Организованный характер преступности несовершеннолетних. Группирование — начало организованной преступности, но без определенного руководства со стороны взрослых рецидивистов и мафиозных структур она так и останется лишь групповой преступностью. Именно мафиозные структуры и рецидивисты придают ей организованный характер. Организованность предполагает:
- включение подростковой группы в преступную группу более высокого порядка (взрослых преступников), связанную с органами власти, с ее коррумпированными элементами.
- организованность связана с функциональным разделением преступной деятельности подростковых групп (с четким разделением территорий и зон преступного промысла: транспортировка наркотиков, оружия, рэкет).
- организованность предполагает в качестве обязательного элемента профессионализацию в тех или иных видах преступной деятельности подростковых групп, а также профессионализацию внутри групп.
- организованность предполагает также общие для всех преступных групп, входящих в данную преступную организацию, правила поведения, «законы», «нормы», ценности, получившие наименование «криминальная субкультура».
- важным элементом организованности является специальный подбор «кадров» в преступные группы из числа несовершеннолетних и молодежи и их подготовка на специальных полигонах (обучение стрельбе, приемам каратэ, дзюдо, способам преступной деятельности) и тотальный контроль за поведением каждого члена организации.
- наличие определенных «судебных» инстанций, наделенных правами проводить «разборки», наказывать виновные группы или отдельных участников. Однако здесь приведены признаки организованной преступности, характеризующие место в ней подростковых преступных групп.[5]
Подростковый алкоголизм, токсикомания и наркомания
Алкоголизм
Связь с алкоголизмом многоканальная, прямая и обратная. Алкогольные эксцессы несовершеннолетних — это и способы «взрослого» самоутверждения, проведения досуга, свободного общения. Они — групповые по своему характеру. Едва ли можно встретить случаи, когда подростки употребляли алкоголь в одиночку. Им обязательно нужны зрители, аудитория, действия перед ней и составляют суть группового алкогольного эксцесса. Нередко ошибочно полагают, что есть лишь один механизм связи преступности несовершеннолетних с алкоголизмом, а именно — совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения.
С ориентацией на действие этого механизма преимущественно и пытаются строить профилактическую работу. Однако, как показывают исследования и практика, только 25-35% преступлений совершаются лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Именно эта формула и находит свое отражение в уголовной статистике. Вместе с тем свыше 35% корыстных преступлений совершается несовершеннолетними в трезвом состоянии, но для добычи средств на приобретение алкоголя. Сотрудникам ОППН, практическим психологам, социальным и педагогическим работникам важно знать и другие социально-психологические механизмы связи алкоголизма и групповых преступлений учащихся. Например, потребность во «взрослом» самоутверждении побуждает к участию в групповых алкогольных эксцессах, которые могут заканчиваться преступлениями. [6]
Токсикомания
Распространены среди групп несовершеннолетних правонарушителей в целях одурманивания себя разные виды токсикомании — сознательное самоотравление, а значит, и самоуничтожение. Обычно подростки вдыхают сильнодействующие спиртосодержащие вещества — краски, различные освежители в аэрозольных упаковках; употребляют парфюмерную продукцию; заглатывают в больших количествах медикаментозные средства, вызывающие состояния, близкие к наркотическим; вводят в вены разные смеси токсических веществ, употребляют препараты бытовой химии; производственные эмульсии и красители, различные экстракты растительных веществ.
Мотивы употребления токсических веществ почти совпадают с мотивами употребления алкоголя. Основные из них:
1) потребление из любопытства;
2) бравада своей смелостью;
3) стремление самоутвердиться в среде себе подобных;
4) групповая сопричастность («за компанию»);
5) желание получить «кайф» (расслабиться);
6) желание развлечься;
7) желание уйти от трудных жизненных проблем;
8) снять психологический барьер перед совершением других форм асоциального и криминального поведения (перед занятием групповым сексом, совершением преступления и т.п.).
Как и алкоголикам, всем токсикоманам свойственно стремление объединяться в группы для приобретения, хранения и употребления токсических веществ. «За компанию» легче преодолевается естественный страх перед токсическим отравлением, интереснее совместно переживать состояние токсического «кайфа». В этом состоянии несовершеннолетним свойственны повышенная внушаемость, конформное, зависимое от группы поведение. Поэтому токсикоманы становятся в руках более опытных лидеров («вожаков») орудием совершения разных видов преступлений.[7]
2.3 Наркомания.
Особую заботу должна вызывать у сотрудников милиции работников работа по предупреждению групповой преступности, связанной с наркоманией. По данным МВД, более 20 млн. человек, в основном молодежи, пробовали наркотики.
В последние десятилетия во многих странах наблюдается тенденция не только к резкому росту наркомании, но и значительное ее «омоложение», т.е. увеличение процента подростков и детей среди наркоманов. Наша страна не стала исключением, хотя у нас нет традиций употребления наркотиков. Если употребление алкоголя дети видят постоянно, если не дома, так на улице, то родителей-наркоманов не так уж много. Наркомания в нашей стране распространяется подобно моде на одежду, музыку, танцы и т.д.
Большинство наркоманов начинают употреблять наркотические вещества еще в подростковом возрасте и практически всегда под воздействием ближайшего окружения. В медицинской практике не встречались случаи, когда бы подросток сам, без внешнего влияния, в одиночку начал бы искать и употреблять наркотические вещества. Одним из основных мотивов первого потребления наркотика является желание быть «своим среди своих», стремление быть принятым референтной группой, соответствовать моде (а наркотики сейчас в моде), с другой стороны, - проявление самостоятельности, самоутверждения, чувства взрослости, которые выступают главными возрастными особенностями подросткового возраста.
Среди психолого-педагогических и социально-психологических причин ранней наркотизации можно выделить следующие. Употребляющие наркотики подростки чаще всего растут и воспитываются в в неблагоприятных микроусловиях – в неустойчивых или неполных семьях, в ситуации постоянных конфликтов, при отсутствии тепла и заботы со стороны родителей. Такие семьи нередко характеризуются низким морально-этическим уровнем развития, регулярным потреблением спиртного старшими, склонностью к асоциальным действиям.[8]
Наркотики позволяют человеку хотя бы на время избавиться от собственных недостатков: скучные становятся веселыми, жизнерадостными, молчаливые – оживленными, словоохотливыми, робкие – смелыми, слабые чувствуют прилив энергии, причем сознание собственных сил и способностей у них возрастает в высокой степени. Эти ощущения прекрасного психического самочувствия и подъема энергии вызывают у подростков желание повторять прием наркотиков. Под особым наблюдением должны быть те подростки, которые курят, поскольку установлено, что курению наркотиков всегда предшествует табакокурение. Более того, табакокурение также является токсикоманией, хотя и в гораздо более легкой, ослабленной форме. Поэтому борьба с курением в подростковом возрасте является составной частью профилактики наркомании. Разумеется, наличие даже одновременно всех приведенных проявлений еще не дает оснований утверждать, что несовершеннолетний употребляет наркотики. Подобные тревожные симптомы могут порождаться различными трудностями и отражать, например, трудности подросткового возраста.
Список используемой литературы
1. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. – М., 1998
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1999
3. Васильев В.Л. Юридическая психология.- СПб.: Питер Ком,2001
4. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. Учебник для вузов. - М.:Юрист,2002
5. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М., 2001.
6. Пирожков В.Ф. Подросток и преступность. – М., 1999
7. Психология. Учебник. / Под ред. А.А.Крылова. - М., 2000
8. Практическая психология. Учебник / Под ред. проф. М.К.Тутушкиной. СПб.: Изд-во "Дидактика Плюс",1998
9. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей - М.,2004
10. Мариновская И.Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности. - М., 2000.
11. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. – М., 2001.
12. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М., 1999.
13. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи: Криминальная субкультура. Тверь, 1994.
14. Прозоров А.В. Криминальная психология: Курс лекций. – Калининград, 2000.
15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
[1] Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. – М., 1998
[2] Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
[3] Мариновская И.Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности. - М., 2000.
[4] Васильев В.Л. Юридическая психология.- СПб.: Питер Ком,2001
[5] Васильев В.Л. Юридическая психология.- СПб.: Питер Ком,2001
[6] Пирожков В.Ф. Подросток и преступность. – М., 1999
[7] Пирожков В.Ф. Подросток и преступность. – М., 1999
[8] Мариновская И.Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности. - М., 2000.