Что нужно знать о работе




История профессии


Профессия сценариста – относительно новая. Из творческих занятий, связанных с кино, она появилась позже всех. На заре синематографа сюжетам не уделялось особого внимания.

Главными участниками были актеры, операторы, режиссеры, а вопрос, о чем, собственно, будет фильм, нередко отходил на второй план. Основой первых кинокартин были песни, анекдоты, цирковые номера.

В 1910-х годах кинематографисты обратились к литературным источникам, а сюжеты им в меру своего таланта адаптировали журналисты, студенты, неудачливые поэты. Настоящие писатели смотрели тогда на кино свысока, не считая его серьезным искусством.

И только в 1930-х годах в Советском Союзе работа сценариста начала становиться на профессиональные рельсы. Этот процесс связан в первую очередь с такими именами, как Евгений Габрилович, Александр Ржешевский и Геннадий Шпаликов. Сейчас уже никто не станет снимать фильм, телепередачу и даже рекламу без заранее отработанного сценария.

 

Театр, как и кино начинается не с вешалки и даже не с актеров, а именно со сценария. И чем он будет лучше, тем великолепнее станет конечный результат. А потому стоит рассмотреть профессию сценарист кто это такой, чем занимается и какое требования к нему предъявляются более подробно.

Особенности профессии

Сценарий является основой для фильма или спектакля. В нем прописано буквально все, начиная с того, какие будут декорации и заканчивая репликами актеров.
Подробно расскажем о профессии, при отсутствии которой не было бы премьер в театре или кино. Такой специалист позволит создать идеальный и интересный сюжет, благодаря которому получится фильм, который увидят миллионы зрителей.

При этом сам сценарий представляет собой отдельный вид литературного творчества, требующего особых знаний от специалиста.
Ему потребуется не только наличие литературного таланта, но и специальная подготовка, по-особому видеть общую картину происходящего и уметь мыслить совершенно иначе, используя творческий подход, воплощая в реальность даже самую смелую идею. Кроме того, ему придется внимательно продумывать не только декорации, но и действия персонажей, их манеру говорить и сами диалоги. Особенно это касается фильмов или спектаклей для детей. Как видите, автору сценария потребуется не только природный талант, но и опыт, накопленные знания и интеллект.


Что нужно знать о работе

Если говорить, что за профессия сценарист, и чем занимается такой специалист, стоит сказать, что очень часто в качестве основы сценария используются уже написанные романы, повести, пьесы, ставшие известными или способными привлечь внимание людей.

В процессе трудовой деятельности, сценарист может выбирать один из нескольких путей развития своей деятельности:

-заключить контракт с киностудией и писать сценарии согласно поступившему от руководства заказам;

-начать собственное дело, написав сценарий, предлагая его различным киностудиям;

-стать автором, написав интересную книгу, составить на нее сценарий, после чего продать его.

Причем где и как работать, зависит уже от самого сценариста.

В театре термин сценарий применяется для обозначения различных — по функции и способу записи — творческих и рабочих документов, объединяемых тем общим признаком, что все они, в виде более или менее подробной или краткой схемы (плана, «оглавления»), излагают порядок и содержание сцен пьесы-спектакля без диалога.

Итальянское слово «scenario» («сценарио» в итальянском произношении с ударением на а или во французском — с ударением на последнем о) проникло очень давно во все европейские языки в качестве технического театрального термина. Происходит оно от слова («сцена») и обозначает расписание или порядок сценического действия. У нас это слово получило русское окончание: сценарий.

Так, сценарием в театре называются:

1. Режиссерский рабочий план-проект для постановки спектакля.

В театре балета сценарием называется составляемое обычно режиссером расписание танцевальных и мимических номеров, по которому осуществляется постановка балета.

Такой сценарий, ограничивающий свои задачи порядковой разметкой сценического действия (с кратким указанием содержания отдельных сцен и способа их исполнения), предполагает, что содержание балета (его фабула) предварительно установлено и изложено. Это содержание балета излагается в так называемом либретто*.

В театре драмы, где обычно постановка осуществляется прямо по пьесе, постановочного сценария, особого от пьесы, как общее правило, не составляется — в нем нет надобности. Его заменяет разметка пьесы, т.е. дополнительные режиссерские ремарки и комментарии в развитие и дополнение авторских ремарок.

Однако и в театре драмы режиссер может составлять для постановки пьесы особый постановочный сценарий.

Эти рабочие планы-проекты для постановки спектакля можно назвать постановочными, рабочими или режиссерскими сценариями.

2. В работе драматурга (над разговорной пьесой) сценарием называется схематический план пьесы — изложение ее фабулы, в котором более или менее точно и конкретно намечены последовательность и содержание отдельных сцен будущей пьесы и темы разговоров действующих лиц. Руководствуясь таким планом, драматург затем разрабатывает полный текст пьесы.

*Либретто слово итальянское, уменьшительное от libro — книга; libretto первоначально означало — книжечка, т.е. небольшое по размерам изложение содержания балета, оперы или пьесы.

Следует различать:

1) либретто для зрителя (изложение содержания идущего в театре спектакля, которое обычно печатается в театральной программе) и

2) авторское либретто для постановки (особого вида пьеса для балета или оперы). Здесь и в дальнейшем речь идет именно об авторском либретто.

 


3. При работе над пьесой между авторами возможно разделение труда:

один — в форме сценария разрабатывает фабулу пьесы, подробный план ее сценической композиции, другой — разрабатывает диалоги действующих лиц. Такая практика иногда имеет у нас применение в драматургии «малых форм»: одни авторы (сценаристы) пишут сценарии будущих постановок, другие (которые называются «текстовиками») пишут разговорный текст к этим сценариям, тем самым превращая их в пьесы законченной формы.

4. В театре сценической импровизации (т.е. в театре, где разговор на сцене импровизируется, разрабатывается самими актерами) пьесы пишутся в форме сценария. Так писались пьесы в театре итальянских комедиантов XVI-XVTII веков (так называемом театре «la commedia dell'arte»).

В практике театра и театральной драматургии одним и тем же термином сценарий обозначается и первичное произведение автора-драматурга для сцены и последующая разработка авторского произведения для постановки режиссером.

Однако, между тем, что нами названо авторским сценарием, и тем, что нами определено как режиссерский сценарий, существует весьма отчетливое и принципиальное различие.

Режиссерский сценарий представляет собой разработку и разметку имеющегося уже налицо текста пьесы (или в балете — либретто) применительно к средствам сценического выражения, к технике постановки и ведения спектакля.

Авторский сценарий впервые излагает содержание пьесы (спектакля), давая достаточно полное и сюжетно осмысленное описание происходящих в ней событий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: