Фрэнсис Бэкон – основоположник философии Нового времени




Родоначальником современного научного мышления считается Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Он родился в семье лорда-хранителя печати (министра юстиции), учился в Кембридже на юриста, какое-то время работал адвокатом, был членом английского парламента, лордом-хранителем печати и лордом-канцлером английского парламента. Однако его обвинили во взяточничестве и посадили в тюрьму. Вскоре он был освобожден, но к политике не возвращается и решает заняться философией, точнее естествознанием (собственно философию Бэкон не любил, понимая под этим определением философию схоластическую и противопоставляя ей свободное исследование природы).

Основная направленность мыслей Бэкона состояла в развитии естествознания и вообще наук. Он развивает экспериментальное естествознание, указывая на то, что именно эксперимент и опыт должны быть идеалом науки. Наука может быть истинной только когда опирается на опыт, именно опыт есть и источник знания, и критерий истины, и единственное содержание науки. Такая концепция называется эмпиризмом.

Среди произведений Бэкона выделяется одно большое – «О достоинстве и приумножении наук», которое, правда, не является главным в его творчестве. Главное его произведение называется «Новый органон» (само заглавие предполагает противопоставление того метода, который создает Бэкон, старому, аристотелевскому, который назывался «Органоном»). У Френсиса Бэкона есть и другие работы, в частности несколько эссе, каждое из которых посвящено некоему богу или герою: «Орфей, или Философия», «Пан, или Природа», «Нарцисс, или Себялюбие». Также Бэкон пишет свою утопию – «Новая Атлантида», где описывает мифическое, выдуманное государство, в котором люди посвятили все свои силы изучению природы и на основе сделанных ими открытий могут жить комфортно, не напрягая себя тяжелым физическим трудом.

Бэкон делит всю историю человечества на три этапа: молодость, зрелость и старость. Молодостью являлась античность, а старостью – время Бэкона, время подведения итогов и создания серьезных научных систем. Античность он рассматривает в двух планах: досократовская и сократовская философия. Первая была честным исследованием фактов, когда не было никаких школ, основанных на непроверенных гипотезах. Философы были не философами, а честными исследователями природы. Затем усилиями Сократа, Платона и Аристотеля философия начинает заниматься не тем, чем нужно, – создавать системы. Платон и Аристотель нанесли наибольший вред науке, ибо говорили не о фактах, не об опытах, а о системах и школах. Третий период античной философии – древнеримский – становится наиболее благоприятным для развития науки. Философы отказываются от системопостроения, в философии преобладает прагматизм, а это и есть то, что необходимо истинной науке, которая всегда ищет полезное. Это самая благоприятная эпоха для развития научной философии. Именно идеи досократиков, с одной стороны, и эклектиков Древнего Рима – с другой составляют светлые моменты истории.

Главным исходным пунктом для Ф.Бэкона является природа. Первый афоризм «Нового органона» так и гласит: «Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может». Знаменитый третий афоризм гласит: «Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие» (в краткой форме он звучит так: «Знание – сила»). Поэтому только из понимания того, что человек не превосходит природу, а является ее частью, ее слугой и может быть лишь ее толкователем, и вытекают основные положения философии Бэкона: вся наука должна быть экспериментальной, даже те науки, которые всегда строились на рассудочных началах. Среди последних Бэкон перечисляет психологию, историю, поэзию.

Ф.Бэкон строит классификацию наук на основе познавательных способностей человека: памяти, воображения и рассудка. Каждая из наук может быть отнесена к одной из трех познавательных способностей человека:

· Память порождает исторические науки (история является архивом фактов и должна копить для человечества то, что недоступно прямому наблюдению). Должны быть истории природных и человеческих фактов. Историю фактов Бэкон противопоставляет истории систем (истории философии), которая, по Бэкону, – совершенно бесполезное занятие.

· Воображение порождает такую науку, как поэзия. Поэзию Ф.Бэкон считает наукой, которая дает исходные факты для экспериментальной психологии, которой поэзия предоставляет переживания, эмоции.

· Рассудок порождает разные науки, главным образом философию, которую Бэкон понимает не как схоластику (сам термин «философия» Бэкон не отбрасывает, считая, что он является создателем истинной философии). Философия может быть метафизикой и физикой. Первая исследует форму (некий закон чистого действия, т.е. действия, происходящего без факта), вторая же занимается законами материи в ее частных проявлениях.

Науки могут быть теоретическими и прикладными. Первые исследуют и открывают законы как формы чистого действия, и на основе этих законов или проявлениях этих законов в конкретных случаях создаются прикладные науки. Прикладную физику Бэкон называет механикой, а прикладную метафизику – магией. В свою классификацию Бэкон не включает математику, поскольку она является инструментом для всех наук.

Разберём же вкратце содержание первой части «Нового органона». Эта часть – критическая. В ней Бэкон доказывает несправедливость методов философии и раскрывает причины того, почему не была создана истинная экспериментальная наука. Одна из основных причин – в том, что не был найден истинный метод философии. Философы всегда пользовались методом дедуктивным. По Бэкону, нужно идти обратным путем: набрав частные случаи, обобщать их и приходить к общим правилам, на основе которых открывать законы, т.е. формы чистого действия. Это индуктивный метод, который Бэкон разрабатывает во второй части «Нового органона».

Бэкон создал свое учение об идолах. Он считал, что человеческое сознание загружено четырьмя видами идолов:

· Идолы рода (идолы племени) – это идолы объективные, которых мы не можем избежать и которые можем только учитывать, и идолы, которые мы создаем сознательно и которых можем и должны избегать, если будем их знать. Идолы рода происходят от самой природы человека и возникают от смешения различных познавательных способностей, в том числе от наложения чувств на разум, что мешает разуму прийти к обобщениям и осмыслению фактов.

· Идолы пещеры возникают на основе личной индивидуальности каждого человека. Каждый из нас имеет свой талант, свое воспитание, каждый привык к определенному образу жизни, его интересует определенная профессия. И человек смотрит на мир как бы из своей пещеры.

· Идолы рынка создаются самим человеком. Возникают они из-за общения при помощи слов. Существуют три вида слов: истинные слова, ничего не обозначающие слова и плохо образованные слова. Большинство философских терминов относятся к ничего не обозначающим словам, многие научные термины являются словами плохо образованными и потому мешают человеку познать истину.

· Идолы театра созданы засильем авторитетов, которые, как актеры на сцене театра, подавляют человека своим талантом. Поэтому люди доверяют гениальным философам, создавшим свои системы, и подвергаются их воздействию, поэтому некоторые философские системы особенно вредны, потому что своей мощью, красотой и логичностью подавляют человека и отвлекают его от поиска истинной картины мира.

Все ложные философские и научные учения Бэкон делит на три типа: софистические, эмпирические и суеверные. К софистическим Бэкон относит все философские системы и Пифагора. Эмпирические ложные учения создаются алхимиками, которые слишком большое значение придают единичным случаям, не пытаясь их обобщить, классифицировать. Суеверны те учения, которые пытаются основываться на религиозных истинах. Истина науки и истина религии не связаны и развиваются параллельно. А смешение наук, в частности философии и религии, приводит к созданию суеверной философии, или еретической религии. Наука, по Бэкону, должна служить религии, доказывая бытие Бога исходя из анализа мира. Это единственная ниточка, связывающая науку с религией. Так в классификацию наук Бэкон включает экспериментальную теологию (теологию, которая основывается на знании мира).

Бэкон предлагает образное описание трех различных путей развития науки и философии:

· путь паука, или путь догматика (любой догматик, как паук, плетет из своего разума паутину философской системы);

· путь муравья (путь эмпирика, который только собирает факты, не делая из них выводов);

· истинный путь – путь пчелы, которая собирает факты, как нектар с цветов, сносит их в улей и рассортировывает по сотам. Так же и истинный ученый собирает факты, классифицирует их, обобщает и приходит к открытию законов.

Бэкон многое сделал для развития науки в духе создания индуктивной логики. Но индуктивное, опытное познание сталкивается со множеством трудностей. Эти сложности вытекают из того, что существует два вида индукции – полная и неполная. Интерес для науки может представлять лишь неполная индукция, построенная на обобщении ряда фактов. Но любое количество фактов, как бы много их ни было, не сможет привести человека к уверенности в истинности выдвинутого обобщения. Бэкон предлагает различные методы построения неполной индукции, чтобы её выводы были правомерными. Здесь, в частности, Бэкон предвосхитил методологию современной социологии, применяющей различного рода выборки, приводя много полезных примеров того, как пользоваться индуктивным методом. Но основного он всё-таки не заметил: как бы замечательно ни были построены его таблицы, индукция всегда будет давать статистическую вероятность, но не точную и полную истину. Поэтому Бэкон не мог быть создателем новой науки. Он мог быть лишь некоторым ее помощником и интерпретатором. Своими трудами он лишь помог распространению науки, но не явился ее созидателем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: