Экспресс-подготовка к школе




Летние игры, в ходе которых дети быстрее подружатся в дежурном детском саду

Екатерина Митина
социальный педагог, г. Москва,
Светлана Уфимцева
педагог-психолог, г. Омск

Предложите воспитателям летние развивающие игры и упражнения для детей разного возраста. Они помогут сплотить группу, развить коммуникативные навыки у детей. Подойдут для дежурного детского сада или постоянного коллектива.

Летом группы нередко объединяют, и перед воспитателями стоит задача познакомить детей друг с другом, наладить в группе благоприятную психологическую атмосферу. Расскажите педагогам, как с помощью игр и упражнений сплотить детей и избежать конфликтов. Предложите воспользоваться летними играми и упражнениями для детей разного возраста.

Игры для детей 3–4 лет

В младшем дошкольном возрасте детям нужны коллективные творческие дела, совместные сюжетно-ролевые игры. Это период возрастного кризиса. Ребенка уже не интересуют вещи и предметы, а интересует мир людей и их взаимодействие, он ищет свое место в обществе. Необходимо поддерживать и направлять детей в этом поиске. Ниже – игры, которые помогут это сделать.

Игра «Разноцветные шарики». Дети сидят в кругу, ведущий обращается к ним с просьбой сделать из ладошек «лодочку». Дети закрывают глаза, а ведущий вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик. Шарики должны быть разноцветными. Ведущий говорит, что шарики надо согреть, покатать, подышать на них, отдать шарику часть своего тепла, нежности, ласки. После этого дети открывают глаза, а ведущий предлагает посмотреть на шарик и рассказать о том, что испытывал каждый из них, держа его в руках, о тех чувствах, которые возникли во время выполнения упражнения.

Игра «Лавата». Дети становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: «Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш веселый танец – это „Лавата“». Останавливаются, ведущий говорит: «Мои локти хороши, а у соседа – лучше!» Дети берут соседей за локти и снова идут по кругу и повторяют слова. Ведущий называет разные части тела: талию, плечи, пятки, ноги. Задача игры – снять у детей тактильное напряжение, сплотить группу посредством тактильного контакта.

Игра «Я знаю пять…». Дети встают в круг и выбирают водящего. На первом этапе водить может воспитатель. Он берет в руки мяч и говорит: «Я знаю пять… названий фруктов / сортов растений / видов спорта / имен мальчиков / разных настроений и др.». Называет фрукт, передает мяч ребенку рядом, тот тоже называет фрукт и передает мяч дальше. Каждый ребенок называет фрукт. Когда названо пять фруктов, следующий по кругу ребенок говорит: «Я знаю пять… видов цветов и т. д." Игра начинается заново.

Игры для детей 4–5 лет

В среднем дошкольном возрасте детям нужны игры, в которых требуется следить за правилами, выяснять точные инструкции. Детям важно научиться понимать и контролировать свое положение в группе сверстников. Нужно предлагать им индивидуальные и групповые задания.

Упражнение «Музыка и цвет». Дети рассаживаются полукругом, ведущий находится напротив. Он раздает детям картонные квадраты разных цветов и оттенков. Затем на 2 минуты ставит симфоническую, оркестровую или инструментальную музыку.

Задача играющих – поднять вверх квадрат того цвета, который, на их взгляд, передает то же настроение, что и музыка. Если кто-то из детей поднял квадрат другого цвета, чем у большинства других детей, ведущий просит его обосновать свое мнение, а затем предлагает коллективное обсуждение.

Игра научит детей сопоставлять оттенки цвета и музыкальные впечатления, находить между ними ассоциативную связь, различать эмоции. По окончании игры можно попросить детей рассказать про цвета и ответить на вопросы, что это за цвет, на что он похож, какая музыка и инструменты ему соответствуют и др.

Игра «Кактусы растут в пустыне». Дети встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы растут в пустыне, кактусы растут в пустыне…" Ведущий стоит в центре круга, иногда поворачивается.

Неожиданно кто-нибудь из играющих выпрыгивает из круга и кричит: «Ой!» Он должен сделать это так, чтобы ведущий в этот момент его не видел, а соседние с ним игроки сразу сцепляют руки.

Если ведущий увидит, как кто-то собирается выпрыгнуть, то дотрагивается до его плеча, и игрок остается в общем круге. Ведущий спрашивает: «Что с тобой?» Играющий придумывает любой ответ, который связан с кактусом. После этого играющий возвращается обратно в круг, и выпрыгивать могут другие.

     
  Пример. Ведущий спрашивает: «Что с тобой?» Играющий говорит: «Я съела кактус, а он горький» или «Я наступил на кактус».        
     

 

Главное условие – не повторяться, когда отвечаешь на вопрос ведущего. Дети, которые чаще всех оказываются вне круга, наиболее активны и обладают лидерскими способностями. Это нужно учитывать при организации игр и мероприятий.

Игра «Передай сигнал». Дети встают в круг и сначала выбирают водящего. Его задача – передать какой-то сигнал товарищу, например, подмигнуть ребенку, который стоит напротив. Каждый ребенок сам выбирает сигнал. В конце игры дети берутся за руки и должны передать сигнал, слегка сжимая руку соседа. Сигнал должен пройти по кругу.

Игры для детей 5–6 лет

В старшем дошкольном возрасте детям нужны задания, которые сформируют у них самостоятельность. Игры должны помочь им в постановке новых целей, научить не бояться ошибок. Для этого нужно организовать работу в команде и по одному.

Упражнение «Рисунок». Надо сделать неправильный рисунок из правильного. Заранее готовятся черно-белые рисунки, на которых изображен ребенок в знакомых детям ситуациях: на занятиях, с мамой на прогулке, в игре. Каждый ребенок получает карточку с рисунком, который он должен дорисовать так, чтобы ситуация на рисунке стала «неправильной». После упражнения проговорите с детьми, что значит, по их мнению, «правильно» и «неправильно». Объясните им, что не нужно бояться сделать что-то не так и у каждого есть право на ошибку.

Игра-тест «Увлекательные палочки». Группа делится на пары, каждой из которых дается задание придумать для соперника фигуру. Один из детей в паре должен показать другому сложенную из палочек фигурку: домик, звездочку, снежинку, елочку и др. Через две секунды нужно накрыть ее листом бумаги. За это время второй ребенок должен запомнить фигурку и выложить ее на память. Затем нужно сверить свою фигуру с образцом, подсчитать и исправить ошибки. Если палочка пропущена или положена неправильно, это считается ошибкой. Позже можно усложнить игру и выкладывать одновременно несколько фигурок.

Коллективная игра «Кто, где живет». Дети садятся в круг. Каждый из них изображает какого-либо зверя. Для наглядности можно каждому сделать маску и дать карточку, которая изображает, где это животное обитает: в лесу, в поле, в дупле дерева и др. Ведущий обращается к детям, называет место своего пребывания и пункт назначения.

     
  Пример. Ведущий говорит: «Ой, я, кажется, заблудился! Кто бы мне помог в этом дубовом лесу найти дорогу к полю? Но нет, никто здесь, видно, не живет». Выскакивает заяц: «Я, я здесь живу! Могу показать дорогу!» Он «показывает дорогу» к кому-то, кто живет, например, в поле, – мышке. Затем действия повторяются.        
     

 

Игра «Слон». Дети при помощи подручных материалов – ручки, карандаши, ветки, шишки и др. – за ограниченное время должны выложить на полу слона. Задание нужно выполнять в полной тишине. Ведущий внимательно наблюдает за соблюдением условий игры, смотрит, все ли выполняют задание, кто взял на себя роль руководителя, кто был помощником. Эти знания нужно использовать в дальнейшей развивающей работе с детьми.

Игры для детей 6–7 лет

С детьми 6–7 лет лучше проводить летом экспресс-подготовку к школе в игровой форме. Вместо отметок можно использовать призы. Например, в игре «Лесная школа», это листочки, шишки, желуди и др.

Экспресс-подготовка к школе

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: