Школа научного менеджмента.
Школа научного менеджмента (1885-1920) наиболее тесно связана с именами
Ф. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилберт и Г. Гантта. Основателем её по праву считают
Ф. У. Тейлора, который начал свои научные эксперименты по
управлению производственными процессами в 1880 году в «Мидвейл стил
компании» в американском городе Филадельфия. Основные черты научного
подхода Тейлора опубликованы в 1903 году в докладе «Управление циклом». И
хотя в теории Тейлора много противоречий, его учение стало главным
теоретико-историческим источником современных концепций менеджмента.
Главная цель научного менеджмента – обеспечить эффективность
производства по формуле «вход - выход». Отсюда суть её состоит в том, что
управляющая система в целом и каждый менеджер в отдельности несут
ответственность за рациональное размещение и расходование ресурсов, а также
за совершенствование всей производственной системы. Тейлор также
подчёркивал, что менеджеры несут ответственность за главные функции:
определение задач каждому работнику; выбор работника, способного выполнить
данную работу; мотивирование работника выполнять свои функции с высокой
производительностью. Если менеджеры выполняют эти функции, то задача
повышения эффективности и производительности труда считалась выполненной.
Научный подход по управлению исходил из того, что на основании
наблюдений, замеров и анализа трудовых операций можно усовершенствовать
процессы ручного труда и выполнять их с большей эффективностью. Основной
упор делается на принцип отделения управленческих функций от выполнения
работ, т.е. на разделение труда по управлению от труда рабочих. При таком
|
подходе управление рассматривалось как самостоятельная сфера деятельности,
а рабочий сосредотачивался на том, что он способен сделать успешнее всего.
Ф. Тейлор на практике в ряде случаев определил объём работ, который
может выполнить рабочий, наиболее рационально отдавая свою рабочую силу в
течении длительного времени.
Теоретические разработки Ф. Тейлора были обоснованы немецким социологом
М. Вебером. Ему принадлежит мысль, что если каждый служащий в аппарате
управления будет чётко знать, что он должен делать, как он должен это
делать, и будет исполнять всё точно по инструкции, то весь аппарат станет
работать как хорошо заведённый часовой механизм.
Теория Макса Вебера, по сути, является идеологией бюрократии. Однако,
это не означает, что бюрократия как форма организации возникла лишь в
период, когда появилась эта теория. Бюрократия была свойственна практически
всем формам автократического управления в древние, средние века и
сохранилась до нашего времени. Бюрократия, в непредвзятом понимании её
сущности, является довольно жизненной и мощной формой организации и имеет
свои положительные и отрицательные стороны. Положительное главным образом
связано с чёткой регламентацией основных функций, задач, обязанностей и
полномочий не только каждого подразделения в структуре управления, но и
каждого исполнителя, что, безусловно, придаёт процессу управления в целом
большую согласованность и организованность. Отрицательные стороны
бюрократии связаны с тем, что практически не оставляет пространства для
|
творчества и свободы выбора в случае изменения ситуации. А ведь любой
регламент, инструкция, положение ограничены, не отображают всего
многообразия жизненных ситуаций. Документ устаревает, по существу, в
момент, когда в его тексте ставится последняя точка. Это делает
бюрократическую организацию менее гибкой и потому менее жизненной. Как это
ни парадоксально, бюрократическая организация не только не повышает
ответственность отдельно взятого чиновника, хотя расписывает все его
обязанности, а, напротив, снижает его ответственность в конкретных
ситуациях, позволяя «прятаться» за букву инструкции.
По мнению Д. Гвишиани учение Ф. Тейлора, или, как его называют,
«тейлоризм» - это:
. Создание научного фундамента, заменившего старые, традиционные,
практически сложившиеся методы работы, научные исследования
каждого её элемента;
. Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и
обучение;
. Сотрудничество между администрацией и рабочими для практического
внедрения разработанной системы организации труда;
. Равномерное распределение труда и ответственности между
администрацией и рабочими.
Административная или функциональная школа управления (классическая школа).
Работы Ф. Тейлора и его последователей посвящены вопросам управления на
его нижнем уровне, где происходит непосредственное соединение рабочей силы
со средствами и предметами труда. Вопросами же управления на более высоком
уровне уделялось мало внимания. Бурное развитие промышленности в первой
|
четверти ХХ века дало толчок эволюции взглядов на проблемы управления и
формированию нового подхода. Дальнейшее развитие теория управления получила
в работе французского промышленника А. Файола и его последователей: Д.
Муни, А. С. Рейли, Л. Гулик, Л. Урвик, Р. Дейвис, Г. Кунтц, С. О.
Доннел, создавших так называемую функциональную, или административную школу
управления. В американской литературе её называют ещё классической школой.
Если сторонники научного менеджмента концентрировали основное внимание
на вопросах управления процессом производства, то приверженцы
административной школы старались определить общие характеристики и
закономерности управления и создать на их основе универсальные принципы
управления, которые могут повысить эффективность производства. Управление
ими рассматривалось как единый процесс, состоящий из ряда функций, а
процесс управления как сумма всех функций. В качестве основных функций А.
Файол обосновал планирование, организацию, руководство, координацию и
контроль, посредством которых осуществляется процесс управления.
В дальнейшем Л. Гулик и Л. Урвик более чётко разграничили и
систематизировали эти функции. Они сформулировали принципы
административного управления, которые практически не изменились до
настоящего времени:
. Планирование – постановка подлежащих выполнению задач и указание
способов их решения для достижения целей предприятия;
. Организация – создание формальной структуры для разделения
управленческих работ между подразделениями, определения функций и
координации их деятельности по достижению конкретной цели;
. Комплектование штата – подбор и подготовка кадров, создание
необходимых условий для трудовой деятельности;
. Руководство – постоянная функция принятия решения и их оформление;
. Координация – обеспечение согласованности в работе всех
подразделений предприятия, образующих единое целое;
. Отчётность – обеспечение информацией вышестоящих инстанций и
собственной администрации о ходе работы посредством докладов и
проверок;
. Составление бюджета – составление финансовых планов и контроль
финансовой деятельности.
Наиболее важной частью управления А. Файол считал администрирование,
которое основывается на 14 общих принципах: разделение труда, полномочия и
ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направлений (целей),
подчинённость личных интересов общим, вознаграждение персонала (оплата),
оптимальная централизация, иерархия, порядок, справедливость, стабильность
кадров, инициатива, корпоративный дух. Эти принципы наряду с
производственно-техническими учитывают и некоторые человеческие факторы.
Интересен взгляд А. Файола на организационное планирование.
Рассматривая его как общую функцию управления, он отмечал трудности
планирования в постоянно меняющихся условиях рынка. План должен вытекать не
из возможного повторения прошлого периода, а из представления о неизбежных
изменениях в будущем. Появляется понятие «неопределённости», причём не в
смысле незнания, а как постоянная изменчивость условий, поведения (в
частности возникновение новых связей), быстрая и гибкая переориентация
производства и сбыта. И с 70-80х годов полный учёт и просчёт заранее, до
мелочей становится малореальным, поэтому задача руководителя состоит в
создании адаптивных, быстрореагирующих управленческих механизмов, а
менеджера – в реализации ограниченных системных подходов.