминантных и чуть реже - как нежных и сострадательных. Но в соответствующих стереотипах эти различия сильно преувеличены. Люди считают, что североамериканские мужчины почти вдвое более уверены в себе и склонны к господству, чем женщины, и наполовину менее нежны и сострадательны. Вывод: хотя действительные различия между полами малы, стереотипы в отношении этих различий очень сильны. А члены группы, в отношении которой действуют стереотипы, принимают их. Мужчины и женщины согласны с тем, что можно судить о книге по тому, какая фамилия напечатана на обложке - мужская или женская. Натали Портер, Флоренс Гейс, Джойс Дженинг Уолстед провели исследование. Они предъявляли студентам фотографии «группы выпускников университета, работающих в одной команде над исследовательским проектом». Затем им предлагалось высказать предположение, кто из этой команды внес наибольший вклад в данный проект. Когда группа на фотографии состояла только из мужчин, испытуемые преимущественно выбирали того, кто сидел во главе стола. Когда группа была разнородной по полу, преимущественно выбирали мужчину, занимавшего эту позицию. Но когда в центре стола сидела женщина, ее игнорировали. Каждый из мужчин выбирался на роль лидера в три раза чаще, чем все три женщины вместе взятые! Это стереотипное представление о мужчине как о лидере было в равной степени характерно не только для мужчин и женщин, но также и в равной степени для феминисток нефименисток. Другими словами, гендерные стереотипы распространены очень сильно.

Стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они отно-

сятся. Гендерные стереотипы имеет тенденцию оставаться стабильными в течение длительного периода времени. Они могут изменяться в зависимости от социальных, экономических, политических изменений, но этот процесс

происходит достаточно медленно.

Откуда пошли гендерные стереотипы?

Они берут начало из многих источников, потому что выполняют различные функции. Гендерные стереотипы могут выражать сознание того, кто мы такие, и обеспечивать социальное признание, могут защищать наше чувство Я от тревоги, которое возникает от недостатка безопасности или внутреннего конфликта, могут также развивать наш интерес к самим себе, поддерживая то, что доставляет нам удовольствие, и препятствуя тому, что нам неприятно.

Можно выделить 3 группы источников гендерных стереотипов:

1. Социальное неравенство.

2. Эмоциональные источники.

3. Когнитивные источники.

Четыре десятилетия назад социолог Хелен Мейер Хакер показала, как стереотипы в отношении женщин помогают давать рационалистическое объяснение их подчиненному статусу: многие думают, что женщины медленно соображают, что они эмоциональны и примитивны и что они удовлетворены своей подчиненной ролью. Женщины – «слабые» и место, которое для них в самый раз,- дом.

 

Гендерные стереотипы также помогают находить рациональное объяснение

для гендерных ролей. Если женщины обеспечивают основной уход за

маленькими детьми, это приводит к убеждению, что заботливость присуща им от природы. А если мужчины уходят в бизнес, на охоту и сражения, удобно предположить, что они – агрессивные, независимые и безрассудно

смелые.

Социальные убеждения могут выступать в качестве самореализую-

щихся пророчеств. В ситуации, когда другие ожидают от вас плохого поведения, ваша тревога может побудить вас подтвердить это убеждение.

Клод Стил и его коллеги называют этот феномен уязвимость в отношении стереотипа. В своих экспериментах они давали студентам и студенткам с одинаковыми математическими способностями и успеваемостью трудную контрольную работу по математике. Когда им сообщали, что мужчины и женщины обычно показывают одинаковые результаты в решении этих задач, девушки шли на одном уровне с парнями. Когда говорилось, что женщины обычно не могут догнать мужчин в этом испытании, девушки подтверждали этот стереотип. Фрустрированные чрезвычайной сложностью задач, они испытывали тревогу, что и снижало их результативность.

Гендерные стереотипы поддерживаются также конформизмом. «Если

мы склонны думать, что кухня и детская - естественная среда для женщин,- писал Бернард Шоу,- мы поступаем так же, как английские дети, которые считают, что клетка – это естественная среда обитания для попугая, потому что они никогда не видели попугая где-нибудь еще». У детей работающих женщин выявлены менее стереотипные взгляды на мужчин и женщин. Т.е. если стереотипы не очень глубоко укоренились в личности, то с появлением в обществе новых норм они могут ослабевать. Одним из способов под-держания широко распространенных стереотипов является поддержка со стороны социальных институтов. Например, изучение в школе сочинений 134 детей, написанных до 1970 года, показало: среди изображенных действующих лиц мужчины преобладали над женщинами в соотношении 3:1. Только с начала 1970-х годов этот стереотип стали повсюду замечать и вносить изменения в учебники.

У стереотипов есть и эмоциональные корни. Стереотипы обеспечивают чувство социального превосходства, а также могут облегчать маскировку чувства неполноценности. Мужчина, сомневающийся в собственной силе и независимости, может путем выражения сострадания слабым и зависимым женщинам повышать значимость своего маскулинного образа. Мужчины с низким уровнем самооценки испытывают неприязнь к сильным и незави- симым женщинам. А мужчины с высокой самооценкой отдают предпочтение именно таким.

Стереотипные убеждения существуют и по той простой причине, что они представляют собой побочные продукты нормального процесса мышле- ния. Т.е. многие стереотипы проистекают оттого, что мы стремимся сводить сложные взаимосвязи к более простым. Одним из способов упрощения является «категоризация» - группировка. В современном мире мощным способом категоризации является классификация людей по полу. Когда мы оцениваем людей, принадлежащих к определенной группе (полу), мы склонны преувеличивать сходство внутри одной группы и различия между ними.

Стереотипные убеждения долго отравляли человеческое существова- ние. Раньше категории маскулинности и феминности считались взаимо- исключающими, всякое отступление от норматива воспрималось как патология. Сегодня, как отмечает И.С.Кон, многие традиционные психоло- гические различия между полами, на которых основывались стереотипы маскулинности или феминности исчезают или резко уменьшаются. Соответственно изменяется и содержание этих понятий в теоретической психологии. В 30-60-х гг. западные психологи сконструировали несколько специальных шкал для измерения маскулинности и феминности умственных способностей, эмоций, интересов (например, шкала маскулинности Гилфорда). Эти шкалы предполагают, что индивиды могут различаться по степени маскулинности и феминности. Но сами свойства маскулинности и феминности представляются взаимоисключающими, т.е. высокая маску- линность должна коррелировать с низкой феминностью и обратно. Современные исследования показали, что не все психические качества поляризуются на «мужские» и «женские». Так, С.Бем рассматривает маскулинность и феминность как независимые измерения личности. Она указала на то, что мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, а личность может обладать одновременно и мужественными и женственными чертами; и полагает, что личности даже желательно быть андрогинной, т.е. содержать в себе лучшее из обоих половых ролей, чтобы успешно адаптироваться в социуме и достигнуть более высокого уровня развития личности. Предполагается, что у андрогина черты мужественности и женственности гармоничными и взаимодополняемыми. При этом большая мягкость, уступчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.

Огромная роль в поддержании и изменении гендерных стереотипов в обществе принадлежит средствам массовой информации. Социологами БГУ в 1997 г. было проведено исследование женских изданий. Было показано, что среди этих изданий только немногие направлены на развитие и саморазвитие женщины как личности, творца и гражданина. Большинство других остаются

в традиционных рамках патриархальных стандартов «дети, кухня, церковь»

или маскультовой модели женских интересов – «секс, сплетни, скандалы».

Что же касается места женской проблематики в общественно-политических изданиях, эта проблема занимает в целом в массовых белорусских газетах тридцатую часть газетной площади, причем преобладает неумение или неже-

лание осветить реальные проблемы общественной и профессиональной жиз-

ни женщин. (Л. Г. Титаренко «Гендерная социология». Мн.: БГУ, 2003. с. 76)

Таким образом, с помощью современных СМИ тиражируются образы не реальных женщин с их насущными проблемами, а стереотипные «типажи»

либо женщин-домохозяек, круг интересов которых ограничен, либо «успеш-

ных карьеристок», либо молодых бездельниц. На это же «работают» и рекла-

мные материалы, где женщина представлена как сексуальный объект, как домработница, прачка, повариха, потребитель, но не равноправный гражда-

нин демократически ориентированного в своем развитии общества.

Традиционные гендерные стереотипы, транслируемые через СМИ, ограничивают не только женщин, но и мужчин. Те люди, которые им следу-

ют, часто вынуждены ломать себя. Другие, которые не хотят подчиняться гендерным стереотипам, часто подвергаются общественному осуждению. В

целом, тиражирование в СМИ гендерных стереотипов может играть доста-

точно негативную роль. Во-первых, из-за распространенности этих стерео-

типов различия между женщинами и мужчинами, различия, которые существуют реально, могут быть раздуты и искажены.

Во-вторых, в СМИ навязывается различная оценка одних и тех же поступков в зависимости от того, лицо какого пола их совершает – мужского

или женского. Такое манипулирование сознанием искажает реальные поступ-ки людей.

В-третьих, стереотипы тормозят развитие в людях тех качеств мышле- ния и поведения, которые не соответствуют тому или иному гендерному сте- реотипу. То есть люди превращаются в рабов стереотипных представлений о других людях и о самих себе.

Но роль СМИ может быть неоценимо велика и в изменении гендерных стереотипов в обществе. Ведь средства массовой информации являются значительным культурным орудием воздействия на массовое сознание и по- ведение, а население является чувствительным к ним.

Когда СМИ будут давать объективную информацию гендерного толка, когда анализ взаимоотношений женщин и мужчин будет даваться на основа- нии приложения к живым людям застывших стереотипов, тогда можно рассчитывать на то, что женщины будут занимать в обществе более достой- ное место, и весь процесс демократизации общества пойдет быстрее.

Несмотря на согласованность гендерных стереотипов во многих куль- турах, т.е. мужчины воспринимаются как агрессивные, доминирующие, сильные, независимые, умные, а женщины – как эмоциональные, мечтатель- ные, чувствительные, покорные и суеверные, в различных странах сущест- вуют довольно большие различия в гендерной идеологии общества. Как показало проведенное кросс-культурное исследование в 14 культурах, в странах с высоким социоэкономическим развитием – это равенство, в более традиционных культурах (особенно в мусульманских странах – Индия, Пакистан, Нигерия) обосновывается желательность гендерных различий. Интересен пример Японии – высокоразвитой страны, но с традиционной ген- дерной идеологией. Гендерная идеология отличается у разных поколений: старшее поколение придерживается идеологии неравенства, более молодые - равенства, но специфического типа. Так, 200 лет назад японские женщины не отвечали за воспитание детей и большинство семейных решений принима- лось мужчиной. Сейчас забота о детях – главная работа японской женщины, которая образована настолько, что может обучать своих детей от школы до университета. В опросе японских мальчиков о том, сколько времени они проводят с отцами, они в 3 раза чаще, чем их американские сверстники, отве- тили «нисколько». Женщин в Японии работа часто не привлекает потому, что это сфера жизни мужчин, и женщины могут там играть только вспомога- тельную роль. Кроме того, в Японии нередки случаи смертей в результате слишком усердной работы, и многие японские женщины предпочитают быть «образованными мамами», хотя на их плечах еще лежит и вся домашняя ра- бота. С другой стороны, в настоящее время 85% выпускниц университетов хотели бы после окончания иметь работу.

Что касается выбора профессии, то метаанализ половых различий в значимости тех или иных характеристик работы при выборе профессии пока-зал, что женщины предпочитают работу с людьми и рассматривают качество производственных отношений как один из основных факторов выбора про-фесии, а мужчины придают основное значение свободе и автономии деятель-ности. Впрочем, половые различия при сравнении результатов исследований 1970-1990-х гг. снизились, предположительно за счет усиления процессов усиления женской самоактуализации. Возможно, именно вследствие этих процессов за указанный период произошел рост числа женщин в управлен-ческом персонале США. Универсальной жизненной ценностью на современ-ном этапе среди преставителей разных профессий оказывается стремление к достижениям, и в этом совмещаются как традиционно феминные, так и маскулинные предпочтения. Например, оказалось, что женщины-военнослу-жащие одновременно характеризуются более высокими показателями общи-тельности, смелости и самоконтроля по сравнению с представителями этой профессии – мужчинами.

Разумникова провела исследование, целью которого стал анализ соот-ношения между профилем основных жизненных ценностей и выраженностью феминных и маскулинных свойств у студентов разных специальностей. В исследовании принимали участие студенты факультета прикладной математики и информатики, факультета гуманитарного образования и фа-культета бизнеса. Анализ основных жизненных ценностей и гендерных стереотипов у студентов разных специальностей указал на их большую измен-чивость у девушек по сравнению с мужчинами. Наряду с сохранением тради-ционных «мужских» и «женских» жизненных ценностей у студентов обоего пола, у девушек дополнительно появляются новые приоритеты, такие, как «достижение успеха» или «разнообразная жизнь». Профиль основных жизнен-ных ценностей меняется в зависимости от выбранной профессии: у студентов- математиков по сравнению с теми, кто избрал специальность «социальная ра-бота», отмечены более высокие оценки таких ценностей, как «интеллект», «внутренняя гармония» и «независимость», тогда как у вторых доминирует стремление к «достижению успеха» наряду с «уважением традиций». У студенток всех специальностей уровень маскулинности завышен, а соотноше-ние феминности и маскулинности изменяется в зависимости от профессио-нального выбора: относительное преобладание феминности продемонстриро-вали студентки факультета гуманитарного образования, а маскулинности – студентки, обучающиеся математике и информатике. Связь полоролевых при-оритетов в жизненных ценностях и маскулинности/феминности в зависимости от выбранной профессии может свидетельствовать о том, что современные социокультурные стереотипы способствуют развитию у женщин нового взгля-да на ценности жизни и, соответственно, расширению у них профессионально-го поля деятельности.

Истоки исследования гендерных стереотипов, а также гендерных ролей и гендерной идентичности лежат в популярной работе О. Вейнингера «Пол и характер» (1991), в которой было предложено трактовать «женское» как неиз-менное и недостойное, а успехи женщин в социальной сфере – лишь как ре-зультат наличия у них большей доли «мужского». Позже против такой трак-товки выступил целый ряд исследователей, в особенности под влиянием рас-пространения идей феминизма.

Феминизм и как отдельное направление в современных гуманитарных науках на Западе, и как определенное общественное движение, отстаивающее равноправие женщин, а порю и их превосходство над мужчинами, оказал большое влияние на любые гендерные исследования в различных областях, в том числе и в психологии. Существует много разновидностей феминизма; некоторые крайние его проявления связаны с распространенной в США идеей политкорреттности – запрета на проявление пренебрежительного отношения к различным «меньшинствам», в том числе к женщинам. Крайности этой пози-ции доходят до абсурда, призывают, например, внести изменения в англий-ский язык (вместо history употреблять слово hestory, вместо hero – shero и т.п.).

Феминистские идеи оказали влияние на гендерную психологию, в частности на изучение психологических особенностей мужчин и женщин.

С проблемой гендерных стереотипов связано обсуждение различий соци-альных и семейных ролей мужчин и женщин, и поэтому гендерная психология смыкается с проблематикой семьи. Так, исследуются особенности социализа-ции мальчиков и девочек, их специфика в различных культурах (например, символическое определение девочек как «корней», а мальчиков как «крыльев»; рассмотрение факта рождения девочки в некоторых восточных культурах как подлинной «беды» и пр.). Роли взрослых мужчин и женщин в семье также при-влекают внимание исследователей.

Распространенность стереотипов была выявлена в одном из американ-ских исследований, где был получен наиболее полный список черт, свойствен-ных мужчинам и женщинам. Стереотипы, несмотря на их живучесть, «вынуж-дены» изменяться вместе с изменениями, происходящими в обществе, особен-но в связи с изменением типа занятости современных женщин. Тем не менее, устоявшиеся стереотипы часто выступают препятствием в достижении под-линного равноправия мужчин и женщин в обществе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: