Социальные сети как исторический источник




С появлением сети Интернет в жизни учёных произошли существенные изменения, появились новые виды источников.

Что под этим понимать

Социальные сети в Интернете– это сайты, предоставляющие услуги, позволяющие людям создавать общедоступный профиль, добавлять список пользователей, с которыми можно делиться различной информацией и поддерживать общение. Большинство таких ресурсов имеют средства взаимодействия пользователей через глобальную сеть, например, путем обмена мгновенными сообщениями.

Кроме того, на базе многих соцсетей имеются так называемые интернет-сообщества, которые объединяют людей по более узким интересам и предпочтениям. В основном эти сервисы объединяют людей по различным классифицирующим признакам – бывшим школам, ВУЗам, местам работы, увлечениям и так далее. В каждой стране есть наиболее популярная социальная сеть, образования в которой уникальны в соответствии с местными традициями. Кроме того, некоторые сервисы получили распространение по всему миру и стали популярны среди пользователей большинства стран.

Изначально для обеспечения коммуникации между пользователями сети были введены такие сервисы, как Usenet, ARPANET, рассылки и доски объявлений. Сервисы, более похожие на современные, начали появляться в 90-е гг. Многие из этих ранних ресурсов были сосредоточены на объединении людей и обеспечении их общения посредством чатов, а также призывали пользователей делиться информацией и идеями с помощью личных страниц. Впоследствии появились социальные сети в Интернете, использующие другой подход, связывая людей с помощью электронной почты и обмена сообщениями. Первым таким сервисом в мире стал Classmates.com.

Facebook был запущен в 2004 году. Вскоре он стал крупнейшей соцсетью в мире со штаб-квартирой в США. Facebook насчитывает более 1,44 млрд активных пользователей по состоянию на март 2015 года. В апреле 2012 года Файсбук приобрел приложение Instagram для обмена фотографиями и видеозаписями. По данным опроса, проведённого в декабре 2017 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения, 14 % российских интернет-пользователей пользуются аккаунтом в Instagram каждый день/почти каждый день. Facebook подвергался критике по множеству фактов правонарушений: несоблюдение прав интеллектуальной собственности, разглашение личной информации, детская безопасность и пр. Скандал 2018 г. Facebook передала личные данные своих пользователей компании Cambridge Analytica, которая помогала в президентской кампании Дональду Трампу. Полученный массив персональных данных помог этой компании разработать индивидуальные психологические профили, которые использовались для создания сообщений с целью склонить сомневающихся проголосовать за соответствующего кандидата.

Twitter является онлайн-сервисом, который позволяет пользователям отправлять и читать короткие сообщения-твиты. Офис Twitter базируется в Сан-Франциско и имеет более 25 филиалов по всему миру. В мае 2015 года Twitter насчитывал более 500 миллионов пользователей. В феврале 2016 года компанией «Твиттер» официально объявлено о запуске двух новых опций для бизнеса. Теперь становится возможным проводить опрос клиентов благодаря сервису Customer Feedback, который позволит компаниям изучать индекс лояльности NPS и индекс удовлетворенности клиентов (CSAT).

21 марта 2014 года турецкие власти запретили «Твиттер», посчитав его инструментом организации антиправительственных акций. В свою очередь, эти действия вызвали критику представителей Евросоюза.

В 2017 году «Твиттер» запретил рекламу с аккаунтов RT и Sputnik. Российской стороной данное решение было расценено как «очередной агрессивный шаг, направленный на блокировку деятельности российского телеканал Russia Today и ставший результатом давления части американского истеблишмента и спецслужб».

В апреле 2018 года «Твиттер» запретил рекламу с официальных аккаунтов Лаборатории Касперского, ссылаясь на её связи со спецслужбами[87].

LinkedIn является бизнес-ориентированным сервисом. Другими словами, это социальная сеть работников и нанимателей (259 миллионов).

Пользователи LinkedIn могут использовать список контактов в различных целях:

· публиковать профессиональные резюме и осуществлять поиск работы;

· рекомендовать и быть рекомендованными;

· публиковать вакансии;

· создавать группы по интересам.

В 2016 г. Роскомнадзор подал иск к социальной сети LinkedIn, посчитав, что сайт обрабатывал персональные данные без согласия пользователей и не хранил данные россиян на территории России. Ведомство требовало от соцсети разместить серверы для хранения персональных данных российских пользователей на территории РФ согласно новому закону «О персональных данных» и изменить пользовательское соглашение, в котором персональные данные российских пользователей могли передаваться без их ведома третьим лицам. (Есть страница Линкедин на Фейсбуке).

Наиболее известные социальные сети России "ВКонтакте". Она доступна на нескольких языках, но особенно популярна среди русскоязычных пользователей, в частности, в России, Украине, Беларуси, Казахстане и Узбекистане (280 миллионов учетных записей).

"Одноклассники" является сайтом для поиска бывших одноклассников и старых друзей (200 миллионов зарегистрированных пользователей).

Живой журнал. Представляет собой блогосервис, в котором интернет-пользователи могут вести блог, журнал или дневник. Традиционно сложилось так, что этот ресурс используют в политических целях для отображения своей позиции. История ЖЖ началась 15 апреля 1999 года, когда американский программист Брэд Фицпатрик решил создать блог для того, чтобы поделиться своей информацией с друзьями. В январе 2009 г. Живой Журнал полностью «переехал» в Россию.

Некоторые авторы считают, что социальные сети можно отнести к СМИ. Социальные сети предоставили возможность зрителю напрямую вести диалог с ведущими телевизионных программ. Можно передавать актуальную информацию в эфир, предлагать свои вопросы для интервью или просто высказывать свое мнение о передаче. Иногда таким образом удается получить информацию, которая еще не дошла до официальных каналов распространения. Все это создает эффект срочности, непринужденности разговора и стирает барьеры между ведущим и его зрителем. Следует отметить еще одну новую тенденцию в данной области – сами телеканалы создают себе странички на социальных сетях.

Значение источника.

С появлением в Интернете профессиональных форумов и различных сообществ в социальных сетях появилась возможность изучения антропологии профессий.

Второе направление - изучение постфольклора. Постфолькло́р — это массовая городская культура (граффити, девичьи альбомы). Постфольклор дистанцирован и от культуры элитарной, и от патриархально-традиционной, он отличается от собственно фольклора, и подобен массовой культуре.

В Интернете современный фольклор получил очень удобную площадку, как для бытования, так и для изучения. Различные сегменты Интернета могут выступать как носители этих источников (например, фольклора представителей какого-либо неформального объединения).

Специфика блогосферы в том, что посредством социальных сетей самые разные люди могут самостоятельно насыщать Интернет текстами, фото- и видео материалами, выражать и пропагандировать свою точку зрения, поэтому блогосфера весьма полно отражает жизнь общества и влияет на неё.

Социальные сети, прежде всего, дают представление о пожеланиях блогеров по поводу того, какой они хотели бы видеть реальность. Причём в данный конкретный момент. Блогосфера быстро реагирует на события.

Любая война всегда порождала особую виртуальную реальность, состоящую из пропаганды, намеренной дезинформации, «самопроизвольных» слухов, воспоминаний «по горячим следам», художественного и научного осмысления. А с появлением Интернета «виртуальная» сторона войны стала во много раз значительнее и выпуклее, формируется гораздо быстрее.

Блогосфера отражает направление мыслей той или иной социально-политической группы, очень чётко выражает чей-либо социальный заказ по конкретному поводу. Целенаправленные многолетние наблюдения над определёнными сегментами блогосферы могут немало рассказать о ментальности, системе ценностей, картине мира различных категорий населения.

Кроме профессионального фольклора, блогосфера весьма полно отражает мифологические представления, тиражируемые прессой; специфику циркулирования слухов, ньюслор (медиалор). Ньюслор (медиалор) - «тексты, которые появляются на стыке фольклора и медийных форм в качестве непосредственной реакции общества на актуальные события сегодняшнего дня». Как следует из самого смысла понятий «ньюслор» и «медиалор», первое всегда связано с актуальными событиями (но может существовать и без медиа; в этом смысле разновидностью ньюслора можно рассматривать политический анекдот), а второе понятие выдвигает на первый план «техническую» составляющую – именно медийный характер информации (бытование текстов в интернет-пространстве, а также и сами способы передачи информации – форумы, чаты, комментарии и т. п.). При этом содержательно медиалор может быть и не связан напрямую с повесткой дня и событиями новостного плана – это может быть просто шутка, подхваченная другими пользователями и набравшая популярность.

Социальные сети отражают эволюцию направления мыслей того или иного общественного деятеля, известного человека. Здесь люди более откровенны, не отвечают за свои слова. В плане просопографического анализа она, несомненно, открывает новые горизонты.

Антон Платов «Социальные сети: феномен коллективного разума»: Общаясь в рамках социальной сети, ее пользователь фактически формирует свою виртуальную личность, различные проявления которой можно узнать, изучив содержимое его страниц на сервере сети». Но подлинная ли это личность? Однако можно узнать, каким хочет себя видеть данный человек.

Такой материал может быть историческим источником не только по вопросам умонастроений и деятельности пропаганды. Они могут служить и для выяснения деталей и особенности того или иного исторического факта, события, личности. Т.к. много добровольных корреспондентов. Люди выкладывают свои фотографии, могут запечатлеть преступления, демонстрации. «Гражданская журналистика»

Здесь содержится много разнородной информации, разнонаправленной, которая дает возможность читателю сформировать свое мнение.

Методика работы

Отсутствие цензуры, но в некоторых странах существует блокировка данных в Интернет. В марте 2019 г. в России принят закон о наказании за распространение в Интернет фейковых новостей. Под фейковыми новостями в тексте закона понимается недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений и создающая угрозу безопасности. Определять достоверность информации будет прокуратура. Если прокуратура установит, что в сообщении есть недостоверные данные, она обращается в Роскомнадзор, а тот — к конкретному интернет-СМИ. Издание после этого должно «незамедлительно» удалить материал, в противном случае доступ к нему блокируется.

Цель Изначально соцсети создавались для поддержания и восстановления дружеских и деловых связей, самовыражения, объединения в группы по интересам, обмена медиаданными (фотографиями, аудио- и видеозаписями). Здесь нет никакой иерархии. Поскольку задача социальных сетей – общение с друзьями, мы можем больше доверять тем новостям, которые размещают наши друзья. Группа исследователей гражданской журналистики университета Миссури недавно проводила исследования субъективного доверия к новостной информации, найденной в сети Facebook. Исследователи обнаружили, что пользователи Facebook расценивали новости, опубликованные их друзьями, как заслуживающие большего доверия, чем новости, опубликованные на сайтах традиционных СМИ. Это было справедливо даже для студентов-журналистов, зарегистрированных на Facebook». Но кроме явных целей соцсетей могут быть и скрытые цели: коммерческие и политические.

Многие считают, что в Интернет нет давления редактора, нет отбора по идеологическому принципу, нет непосредственной связи с финансами. Но, во первых, есть дирекция у любого интернет-СМИ, она несет ответственность за материалы и может их заблокировать. Кроме того, на личные аккаунты в социальных сетях и каналы подписано огромное число пользователей. Это и приносит деньги. Независимо от того, на какой площадке запущен блог, источником дохода владельца является реклама. Особенно интересуется сетями маркетинг. Она представлена в разном виде (есть скрытая реклама). Т.е. нам нужно изучить, кто дает деньги.

Дмитрий Бирюков отмечает отсутствие ответственности у авторов в социальных сетях, их непрофессионализм, невозможность охватить всю информационную картину мира. Следовательно, нужно изучить этих авторов. Но установить авторство текста, взятого из социальной сети, довольно затруднительно. Помощь в установлении авторства могут оказать специальные системы поиска по социальным сетям (в частности, по блогам), однако оригинал записи может быть удалён, не попасть в индекс поисковой системы либо быть опубликованным слишком давно. При заполнении профиля никто не мешает пользователю указать вымышленные личные данные или загрузить произвольное изображение вместо собственной фотографии: к примеру, нам известно немало случаев, когда пользователи сети «В контакте» с успехом проделывали и то, и другое, несмотря на то, что это запрещено правилами сети. Следует заметить, однако, что пользователь, желающий закрепить своё авторство, может воспользоваться сторонними средствами (к примеру, самостоятельно установить водяные знаки на своих изображениях).

Есть специальные блогеры, которым платят коммерческие фирмы, политические партии за то, что они пишут комментарии.

Как отмечает Браславец Л.А. в статье «Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы // Вестник ВГУ. Серия: Филология и журналистика. 2009. № 1., для работы с материалами блогосферы необходима быстрая обработка и анализ массового материала, различные виды контент-анализа и пр.

Для работы с таким источником, несомненно, необходимы соответствующие компьютерные программы, но без возможности считывать личную и закрытую информацию. Необходимы специализированные программы по быстрому поиску и группировке материала наподобие интернет – поисковиков, только более компактные и узконаправленные. Работа с материалами блогосферы относительно «традиционным» образом, как со значимым самим по себе письменным текстом, возможна лишь в случае, когда объектом исследования является отдельный блогер.

В поиске нужной информации нам помогают Хеште́г — ключевое слово или несколько слов сообщения, тег (пометка), используемый в микроблогах и социальных сетях, облегчающий поиск сообщений по теме или содержанию и начинающийся со знака решётки.

Как отмечает И.Ю.Васильев в статье «Социальные сети как исторический источник» необходимо быстрое и массовое сохранение и паспортизация материалов блогосферы, т.к. есть возможность удаления информации. Полноценным историческим источником может быть только сохранённая копия или скриншот, правильным образом паспортизированные (с обязательнымуказанием URL, даты обращения, количества подобных электронных документов,меющихся в распоряжении исследователя с разбивкой по адресам ссылок и датам).

Необходимо выделение типов и подтипов документов, так или иначе близких друг другу. Т.е. социальные сети являются историческим источником прежде всего как обработанный массовый материал, а не отдельные документы. В контексте социальных сетей работа с такими источниками, как фото и видеоматериалы приобретает особую специфику. Необходима работа с массовым материалом, выявление сходства и различия, типологизации сходных друг с другом документов.

Нужно использовать математические методы обработки.

Как отмечает Каринэ Чобанян в статье «Социальные сети как источник информации и форма интерактивности при создании телевизионных программ»: Ученые выяснили, что скорость потоков информации с социальных сетей является слишком быстрой для моральных ориентиров нашего мозга и может помешать эмоциональному восприятию человека (и ученого). Такая информация «обстреливает» наш мозг и не дает ему переварить ее эмоциональные аспекты (трагедию, страдание, восхищение и т.д.) В результате такого воздействия мы, увы, черствеем и становимся безразличными к человеческому состраданию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: