Прозрачный мир: бесполезно заклеивать свою веб-камеру




Приватность как временная аномалия

Еще сто лет назад в крестьянской избе взрослые спали на лавках, дети на полатях, старики на печи — все в одной комнате, в такой же тесноте, как и в каменном веке. Теснота не обижала, уединения никто не искал, не считал себя «уникальной индивидуальностью», которой нужно собственное пространство.

Да что там сто лет. Буквально несколько десятилетий назад мы раздумывали, как переводить на русский язык английское слово privacy, и как объяснять его значение жителям коммунальных квартир. Но, начав жить городской жизнью, быстро входишь во вкус. Неприкосновенность частной жизни и право на личные тайны стали для нас важными, даже базовыми ценностями. Они закреплены в конституциях и считаются чем-то само собой разумеющимся.

Но вместе с приватностью и прочими буржуазными свободами к нам пришла цифровая революция. Сначала казалось, что интернет — торжество приватности. Будто бы каждый может делать здесь все, что хочет, скрываясь под маской Анонимуса. С этим ощущением многие не расстались до сих пор: неопытных преступников сплошь и рядом ловят по следам, оставленным в соцсетях, где они обсуждают свои планы или хвастаются «подвигами».

Как оказалось, то, что попало в сети, уничтожить очень сложно. Фривольные фотографии или некорректные высказывания, сдурузапощенные по молодости, словно татуировка, могут навсегда остаться пятном на вашей биографии. Можно ничего и не постить — сети сами разболтают ваши тайны. Недавно в США разразился скандал. Фейсбук нарушил анонимность пациентов психиатра, предложив им добавить друг друга в друзья — соцсети предлагают подружиться людям, которые бывают в одних и тех же местах, или тем, чьи телефоны записаны в одной и той же базе. А сколько скандалов происходит в частной жизни, когда соцсеть знакомит жену с любовницей?

Социальные сети возвращают городских жителей в «глобальную деревню», где все обо всех знают, где каждый — сосед, живущий на расстоянии пары кликов. Может быть, это и неплохо. Вспомним громкие разоблачения, которые одно за другим потрясают российское общество: лавину рассказов об изнасилованиях, историю с соблазнениями школьниц учителем в 57-й школе. Все, что годами скрывалось, вдруг стало выходить на поверхность.

Если приватность — лишь временная аномалия, а в обществе будущего все снова будут жить на виду, нам срочно нужно учиться вести себя с учетом этого обстоятельства, вырабатывать новую этику. Но чтобы понять, каким правилам поведения следовать, давайте сначала оценим, насколько прозрачным становится мир.

Прозрачный мир: бесполезно заклеивать свою веб-камеру

Главный источник информации о вас — обработка «больших данных» об активности в сети. Специальные программы, предназначенные для изучения пользователей, уже знают о нас больше, чем хотелось бы.

Один из таких алгоритмов, созданный в Кембридже, умеет определять уровень интеллекта и личностные черты пользователей Фейсбука по отметкам «Мне нравится», которые они ставят материалам друзей.

Программа отличает республиканцев от демократов с точностью в 85%, мусульман от христиан — в 82%, предсказывает сексуальную ориентацию — при том что только 5% геев ставят «лайки» однополым бракам. Алгоритм делает выводы, опираясь на косвенные данные, вроде музыкальных предпочтений.

Подобные программы быстро учатся и, бывает, знают о человеке то, что для него самого загадка. Легендарной можно назвать историю о том, как американская сеть магазинов Target стала анализировать данные кредитных и скидочных карт покупателей, чтобы присылать им персонализированную рекламу. Вскоре разъяренный отец 12-летней школьницы призвал к ответу руководство магазина: его дочь зас ы пали буклетами с товарами для беременных. Менеджеры отделывались извинениями, но через несколько дней ошеломленный отец извинился сам. Выяснилось, что девочка действительно беременна, хотя на момент жалобы об этом не знала. А программа заметила изменения в покупках, характерные для беременных.

Еще в 2014 году в университете Огайо разработали программу, которая по выражению лица может с точностью 96,9% распознать шесть базовых эмоций: счастье, печаль, страх, гнев, удивление и отвращение. Сегодня рекламные системы неутомимо собирают информацию о ваших интересах и предпочтениях, чтобы составить ваш потребительский портрет. Они отслеживают, что вы покупаете, какие сайты посещаете, какие запросы вводите в поисковых системах. А скоро с помощью веб-камеры начнут следить за вашей эмоциональной реакцией на увиденное, анализируя выражение лица, размер зрачков, движения головы и глаз. Вы будете видеть рекламу, рассчитанную на ваши вкусы, слабости и желания, причем показывать ее будут в момент, когда у вас хорошее настроение или когда вы наиболее восприимчивы.

Допустим, когда захочется отдохнуть, рекламируемая бирюлька будет показана в антураже курорта. Когда захочется секса — с ней будет играть любовная пара. А когда потянет на трудовые подвиги, бирюлька будет подаваться как атрибут успешного лощеного менеджера.

Впрочем, реклама — довольно невинная цель. Программы, анализирующие персональные данные, используются и в менее безобидных контекстах: при решении вопроса о выдаче кредита, приеме на работу, проверке политической благонадежности и поиске потенциальных террористов.

Наступает эпоха, когда каждая полка в магазине будет знать о наших желаниях. Вероятно, уже через несколько лет мы окажемся под прицелом множества крохотных камер, от которых негде будет спрятаться. Из-за системы распознавания лиц передвигаться по улицам инкогнито будет непросто. Уже сейчас приложение FindFace, которое умеет находить аккаунт во ВКонтакте по фотографии, стало причиной проблем: с его помощью травят женщин, которые снимаются в порно. А очень скоро, заметив симпатичного вам человека, вы через минуту будете знать о нем даже то, что он предпочел бы скрыть, а заодно получите точный прогноз, чем закончится ваше свидание и имеет ли смысл строить с ним отношения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: