ППФП (Профессионально – прикладная физическая культура)




Профессионально – прикладная физическая подготовка (ППФП) – одно из основополагающих направлений физического воспитания, формирующие прикладные знания, физические и социальные качества, умение и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности.

Цель ППФП - психофизиологическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы цель была достигнута, необходимо создать у будущих специалистов психофизиологические предпосылки готовности:

1. к ускорению профессионального обучения;

2. к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;

3. к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечения профессионального долголетия;

4. к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;

5. к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональный коллектив;

 

ППФП призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности при одновременном общем укреплении организма и здоровья человека, повышении уровня его всестороннего физического развития. Конкретные задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности. Они состоят в том, чтобы формировать необходимые прикладные знания, осваивать прикладные умения и навыки, воспитывать прикладные психофизические качества и специальные прикладные качества.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью и приобретаются во время учебных занятий, а также путем самостоятельного изучения литературы. Важен тот факт, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу с знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда.

Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач. Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимавшийся прикладными видами спорта.

Прикладные физические качества – это быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. Они необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы необходимы или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.

Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях и самостоятельно. На спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия для воспитания смелости, мужественности, чувства коллективизма. Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентированно воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности. Так, особенно ярко, мужество, самоотверженность, дисциплинированность проявляются в двигательных действиях по гимнастике, единоборствах, плавании и т.д. В циклических видах спорта, в видах двигательных действий, связанных с развитием общей скоростной и силовой выносливости, формируются терпение, упорство, настойчивость и целеустремленность. Например, многие строительные профессии требуют от специалистов хороших координационных способностей, развитого чувства равновесия, силы, умения работать на большой высоте. Естественно, что эти способности лучше развивать заблаговременно, на занятиях физической культурой и спортом. Кроме того, воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения переносятся в повседневную жизнь и профессиональную деятельность.

Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат, укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость.

Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объективные и субъективные требования профессии к человеку. Поэтому научно-теоретическое обоснование ППФП, прежде всего, связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, то есть требований профессии к определенным двигательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями.

К таким факторам относятся следующие:

1) формы (виды) труда специалистов конкретного профиля;

2) условия и характер труда;

3) режим труда и отдыха;

4) особенности динамики работоспособности специалиста в процессе труда и специфика профессионального утомления и заболеваемости.

Дополнительными факторами, определяющим содержание профессионально-прикладной физической подготовки, являются индивидуальные особенности будущих специалистов, а также климатические условия региона, где предстоит работать и жить. Изучение факторов, влияющих на жизнедеятельность специалистов в сфере труда, психофизических процессов, сопровождающих различные виды профессиональной деятельности, позволяют выявить тот самый объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности.

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна строиться на основе и в единстве с общей физической подготовкой. Подбор средств ППФП должен производиться с учетом особенностей учебного процесса на конкретном факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов. В числе таковых могут быть: прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

В качестве средств ППФП в практике широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики (упражнения без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке, канатах, шестах, бревне) и таких массовых видов спорта, как легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры, туризм и другие; специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализированные полосы препятствий.

Подбирая физические упражнения, необходимо учитывать, чтобы их психофизическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам. При целенаправленном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий можно увеличивать объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько физических качеств и соответственно устанавливать учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта чаще производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температур воздуха. В содержание занятий со студентами должно входить обучение приемам закаливания организма и выполнению гигиенических мероприятий, а также применению средств ускорения восстановительных процессов в организме.

Вспомогательными средствами ППФП, обеспечивающими ее эффективность, служат упражнения на профессиональных тренажерах и других специальных технических приспособлениях. В профессиональных тренажерах отрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях.

 

 

Комплекс упражнений

 

Наиболее мощным натуральным методом является зарядка. Ведь ВСД страдают чаще всего те, кто ведет малоподвижный образ жизни. Кровь застаивается, ослабляется тонус всего организма и вегетососудистой системы в частности. Человек становится расслабленным, то есть непривычным к различным перепадам положения тела: резко встал - темнеет в глазах.

Но далеко не каждый организм способен с утра пораньше тратить силы на зарядку. Когда же лучше всего ею заниматься? Это зависит от вегетативного портрета человека. Легковозбудимые люди с самого утра чувствуют себя хорошо, зато быстрее выдыхаются к вечеру. Если они будут делать физические упражнения после работы, это поможет им больше удерживать организм в тонусе. А при парасимпатической дистонии физкультуру полезнее делать утром, потому что у таких людей жизненные процессы более заторможены, а физические упражнения помогут их активизировать.

Нужно выделить время для длительных пеших прогулок. Сейчас много говорят о том, что ходить полезнее, чем бегать. Необходимы систематические занятия спортом, лечебной физкультурой. Без этого базового комплекса все остальные методы лечения ВСД малоэффективны.

Комплекс лечебной физкультуры.

Упражнения в положении сидя.

Двигать глазами вверх, вниз, в стороны. Круговые движения глазами (налево, вверх, направо, вниз, в обратном направлении). Движения производить поочередно при открытых и закрытых глазах, в среднем темпе, по 10 раз каждое. Закончив упражнения, слегка погладить пальцами закрытые глаза и несколько раз моргнуть.

Сжимать и разжимать веки. По 10-15 раз в среднем темпе, с усилием.

Вращать головой при фиксированном перед собой взгляде то в одну, то в другую сторону. Выполнять в среднем темпе по 5-6 раз в каждую сторону.

 
Исходное положение Методика выполнения Количество выполнения  
Откинуться расслаблено на спинку стула, руки поднять вверх, ноги вытянуть. На счет 1-2 - прогнуться, отвести голову назад - вдох; 3-4 - возвратиться в и.п. - выдох. 4-6 раз  
Взяться руками за края сиденья, ноги вытянуть. На счет 1 - поднять левую ногу до горизонтального положения; 2 - опустить ногу; 3-4 - то же, но правой ногой. Дыхание равномерное. 3-4 раза  
Откинуться на спинку стула, руки поднять вверх, ноги вытянуть. На счет 1-2 - согнуть левую ногу и, обхватив руками голень, коснуться коленом груди, голову наклонить вперед - выдох; 3-4 - возвратиться в и.п. - вдох; 5-8 - то же, сгибая правую ногу. 3-4 раза  
       

Упражнения в положении стоя

 
Исходное положение Методика выполнения Количество выполнения  
Руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч (основная стойка) На счет 1-2 - руки поднять вверх ладонями наружу, потянуться - вдох; 3 опустить руки вниз и описать ими круг - выдох; 4 - возвратиться в и.п. 4-6 раз в среднем темпе  
Руки на поясе, ноги врозь На счет 1-2 - повернуться влево, руки в стороны - вдох; 3-4 - возвратиться в и.п. - выдох; 5-8 - то же в другую сторону 4-5 раз в медленном темпе  
Основная стойка На счет 1-2 - присесть, не отрывая пяток от пола, немного наклонившись вперед и отводя руки назад, - выдох; 3-4 - возвратиться в и.п. - вдох 4-6 раз в медленном темпе  
Основная стойка На счет 1 - присесть, держа руки на бедрах, - выдох; 2 - возвратиться в и.п. - вдох. Дышать ровно. 3-4 раза  
Руки на поясе, ноги на ширине плеч На счет 1 - наклониться влево, правую руку поднять вверх - вдох; 2 - возвратиться в и.п. - выдох; 3-4 - то же в другую сторону 3-4 раза  
Основная стойка На счет 1 - левую руку вытянуть вперед; 2-7 - маховые движения ногой (вперед-назад); 8 - возвратиться в и.п. Дыхание не задерживать. По 3-4 раза каждой ногой  
Основная стойка На счет 1 - левую руку вытянуть вперед правой ногой, правую руку вытянуть вперед; 3- приставить руки к плечам (кисти сжаты в кулаки); 4 - возвратиться в и.п.; 5-8 - то же, начиная с правой руки и делая шаг левой ногой 3-4 раза в среднем темпе  
Основная стойка Ходьба на месте. Закончить ходьбу 2-3 дыхательными упражнениями 15-20 секунд  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: