Современная экономика основывается не на противопоставлении малого и крупного бизнеса, а на их эффективном сочетании и взаимодействии. Крупные предприятия всегда играли определяющую роль в экономике любой страны с позиций формирования направлений экономического роста, создания благоприятных условий функционирования малого бизнеса. Малый бизнес в состоянии зависимости от крупного получает заказы на производство и научные разработки, исследования, сырьё, оборудование, технологии и финансовые ресурсы. В свою очередь малый бизнес оказывает непосредственное влияние на крупный, который не может организовать масштабное производство и реализацию товаров без его участия. В США, например, 3/4 малого бизнеса является частью крупных многоотраслевых систем.
Основная часть малых западных компаний находится в сфере влияния и интересов крупных компаний, а зачастую и наличествует непосредственно при них. Малое предпринимательство входит в структуру корпораций – холдингов, концернов, консорциумов, финансово-промышленных групп, обеспечивая себе устойчивое положение и стабильный доход, широкие инвестиционные возможности.
В России взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса только формируется. На специфику этого процесса в условиях российской экономики влияют, с одной стороны, существовавшие ранее научно-произ-водственные объединения, с другой – чаще всего стихийно возникающие предпосылки к сотрудничеству в условиях трансформации отраслевой производственной структуры, разукрупнения предприятий и разгосударствления собственности.
В частности, в России основой создания интеграционных структур являлась потребность реализации возможностей стратегического партнёрства, создания гибких организационно-управленческих структур и использования потенциала малых предприятий в инновационном процессе. В условиях необходимости выхода из кризиса малое предпринимательство привлекательно для крупных компаний как потенциальный ресурс экономического роста, а также источник образования оптимальных пропорций производства и управления.
|
В последнее время в стране активизировался процесс создания интеграционных структур: финансово-промышленных групп, корпораций, в том числе и транснациональных, где субъекты малого бизнеса играют существенную роль, благодаря которым создаются гибкие системы управления, вертикальные связи заменяются горизонтальными, позволяющими приспосабливаться к требованиям рынка в наибольшей степени.
Однако формирование интеграционных связей в России происходит крайне стихийно, без активной поддержки государства, хотя направление структурных изменений и набирает силу в последнее время. Увеличивается число объединений, где первостепенную роль играют малые инновационные предприятия. Формируются научно-производственные центры, зоны технико-экономического развития, новых технологий, ориентированные на создание наукоёмкой продукции. В этих организациях концентрируется значительный кадровый потенциал; исследовательские фирмы, разрабатывающие текущие и перспективные научно-прикладные проблемы; производственные компании, осуществляющие выпуск новой продукции и её внедрение.
Сотрудничество малого и крупного бизнеса в научно-технической сфере является относительно молодой формой экономических отношений, в которой малые предприятия принимают активное участие. Обусловлено это, прежде всего, научно-техническим прогрессом, развитием наукоёмких отраслей, ростом наукоёмкости производства. Способы взаимодействия малого инновационного бизнеса с крупными компаниями весьма разнообразны. Они сотрудничают в сфере наукоёмкого производства, включая субподрядные отношения; в области организации и ведения инновационного бизнеса с использованием франчайзинга; в сфере инвестирования через систему венчурного финансирования высокорисковых проектов и посредством развития лизинга.
|
Одной из распространенных форм взаимодействия субъектов малого и крупного бизнеса является субконтрактация, где отношения основаны на производственной кооперации и активном разделении труда между контрактором (крупным предприятием) и субконтракторами (малыми фирмами, в том числе инновационными).
Как правило, контрактор сохраняет за собой лишь отдельные элементы производственного цикла: сборку, упаковку, дизайн, наладку, маркетинг, рекламу. Субконтракторы же выполняют весь комплекс работ и услуг, проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Система подрядчиков позволяет крупному бизнесу освобождаться от экономически невыгодного производства, сокращать производственный цикл, минимизировать затраты за счёт отказа от организации собственного производства, снижать транзакционные издержки, а также завоевывать свободные рыночные ниши и расширять сферу своего влияния с помощью более быстрой реакции малых предприятий на изменение рыночного спроса.
|
Малым инновационным предприятиям в свою очередь партнёрство предоставляет также ряд преимуществ в существовании и их возможном росте. Преимущества заключаются в возможности диверсификации риска, обеспечении стабильной деятельности и гарантированного рынка сбыта, повышении технологического уровня производства, получении финансовой поддержки, а также гарантий платежей.
Важным для представителей малого бизнеса является вступление в производственные сети крупных компаний за рубежом, поскольку в данном случае малые инновационные предприятия становятся «отправной точкой роста» мировой экономики. Предприятия, следовательно, функционируя в едином комплексе, оптимально распределяют ресурсы в мировом масштабе, устанавливают полезные взаимосвязи между различными звеньями экономики.
Таким образом, подрядные отношения предоставляют всем участникам интеграционного процесса огромные преимущества, хотя и устанавливают при этом жёсткие требования сотрудничества, к которым относятся: строгое соблюдение договорных обязательств; требование своевременной поставки продукции; рациональное размещение субъектов малого бизнеса вокруг крупной компании; жёсткий контроль качества.
Из этого следует, что малые предприятия должны не только поддерживать требуемые технические параметры продукции и условия поставки, но и применять современные принципы управления в своей деятельности. Субподрядчики должны соответствовать требованиям, предъявляемым головным предприятием, приспосабливаться к изменяющимся условиям и разрабатывать стратегию своего развития совместно с подрядчиком.
Всё это, несмотря на тенденцию партнерских отношений, ставит малое инновационное предприятие в зависимость от крупного бизнеса и снижает возможность расширения отношений с другими клиентами. Помимо этого, высокие требования головного предприятия создают технические барьеры для входа в действующие сети новых малых предприятий.
В России контрактные отношения субъектов малого инновационного и крупного бизнеса распространены недостаточно. Большинство крупных предприятий располагают полным циклом производства, что, с одной стороны, возможно, повышает надёжность работы, а с другой – не позволяет сформировать конкурентные преимущества. Причины этому – недостаточная концентрация ресурсов на стратегических направлениях деятельности, невозможность полноценного объединения технологического процесса и исследований, низкая производительность труда, слабая инновационная активность. Поэтому немногие крупные предприятия в РФ используют субконтрактацию в качестве стратегии своего инновационного развития.
Напротив, получает всё большее распространение субконтрактация, применяемая малыми предприятиями для организации собственного производства. Малые инновационные предприятия разрабатывают научные проекты самостоятельно, производят основные инновационные узлы, занимаются финишной сборкой. Все остальные детали изготавливает крупное предприятие. Это позволяет малым предприятиям производить качественную продукцию, не тратить средства на приобретение оборудования, аренду производственных площадей, что в свою очередь существенно повышает конкурентоустойчивость как самого малого предприятия, так и всей интеграционной структуры.
Все большую популярность приобретает система договорных отношений между субъектами малого, в том числе инновационного, и крупного бизнеса, называемая «франчайзинг». По этому соглашению собственник продукта, процесса, услуги или торговой марки предоставляет право использования актива другим организациям за определённую плату.
В зависимости от вида хозяйственной деятельности и места предпринимательской сети на рынке товаров и услуг выделяют следующие виды франчайзинга: товарный, производственный и деловой, а также корпоративный при условии их объединения.
В рамках товарного франчайзинга франчайзером является крупный производитель, продающий продукцию дилеру – франчайзи, которым выступает малое предприятие. Оно занимается реализацией продукции франчайзера под его торговой маркой и послепродажным обслуживанием. В случае производственного франчайзинга головное предприятие продает малым предприятиям технологию изготовления определённого продукта. При деловом франчайзинге малое предприятие полностью включается в производственные цикл крупного предприятия – от поставки сырья до формирования финансовой и бухгалтерской отчётности.
Широкое использование франчайзинга объясняется определёнными преимуществами, получаемыми обеими сторонами – как мелкими предпринимателями, так и крупными компаниями. Последние с помощью этой системы увеличивают объёмы бизнеса, привлекают дополнительный капитал за счёт финансовых средств франчайзи, расширяют рынки сбыта производимой продукции, повышают эффективность производства и управления. Для франчайзи вступление в предпринимательские сети является наиболее лёгким способом учреждения нового предприятия и осуществления своей деятельности. Поскольку крупная компания может при заключении контракта предоставить субъекту малого бизнеса льготный кредит, основные фонды, информацию о состоянии рынка, поставщиках и покупателях, системе сбыта продукции, методах работы.
Вовлечённость франчайзера в инновационный процесс и заинтересованность его в получении инновации может способствовать обучению персонала малого предприятия, проведению НИОКР, внедрению результатов в производство и распространению технологий и инновационной продукции. Работа под известной торговой маркой даёт возможность малым предприятиям, сотрудничающим с крупными, быстрее утверждаться на внутренних и внешних рынках.
Таким образом, франчайзинг создаёт условия умеренного риска, затрат и доходов, из чего следует, что в ситуации ограниченности возможностей именно этот вид договорных отношений способствует развитию малых инновационных предприятий и повышению их конкурентоустойчивости.
В инновационном бизнесе России франчайзинг ещё не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности для его внедрения достаточно велики. Основным фактором, сдерживающим развитие франчайзинга в нашей стране, является несоответствие между жёсткими едиными стандартами, критериями, устанавливаемыми франчайзером, и специфичными конкретными условиями работы франчайзи. Существен также разрыв между длительным сроком действия договора франчайзинга и непредсказуемостью динамики параметров хозяйственной деятельности малого предприятия в силу отсутствия стабильности в экономике страны. Негативным фактором является отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности, эффективных мер её защиты. К тому же, развитию франчайзинга препятствует нормативно-правовая база, не стимулирующая рост малых инновационных предприятий, которые работают по технологиям отечественных и зарубежных франчайзеров, распространяющих нововведения и поддерживающих высокий уровень инновационности национальной экономики.
Современное состояние научно-технического прогресса требует особого внимания к решению проблем инвестиционной политики. При внедрении новых технологий, замене устаревших средств производства на современное оборудование возникает необходимость использования подходящих методов финансирования вложений. Наилучшим образом этим потребностям отвечает такой инструмент финансирования инвестиционных и инновационных проектов, как лизинг.
Лизинг является одной из форм аренды имущества и обладает рядом особенностей:
- в лизинговых отношениях участвуют три стороны: продавец имущества, лизингодатель и лизингополучатель;
- лизингополучатель имеет право выбора имущества и его продавца;
- лизингодатель остаётся собственником передаваемого по договору имущества;
- лизингодатель не несёт ответственности за недостатки переданного имущества;
- лизингополучатель берёт на себя обязанности в отношении права собственности (риск случайной гибели, техническое обслуживание);
- договор лизинга заключается чаще всего на срок, сопоставимый со сроком службы имущества.
Лизинг незаменим при необходимости постоянного обновления производственных фондов, которые гораздо легче заменить, чем приобретённые в собственность.
Лизинг является перспективным направлением поддержки субъектов малого бизнеса, особенно инновационного. С помощью договора финансовой аренды малое предприятие решает проблему дефицита финансовых ресурсов, получает доступ к новым прогрессивным видам оборудования, не используя кредиты.
Для малого инновационного предприятия (лизингополучателя) лизинг привлекателен следующим:
- доступ к лизингу свободнее, чем к банковскому кредиту;
- лизинговый договор имеет более гибкий характер по срокам и размеру погашения;
- лизинг подразумевает 100%-ное кредитование и не требует немедленного начала выплат;
- для предприятия снижается риск морального и физического износа оборудования, так как оно берётся во временное пользование;
- лизинговое имущество не числится на балансе малого предприятия;
- лизинговые платежи снижают налогооблагаемую прибыль лизингополучателя;
- лизинг даёт возможность апробирования оборудования до его полной оплаты, получения широкого спектра услуг по обслуживанию производственных фондов.
Несмотря на отдельные недостатки, связанные с тем, что лизинг предполагает временное использование арендованного имущества, не создаёт права собственности лизингополучателя и не выгоден в случае краткосрочных договоров, он играет важную роль в обновлении производства, активизации инвестиционной деятельности, расширении сбыта продукции, поддержке развития малых инновационных предприятий.
Эффективность инновационной политики государства зависит также от состояния и дальнейшего развития предпринимательских сетей, объ-единяющих крупную компанию-производителя, компании венчурного капитала и малый инновационный бизнес.
Подобное партнёрство даёт возможность реализовывать проекты, которые, с одной стороны, обладают высоким потенциалом разработки инновационных технологий, процессов и продукции, с другой – характеризуются повышенной неопределённостью результатов и рисками. Такое сотрудничество обеспечивает централизацию проектов, доведение их до стадии реализации и финансирование, диверсификацию риска между субъектами предпринимательской сети, доступ к зарубежным достижениям в случае международной интеграции.
Формирование предпринимательских сетей возможно по различным схемам. Одной из них является внедрение в крупные предприятия организационных структур в виде научно-исследовательских групп. Цель их образования – ускорение процесса НИОКР на предприятии-производителе, причём научная группа несёт полную ответственность за весь цикл работ.
По мере роста объёмов производства, доли на рынке и финансового положения венчурной группы могут возникнуть условия для учреждения отдельного малого венчурного предприятия. Хотя предприятие и является самостоятельной единицей, развивается оно, как правило, за счёт ресурсов крупной компании, а значит и зависит от неё. Целью деятельности такого венчура является укрепление, прежде всего, позиций основного производства, поддержание его эффективности.
Если же крупной компании необходимо освоение принципиально нового продукта, проникновение в новые области деятельности, то она может привлечь малые инновационные предприятия со стороны, занимающиеся самостоятельной разработкой и внедрением проектов на рынок. Такие венчуры, чаще всего, более устойчивы и независимы от основного производства.
Именно такая интеграция способствует, с одной стороны, тому, что НИОКР освобождены от давления производства и развиваются в интересах всей структуры, с другой – деятельность малых инновационных предприятий избавляется от риска потерь в результате непредсказуемости результатов исследований и разработок.
Интеграция предприятий в венчурные сети может быть прямой и косвенной. Прямая представляет собой покупку акций малого предприятия без активного участия венчурного капитала в его деятельности. Однако такая форма применяется очень редко по причине высокого риска и длительных сроков окупаемости проектов. Гораздо чаще используется косвенная форма – через партнёрскую группу, которая осуществляет подбор фирм, нуждающихся в финансовой поддержке, и доноров – крупного предприятия, банков, пенсионных фондов, а также оказывает им консультационные и информационные услуги.
В свою очередь, косвенная интеграция осуществляется в двух вариантах. При первом, когда донор включается в качестве держателя акций в венчурное партнёрство, предоставляемый им капитал образует фонд, за счёт которого финансируется акционерный капитал рискованного предприятия. При втором варианте партнёр является посредником, ищет для донорского капитала приложение в малые инновационные предприятия.
Используя средства крупных компаний, фирма венчурного капитала вносит один процент и становится генеральным партнёром. Крупные инвесторы вносят остальные 99 % и становятся ограниченными партнёрами. Собранный капитал распределяется между несколькими малыми фирмами, входящими в сеть и занимающимися инновациями. Однако фонды при таких условиях финансируют только незначительную часть проектов, оценённых с помощью квалифицированных экспертов.
К способам практической реализации венчурного финансирования относятся: корпорационные венчуры; внутренняя приватизация; внешняя приватизация.
Корпорационные венчуры – это способ финансирования внутреннего предпринимательства в условиях диверсификации сфер деятельности предприятий в рамках интеграционных сетей. Выделяют два способа формирования корпорационных венчуров: «spin offs» и «spin outs». Реализация первого осуществляется посредством финансирования крупной компанией действующих малых предприятий на начальных стадиях научно-произ-водственного цикла. Реализация второго заключается в инвестировании средств в новые малые предприятия, отделённые от крупного.
Внутренняя приватизация (management buy-outs) представляет собой продажу акций малого предприятия крупному. Финансируются такие операции либо за счёт средств кредитных институтов, либо за счёт собственных средств крупной компании-производителя. Внутреннюю приватизацию отличает относительно низкая степень риска в сравнении с инвестициями в стартовые наукоёмкие неинтегрированные предприятия.
Внешняя приватизация (management buy-in) отличается от внутренней более высоким уровнем риска, поскольку осуществляется посредниками, берущими на себя руководство малым предприятием и влияющими на деловую стратегию венчурной сети.
Процесс венчурного финансирования формируется из стадий в соответствии с этапами реализации инновационного проекта и фазами жизненного цикла малого предприятия. Как правило, размер финансирования колеблется от 1 до 100 млн долл.
Хотя от разработки идеи до внедрения её в производство и завоевания инновацией соответствующей рыночной ниши может пройти длительный срок, в случае повышения эффективности деятельности, соответствия качества новой продукции потребительскому спросу длительность процесса оказывается оправданной. При условии прибыльности венчура, малое предприятие может изменить свою организационно-правовую форму, превратиться в открытое акционерное общество, доход от реализации акций которого возместит затраты участников венчурной сети.
В промышленно развитых странах создание эффективного партнёрства малых инновационных предприятий, крупных производственных компаний и кредитно-финансовых институтов является основным направлением реализации научно-технических программ.
Для превращения венчурного капитала в действенный инструмент финансирования инновационных проектов в РФ необходимы следующие условия:
- достаточно высокий уровень развития производства, способный генерировать и распространять инновации;
- стимулирующая нововведения конкурентная среда;
- благоприятные законодательные и налоговые условия, обеспечивающие гарантию безопасности и доходности рисковых вложений.
Несмотря на значимость венчурных инвестиций для развития отечественной экономики, их притоку мешают различные факторы. Общая экономическая ситуация в стране создаёт возможности для коммерческих операций краткосрочного спекулятивного характера и делает непривлекательными долгосрочные венчурные инвестиции. Высока степень недоверия российских инвесторов и бизнес-ангелов к финансовым посредникам и управляющим компаниями, что также оказывает негативное влияние на развитие венчурного инвестирования. Отсутствует как таковая культура прямого и венчурного инвестирования, недостаточно развиты национальные финансовые институты, осуществляющие долгосрочные диверсифицированные инвестиции. Крупный бизнес с опасением идёт на тесное сотрудничество с малыми инновационными предприятиями, с нежеланием предоставляет им неиспользуемые производственные площади, обеспечивает их средствами связи, оборудованием, занимается обучением персонала, консалтингом, бухгалтерским и юридическим сопровождением.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что хотя остаётся много нерешённых проблем по вопросам взаимодействия малого инновационного и крупного бизнеса, создание партнёрских отношений между малыми инновационными и крупными предприятиями остаётся необходимым, поскольку позволит реализовать им инновационный потенциал, а вследствие этого повысить конкурентоспособность отечественной экономики и сыграть достойную роль в становлении национальной инновационной системы страны.